Библиотекарь : другие произведения.

Что такое городская лирика

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К тематике поэтического конкурса



Лирика

Для полноты определения обозначим понятие "лирика". Сама по себе лирика в широком смысле термина, как род литературы, не обязательно представляет собой стиховую речь. В представлении о лирическом кроется любое отражение эмоционально наполненного, семантически плотного субъективного переживания. Лирические жанры выделяют во всех разновидностях литературы, в том числе в фольклоре и письменных литературах от античности до современной поэзии. "Образно-выразительные возможности... лирика открывает в самой природе слова - в фонетическом облике и звуковой сочетаемости слов, во внутренней форме слова, в синонимии языка, в синтаксически-интонационной организации речи" (БСЭ).
Выразительность слов фактически и едва ли не полностью заменяет собой потребность в описании (само по себе описание -- фактура текста -- остается, но служит, в первую очередь, для выражения эмоций). Поэтому в лирическом тексте значение слова вбирает в себя огромный вес дополнительных смыслов, значимы каждый звуковой, интонационный, ритмический элемент, оттенок ударения, паузы, слога; речь насыщается аллитерациями и ассонансами, сравнениями, тропами, различного рода параллелизмами, синтаксическими фигурами. Ритмическое строение стиховой речи значительно увеличивает эмоциональность стиха и позволяет насытить его новыми, только от ритма исходящими оттенками значения. Поэтому лирика и тяготеет к стиху, а на определенных этапах развития (в творчестве трубадуров, менестрелей, мейстерзингеров) она срастается с музыкой.

Пространство и время в литературном произведении

Михаил Бахтин под влиянием идей Эйнштейна (цитирую по "Словарю культуры ХХ века", но это и вне отношения к словарю правда) ввел в обиход понятие "хронотоп", сейчас ставшее базисным для определения художественного пространства. В упрощенном толковании термин означает ровно то, что вынесено в заголовок главки -- "пространство и время в литературном произведении" (их слиянность и их особое состояние). В тексте пространство не может быть описано идентично реальности. Более того, оно не может быть представлено "фотографически" (даже с поправкой на то, что фотография не является полноценным отражением реальности). Мысль об особенном представлении пространства в художественных произведениях прослеживается, к примеру, сквозь юмор у Стругацких в "Понедельнике", в описаниях, как выглядит человек, выдернутый из книжных страниц (то у него глаз не было, то в одном галстуке ходил). Еще один пример из "большой" литературы -- в романтических романах начала 19 века, построенных по принципу вложенных друг в друга новелл, пространство текста разорвано из-за возникновения нескольких пространственно-временных образований в одном произведении. И еще один пример, -- городские улицы, помещения, поля и леса в "Мастере и Маргарите".
Художественное пространство много изучали филологи формальной школы и структуралисты, говоря о пространстве в тексте в плане формы. Напомню (см. выше), в лирическом тексте ведущим содержанием является эмоциональный настрой автора. В этом смысле пространство лирического текста -- способ передать субъективное ощущение, которое тем самым организуется и формируется (от "форма").
Семантически у Достоевского, к примеру, пространство является способом передачи экстремального переживания героя. Кроме того, изгиб улицы как будто задает движение персонажа, подталкивая его к действиям. Релятивизм, один из способов художественного мышления, изобретенных 20-м веком, определяет пространство как одну из шести модальностей, с помощью которых мы описываем отношение высказывания к действительности, но это уже более сложное построение, требующее перехода на семантическую структуру предложения.

Город в тексте

Город представляет особое пространство в художественной литературе. О нем мы можем говорить, как о таковом, со времен средневековья, когда в европейской культуре появляется понятие "город". Можно отметить также город в культуре Ближнего Востока; насколько я понимаю, это сравнимые по времени культурологические понятия. Греческий полис городом все же не являлся, как и римское поселение. Или, вернее, следует ограничить понятие "город" средневековьем в силу тонкости различий между античными городами и тем, что появляется в Европе. Города Ближнего Востока я также исключаю из поля рассмотрения, в силу тех же причин, что и античные.
Городская культура предполагает два основополагающих фактора: коммунальность как связанность быта совокупности людей и одиночество как следствие суеты городской жизни. Кроме того, города всегда остаются культурными центрами, средоточием интеллигенции своего времени, следовательно, ее рефлексии, рождающей литературное бытие. В свою очередь, поэт, по определению противопоставляющий себя толпе не только в романтической традиции, в силу своей "остраненности", создающей стих как иновидение окружающего, в городе наиболее остро соответствует сам себе -- одинокий среди множества.

Архитектоника и конкурс "Архитектоника"

Термин введен Осипом Мандельштамом в его теоретических работах о поэтике стиха. Вкратце -- у него шла речь о сущности стиха, который строится как здание, из деталей, из конструкций. Поэтому, возвращая его представление о лирике, Библиотекарь настаивает на детали, формирующей ткань стиха, а не на некоем образном представлении о городе. Конкурс -- не человеческих отношений с городами, а техники стиха, в которую на уровне формы вплетены городские детали -- пространства, площади, здания, арки домов и колонны улиц, трамваи и дворники, подметающие мостовую.

Продолжение следует.
Ваш Библиотекарь.


Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"