У берегов тихого Бузулука, притока реки Хопер, на севере Области Войска Донского раскинулась вольная станица Алексеевская.
Это казачье поселение имеет свою богатую историю. О некоторых страницах ее мы и поведаем, заглянув в пожелтевшие фолианты...
Первое упоминание о ней значится под годом 1706-м, когда Алексеевская находилась на правой стороне Бузулука, на песчаном бугре. Через зелень деревьев виднелась выстроенная первопоселенцами деревянная церковь Архистратига Михаила.
По преданиям, этот казачий городок окружал дремучий лес; ниже теперешней станицы тоже стоял густой лес, и кишел он зверем диким прыскучим да разной птицей пернатой!
Когда вольные казаки жили в городке, то пашни были на горах - холмах. Днем они трудились на них, а чуть стемнеет - поспешали на ночь под защиту городища, от всякого коварного неприятеля.
Именно казаки станиц тех мест, по Хопру и Медведице, были первыми посевщиками пшеницы, ржи да проса. Когда об этом прознал Донсковой войсковой круг, он, разгневавшись, приказал:
- Запретить воинам-казакам заниматься хлебопашеством, вот охота и рыболовство - ради Бога!
На месте сегодняшней станицы серебрился тогда ковыль да кое-где виднелись овины. Недалече, в меловых горах, резвились дикие козы. В Цаплином озере, в Бузулуке и других водоемах плескалась обильно рыба: сазан, лещ, судак гуляли косяками.
В густых камышах хоронилась водоплавающая дичь: гуси и утки, красавцы лебеди, все непуганые, наверно, с сотворения мира. На берегах водились колонии бобров и выдры.
Приволье для охотников-рыболовов, которые зверя и птицу били луком, чтобы не распугать их оружейным выстрелом.
Не зря же императрица специальным указом обязала казаков по станицам Усть-Бузулукской, Аржановской, Зотовской и другим отстреливать лакомых лебедей и доставлять к высочайшему двору. Знатны были лебеди донские!
В "старом городке" алексеевцы постоянно страдали от наводнений и причиняемого ими "убытка скарба, живности и домашнего добра".
- Пора этим бедам положить конец, - порешили они и переселились в 1740 году на настоящее место.
Как истинно верующие христиане (а на Руси без религии жизнь тогда не мыслилась!), перенесли они на новое место и прежнюю церковь.
Под бойкий перестук топоров и визг пил возводили казаки храм Божий со словом Христовым в сердцах и кровавыми мозолями на руках. Так прошло четыре года...
И вот в ноябре 1745 года пахнущая чистым древом и воском церковь, к вящей радости прихожан, была готова к освящению. Также была куплена в станице Михайловской и перевезена в Алексеевскую по частям деревянная Богоявленская церковь с иконостасом.
Перенесли, заложили и спустя два года освятили ее майским днем 1776 года.
Крест над церковью вознесен,
Символ власти ясной, отеческой.
И гудит малиновый звон
Речью мудрой, человеческой.
Окромя забот об обустройстве, были у жителей и другие затруднения.
Шалили, ну надоели-таки лихие люди - разбойники. Соорудили они в меловых горах (сразу до них не доберешься!), притон. Тревожили набегами, обнаглели, озверели вконец.
Тогда сыскной начальник Андрианов собрал казаков половчее, учинил облаву и захватил заживо восьмерых разбойников, вооруженных ружьями и кастетами. Злодеи оказались все русскими мужиками и получили свое жесткое наказание.
В ту пору разбойничьи ватаги вовсю гуливали по глухим местам Хопра, Медведицы и Дона!
Собравшись немалым числом из разных станиц и беглых людей, они отправлялись для разбоя и по русским вотчинам в Тамбовский, Козловский, Шацкий и другие уезды. Выступали не как-нибудь, а со своим знаменем, вооруженные и на лошадях, в казачьей одежде.
18 мая 1738 года Войско Донское объявило бузулукским, хоперским, медведицким и донским городкам о появлении по медведицким юртам двух ватаг разбойников с атаманами во главе.
Немедля было поручено войсковому старшине из станицы Скуришинской Сидору Себрякову набрать из этих городков (вестимо, и Алексеевского) сколько возможно казаков и идти за разбойниками в поход, переловив их без остатка.
