Бескаравайный Станислав Сергеевич : другие произведения.

Палочная разборка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия обыкновенная. На седьмой роман о Гарри Поттере.


  

Бескаравайный С.С.

   ПАЛОЧНАЯ РАЗБОРКА
   Рецензия на роман J. K. Rowling Harry Potter and the Deathly Hallows
  
   Седьмой роман о страданиях, приключениях и победах Гарри Поттера. Венец трудов писательницы, имя которой сейчас известно всему миру.
   Завершилась громадная интрига, финал которой одновременно напоминает мозаику и удачную сборку кубика Рубика. Намеки, детали, авторские обмолвки первых шести романов выстраиваются в абсолютно закономерную победу добра над злом. При этом есть свежая порция тайн и новый магический артефакт, за который шла борьба - сильнейшая в мире волшебная палочка. Все старые союзники и противники волшебников - пауки, кентавры, великаны - являются на финальную битву. Герои переходят свои рубиконы и совершают важнейшие деяния своей жизни. До конца выдержана линия не использования человеческой техники в решающих схватках: ни магических танков, ни пулеметов не появилось, хотя возникли подпольные магические радиостанции.
   Однако есть в тексте и свои проблемы. Не недостатки, а скорее обманутые ожидания некоторых читателей. Седьмой роман мало чем отличается от шестого - Дж. Роулинг слишком уж тщательно следовала канонам массовой литературы. Текст остался образцом поведения героя, а не образцом его размышлений.
   Главный злодей в конце окончательно превратился в карикатуру на самого себя. Жестокость его стала настолько хаотичной и чрезмерной, что Волдеморт стал походить уже не на главу организации, не на коварного и тонкого заговорщика, а на обколотого маньяка, у которого развязалась смирительная рубашка. Это привело к фактической измене семейства Малфоев. Своего наиболее способного подручного - Злея - он убил за несколько часов до финальной схватки. В последней книге им не было принято ни одного сколько-нибудь прозорливого решения.
   Во многом это произошло от того, что Дж. Роулинг так и не использовала тот очень большой "аванс тайны", который создавался в предыдущих романах. Нет, интрига завершена, герои и злодеи рассчитались между собой, каждый получил своё. Но мир, который придумала писательница, остался, будто колченогий стол - шатается и вот-вот упадет. Так и не прозвучало внятного объяснения сложившихся отношений между магами и обычными людьми. В тумане остались границы между государствами магов. Не были раскрыты взаимосвязи магии и техники. А ведь даже С. Лукьяненко сподобился в своих "Дозорах..." дать подобные объяснение.
   В результате так и не было показано, к чему стремятся сторонники зла, какой идеал ими движет. Ну, сделали бы из Хогвартса один сплошной Слизерин, поменяли бы эмблему, а что дальше? Какой смысл в войне, кроме перестановки флагов и бесконечных убийств? Ведь если Волдеморт смог поставить собственного министра во главе официальной иерархии магов, если его подручный возглавил Хогвартс, то какой власти еще он мог желать? Автор так и не объяснила, ради чего шли за Волдемортом многочисленные сторонники. Почему идея с устранением всех "муглокровных" магов так упорно висела в воздухе, и почему многие волшебники и ведьмы с таким энтузиазмом принялись травить своих недавних знакомых? Ведь довести эту идею до логического конца, и взяться за магов-полукровок не было никакой возможности. И не столько потому, что Волдеморт и Злей были полукровками, а потому, что маги не стали отдельным народом - их было слишком мало.
   Эти недомолвки отразились даже на троице главных героев - они так и не смогли окончательно выйти из образа марионеток. Они искренне сражались со злом и понимали, что поражение принесет смерть всем, кого они любят. Но почему началась война, и почему она достигла такой степени ожесточения - для себя они так и не выяснили. Это, может быть, знали старшие поколения, а молодым осталось только расхлебывать вражду отцов. Впрочем, главные герои и не чувствовали здесь проблемы, в романе они скорее показаны продолжателями традиций, чем сторонниками прогресса и ниспровергателями кумиров. Да и большинство поклонников романа верят, чтобы понимать, а не понимают, чтобы верить.
   Пожалуй, двухтактный кульминационный поединок, не смотря на целый ворох тайн, который был раскрыт в последних главах, оказался наиболее подчинен штампам. Смерть и воскрешение Гарри Поттера, расписаны строго по канонам финального поединка. Обмен последними словами Главного Героя с Главным Злодеем - соответствует всем критериям, и уже пусть другие читатели решают это критерии ковбойского разговора, или критерии диалога классических персонажей.
   На этом фоне блекнут даже размены, по-другому и не скажешь, героев второго плана. Их смерти больше напоминают шахматную партию, чем сложное столкновение, в котором всё всегда происходит не так, как задумано.
   Удачен роман в другом, и это несомненное достижение, которое раскрашивает большую часть белых пятен на полотне выдумки. Это качество романа привлечет множество читателей и подарит им счастливые часы, проведенные с книгой. Дж. Роулинг показала, чем в затяжных многолетних интригах добро отличается от зла. Гарри Поттер был воспитан, взлелеян как орудие по уничтожению Волдеморта. В этом был смысл его жизни, начиная от пророчества, сопутствовавшего рождению, и заканчивая финальным поединком, потребовавшим самопожертвования. Но его воспитание не ограничилось лишь этим, у него были другие дела, кроме борьбы со злом. Дружба, любовь, учеба - это звучит очень пафосно, но эти слова отражаются в мыслях и поступках героя. Он не жил войной, а жил на войне.
   И в эпилоге ясно показано - чем заниматься в жизни магу, у которого больше не болит шрам.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"