Бесон: другие произведения.

Афины и Рим feat. Иерусалим

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
 Ваша оценка:


   Античная история Греции показывает, что, несмотря на постоянные внутренние распри и вооруженные столкновения и войны с персами и другими варварами, Эллада оставалась довольно пассивной военной державой, отрицающей экспансию в своей международной политике.
   Причиной отрицания военной экспансии можно назвать боевую слабость или незащищенность полисов Эллады, что в наибольшей степени страдали друг от друга, а вовсе не от внешнего врага, причиняя родственным народам вред такой силы, который выходит за рамки представления о междоусобных и гражданских войнах. Историки отмечают, что внутренние распри закаляют государства (так, многие правители посылали юношей на войну под тем лишь предлогом, что длительное пребывание в мирных условиях расслабляет жителей, делает их мягкотелыми и женоподобными), способствуют нарастанию их военной мощи (на основе этого можно выдвинуть следующую гипотезу: единение внутри страны (союз) расслабляет государство и неминуемо ведет к его гибели), но здесь, как и во всем остальном, важна мера, а меру эту греки почти не замечали. В свою очередь, причиной жестоких внутренних распрей у эллинов можно считать ненависть и зависть друг к другу, постоянную борьбу за верховенство в Элладе, а также "мировоззрение", преподносившее Грецию как центр мира, а другие части последнего лишь как земли, непригодные для жизни, ввиду чего и заселенные только варварами.
   Экспансия, правда, была, но совсем иного, и, можно сказать, более современного, то есть экономического характера, что определялось скудным количеством ресурсов на греческих, по большей части, горных территориях, и практически полным отсутствием возможности их воспроизводства. Ввиду сей причины греки активно строили города-колонии в самых разных частях Средиземного и Черного морей, которые служили затем поставщиками многих, важных для жизни как продуктов, так и сырья, материалов и ресурсов.
   Что происходило в Риме в это же время, никому не известно, кроме римских историков, а также тех, кто верит их басням. Никто не спорит с тем, что Рим, согласно их словам, является практически ровесником Олимпийских игр, да и факт этот не может быть удивительным. Он способен поразить лишь тех, кто, полагая, будто величие Рима всегда было на одном уровне, не находит никаких свидетельств об этом самом величии относительно ранних этапов развития города, хотя римляне, считавшие себя не-варварским народом, должны были соответствовать этому, проявляя себя не столько в военной тактике, сколько в культуре, что, в конечном счете им удалось сделать к золотому веку своего существования, хотя последнее подчеркивает лишь факт римского подражания грекам. Я не собираюсь здесь приводить аргументы в пользу того, что римляне, не имея собственной развитой культуры, копировали все у греков, поскольку это итак известно всем, но хочу показать, что римляне есть народ варварский, т. е. непригодный к оседлой жизни, что ярко демонстрируется их историей, которая не имела ни одного дня спокойствия, но являлась, по сути, "военным походом сквозь пять столетий".
   Есть подобные примеры и в греческой истории, но они были куда менее долговременные; началось же все с похода греческих наемников Кира в Малую Азию в 93 Олимпиаду, который, пусть и не завершился достижением желаемой цели, но продемонстрировал подавляющее военное превосходство греков над тамошними варварскими народами, в том числе персами, поскольку отряд из десяти тысяч человек сумел благополучно вернуться на родину из самой глубины полуострова, преодолев множество столкновений и неприятностей. Чуть позже нечто подобное совершил и Агесилай (правда, уже по собственному велению, а не персидскому), ну а что происходило в Азии во времена властвования Филиппа Македонянина и, в особенности, его сына, Александра, думается, известно всем. Многие исследователи утверждают, что, с одной стороны, империя Александра была недолговечной, а с другой, что македоняне - совсем не эллины, поэтому относить рассматриваемые походы и завоевания к греческой истории неправильно. И первому, и второму аргументу можно противопоставить то, что греческая культура доминировала в завоеванных македонянами территориях вплоть до падения Византии. Так и во всем остальном: римляне превосходили соперников войною, устанавливая свои технические порядки в подчиненных землях, посредством чего и сумели удержать их в течение достаточно длительного периода времени (для существования государства), но не смогли сделать свою державу великой и долговечной (скажем, как Индия или Китай), противодействовать ее физическому и полному уничтожению, чему в том числе (а, может быть, и в первую очередь) способствовал "греческий вирус", неистребимый разносчик греческой культуры, имеющий свой значительный эффект и сегодня. То есть, римляне, конечно, завоевали "македонские" территории Востока, но стратегических мер по их удержанию не предприняли (да и не могли, наверное, предпринять), поскольку у них отсутствовала какая-либо альтернатива мощному греческому способу экспансии, так что, с приходом римлян, по сути дела, ничто не изменилось, кроме политики.
   Говоря о политике, необходимо заметить, что история последней стала ассоциироваться с историей в широком смысле этого слова, или с "Фукидидовой историей"; сегодня к общей истории мы относим факты военных событий, государственных реформ и переворотов, все же остальное мы помещаем в специальную историю с соответствующими, экономическим, культурным, философским, научным, религиозным и другими разделами, что, конечно же, является неправильным. Это подтверждается в том числе и рассмотренным выше примером неспособности Рима удержать поверженные территории политическими способами; тем, что духовная сторона жизни в конечном счете преобладает над результатами правления первых формальных лиц в государствах, что духовные лидеры в силе внести более значительные изменения в деятельность, сознание и поведение народов. Другими словами, выражаясь образными категориями, политика не есть важнейшая составляющая истории, но есть та ее часть, что более всего желает попасть в нее. Поэтому, следуя данной формуле, историки, идущие на поводу у политики, заводят себя и других в тупик, во-первых, полагая ее выше других в истории, а во-вторых, убеждая в этом остальных.
