Бесонид: другие произведения.

Рейтинг лучших произведений

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
Оценка: 3.00*3  Ваша оценка:


   Недавно нарвался в Интернете на одну потрясающую новость - американские вузы сформировали рейтинг ста лучших произведений двадцатого века. Обалдеть! Я ринулся на поиски и нашел эту вожделенную информацию. То, что я увидел там, вполне соответствовало моим ожиданиям (поскольку на объективность американцев я не надеялся), а именно: около восьмидесяти из ста произведений - американские и английские, остальные двадцать отданы романам писателей других стран, причем впечатляет не только то, что в списке напрочь отсутствуют норвежцы (за исключением Ибсена), но даже Толстой и Достоевский прозябают там далеко не на самых высоких позициях. Я продолжил поиски, и нашел другие рейтинги, составленные россиянами и украинцами. Но и те меня не порадовали. Нашелся и т. н. профессиональный рейтинг, - от современного французского писателя Фредерика Бегбедера, который он оформил в произведение под названием "Лучшие книги XX века". Но и он убогий: первое место занимает там роман А. Камю "Посторонний", - я ничего не имею против конкретно этого творения известного французского мыслителя, напротив, мне оно даже очень нравится, но, ставить его выше других произведений двадцатого века, в т. ч. шедевров Горького, Шолохова, Хемингуэя, Гамсуна и др., по крайней мере, нескромно. Правда, Бегбедер отнекивается, утверждая, что, мол, это не его рейтинг, и всякое такое, но я ему не верю.
   Засим я решил исправить ситуацию посредством составления рейтинга пятидесяти (18.05.06: количество произведений в рейтинге уже давно перевалило за эту цифру) лучших произведений исключительно норвежских авторов. И вот он перед вами.
   1. Кнут Гамсун "Женщины у колодца" (1920) 10
   2. Сигурд Хель "Заколдованный круг" (1958) 10
   3. Кнут Гамсун Трилогия об Августе ("Скитальцы", "Август", "А жизнь продолжается") (1927 - 1933) 10
   4. Александр Хьелланн Трилогия "Яд", "Фортуна", "Праздник Иванова дня" (1883 - 1887) 10
   5. Юнас Ли "Хутор Гилье" (1883) 10
   6. Сигурд Хель "У подножья Вавилонской башни" (1956) 10
   7. Бьернстьерне Бьернсон "Банкротство" (1874) 9
   8. Ингвалл Свинсос Трилогия "В тени копра", "Пять лет", "Отгремели бои" (1947 - 1949) 9
   9. Тарьей Весос "Птицы" (1957) 9
   10. Аксель Сандемусе "Былое - это сон" (1946) 8
   11. Бьернстьерне Бьернсон "Редактор" (1874) 8
   11-20. Сигрид Унсет "Йенни" (1911) 8
   11-20. Хенрик Ибсен "Кесарь и Галилеянин" (1873) 8
   11-20. Кнут Гамсун "Соки земли" (1917) 8
   11-20. Кнут Гамсун "Голод" (1890) 8
   11-20. Юнас Ли "Майса Юнс" (1888) 8
   11-20. Тургрим Эгген "Декоратор" (2003) 7
   11-20. Сигурд Хель "Моя вина" (1947) 7
   11-20. Аксель Сандемусе "Оборотень" (1958) 7
   11-20. Юнас Ли "Пожизненно осуждённый" (1883) 7
   21-30. Тарьей Весос "Великая игра" (1934) 7
   21-30. Кнут Гамсун Трилогия о страннике ("Странник, играющий под сурдинку", "Под осенней звездой", "Последняя отрада") (1906 - 1909) 7
