Против Ктесифонта о венке / Краткий обзор эллинистических произведений исторического конкурса
Греция, скошена ты многолетней военной бедою,
Ныне в упадок пришла, силы свои подорвав.
Слава осталась, но Счастье погибло, и пепел повсюду,
Но и могилы твои так же священны для нас.
Мало осталось теперь от великой когда-то державы;
Бедная, имя твое только и есть у тебя!
1. И это говорит гражданин Рима? А что такое Рим вообще? Это нервный отросток некогда великой Эллады; это страна, чьи граждане никогда не говорили на одном языке; это страна, "идеологи" которой выдумали себе многовековую историю; это страна, не имевшая почти никакой собственной культуры, а те редкие ее представители были всего-навсего жалкими подражателями знаменитых эллинов. Лишь в эпоху второй софистики европейская культура немного пришла в себя, и за дело вновь взялись греки, а также те, кто писал по-гречески. Рим умер, так и не приходя в сознание.
2. Ни одна мировая культура не может похвастаться такой историей, которая есть у Древней Греции; она изобилует рядом гениальнейших деятелей художественного искусства, талантливых ученых, правителей, стратегов и, естественно, философов. Несомненно, последние эллины выделяются особо, и среди них есть такие знаковые, символические и даже неприкасаемые фигуры, имя которых либо вообще не стоит упоминать, либо, упоминая, делать это прекрасно. Л. М. Волков в своем рассказе "Теорема" "посягнул" на одного из них, и у него это, мягко говоря, получилось не очень хорошо. Можно было бы много говорить по этому поводу, но можно и кратко констатировать тот факт, что автор даже и малейшего понятия не имеет о том, кто такой Пифагор.
3. Возможно, в определенных кругах (например, среди ученых) к указанным выше знаковым фигурам причисляют и Аристотеля. Да, авторитетная личность, ничего не скажешь. А можно ли ее перепутать с Архимедом? "Можно!" - утверждает Толмачева Г., и пишет рассказ "Дай мне, где стать, и я сдвину Землю", где делает несколько прямых и косвенных намеков на то, что в сознании автора Архимед и Аристотель - суть одно и то же. Такая путаница простительна лишь школьнику младших классов, но не взрослому человеку, пишущему исторические рассказы.
4. Своими впечатлениями о летнем путешествии по Крыму делится Горностаев И. А. в рассказе "Дела торговые". Жара, солнце, море и всякое такое влияет на человека так, что в голову приходят самые разные, порой несуразные идеи, не самая оригинальная из которых была воплощена автором.
5. Неплохой словарный запас и владение специальной терминологией демонстрирует Мэкалль М. С. ("Хронос"), автор ряда эпических сочинений и создатель культового персонажа по имени Геракл.
6. Очень оригинального героя для своего рассказа избрал Шиканян А. С.; действительно, Александр - фигура слабо освещенная, ведь о нем писано (в смысле, дошло до нас) не более ста древнегреческих произведений. А что, почему бы и не превзойти самого Плутарха?
7. Как уже было сказано ранее, римская культура и, в частности, римская проза выглядит довольно скудно в сравнении с греческой, и если первая может похвастаться лишь парочкой "фундаментальных" сочинений, то эпоха второй греческой софистики подарила миру целый спектр литературных жанров и видов, к числу которых относятся, к примеру, любовные и буколические романы. Что-то в этом духе и представила Аида в своем рассказе "Феофан и Артемида".
8. Как писать историческое произведение? Миниатюрно, слегка фантазируя, как Чапек? Или писать романы, привирая по-крупному, как Сенкевич? А может окунуться в историю с головой и сбежать от реальности, как Прус или Фейхтвангер? Почему-то мне показалось, что багаж примерно такого типа находится за спиной у Ипатовой Н. Б. ("Смех Богини"), что само по себе не должно вызывать жестких порицаний. Случай обратного характера - с рассказом "Пой, Богиня" Каланжова В. И. Думается, поющая богиня выглядит здесь предпочтительнее.
9. Древние греки были уверены в том, что автор "Одиссеи" - Гомер, а вот современные ученые почему-то решили усомниться в этом. И Тихомиров не верит. Более того, он проводит фундаментальный анализ, в соответствии с итогами которого утверждает, будто связь между восточной и греческой философией была гораздо теснее, нежели это представлялось нам ранее. В общем, "Рубцы на ногах Одиссея" - занятная штука, но имеющая мало отношения к истории.
10. Почти ничего по сути и содержанию не могу сказать касательно "Похищения Пифии" Собиной Г. Не будучи писателем, я не могу оценивать чисто литературную сторону рассказа, но мне показалось, что с этим здесь все в порядке.
11. "Римские письма". Эпоха второй софистики. Начало борьбы с христианством. Антихристианское, антииудаистское и антирелигиозное [вообще] произведение.
12. Из 53 сочинений, представленных на конкурс "Мертвые цивилизации", лишь 11 являются эллинистическими. Мало, товарищи, мало. Эллада заслуживает большего.