   Более того, римские анналисты настолько сместили центральное звено в историографии (и повлияли тем самым на современную), что последняя стала чаще всего проявляться в форме жизнеописания государей, а не описания жизни страны в целом (за исключением, разве что, отдельных классических примеров в лице грека Аммиана Марцеллина и т. п.). Таким образом, если мы полагаем Фукидидову историю политической, то Полибиева в таком случае у нас выйдет политизированной, Светониева и Геродианова же - анекдотически политизированной. О христианской истории (в двух смыслах: и об истории в основном европейского общества начиная с середины четвертого века нашей эры, и о творениях позднеантичных и средневековых историков, кои называют себя христианскими) либо не стоит говорить вообще, либо следует плакать, чем, собственно говоря, эти и занимаются, в особенности тогда же, когда заглядывают в прошлое, ибо ничего, кроме бед, они не склонны видеть вообще, видимо потому, что, либо, их религия делает из них людей женоподобных, суеверных и боязливых, либо они таковыми являются от природы.
   С другой стороны, чтобы более не придираться к классикам, следует подчеркнуть один естественный факт, а именно: какие времена, такая и история. Несомненно, современное автору общество и его состояние влияют на него в значительной степени, но не меньшей значимостью обладает сознание и мнение его самого и, как бы ни вели себя окружающие люди, историк опишет событие так, как он считает должным, определяя приоритеты исходя из собственных границ разумения, представлений и ценностей.
   Тем не менее, именно этими самыми римскими мифологизированными и анекдотически политизированными историками был возведен божественный статус вечного города, а также воспроизведена дата его основания. Все говорят о величии римской республики и империи, но мало кто говорит о том, что римляне есть один из западноевропейских варварских народов, что воспринял довольно многое от греков, чем и воспользовался довольно-таки эффективно в том числе и супротив эллинов. Но. Если римляне записали, что Рим был основан в буквальном смысле "тогда-то и тогда-то", а именно, во время очередной, одной из ранних Олимпиад, то уже христианские историки, основываясь на совершенно немыслимой иудейской хронологии, лживее которой вряд ли что-либо возможно представить человеку вообще, аккуратно записали первые Олимпийские игры на такой-то год от Авраама, а спустя двадцать три года зафиксировали рядышком и дату возведения Рима. Именно этой хронологией, к сожалению, мы сегодня пользуемся, - несколько видоизмененной, правда, но суть от этого не меняется, поскольку, большая ли разница, от какого возведенного в ранг героев субъекта вести летосчисление - от Авраама ли, Христа ли, Моисея ли? Тем более, что таковая, то есть христианская хронология очень удобно (для христиан, поскольку, как отмечалось, им очень грустно вспоминать многие, если не все события древности) отводит важнейшие античные (и древние вообще) события в буквальном смысле не к нашей, а к какой-то чужой истории, что может пониматься по-разному: либо это была чужая история, то есть история каких-то других существ, либо это была как бы наша история, но не совсем, то есть мы (а вернее будет сказано - они, т. е. христиане) от нее не отказываемся, хотя и принимаем с натяжкой и неохотой, как историю греховную, жестокую или даже просто неправильную история и т. п. Но хватит об этом.
   Активная греческая военная экспансия была направлена исключительно на восток при полном игнорировании территорий и народов, располагавшихся западнее Эллады. Впрочем, греки почти никогда и не глядели с интересом в сторону Запада, что доказывается совсем небольшим числом эллинских колоний в этой части Средиземного моря (т. е. западнее и севернее Сицилии и Южной Италии; в сравнении с количеством таковых в Черном), и это, разумеется, способствовало возникновению и становлению мощного государства, которым впоследствии и стал Рим.
   С другой стороны, на античную историю Греции можно взглянуть иначе, и задать такой вопрос: а была ли Эллада вообще когда-либо независимой, т. е. политически неподвластной какой-то другой державе? Назревает ответ отрицательный, но, опять же, он будет правильным только с политической точки зрения. Нам мало что достоверно известно о том, что представляла собой Эллада до времен, которые описывают Геродот, Ксенофонт, а также Фукидид и Полибий, но на основании данных, что приводят они, можно утверждать, что большая часть Греции находилась под мидийским, лидийским и персидским игом вплоть до середины IV в. до н. э., ну а после этого она свыше ста лет пребывала под македонской властью, которая впоследствии сменилась римской. (Македонская же империя, как губка, впитала в себя римское владычество, ибо она требовала более эффективного управления, нежели которое было предложено и осуществлено безумными наследниками Александра Великого. Впрочем, и Рим впоследствии показал, что эффективно управлять такой территорией и таким количеством народов невозможно, и что доблестные и мудрые правители здесь являются скорее исключением из правил, нежели правилом.) Получается, что римляне, завоевав Элладу, ничего особенного и неожиданного не свершили, став всего-навсего очередным (после персов и македонцев) политическим фактором содействия распространению греческой культуры.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Торвус "Путь долгой смерти"(Уся (Wuxia)) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров-2. Легион"(ЛитРПГ) В.Соколов "Мажор 2: Обезбашенный спецназ "(Боевик) Д.Деев "Я – другой 5"(ЛитРПГ) В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2"(Боевая фантастика) Hisuiiro "Птица счастья завтрашнего дня"(Киберпанк) О.Гринберга "Невеста для герцога"(Любовное фэнтези) М.Атаманов "Искажающие реальность-6"(ЛитРПГ) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"