- Здравствуйте, уважаемые мои... - высокий взлохмаченный бородач неловко поднялся с кресла и изменил положение выносной видеокамеры. - Значительно лучше! - удовлетворённо произнёс он и опустился в кресло. - Жарковато, - произнёс Валера и расстегнул верхние две пуговицы ковбойки. - Или это я волнуюсь? Возможно. Иду в ногу со временем. Вот такая лекция. Без видимых слушателей, без организации материала и всего остального. В условиях эпидемии и неопределённости. Эпоха такого, знаете, - палеонтолог развёл руками, - глобального одиночества для всех нас.
Лекция эта выстраданная, но и повод для неё был. Это появление в сети миниатюры "Метаморфозы" автора, известного среди моих друзей как новичок. Так и буду его называть. До "Метаморфоз" у него были "Дубовые листья". До них ещё с дюжину новелл познания тайн мироздания. Знаете, как будто нить любопытного, неуёмного и изобретательного разума математика через переплёты этих книг приближалась к шокирующим открытиям "Метаморфоз". Это целый цикл книг новичка, объединённый одной познавательной идеей. И "Метаморфозы" - это явный финал цикла. Но менталитет математика сыграл с новичком злую шутку. Открытия отдельно начала, середины и конца миниатюры шуршат мимо разума читателя, как в случае сильного ветра и листов раскрытой книги где-нибудь на скамейке парка. Так нельзя! - твёрдо произнёс Валера. - Поэтому в этой лекции, отнюдь не повторяя фабулу данной миниатюры, я буду бережно разворачивать суть открытий той памятной встречи. Тем более, что я имел к ним самое непосредственное отношение.
Итак, начнём. Две бездонные загадки Вселенной, в которых мы тонем - пространство и время.
Суть загадки пространства - бесконечная глубина. Как адекватно его охватить, понять, освоить? Какая скорость достойна такого пространства? - Валера отвлёкся, выпил глоток воды из стакана, вытер платком пот со лба и продолжил: - На самом деле, ответ, исходящий из той памятной встречи, есть, но пока ещё рано озвучивать его.
Главная загадка времени - история того, что наполняет пространство. По данным нынешней науки это материя и волны энергии. Какова судьба всего этого в будущем в объёме всего пространства? Энергия в таком объёме должна теряться и растворяться в бесконечности, если, внимание, не будет сознательной подпитки, которая удержит её в заданных границах. Как в будущем материю без энергии согласовать с бесконечным пространством? Да никак! Это мизерные крохи, абсолютно незаметные в таком масштабе.
Рассмотрим далёкое прошлое - это та же ось времени. Какая заметная точка на этой оси? Естественно, Великий Взрыв! Кстати, как мы теперь понимаем, весьма скромная дата на фоне бесконечного пространства. Что же было до этого Взрыва, если энергия должна растворяться по бесконечности? То есть, пульсирующая точка Великого Взрыва в длительной перспективе невозможна. Но откуда взялась вся эта материя и энергия? Сколько таких точек в бесконечном пространстве, если их роль ничтожна? Зачем они нужны бесконечности? На эти вопросы ось времени не даёт ответа.
Поэтому "Метаморфозы" предлагают следующее: отделить ось времени от бесконечного пространства и рассматривать эту ось как-то потом, не в первую очередь.
А главное и неоспоримое - это бесконечность пространства. Но как его освоить? Какую бы вы не назвали силу давления в условной точке, сколько бы много не напихали в такие точки материи и, следовательно, энергии, не заполнишь взрывом этого бесконечность. Всё большему массиву материи (кстати, непонятно откуда взявшемуся) противостоят немыслимые глубины пустого, с точки зрения материи и энергии, космоса. Но бесконечность пространства реально существует. Значит, она обязана как-то проявляться, осваиваться во всех её проявлениях. В начале лекции я буквально заикнулся о скорости освоения, достойной бесконечности пространства. Её определение я нашёл давно, в старой доброй советской книге. Определение ждало до той памятной встречи в моём кабинете.
Это скорость мысли по отношению к пространству.