   21-30. Тур Халстведт "Кристиан Плассен" (1980) 7
   21-30. Юхан Борген Трилогия о Вилфреде Сагене ("Маленький лорд", "Темные источники", "Теперь ему не уйти") (1955 - 1957) 7
   21-30. Кнут Гамсун "Круг замкнулся" (1936) 7
   21-30. Сигрид Унсет Дилогия об Улаве ("Улав, сын Аудуна из Хествикена", "Улав, сын Аудуна, и его дети") (1925 - 1927) 7
   21-30. Сигрид Унсет "Кристин, дочь Лавранса" (1920 - 1922) 7
   21-30. Кнут Гамсун "Мистерии" (1892) 7
   21-30. Даг Сульстад "Попытка разобраться в непостижимом" (1984) 7
   21-30. Бьернстьерне Бьернсон "Сюнневе Сульбаккен" (1857) 6
   31-40. Сигрид Унсет "Мадам Дортея" 6
   31-40. Эйвин Болстад "Красная бегония" (1947) 6
   31-40. Хенрик Ибсен "Борьба за престол" (1864) 6
   31-40. Кнут Гамсун "Пан" (1894) 6
   31-40. Бьернстьерне Бьернсон "Перчатка" 6
   31-40. Кнут Гамсун "Последняя глава" (1923) 6
   31-40. Коре Холт "Тризна по женщине" (1972) 6
   31-40. Тарьей Весос "Ледяной замок" 6
   31-40. Даг Сульстад "Т. Сингер" (1999) 6
   31-40. Бьернстьерне Бьернсон Дилогия "Свыше наших сил" (1883, 1895) 6
   41-50. Хенрик Ибсен "Пер Гюнт" (1867) 6
   41-50. Хенрик Ибсен "Гедда Габлер" (1890) 6
   41-50. Сигрид Унсет "Весна" (1914) 6
   41-50. Сигрид Унсет "Фру Марта Оули" (1907) 6
   41-50. Хенрик Ибсен "Женщина с моря" (1888) 5
   41-50. Турборг Недреос "Музыка голубого колодца" (1959) 5
   41-50. Ларс Сааби Кристенсен "Полубрат" (2001) 5
   41-50. Турвальд Стеен "Верблюжьи облака" 5
   41-50. Хенрик Ибсен "Враг народа" (1882) 5
   41-50. Хенрик Ибсен "Бранд" (1866) 5
   51-60. Хенрик Ибсен "Кукольный дом" (1879) 5
   51-60. Хенрик Ибсен "Дикая утка" (1884) 5
   51-60. Хенрик Ибсен "Маленький Эйолф" (1894) 5
   51-60. Эрленд Лу "Допплер" (2004) 5
   51-60. Кнут Фалдбаккен "Страна заката" (1974) 4
   51-60. Бьернстьерне Бьернсон "Новая система" (1879) 4
   51-60. Бьернстьерне Бьернсон "Хульда-Хромоножка" (1858) 4
   51-60. Хенрик Ибсен "Привидения" (1881) 4
   51-60. Хенрик Ибсен "Росмерсхольм" (1886) 4
   51-60. Хенрик Ибсен "Строитель Сольнес" (1892) 4
   61-70. Кнут Гамсун Дилогия о Бенони ("Бенони" и "Роза") (1908) 4
   61-70. Терье Стиген "На пути к границе" 4
   61-70. Юнни Халберг "Паводок" 4
   61-70. Хенрик Ибсен "Столпы общества" (1877) 4
   61-70. Лин Ульман "Прежде чем ты уснешь" (1998) 4
   61-70. Эрленд Лу "У" (1999) 4
   61-70. Хенрик Ибсен "Воители в Хельгеланде" (1857) 4
   61-70. Сигбьерн Хельмебак "Страшная зима" (1964) 4
   61-70. Хенрик Ибсен "Йун Габриэль Боркман" (1896) 4
   61-70. Пер Петтерсон "В Сибирь" (1996) 4
   71-80. Кнут Гамсун "Виктория" (1898) 4
   71-80. Эрленд Лу "Во власти женщины" (1993) 4
   71-80. Хенрик Ибсен "Союз молодежи" (1869) 4
   71-80. Арне Гарборг "Мир" 4
   71-80. Хенрик Ибсен "Улаф Лильекранс" (1856) 3
   71-80. Хенрик Ибсен "Пир в Сульхауге" (1855) 3
   71-80. Хенрик Ибсен "Когда мы, мертвые, пробуждаемся" (1899) 3
   71-80. Кристин Валла "Туристы" 3
   71-80. Кристин Валла "Мускат" 3
