Библиотекарь: другие произведения.

Размышления о будущем мира Алисы Селезневой...

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Ссылки:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Ссылки
Оценка: 10.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    https://www.mirf.ru/serial/gostya-iz-mrachnogo-buduschego

  Алиса Селезнёва и атомная война: гостья из мрачного будущего
   Карен Налбандян, Татьяна Луговская
  
  В середине 1980-х, когда вышел телефильм "Гостья из будущего", во время трансляции улицы пустели. Почти все дети (да и не только они) прилипали к экранам - ведь там показывали саму Алису Селезнёву!
  Пришедшая из 2084 года шестиклассница с сияющими и одновременно грустными глазами воплощала мечты каждого советского ребёнка. Ладно знать с десяток языков и без труда прыгать через трёхметровые заборы, но летать в космос! Путешествовать во времени! И всё это - в одиннадцать лет! Да и сам мир будущего такой прекрасный, светлый, замечательный...
  А правда ли он такой замечательный?
  Фанатская теория Карена Налбандяна доработана Татьяной Луговской с разрешения автора.
  Фильм "Гостья из будущего" далеко не во всём повторяет книгу Кира Булычёва "Сто лет тому вперёд". Отчасти потому, что язык кино отличается от языка литературы, отчасти потому, что советский кинематограф был ограничен в возможностях: от выбора мест съёмки, до декораций и спецэффектов. Многие различия фильма и книги появились на экране не "зачем-то" (передать мысль, воплотить замысел), а "почему-то" (по-другому на съемочной площадке сделать не получилось). И речь не только о костюмах героев, но и о некоторых сюжетных изменениях. К примеру, робота Вертера ввели, чтобы хоть как-то компенсировать недостаток чудес техники, которые Коля увидел в будущем - повесть рассказывает об этом куда подробнее, чем фильм.
  Но давайте взглянем на будущее Алисы-из-фильма без скидок. Нет бедных декораций и плохо запомнивших сценарий актёров, а есть такая реальность, в которой эти места и эти люди естественны и логичны. Что же это получается за реальность?
  Конечно, лучше всего о мире могут рассказать живущие там люди.
  Девочка из спецназа и все-все-все
  
  Нам много раз повторяют, что мир, ожидающий нас в будущем, прекрасен, - и в это очень хочется поверить. Ведь завораживающе прекрасна сама Алиса - обаятельная, отважная, удивительно талантливая, невероятно много знающая и умеющая. "Мне бы хотелось, чтобы у меня была такая сестра", - плача при прощании, говорит лучшая подруга Алисы в нашем времени, Юля Грибкова. Да, многие из нас были с Юлей согласны.
  Но давайте на минутку задумаемся. Чтобы путешествовать на машине времени (вошёл, встал в круг, взялся за поручни и через пять минут вышел), покорять спортивные высоты нет необходимости. Не нужны для этого и подобные скорость мышления, воля, целеустремлённость... При этом Алиса подчёркивает: она самая обычная школьница, в будущем такими станут все.
  Очевидно, что этот набор умений вряд ли можно приобрести по стандартной школьной программе - да хоть бы и специальной лицейской. Если знание многих языков ещё объяснимо, то зачем тренировать умение прыгать из окон? На упражнения для общего физического развития что-то непохоже.
  А вот на что похоже - так это на программу для тренировки спецназа. Но какой может быть спецназ, если Алисе одиннадцать лет!
  Есть только один вариант, при котором это объяснимо: война. Причём война настолько страшная, что востребованы даже дети. И не за компьютерами, как в "Игре Эндера", не в тылу у станков, как во время Великой Отечественной, а на переднем крае боёв, как в "Евангелионе" или цикле Лазарчука и Андронати "Космополиты", где только дети-пилоты могут защитить Землю от вторжения.
  Это много говорит о ходе той войны. Конечно, "наши" победили (в 2084 году небо над Москвой уже мирное), но какой ценой? Когда в спецназ берут одиннадцатилетних девочек? Когда брать больше некого. И судя по тому, насколько безлюдный город нам показали, убыль населения получилась серьёзная.
  Интересно, как меняется поведение Алисы в нашем времени. На первых порах она всегда пропускает вперёд Юлю, справедливо полагая, что та компетентнее; сама же не высовывается, присматриваясь и собирая информацию. И только в последний день, полностью освоившись, начинает действовать. И как! Достаточно взглянуть, как Алиса ведёт допрос труса Ишутина - холодно, жёстко и профессионально: "Тихо, кричать не надо. Каждая ваша мысль нам известна..." В два вопроса - раскалывает напрочь.
  