Такова роль сознания в глобальном масштабе. Именно я тогда озвучил соответствующий постулат: только образы могут освоить всю бесконечность пространства от бесчисленных микрокосмосов до немыслимых глубин и величин. А вернее, миры образов конкретных сознаний, также являющихся образами. Сложно для восприятия, наверное, - предположил Валера, но затем подался грудью вперёд: - Но для материи в бесконечности пространства разумного объяснения нет! Всё, что нас окружает, - сознательный обман конкретного творца нашего мира образов, - Валера немного помолчал, поправляя что-то на своём роскошном столе. - После обычной реакции скепсиса вы можете подумать и возразить: "А как же мир вокруг нас? Плотность, масса, запредельные объёмы твёрдого вещества, наводнения, извержения, развитие живой материи, рождение новых обитателей нашего мира, смерть?" Но ведь это только наши ощущения. Посмотрите на любую содержательную картинку, например - диплодок лакомится папоротниками, Сизиф катит камень в гору, Иисус и двое разбойников страдают на крестах в невыносимую жару на Голгофе. Это ведь не фотографии, а картинки. Но мы испытываем те же ощущения, как в действительности. Удивление от величия природы; изматывающую тяжесть; боль, сострадание и преклонение перед величием жертвы. Ощущения, понимаете? Именно из них и соткан творцом окружающий мир.
Следующий вопрос - один ли творец?
Не хочу вторгаться в сферу религии, но отвечу, исходя из нового понимания мироздания. Освоение бесконечного пространства требует бесконечного количества творцов. Ведь один творец, какие бы великие образы не создавал, не покроет всю Вселенную. Останутся мириады микрокосмосов, бесконечные участки вне сферы развития такого мира. К порядку освоения всего этого я вернусь позднее.
Сейчас мы должны понять главное - наш творец такой же образ, как и мы. Только образы могут покрыть всю бесконечность пустого пространства. Ведь им ничего не надо брать из пустоты, а картинки у них получаются вполне достоверные. Именно пустота требовала покрытия и пробудила сознания в виде образов, которые стали вплетать в окружающее пространство свои миры.
Следовательно, мы подходим к интересному выводу - без живой материи нет смерти. Просто интерес исчерпан, в предлагаемых обстоятельствах всё дошло до предела и страница переворачивается. Картинка закрывается. Именно в мирах, где фантазия творца чем-то ограничена и страницы переворачиваются, существует ось времени.
Построение нашего мира сложное, противоречивое. Но путь, на котором он возник, я разберу в последнюю очередь.
А сейчас вернёмся к бесконечности пространства. Объём характеризуется высотой шириной и глубиной. Не хватает оси заполнения пространства, правда? - улыбнулся Валера. - Ось времени отложена для некоторых отдельных миров. А её место заняла новая ось. "Метаморфозы" предложили вертикаль движения миров.
Эмоции новичка сюда переносить не хочется, ни по отношению к вертикали, ни по отношению к нашему творцу. Это не мой стиль. Я буду по возможности уклоняться, но иногда всё же придётся употреблять эмоциональные термины новичка.
Вернёмся к оси движения миров. В каком случае миры образов будут стремиться покрывать всё бесконечное пространство? Когда эта ось - вертикаль, где плюс бесконечность - неистощимые фантазии созидания, а минус бесконечность - тотальное разрушение.
Заглянем в мир образов, приближенный к плюс бесконечности. Здесь возможностям приключений, путешествий в космическом масштабе, творческим интересам, развитию разумных сообществ нет предела. Ничего никого не сдерживает, ибо в таком мире нет зла, вот термин новичка. Такой мир огромен, там, естественно, нет оси времени, потому что страницы не переворачиваются. Размер разумных образов там я не берусь представить, но перспективы их развития и приключений безграничны. Также неистощимы возможности появления в том мире новых творцов, ибо никто не ставит подножки.
Заглянем в минус бесконечность. Здесь для миров образов действует прогрессирующий закон шагреневой кожи. Разрушаются и перспективы, и возможности. Образы, которые при убыстряющемся течении времени по памяти создаёт творец, всё время уменьшаются. Кстати и он сам сжимается, ибо тотальному разрушению претит величие. В микрокосмосе такие миры надолго не задерживаются, всё уменьшаются и в конце концов, если творец вдруг не начнёт совершать добрые поступки, почти ничем не будут отличаться от пустоты.