   71-80. Вера Хенриксен "Корабль без головы дракона" 3
   81-90. Ханне Эрставик "Любовь" 3
   81-90. Эрленд Лу "Наивно. Супер" (1996) 3
   81-90. Хенрик Ибсен "Фру Ингер из Эстрота" (1954) 3
   81-90. Хенрик Ибсен "Комедия любви" (1862) 3
   81-90. Кнут Гамсун "Бергер" 3
   81-90. Хенрик Ибсен "Богатырский курган" (1850) 3
   81-90. Хенрик Ибсен "Норма, или любовь политика" (1851) 3
   81-90. Хенрик Ибсен "Катилина" (1849) 3
   81-90. Юстейн Гордер "Апельсиновая девушка" 3
   81-90. Хьелль Аскильдсен "Окружение" 3
   91-100. Кнут Фалдбаккен "Летние каникулы" (1972) 3
   91-100. Кнут Фалдбаккен "Е-18" (1980) 3
   91-100. Хенрик Лангеланн "Гений" 3
   91-100. Юханнес Трап-Мейер "Смерть Анакреона" 2
   91-100. Финн Карлинг "Под вечерним небом" (1985)1
   91-100. Эрленд Лу "Лучшая страна в мире, или факты о Финляндии" (2001) 1
   91-100. Эйстейн Лённ "Обязательные ритуалы Марен Грипе" (1999) 1
   91-100. Ингвар Амбьёрнсен "Вид на рай" (1993) 1
   91-100. Эйвин Хонес "Вечная мерзлота" (1998) 1
   91-100. Николай Фробениус "Каталог Латура, или лакей маркиза де Сада" 1
   101-110. Сигрид Унсет "Возвращение в будущее" 1
   Пояснений к каждому конкретному месту не предвидится, т. е. я не собираюсь обосновывать то, почему я поставил то или иное произведение на определенное место (хотя определенное место здесь есть лишь у двух произведений, тогда как все остальные объединены в группы, то есть разделяют места с одиннадцатого по двадцатое и так далее). Добавлю, что первые двадцать позиций - это произведения, авторитет которых для меня незыблем, поэтому я не решился определять, какое из них лучше, а какое хуже. В этом рейтинге нет большинства произведений Хенрика Ибсена (30.05.06: данный комментарий уже не является актуальным, поскольку в перечень включены почти все пьесы драматурга), Сигрид Унсет, Кнута Гамсуна и др., потому, во-первых, что мне сложно было бы определить "качественность" тех или иных пьес известного драматурга (ну что тут поделаешь, пьеса она и есть пьеса, сложно ее оценивать, ведь ее надо все таки смотреть, а не читать, как ни банально это прозвучит); во-вторых, включи я сюда все их произведения (понятно, что не рассказики или новеллы, а крупные произведения), голова пошла бы кругом от размеров этого рейтинга, поскольку, как минимум, двести позиций пришлось бы исчислять.
     Да ласт редаксьон 26.12.05.
   08.01.06. В рейтинге появляется Эрленд Лу. Это событие. Каюсь, но не читал оного вследствие какой-то иррациональной и практически ничем не обоснованной неприязни, доходящей до откровенного и брезгливого отвращения. Начал знакомство с Лу с его последнего произведения - "Допплер" - это роман, который представляет собой современную редакцию приключений странника, описанных в начале 20 века самим Гамсуном. Сейчас дочитываю другой роман - "У" - и радуюсь, что совершил открытие Лу-Фробениусов именно с "Допплера", иначе, скорее всего, это знакомство так и закончилось бы где-нибудь в середине или даже в начале произведения ("У").