Крупные шайки разбойников настолько распоясались, что Государственная Военная коллегия потребовала от донского начальства истребления на Дону разбойничества - организованной преступности тех лет.
"Груня - атаман разбойников" и другие повествования о жизни этих буйных отчаянных донских и волжских молодцов были написаны нашим даниловским земляком, казаком-писателем Д. Л. Мордовцевым.
Но досаждали алексеевцам не только двуногие волки! Глубокие овраги и балки с колючими кустарниками давали отличное убежище для хищных зверей - здоровенных и хитрых бирюков.
Редкая ночь в станице проходила, чтобы они не наделали бед в конных, скотских, овечьих табунах и на базах. При таких благоприятных условиях волков расплодилась тьма-тьмущая! Несчастные случаи от них настолько умножились, что прохода и житья буквально не стало.
Тогда по всем станицам Дона 30 ноября 1784 года был объявлен поголовный поход против волков. На следующий год удар по волчьим стаям был повторен. Уцелело этого зверья не больше, чем для удовольствия удалых охотников.
Вот так и бежали десятилетия...
Разгромив французов с атаманом М. Платовым, вернулись из-за границы казаки домой со славой и ранами.
За эти годы разрослась и разбогатела людьми Алексеевская. В 1749 году в ней гнездилась всего лишь сотня дворов, где-то триста мужчин и поменьше женщин. Затем дворов выстроилось в два раза больше, и людей увеличилось вдвое.
Жили и любили, сражались и умирали, рожали и растили...
А вот церковь их деревянная, Богоявленская, с годами ветшала:
-Прохудилась кровля, источили стены жуки, то и гляди завалится храм Божий! - озабоченно почесали затылки станичники - и приступили к делу.
Начали возводить здесь в 1816 году добротную каменную церковь, чтобы стояла во веки веков для казаков!
Строили под тем же названием Богоявленской с приделом в трапезе во имя Трех Святителей. Уже в 1820 году она была завершена, и 20 мая освятили придел при большом стечении народа.
Церковь та славилась богатой утварью. Особенно дорожили прихожане старинным большим Евангелием 1701 года. Ну, а старую-то деревянную, чтобы не быть внакладе, продали в 1838 году в Воронежскую губернию, в Старошиловскую слободу.
В тот период на Дону при содействии атамана М. Платова расцвело народное образование. С ликованием были открыты народные училища в Усть-Медведицкой, Нижне-Чирской станицах, слободе Мачеха. В Алексеевской такое училище открывал в 1806 году полковник И. А. Андриянов, умница и будущий наказной атаман на Дону.
После училище будет преобразовано уже в уездное на 70 учеников. И внимали в классах вихрастые юные отроки:
Дети, надобно трудиться.
Бог нас создал для труда.
Лишь от праздности родится
Часто горе и нужда.
Для подготовки учеников, которые могли бы поступить в уездное училище, открывались приходские. До времени постройки училищного дома позволено было занять в станице лазаретный дом.
Добавим, что на Дону, кроме правительственных учебных заведений, создавались и сословные пансионаты. Среди духовенства находились грамотные священники, которым нередко и поручалось руководство "благородными пансионатами".
Так,священник Архангельской церкви Алексеевской станицы Иоанн Слащевский по желанию хоперских и усть-медведицких дворян и с согласия войскового атамана был определен в 1820 году для заведения в станице благородного пансионата, а с ним еще два учителя.
Вообще-то на священников и их детей, как на более грамотных, руководство Войска Донского и Священный Синод уже давно обращали свои надежды. Они славно работали на ниве народного просвещения.
Вот что писано в Войсковой грамоте Войска Донского о доставлении из станиц в Черкасскую семинарию для обучения священнических детей от 1757 года 21 мая:
"Велено было в медведицких и бузулукских станицах священнических детей, годных к обучению, а именно: по Медведице - Глазуновской, Кепинской, по Бузулуку - Алексеевской, Лукьяновской... станиц выслать в здешнюю семинарию на коште отцов своих".
Из Алексеевской начал свой путь известный затем геолог и путешественник И. В. Мушкетов. Казак стал председателем физического отделения Императорской Академии Наук. Издал двухтомный труд, около 150 научных статей. Не забывал родимую сторонушку и казаков. Был атаманом Донского куреня в Петербурге. Имел награды.
