Аннотация: 2-е место на конкурсе "Моя планета-2022".
'Впрочем, раз - это было на вторые сутки нашего плавания - командир обратил моё внимание на небольшую группу изб и сарайных построек
и сказал: 'Это Маука'. Тут, в Мауке, издавна производится добыча морской капусты, которую очень охотно покупают китайцы,и так как
дело поставлено серьёзно и уже дало хороший заработок многим русским и иностранцам, то это место очень популярно на Сахалине'.
А.П. Чехов 'Остров Сахалин'
Давно это было... На берегу синего моря жили прекрасные люди - рыбаки и охотники. Были они статны, красивы лицом и добычливы, и звались люди айну. А стойбище своё звали Энтрумкомо, или Эндукомо, что означает 'вогнутый мыс'. Здесь, в небольшой удобной бухточке, славно ловилась рыба, росла вкусная морская капуста, водились крабы, морские ежи и звёзды. А на высоких холмах окрест женщины айну собирали шиповник. Шло время, нарождались новые поколения, и Эндукомо сменило название. Самое большое на Сахалине селение стало называться Маука - 'холмы, поросшие шиповником'.
Мимо летело время, неспокойное, бешеное, где-то гремели войны, рождались и гибли цивилизации, жадные монголы тянули свои руки к богатствам Сахалина, их сменили практичные китайцы, а в нашем селении жизнь по-прежнему текла своим размеренным шагом. Далеко в море проплывали корабли, и всё так же мимо, будь то храбрые португальцы или любознательные голландцы, экспедиция Жана-Франсуа де Лаперуза или английского капитана Уильяма Броутона.
Время подкатывало всё ближе, Мауку стали посещать редкие гости. Письменные свидетельства о ней появились в отчёте экспедиции 1849-1855 годов Геннадия Ивановича Невельского. В 1853 году соседние с Маукой стойбища посетил с экспедицией Воин Андреевич Римский-Корсаков, много позже они превратились в сёла Чехов и Садовники. В 1859-м в Мауке побывал славный исследователь, лейтенант Николай Васильевич Рудановский, затем, в 1860-1861 годах, гостем стойбища стал Фёдор Богданович Шмидт с экспедицией русского географического общества.
Фёдор Михайлович Депрерадович - так звали человека, изменившего незыблемый ход времени в первобытном стойбище. Занимаясь устройством военных постов и населённых пунктов на Сахалине, этот незаурядный, энергичный человек, тогда ещё майор, не обошёл Мауку вниманием. По его приказу 21 мая 1870 года в тихую бухту вошла шхуна сибирской флотилии 'Восток'. Поручик Василий Терентьевич Фирсов с командой в десять солдат 4-го Восточно-Сибирского линейного батальона основал Маукский военный пост, предназначенный для охраны юго-западного побережья острова. С этой даты начался отсчёт времени будущего города Холмска.
Айнское селение превратилось в русское. Бойкий купец Яков Семёнов поставил добычу рыбы и морепродуктов на промышленные рельсы. Эхо страшной сахалинской каторги аукалось и здесь, где поселенцам, освобождённым от каторжных работ, отмеряли лоскуты земли, а те мечтали уехать на материк при первой же возможности. Бесправным айнам жилось никак не лучше русских. В 1903 году в Мауке благодаря хлопотам этнографа Бронислава Осиповича Пилсудского открылась школа для русских и айнских детей.
1905 год - новый виток истории: южная половина острова по итогам русско-японской войны перешла Японии. Маука стала называться на японский лад, Маока, и вошла в состав губернаторства Карафуто. Метрополия поставила чёткую задачу: сделать Карафуто самодостаточным, и время в бывшем айнском селении понеслось с безумной скоростью.