   Спрашивается, с чего это вдруг я изменил самому себе и решил прочитать Лу-Фробениусов? Все просто. Я спросил себя, мол, ты читаешь новинки типа Валлы, Халберга, Гордера (это тот самый, который считает себя философом) и вроде того, ничего о них не зная заранее окромя того что они норвежцы. Тем более что так же случайно ты познакомился с самим "Декоратором"! Так почему же не узнать, а что же это за существо такое - Лу-Фробениус? Просто поинтересоваться? Почему нет? Думаю, да.
   14.01.06. Лу. Еще 2 произведения. Чем дальше - тем хуже. Пожалуй, открываю для себя новый тип писателя под названием "литературный сачкователь". Согласитесь, пичкать свои произведения кучей никому не нужных фотографий, изображений, факсов, составлять убогие перечни каких-то якобы важных мыслей или вещей (которые занимают, как правило 1-2 страницы в среднем, но фигурируют в тексте с достаточно высокой степенью регулярности) - это не что иное, как попытка превратить творческий литературный процесс в автоматизированное штампование материала, т. е. сачкование.
   02.03.06. Еще один новый автор в рейтинге, на этот раз незнакомый мне доселе классик норвежской литературы 20 столетия - Терье Стиген с повестью "На пути к границе". Произведение посвящено второй мировой; все содержание его сводится к описанию злоключений беглецов из фашистской норвежской тюрьмы, которые пытаются добраться до шведской границы и, таким образом, надеются обрести свободу. Надеясь найти в произведении что-то героическое, я разочаровался - предательство и трусость проявляются почти всеми главными действующими лицами от начала и до конца повести. Скромное произведение (что соответствует довольно низкой позиции в рейтинге), однако, как и небезызвестное творение Боргена, вскрывает равнодушное отношение Норвегии и норвежцев ко всему, что происходило во время второй мировой.
   09.03.06. И еще один новый автор. На этот раз Николай Фробениус с "Каталогом Латура". Эх, лучше бы я и не брался за него, ну что уж тут поделаешь, раз взялся за дело... Что могу сказать? Обычная беллетристика (в худшем смысле этого слова); кстати, это первое произведение низкосортного жанра в данном рейтинге, поскольку все остальное в той или иной степени можно отнести к классической прозе.
   15.03.06. Турвальд Стеен. Еще один норвежский автор, специализирующийся на исторических произведениях, однако, в отличие от Сигрид Унсет и Коре Холта, он, как правило, выходит за рамки скандинавской истории. Так, размещенное в данном рейтинге его произведение под названием "Верблюжьи облака" посвящено чуть ли не единственной действительно светлой личности всего тысячелетнего средневековья. Речь идет о знаменитом Саладине, или Салах-ад-Дине, боровшемся с сумасбродными и жесточайшими крестоносцами во главе с Ричардом Львиное Сердце, Фридрихом Барбароссой, Рено и мн. др., которые, в отличие от него, не имели никакого представления о благородстве, прощении, милосердии и т. п.
   22.03.06. Вера Хенриксен. Еще один новый автор, специализирующийся в основном на историческом поприще. В отличие от Турвальда Стеена, она не выходит за рамки скандинавской истории и пишет романы по большей части о викингском периоде развития скандинавских народов. "Корабль без головы дракона" - роман о непростой судьбе Олава Волчонка - норвежце из знатного рода, сыне Торстейна. Не могу сказать, что Хенриксен, воспроизводя быт и культуру древних норвежцев, уступает в этом компоненте Сигрид Унсет или Коре Холту.
   18.04.06. Эйвин Болстад. "Красная бегония". Преисполненное трагизма произведение крупного писателя о послевоенных деяниях нескольких туберкулезных больных, пытающихся выжить в агрессивно настроенной буржуазной среде. Роман разбивается на две части: первая - пребывание четырех главных героев-пациентов в больнице, вторая - пациенты кое-как излечились и пытаются заработать себе на хлеб, занимаясь скромным кожевенным ремеслом. Замечательное произведение, но, на мой взгляд, первая часть будет посильнее второй, - кое-где, мне думается, Болстад не доработал (например, у Хьелланна эпизоды о хозяйственной жизни предпринимателей, рабочих или купцов куда более реалистичны; то же можно сказать о произведении Халстведта).
