Бесон Диоскурский: другие произведения.

V I I I. Аппиан из Рима Лукиану в Самосату

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:


Аппиан из Рима Лукиану в Самосату

  

Письмо I (VIII)

  
   Аппиан желает Лукиану благополучия.
   Наш божественный властитель, воссев на коня, отправился доказывать миру величие Рима, осведомив перед этим меня о своих тайных делах и поручив вести переписку с тобой. Многое из того, что он поведал, я передам тебе в этом письме, Лукиан.
  
   Когда древнейшие люди объединялись в племя, единым для них было не только общее место обитания, пища или способы экономии, но и верования. Когда наши предки создавали первые города, причиной тому были не только общие потребности (ибо они у всех одни и те же), враги ли, цели, но и общие верования. Не веруя едино, не можно жить совместно, ибо разные предположения и ожидания в народе порождают разрозненность, междоусобицы, войны и, в итоге, приводят к существованию отдельных государств. Так было, есть и будет; такова логика становления и развития народов.
   Сам посуди, как по человеку определяют его принадлежность к той или иной народности? ведь не только лишь по месту проживания, поскольку, например, псы и коты, хоть и не ладят друг с другом, но часто сосуществуют вместе, не составляя, тем не менее, одну породу животных. По внешнему виду? Нет, поскольку многие варвары легко могут сойти за эллинов, если, конечно, отмыть их от грязи. По языку? Нет, поскольку варвар не станет эллином, если заговорит по-нашему. По поведению? Вот это уже ближе, потому как поведение и определяется верованиями, а также законами, моралью и нравственными устоями государства.
   Таким образом, Лукиан, вопрос заключается не в том, какая вера плоха или хороша, а в том, какая из них будет единой для нашей страны, поскольку без единой веры не может существовать ни одно государство, и здесь мне непонятно пренебрежение Цезаря. Да, действительно, он - мудрый и образованный человек, прекрасно рассуждающий и разбирающийся в философии, но меня беспокоит, что он ставит последнюю много выше религии, хотя она должна находиться, по крайней мере, на одном с ней уровне. Сам посуди: изучив множество проблем бытия и познания, перипатетики, стоики, эпикурейцы и платоники ответили на множество вопросов, но ни один из философов еще не сумел ответить на главный вопрос, вопрос о том, что такое жизнь, да и никогда не сумеет ответить на него, поскольку это невозможно. Я не утверждаю, будто вера способна сделать это, но, в отличие от философии, она понимает единственное, что можно понять - невозможность понимания; именно по этой причине она сводит все к мифам; принимать их или нет - это уже компетенция отдельного человека, но разделять их - обязанность каждого.
   Мне представляется, Цезарь может использовать христианство в своих целях, в целях единения государства, но для этого христианские писания придется порядочно изменить, либо, не изменяя, легитимизировать его и предоставить простому люду с тем, чтобы более действенно управлять им и заставить подчиняться власти. Не мне тебе напоминать, какова роль твердой веры в управлении государством. Что ж, все в руках Цезаря, но заметь, Лукиан, что твое мнение для него действительно очень важно, и окончательное решение Антонин не будет принимать без твоей протекции.
   Я наслышан о том, что ты проводишь активную работу, разъезжая по разным уголкам нашей необъятной страны и избавляя народ от христианской болезни, но не запоздали ли твои действия? Как я уже говорил, вера - это очередной повод единения людей по интересам, и среди христиан сегодня это единение действенно, как ни у кого другого, поскольку они истинно веруют в то, что некий семит жил некоторое время назад, совершал разнообразные, в том числе добрые поступки, творил чудеса и принял смерть на распятии якобы за грехи всех людей. Антонин ищет причину такого единения, но мне она известна давно, поскольку мне довелось общаться с христианами, которые, говоря о своей вере, чаще всего ссылаются именно на чудесные поступки своего учителя. Хочешь разрушить христианство - уничтожь корни верований этих людей в разного рода чудеса, ибо они у них не от большого ума. Ибо что может быть чудеснее того мира (чудеснее не в плане его прекрасности, но воспринимаемого как чудо, с удивлением), где мы существуем; чем все, что вокруг нас; чем, наконец, мы сами? Сознание христиан с неумолимой скоростью направляется в далекие глубины абсурда, подразделяя все познаваемое по старой и глупой людской привычке на "обычное" и сверхъестественное. Но все обычное сначала ведь было удивительным, и лишь после того как стало мозолить глаза своими частыми появлениями, потеряло эту магическую способность.
   С другой стороны, на поступки Христа можно взглянуть иначе. Допустим, он действительно, в отличие от других людей, которые привыкли плавать в воде, ступал по ней пешком, но стал ли он от этого величественнее, чем пловец Леонид, и стал ли он поэтому лучше любого другого человека вообще? Допустим, он действительно исцелял людей одним своим прикосновением, но стал ли он от этого более разумным и великим, чем Гиппократ или даже любой другой врачеватель, который тратит на получение медицинских знаний чуть ли не большую часть своей жизни, а затем, в оставшуюся ее часть, применяет эти знания на деле и приумножает их. Также допустим, что Христос действительно воскрешал усопших, но совершил ли он таким образом добрый поступок, если вернул в труп покинувшую его душу, заставив этих людей, которым природой была уготована иная судьба, и далее тяготиться мирским существованием. Христиане говорят, будто последнее подтверждает факт непосредственной связи их учителя с богом, ведь они уверены, что Иисус приходится ему сыном. Кем же они себя считают?
  
   Вернусь к первому. Взгляни, что происходит сейчас: одни разделяют римскую веру, другие - греческую, третьи поклоняются числам, четвертые считают себя зороастрейцами, пятые - христианами, а иные ни во что не веруют. Живем ли мы в одной стране, Лукиан?
   Будь здоров.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Самсонова "Сагертская Военная Академия"(Любовное фэнтези) А.Робский "Блогер неудачник: Адаптация "(Боевое фэнтези) А.Светлый "Сфера: эпоха империй"(ЛитРПГ) А.Верт "Пекло 3"(Киберпанк) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик) К.Демина "Вдова Его Величества"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ) С.Панченко "Warm. Генезис"(Постапокалипсис) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) Е.Кариди "Сопровождающий"(Антиутопия)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"