Городские вехи - не только даты побед. Основная их часть - даты рождения важных предприятий, знаменующих развитие города. 1909-й - заработал морской порт Маока, тогда же открылась шоссейная дорога до областного центра Тоёхары, 1919-й - родилась бумажная фабрика фирмы 'Одзи', 1920-й - забегали поезда между Маокой и соседним городом Хонто. Открываются школы, гимназии, процветает рыбная промышленность. Японцы превратили Маоку в город! В 1922 году жители японского селения официально стали горожанами. В 1928-м поезда пошли в Тоёхару. Инженерное сооружение, позже прозванное русскими 'Чёртов мост', признано уникальным. Поезд проходил в петле по двум тоннелям и въезжал на мост. Пассажиры, любуясь устьем первого тоннеля с высоты сорока одного метра, наслаждались ощущением полёта.
В августе 1945-го колесо Истории совершило полный оборот. Советские войска освободили южную часть Сахалина и вернули его России. 20 августа 113-я стрелковая бригада и сводный батальон морской пехоты высадились в порту Маока. Действовали в сплошном тумане, на ощупь, основываясь на недостаточных разведданных. Не обошлось без 'приключений' - один из катеров сел на мель, и десантники высадились в воду. Японцы, и отстроившие город, и родившиеся здесь, считали его своим и потому оказали отчаянное сопротивление, отдав свыше трёхсот жизней. Наши войска потеряли в боях 77 человек. Имена героев остались на карте: Чапланов, Николайчук, Симаков, Волков...
Жизнь возвратилась в мирную колею, город продолжил свою летопись. 5 июня 1946 года образовался Холмский район, а Маока превратилась в Холмск. С одной стороны - по-прежнему синее море, переменчивое, манящее, с другой - поросшие лесом сопки. Город спускается к морю по сопкам, как по ступенькам, домами, школами, детсадами, стадионами, и величают его 'городом на террасах'.
Город перелистывает новые страницы: 1949-й - судоремонтный завод, 1950-й - Холмская жестяно-баночная фабрика, 1959-й - управление сейнерного флота, будущий Холмский морской рыбный порт, второй порт города Холмска. Сахалинское морское пароходство начало работу ещё в 45-м! 'Город рыбаков и моряков' - Холмск называют и так.
'Морские ворота Сахалина' - ещё одно прозвание небольшого скромного городка. В 1973 году заработала морская железнодорожная переправа Ванино - Холмск, надёжно связавшая остров с материком. Переломная веха в истории города! С тех пор меж двух берегов ходят паромы, сейчас их осталось три. Дизель-электроход 'Сахалин-10' ста двадцати семи метров длиной, о шести дизелях, двадцать восемь гружёных вагонов принимает он в свои недра - красавец!
Тут подоспели и девяностые. Время для города обратилось вспять. Тихо почил завод стройдеталей, без особого шума умер ограбленный рыбный порт, ушёл в небытие целлюлозно-бумажный завод - хороший товарищ был, жаль! Дышали на ладан судоремонтный завод и жестяно-баночная фабрика. Закрылась железная дорога в областной центр. Сахалинское морское пароходство, обладавшее ста двадцатью судами, быстро нищало, продавая ветшавшие суда. Некогда блистательное градообразующее предприятие превращалось в жалкую 'лодочную станцию', и, казалось, необратимо. Тем не менее, в конце девяностых на месте большой промышленной свалки родился Приморский бульвар. Как бы ни ругали жители тогдашнего мэра Николая Петровича Долгих, новое место для отдыха, созерцания моря и гордости появилось благодаря его деятельности. Политическая жизнь города в то время кипела с такой страстью, что новорождённый бульвар так и не увидел торжественного открытия, и точной даты появления на свет не имеет.
В 2004 году рядом с бульваром с грохотом сел на мель бельгийский земснаряд 'Христофор Колумб', прямо под окнами детской поликлиники. Судно пробило топливные танки, и город получил собственную экологическую катастрофу. В конце 2021 года у злополучного земснаряда отыскался достойный последователь - китайское судно "Xing Yuan", прибитое к берегу ветром на том же месте и собравшее на Приморском бульваре сотни зевак.