   18.04.06. Решил вставить несколько слов по поводу отдельных позиций в рейтинге. В общем и целом, после 60-70 гг. в норвежской литературе, несомненно, наблюдается процесс деградации, который, конечно же, связан с широким распространением в стране англо-американской низкопробной "массовой культуры", которую норвежцы, что называется, съели, да и заразились. Но есть, к счастью и исключения, хоть и редкие. Это, прежде всего, Даг Сульстад, а также Тургрим Эгген со своим "Декоратором". Наизамечательнейшее произведение, хочу заметить. Оно не только шикарно само по себе, но и ценно вообще, поскольку открывает новые литературные грани - например, перспективу открытия такого жанра, как "профессиональный роман". Дело в том, что "Декоратор" - это не просто художественное произведение, это еще и самый настоящий учебник по дизайну, декору, истории искусств. Несмотря на массу узкоспециализированной информации, роман читается и легко, и с интересом и даже с азартом, поскольку на каждой странице ждешь от автора чего-то нового, кардинального, беспрецедентного и интригующего.
   25.04.06. Неожиданно приятное впечатление, вопреки ожиданиям, на меня произвел роман "Прежде чем ты уснешь" еще одного современного автора - Лин Ульман. Писатель со знаменитой родословной (дочь самого Ингмара Бергмана и Лив Ульман) очень своеобразен: в его произведении нет штампов и подражаний, мышление автора весьма оригинально, что отражается на легком стиле и языке романа. При этом тема и сюжет довольно-таки стандартны - что-то вроде традиционной норвежской семейной саги - однако, прочитайте, и вы узнаете, что такое "семейная сага" в исполнении Лин Ульман.
   16.05.06. Две новинки и сразу два новых автора. Первое - Хенрик Лангеланн, "Гений". Профессиональный роман, повествующий о деяниях довольно инициативного бизнесмена, работающего в медиасфере и издательском деле в частности. Основная сюжетная линия - попытки норвежских капиталистов удержать указанную отрасль в своих руках и монополизировать ее, не дав тем самым продать очередной кусок Норвегии в руки крупных иностранных магнатов. Вторая линия - действия главного героя, которые ярко демонстрируют то, к чему непременно ведет современный т. н. "деловой" образ жизни - полная некомпетентность (герой, занимаясь издательскими группами, не имеет никакого представления о том, кто такие Гамсун, Сульстад и мн. др.), разврат, хаос в голове, отсутствие свободного времени (а если такое находится, то, бизнесмен отдает его деловому, т. е. сумасбродному эксрим-туризму), интриги, сплетни, крайняя взаимная неприязнь и мн. др. Второе - Пер Петтерсон, "В Сибирь". Что хорошего можно сказать об этом произведении? Нет, лучше начну с плохого: никакого сюжета, социальной подоплеки, захватывающей интриги или чего-либо подобного, чем может привлечь или удержать роман, никаких четких психологических образов и т. п., т. е., в общем и целом - пустое произведение. Но. Автор - настолько замечательный и, я бы даже сказал, шикарный стилист и фоновик, что даже не задумываешься во время чтения, о чем именно он пишет, зачем, для чего и всякое такое. Поэтому, несмотря на множество минусов, Петтерсона можно назвать ярким представителем четвертой волны и поставить его имя в один ряд с Сульстадом и Эггеном (пусть даже и уступает он этим лидерам довольно-таки значительно). Но ничего, у него есть все шансы сократить это отставание, ведь роман "В Сибирь" - это часть дилогии, которая продолжается в произведении "След на воде" (2000). Что ж, с нетерпением ждем издания у нас в стране этой книжицы. Автор неплохо себя зарекомендовал.