  Посмотрим на других жителей будущего. Вот Полина - во многом напоминающая повзрослевшую Алису. Она сотрудница Института времени... которую в одиночку посылают ловить космических пиратов!
  Для нас это всё равно что поручить освобождение заложников из Будённовской больницы, допустим, урологу той же больницы - а что, враг заперся в его отделении, ему и разгребать. Безумие для общества и самоубийство для врача. А тут - норма. Рационалистическое общество будущего посылает против двух до зубов вооружённых головорезов простого учёного, да ещё женщину, и предполагает, что она справится.
  Это возможно, если каждый - "тактическая единица сама по себе" вроде Бойцового Кота из "Парня из преисподней". Полная автономность. Полная ответственность за свои поступки. Сформировать такую структуру общества и личности может только война.
  
  Алисой и Полиной наши знания о людях будущего не исчерпываются. Вот, например, в космопорту был дедушка Павел. 132-летний старик (пусть и моложавый), да ещё после мощного телепатического удара инопланетян... Но после ключевой фразы "Они превратились в вас" - с какой скоростью он мобилизуется! "Они искали Селезнёва. У Селезнёва миелофон. Конечно же, им нужен миелофон. Я слишком поздно догадался. Это пираты. Спеши скорее в Космозоо, найди Алису и миелофон. Алисе грозит опасность!" Молниеносный анализ - при том, что старик после нападения с трудом может голову поднять, - и команда: не бежать в милицию или ИнтерГПол, а спасать самому. Дедушка Павел убеждён: незнакомый ему Коля всё исполнит как надо.
  И пираты думают так же. В последней серии о многом говорит реакция Крыса, когда к заброшенному дому подходит 6 "В" класс. Не спецназ, не "Альфа" - десяток детей. Против матёрых вооружённых пиратов. Но у Крыса - никаких сомнений: "Всё, Весельчак". Он хорошо знает, на что способны земные дети его времени.
  Ещё один штрих - Космозоо и Электрон Иванович с уникальным говорящим козлом Наполеоном. Электрон Иванович - лицо вроде бы штатское, козёл вообще существо квазиразумное. Но, осознав ситуацию, они, во-первых, немедленно переходят в подчинение Коле - это именно Колина операция, он здесь компетентен. А во-вторых, принимают на себя опасную роль: становятся отрядом прикрытия, отвлекают противника на себя и задерживают. Принимают, не рассуждая и не говоря высоких слов, спокойно и естественно. Хотя похоже, что как минимум Электрон Иванович хорошо осознаёт, кто такие пираты и чем может обернуться столкновение с ними, - не исключено, что даже лучше Коли. А он не вооружён и явно понимает, что если дело дойдёт до стрельбы, и он, и его говорящий питомец обречены.
  
  
  Кстати, о пиратах. Во все времена пираты, разбойники и им подобные поднимали голову, когда слабела центральная власть. Чаще всего - во время войны и после неё. Судя по реакции на само слово "пираты", оно не пустой звук для людей будущего. Правда, уже чуть-чуть подзабытое - поначалу дедушка Павел реагирует на сообщение Коли успокаивающе-иронически: "В твои годы я тоже встречал разбойников, пиратов..." Но у тех, кто с ними уже столкнулся, нет никаких сомнений. Предупреждение не принимают за неудачный розыгрыш, хулиганство... Пиратов знают, это давний враг.
  Любопытно ещё вот что. В одном фрагменте, который не вошёл в основной телефильм и попал только в "Краткое содержание предыдущих серий" последнего эпизода, Крыс в облике учительницы берёт Алису за горло. Та напряжена, но спокойна и не испугана. Правила игры своего времени она знает - и понимает: убить её Крыс не решится. А в финальной сцене в подвале загнанные в угол пираты палят из бластера по колоннам - но не задевают ни одного шестиклассника даже случайно. Хотя без колебаний открывают огонь на поражение по Полине.
  Нам - после Беслана и "Норд-Оста" - это кажется странным. Но на самом деле удивляться нечему. Характерная особенность таких индивидуализированных и милитаризованных обществ, переживших существенную убыль населения, - трепетное отношение к детям. Вреда, причинённого ребёнку, не простят, виновника из-под земли достанут. Возможно - с применением коллективной ответственности. Пираты это понимают. На подобный риск они не готовы.
  Какое всё зелёное...
  На людей посмотрели - оглядимся вокруг: что там, в мире будущего?
Оценка: 10.00*3  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика) Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

НОВЫЕ КНИГИ АВТОРОВ СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Сирена иной реальности", И.Мартин "Твой последний шазам", С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"