Затянувшийся кризис девяностых не уничтожил маленький город, только жителей изрядно поубавилось. Холмск не может похвастаться роскошными зданиями под самые облака, зато имеет множество проблем, общих для всей страны. Но город живёт! Пароходство не сгинуло, хотя градообразующим его теперь не назовёшь. Сложно сказать, какое предприятие в Холмске градообразующее... Нет у него больше ни бумажного завода, ни пивоваренного, недавно остановилась жестяно-баночная фабрика, зато почивший рыбный порт заменил Сахалинский Западный морской порт, который даёт работу многим холмчанам. Сносно чувствуют себя пароходство и торговый порт, судоремзавод тоже держится на плаву, хоть и слабенько, без размаха. По-прежнему величаво входит в акваторию паром, гордо отвергая помощь буксира. Сельское хозяйство острова, получив долгожданную поддержку государства, кормит сахалинцев овощами, колбасой, курочкой, заваливает прилавки вкуснейшей молочной продукцией, а островные яйца не нужно проверять на свежесть. Вдоль дорог района, там, где процветали рыбные колхозы, увы, по-прежнему царит запустение. Кое-где прокладывается новый асфальт, который хотелось бы всюду. Строятся новые жилые дома, туда перебираются из ветхого жилья намучившиеся жители.
Городскую площадь перед мэрией, как водится, украшает памятник Ленину. Установили его в 1970-м, к двойному столетнему юбилею: город Холмск и Владимир Ильич - одногодки. Вождь мирового пролетариата чёрен, как Лумумба, и оттого на редкость не фотогеничен. Он по-прежнему наблюдает городские празднества и парады, а по субботам - ярмарку на одноимённой площади, проводить которую больше негде, город застроен плотно!
Не первое десятилетие идут беседы о развитии туризма, как, впрочем, и на всём Сахалине. В Холмске ещё сохраняется несколько памятников японской культуры, их не разрушают, не поднимается рука, но и сохранить почти не пытаются. Ещё белеют руины бумажной фабрики, никуда не делся и старый Чёртов мост. Город бережно хранит Память героического прошлого - есть чем завлечь гостей, кроме уникальных уголков природы и пляжей длиной в несколько километров.
Пляжи-то хоть куда, но купальный сезон уж больно короток да случается не каждый год. А уж как любят холмчане пожаловаться на климат! Хотя зима на юго-западном побережье, обласканном тёплым Цусимским течением, куда как мягче, чем на всём Сахалине. Холмский порт - не замерзающий. Море в морозы исходит паром, словно чай в стакане. Оттого-то в Холмске температура зимой выше градусов на пятнадцать, чем за ближайшей сопкой. Летом, правда, за той же сопкой настолько же теплее. Сахалин!
Природа тоже любит перелистывать странички городской летописи. 1971-й и 2007-й - сильные землетрясения, 1981-й - памятный тайфун 'Филлис', затопивший остров, 2015-й - ураган, который, набрав скорость 52 метра в секунду, снёс аппаратуру у метеорологов, оттого и силу ветра измерить не удалось.
Сутью своей современный Холмск мало отличается от айнского селения Эндукомо: люди живут, работают, растят детей, несут Крест вместе со всей страной. Многие холмчане, как и поселенцы в чеховские времена, живут мечтой перебраться на материк, и маленький город теряет своих жителей. Двадцать шесть тысяч против пятидесяти двух в прежние времена - потери ошеломляющие! Точные данные покажут результаты самой распоследней переписи. А ведь холмчане - трудолюбивые, отзывчивые, талантливые. Именно холмские жители изобрели национальное корейское блюдо 'пян-се' - вкуснейший пирожок на пару с острой начинкой из мяса и ким-чи (пекинской капусты). Местные спортсмены исправно привозят с материка завоёванные медали. Каждый житель ценен. Вот это богатство и нужно сохранить в первую очередь, чтобы не просеялось между пальцев, не растворилось по всей стране.