Миры образов движутся по этой вертикали непрерывно. Интересную особенность я заметил в известных нам мирах, в том числе книжных. При торжестве добра (термин новичка) мир расширяется постепенно, с умеренной скоростью мысли. Если же в мире присутствует и добро, и зло, то никакого движения вверх нет. Такой мир останавливается в движении, если зло только родилось, слабое и потаённое, если оно краткосрочное или время от времени чуть заметно жалит из-за угла. Если же зло утвердилось в мире, пусть даже оно словами новичка "мелкая мерзость" по сравнению с достижениями добра, мир начинает двигаться вниз по вертикали развития миров. Как это определить в наших условиях? Убыстряется время, всё сжимается. Нам становится недоступно то, чему раньше радовались, чем гордились, чем увлекались. Надо до изнеможения добиваться того, что раньше было вполне доступно. Исчезает красота во всех её проявлениях: и мира, и образов, и творчества, и поступков. Явно снижается ценность самих образов. В моду входит мерзость. Привычным становится запугивание невинных. Вот поэтому так важно сокрушение зла. Пусть даже оно возникает безобидно, в виде игры от отдельных образов или от скуки творца.
Теперь рассмотрим следующий вопрос - кто мы, если нас назвать образами, как из нас получаются творцы, какая судьба остальных?
Вот смотрите, - Валера пощупал свои руки. - Я своё тело ощущаю вполне отчётливо, дышу свободно, смотрю в камеру. У меня постоянно ноет колено, в голове роются разные тревожные мысли. Знакомая картина, верно? Если мы образы, что из вышеперечисленного я сам? Ничего, если не считать кое-чего из мыслей. Тело - образ из мира творца, а не наша собственность. Такой же образ, как дерево, река, Земля, галактики. Панорамные картинки и время, господствующее в нашем мире, формируют и определяют судьбу наших тел. Кто же такой я, как независимая личность? Это то, что не имеет обманной плотности материи, что не привязывает к проблемам повседневности. Этот некто должен иметь ту же сущность, как пустое бесконечное пространство. Да, это абстрактное сознание. И то за исключением навязываемых мыслей от окружающих образов и творца. Вот такая неуловимая пустота.
Просто, создавая образ живого тела, панорамные картинки творца будоражат в данном месте реальную пустоту пространства. Это и есть наше личное сознание. Далее нам предлагаются определённые обстоятельства в картинках мира, нерушимое взаимодействие с образом тела, доступные интересы в таком виде, возбуждающие, усыпляющие или раздражающие вбросы в сознание. Если в данном мире присутствует время, оно также навязывает нашему сознанию свои жестокие законы.
Так что неописуемая красота, горькое уродство, тяжёлые болезни - это не наше достоинство, не наша вина и не наша беда - это предлагаемые обстоятельства.
При всём этом наше личное сознание подчиняется миру образов, потому что соглашается с предлагаемыми обстоятельствами. Если переворачивается страница с нашими картинками, а в сознании полное согласие с окружающим миром, пустота в данном реальном пространстве успокаивается и сознание окончательно затухает.
Отсюда следует ответ на вопрос - как возникают творцы в каждом отдельном мире образов? Единственное условие - формирование независимого сознания. К этому приводят и протест против предлагаемых обстоятельств; и более богатая, чем у творца, фантазия; и просто творческая натура; и очень развитые сострадание и любовь; и душераздирающая, не находящая себе применения злоба. Создаваемые творцами миры формируются внутри сознания и не имеют отношения к тому миру, где появился творец. Даже если эти миры пересекаются на пустом пространстве, они ведут себя, как две голограммы. То есть, не замечают друг друга и у каждого свои законы развития. Если творец прикипает к своему новому миру, судьба его сознания меняется. Оно становится как бы связующим звеном между вертикалью и своим новым миром. Где бы не появился творец, его сознание уже не зависит от картинок предлагаемых обстоятельств. Теперь, как говорится, дай бог ему неистощимых фантазий созидания, чтобы не катиться со своим миром по вертикали в минус бесконечность. Творец при большом желании может создать себе образ по собственному вкусу и явиться в свой новый мир. Конечно, так он получит огромные полномочия и волшебные качества, но вряд ли творец сможет надолго задержаться. Ведь ему надо следить за всем миром, создавать и внимательно ретушировать новые картинки.