   16.05.06. В связи с тем, что рейтинг значительно разросся, имеет смысл в дальнейшем разбить его на несколько частей либо по жанрам, либо по "волнам", либо по какому-то другому принципу, но пока представлю рейтинг лучших авторов:
  
   "Первая и вторая волны" (здесь только авторы из "Великой четверки", и еще два нобелевских лауреата, поскольку мне все еще не доступны такие монстры, как Гарборг (!), Бойер, Дуун, а также Коллетт, Скрам и мн. др.)
   1. К. Гамсун
   2. А. Хьелланн
   3. Ю. Ли
   4. Х. Ибсен
   5. Б. Бьернсон
   6. С. Унсет
  
   "Третья волна"
   1. С. Хель
   2. А. Сандемусе
   3. Т. Весос
   4. Э. Болстад
   5. Ю. Борген
   6. К. Холт
  
   "Четвертая волна"
   1. Д. Сульстад
   2. Т. Эгген
   3. Л. Кристенсен
   4. Т. Стеен
   5. Л. Ульман
   6. П. Петтерсон
  
   18.05.06. Как ни странно, на самом дне рейтинга встречаются такие имена, как Ибсен, Гамсун и Унсет. Но, в действительности, здесь нет ничего удивительного или выходящего из ряда вон, поскольку "Катилина" и "Бергер" - это дебютные, юношеские произведения великих Хенрика и Кнута, чего нельзя сказать "зрелом эссе" Сигрид Унсет "Возвращение в будущее", где автор предстает в виде самой настоящей истерички или даже параноидальной психопатки, которая поливает грязью все, что связано с Советским Союзом (эссе описывает процесс эмиграции писательницы в США через Швецию и Японию в годы второй мировой). Примечательно, что все это писалось именно тогда, когда обожаемые ею англичане и американцы отвернулись от Норвегии и вывели из страны свои войска, оставив несчастную скандинавскую безглавую монархию на растерзание фашистам; и именно тогда, когда за дело освобождения Норвегии взялся великий Советский Союз. Не хотел я включать этот гнусный "плевок", а не произведение, в данный рейтинг, но, подумав, решил, что лучшим наказанием для него станет вечное прозябание на последнем месте чарта.
   27.05.06. Решил добавить еще один рейтинг. Дело в том, что в общий чарт не могут попасть разнообразные сборники и, прежде, всего, такие популярные в нашей стране издания, как сборники новелл. Это книги особого рода, ведь они не предназначены, как правило, для непрерывного чтения от начала и до конца, как это бывает даже со сборниками повестей или романов различных авторов. Такие книги читают, преследуя различные цели: чтобы скоротать несколько свободных минут; получить представление о каком-то авторе или сделать выбор - ведь новелла, несмотря на свои, как правило, скромные размеры, дает возможность понять стиль автора, его язык и некоторые особенности, его социальную позицию и мн. др.; сделать своего рода "паузу" между чтением крупных произведений и т. п. Итак, рейтинг.
   1. "Норвежская новелла XIX - XX веков", - Ленинград, "Художественная литература", 1974 г., 448 с. Это, несомненно, лучший сборник новелл, и если вы еще не знакомы с норвежской литературой, то можно смело начинать именно с данной книги, поскольку это наиболее всеобъемлющее издание, ведь здесь представлены авторы сразу четырех волн: здесь и три автора из великой четверки (разумеется, отсутствует Ибсен, по известным, думается, причинам), здесь и все наиболее известные авторы второй и третьей волны, начиная с Гамсуна и Гарборга и заканчивая Болстадом и Эвенсму. Поскольку в 1974 г. четвертая волна была еще совсем юной, от нее было делегировано в сборник всего три автора (а всего их здесь - 40).
   2. Эйвин Болстад "Насмешник с острова Тоска", - М.: ГИХЛ, 1963 г., 254 с. Лучшее, получается, авторское издание рассказов классика норвежской литературы (который присутствует и в общем рейтинге с романом "Красная бегония"), видного представителя третьей волны.
   3. Юхан Борген "Избранные новеллы", - М.: Радуга, 1984 г., 278 с. Несмотря на мировое признание Боргена-романиста, Борген-новеллист, благодаря этому сборнику, нравится мне куда больше первого.
   4. Артур Омре "Тепло в стужу", - М.: ИЛ, 1962 г., 128 с. Этот сборник рассказов, насколько мне известно, единственная русская публикация видного норвежского писателя, недооцененного публикой.
   5. "Современная норвежская новелла", - М.: Прогресс, 1977 г., 368 с. Выпущенное спустя три года после успешного дебюта норвежских новеллистов в СССР, издание, как следует из названия, охватывает куда более узкий период развития литературы (в основном здесь представлена третья волна), да и авторов поменьше - около тридцати.
   6. "Великанова купель: Норвежская новелла 70 - 80-х гг.", - М.: Радуга, 1989 г., 671 с. Да, пришлось подождать целых двенадцать лет, дабы накопился материал на объем, почти в два раза больший, нежели у предыдущего сборника. Масштаб охвата: около пятидесяти авторов, и почти все они - представители четвертой волны. Основной недостаток сборника - практически полное отсутствие громких или даже относительно известных имен.
   7. "Мы здесь пока живем: Норвежская современная проза", - СПб.: Блиц, 1999 г., 445 с. Издание уменьшенного формата, с очень скромным масштабом охвата: среди немногим более двадцати авторов преобладают т. н. беллетристы, а также близкие к этому жанру (или стилю?) писатели, достаточно известные в нашей стране (Кристенсен, Ульман, Петтерсон, Амбьернсен и др.), но есть и классики - Сульстад и Ашильдсен (Аскильдсен).
   8. Сигурд Матисен "Новеллы", - М.: ИМПЭТО, 1998 г., 288 с. Собрание двенадцати рассказов от т. н. норвежского Эдгара По.
   9. Эйстейн Лённ "Что будем делать сегодня? и другие новеллы", - М.: ИМПЭТО, 2004 г., 136 с. Девять новелл популярного современного норвежского автора. Средненький, мягко говоря, писатель, присутствующий в общем рейтинге с ничем не примечательным произведением "Обязательные ритуалы Марен Грипе".
   10. Юстейн Гордер "Диагноз и другие новеллы", - СПб.: Амфора, 2005 г., 326 с. Худший норвежский писатель всех времен, который, к сожалению, является сегодня очень популярным во всем мире. Грандиозную славу ему принесла курсовая работа по истории философии под названием "Мир Софии". По этой ерунде, которая благодаря острейшему желанию автора демонстрировать свои олигофренические бредни вслух и на бумаге превратилась из скромной курсовой работы в целый роман, был даже снят фильм каким-то, видимо, настолько же придурковатым режиссером, как и сам Гордер. Ну а если говорить об этом сборнике непосредственно, то во время чтения его меня никак не хотело покинуть ощущение, что я увлекся изучением работ умственно отсталого восьмиклассника.
  
   24.06.06. Ну наконец-то! Бьернсон-драматург наконец-то появился в рейтинге! До сих пор он прозябал в середине рейтинга со своей скромной повестью "Сюнневе Сульбаккен", а нынче, благодаря гениальным пьесам "Банкротство" и "Редактор", ворвался в топ. Что интересно, подавляющее большинство пьес небезызвестного драматурга Ибсена располагаются куда ниже. Возможно, очень субъективная оценка, но, мне думается, очень справедливая, ибо пьесы Бьернсона куда более реалистичные, и, что очень важно, менее наивные.
   29.06.06. Дилогия Бьернсона "Свыше наших сил". Две пьесы, которые объединены, разве что только общим названием. В остальном - рознь, если не считать двух-трех героев, которые не были главными фигурами ни в первой, ни во второй части. Даже представить себе не могу, почему Бьернсон, написав в 1883 году религиозно-мистическую пьесу, решил, спустя двенадцать лет решил создать ее продолжение, однако на сей раз обратиться к тематике социально-классовых противоречий.
   29.06.06. Пьеса "Перчатка" достаточно показательно с той точки зрения, чтобы отметить очередное преимущество Бьернсона перед Ибсеном: даже такую излюбленную Хенриком тему, как женская эмансипация, Бьерн раскрывает глубже, острее и шире.