В любом случае, быть сонным и зевающим богом бескрайнего и богатого мира не получится. Необходимо постоянное раздражение того пустого пространства, где пробудилось сознание. Теперь сами решайте, кем лучше быть: творцом или просто образом. Мне кажется, разница не столь драматична, как можно было подумать перед началом лекции. Всё дело в творческой наполненности сознания.
Теперь я подхожу к последней теме лекции - путь создания нашего мира.
Тот творец, который изначально задумал мир, подобный нашему, обладал примечательной особенностью. Он очень опасался за свою судьбу. Поэтому через призму миров творец вычислил реальное бесконечное пустое пространство и вертикаль движения миров. Сомневаясь в неизбывности своей фантазии, он подстраховался и придумал специальные законы в своём новом мире. Понятие материи и энергии принадлежат ему. Их взаимодействие, разнообразные калейдоскопы строения и распада, изучение всего этого подразумевает огромное количество интересных историй. Для своих целей он жёстко привязал к своему новому миру ось времени. Всякие Великие Взрывы, катастрофы, эволюции, революции, эпидемии, вымирания позволяют следом открывать новые страницы, создавать картинки, чуть отличающиеся от предыдущих, и при этом избежать движения к минус бесконечности по вертикали. Платой стало краткое существование живых образов. Творцы, неизбежно возникавшие в этом мире, имели малое время для полноценного формирования. Чаще всего они успевали лишь выразить свой протест против предложенных обстоятельств. В свои наспех сформированные миры они переносили те же понятия материи и энергии, те же галактики, ту же историю и тех же героев. Меняли они только будущие картинки, исходя из личных представлений о добре и зле. Это были уже настоящие мультимиры, где сверкающим богатством истории и развития материи складывались достижения предыдущих творцов.
Конечно, это путь паразитов, хотя накопленные богатства невозможно игнорировать.
Вот где подходит определение "Антимиры". Всегда в этих ветвях можно найти пары мультимиров-близнецов с разными путями развития.
То, что большинство творцов в этих мультимирах из-за краткого срока своего формирования превратились в паразитов - их беда, а не вина. Вина лежит в перестраховке изначального творца этого направления.
Предыдущий мультимир подошёл к черте брезгливости по отношению к разрушению. Мировые войны, кровавые революции, бешенная политическая борьба как бы затухли. Созидание стало занимать достойное место. Развитие обществ, наука, история стали приносить добро и радость (термин новичка). Творчество из-за своей массовости стало огромной волной с новыми горизонтами. Именно сюда устремились интересы разумных образов. В результате стали несмело проявляться новые миры на совершенно иных основах. Бешеной гонки оси времени здесь уже не было.
Но творцу нашего мультимира там стало скучно. Его эмоциональную оценку я оставлю на совести автора "Метаморфоз". Но этот творец был в восторге от прошлой борьбы добра со злом. Всему пафосу победы созидания он предпочитал азарт игр и битв. Историю и реальные образы он перенёс сюда без изменений, но со своими акцентами. Новичок отдельно изучал этот вопрос и по отдельным признакам вычислил дату слома судеб и появления нашего мультимира. Любопытных я отсылаю к "Метаморфозам".
Так что, у тех, кому ближе к пятидесяти и старше, есть свои двойники в предыдущем мультимире. Но судьбы наши совершенно разные. И слома, подлости, глупости признанных гениев в том мультимире нет.
Наш творец ради интереса потихоньку вернул разрушение и даже поставил его над созиданием, чтобы спровоцировать новые поединки. Но он осторожничает, чтобы всё это было в виде игры, без большой крови войн и контрреволюций. Игры стали преобладать во всех сферах жизни - от морали и науки до политики и повседневности.
Но зло укрепилось и наш мультимир направился к минус бесконечности по вертикали движения миров.
Новичок считает, что всё это произошло из-за необразованности нашего творца, который интересности и игры поставил выше глубокого изучения мироздания. То есть, просто творческая натура. Все эти отношения новичка и нашего творца пусть останутся в "Метаморфозах". Они сложные и последний год показывает метания творца, - Валера вздохнул: - Вопросы я открывать не буду, потому что я изложил всё, что знаю. А домыслы я не люблю. Всего хорошего, уважаемые мои.
Валера закрыл крышку ноутбука, откинулся на спинку кресла и платком вытер пот со лба.
- Нет, это слишком даже для моего сознания, - пробормотал он.