   30.06.06.
   Лучший норвежский писатель: Кнут Гамсун
   Лучший писатель-реалист: Александр Хьелланн
   Лучший драматург: Бьернстьерне Бьернсон
   Лучший новеллист: Эйвин Болстад
   Лучший историк-прозаик: Сигрид Унсет
   Лучший эссеист: Юхан Борген
   Лучший философствующий писатель: Аксель Сандемусе
   Худший норвежский писатель: Юстейн Гордер
   22.10.06. Даже не знаю, что и сказать по поводу очередной новинки в рейтинге. Ожидался мегашедевр, ведь все-таки автор, как никак - сам Арне Гарборг. Однако его роман "Мир" большого впечатления не произвел. До сих пор думаю, почему. Мнения противоречивы. С одной стороны, хочется поблагодарить издательство ИМПЭТО за издание, наконец, чего-то серьезного. Но с другой стороны, обещанное в аннотации "лучшее произведение норвежской литературы о неуравновешенном человеке" не оправдало своих ожиданий. Не хочется сваливать все на проблемы с переводом, но: в то время как фрагментально текст произведения выглядит замечательно со всех литературоведческих точек зрения, четкой сюжетной линии, тем не менее, я не уловил. Ну да, присутствует герой, несколько помешанный на религиозной почве. Да, есть описание кое-каких причин, которые привели его к этому. Но именно - психологической - подоплеки в романе нет. К счастью, я не настолько разочаровался, чтобы сформировать негативное мнение о Гарборге. Напротив, с этой же минуты займусь поисками других его произведений. Пусть и обойдется мне это дорого, поскольку большая часть их была издана еще в дореволюционной России.
   02.12.2006. Еще один рейтинг. Так, навскидку, экспромтом. Самые норвежские ненорвежские писатели:
   1. Горький. Кладезь русской словесности. Лучший русский писатель и самый норвежский автор ненорвежского происхождения. Горького отличает не только огромнейшая любовь к Гамсуну, но и художественная связь произведений. Не меньше, а может, даже и больше Горький почерпнул у того же Хьелланна, в особенности это заметно по его "купеческим" творениям, например "Фома Гордеев", "Дело Артамоновых" и др.
   2. Достоевский. Просто так считается. Во многих романах прослеживается сходство с тем же Гамсуном.
   3. Стриндберг. Довольно долго прожил в Норвегии, что не могло не повлиять на содержание, стиль и специфику его произведений.
   09.12.06. Сигбьерн Хельмебак. "Страшная зима". Произведения, посвященные второй мировой войне, не должны быть такими скромными, как это. Проблему эвакуации местного населения из восточного Финмарка (что на севере Норвегии) во время последних дней пребывания фашистов в этом регионе, можно было раскрыть (психологически, социально, событийно и т. д.) гораздо глубже и шире.
  
   Лиловый шрифт - драматические романы, повести и пьесы, произведения социального характера, о "маленьком человеке", о классовых противоречиях, крестьянстве и т. п.
   Ярко-зеленый шрифт - исторические романы, повести и др.
   Синий шрифт - произведения авантюрного характера.
   Красный шрифт - романы и повести на военную и послевоенную тематику.
   Коричневый шрифт - произведения с преобладающей любовно-драматической, семейной тематикой; "женские" романы и повести, мелодрамы.
   Желтый шрифт - произведения о детстве и юношестве.
   Курсив - беллетристика
  
  

Оценка: 3.00*3  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Верт "Нет сигнала"(Научная фантастика) Н.Джой "Выбор"(Постапокалипсис) М.Боталова "Темный отбор 2. Невеста дракона"(Любовное фэнтези) А.Григорьев "Биомусор"(Боевая фантастика) А.Тополян "Проклятый мастер "(Боевик) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) А.Тополян "Механист"(Боевик) В.Каг "Академия Тайн. Охота на куратора"(Любовное фэнтези) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга вторая"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"