...В те времена обнаруживали казаки близ станицы, в ее северном конце, развалины жилищ древних народов и другие их следы. У пустоши близ озера Чиганаки на всем пространстве встречались черепки глиняной посуды, кости диковинных животных и рыб. Пугали людей белые черепа и скелеты человеческие, которые извлекались из-под земли, а возле них находили обломки боевого оружия, наконечники медных стрел.
Исследователь старины и истории казачества В. Д. Сухоруков, проезжая по станицам Хоперского, Усть-Медведицкого округов, собрал интересные материалы для своего ценного труда "Историческое описание земли Войска Донского".
Он записывал в станицах предания старожилов, его помощник-землемер просматривал станичные архивы и наносил на карту места, где находились казачьи городки и укрепления.
Будучи в мае 1821 года в Хоперском округе, он обнаружил следы древних обитателей этой земли - татар почти по всему округу, в том числе и по р. Бузулуку, близ станицы Дурновской. Сухоруков подметил, что "почти все станицы Хоперского округа, занимавшие сначала небольшие пространства в чаще лесов, самой природой укрепленные, с минованием опасности от хищных соседей переменили места своего поселения, а 13 станиц вовсе уничтожены...".
В местечке Калиново алексеевцы видели на возвышенности остатки древней крепости. Манили загадками молчаливо стоящие курганы Три Брата, Черный и Белый Камень.
Хотите узнать старинные казачьи фамилии 1745 года? Это Чепцов, Сидельник, Бирючек, Балдыб, Поляк...
Нельзя сказать, чтобы алексеевцев баловала судьба и жизнь.
Взять одни пожары... Не единожды их дворы полыхали огнем, дотла сгорали и скотина, и базы; голосили бабы - и не всегда прознаешь, злых ли рук это дело или по недосмотру, детской шалости.
Сильный пожар прошелся по Алексеевской в 1837 году. Только отстроились и зажили - огнем охватило станицу в 1858 году, а затем взвились пожары в 1872-м и 1887 годах. Но каждый раз руками казаков возрождалась станица из пепла заново.
Не щадил жителей и такой страшный враг, как холера. Зараза эта уже унесла с собой немало жизней в 1830-м и 1848 годах. Волна ее шла тогда вместе с голодом, куснуть было нечего.
- За чьи грехи Господь наказывает, мор и глад на нас посылает? - вопрошали седобородые старики, подняв глаза к небу.
Холера косой прошлась по Бузулуку, Хопру и Медведице, и обезлюдели, поредели станицы Глазуновская и Кепинская, Арчединская и Карповская, Лукьяновская и Филоновская.
В 1857 году к Алексеевской была присоединена бывшая старинная станица Яминская, ныне хуторок. Упоминаемая еще в 1705 году, она возникла на конно-почтовом тракте из Москвы в Астрахань, учрежденном по воле Петра I.
Императрица Анна Иоанновна своим особым указом во время войны с турками обязала во всех казачьих городках учредить почтовые станции.
Беглый драгун Стародубцев поселился в той станице Яменской, но за "ленность великую и ослушание" был бит батогами. Обиженный, он объявил себя и нищего казака Труженика царевичем Петром Петровичем и его братом Алексеем.
Лжецаревичей отловили, в Тайной канцелярии пытали каленым железом, лили кипяток. Труженику отрубили голову, тело сожгли. Стародубцеву отрубили голову в станице Яменской, сотоварищей беглых били кнутами, вырезали языки, сослали в Сибирь, а девятерым тоже снесли головы.
Позже здесь свили гнездо сектанты-хлыстовцы. Гудел хутор от диких оргий крепких "12 апостолов", которые попирали нравы негодующих алексеевцев.
По преданиям, среди алексеевцев, мужественных и выносливых, было много долгожителей. У хорунжего Андреева тесть прожил крепким и бодрым до 130 лет. Бравый хорунжий после 1815 года облюбовал себе местечко на Черной речке и на свой страх и риск заложил там хутор. Вокруг расстилалась дикая, нетронутая человеком степь да кочевали калмыки. Они и подарили ему на новоселье отару в 30 овец.
Таковы отдельные страницы из истории станицы Алексеевской, которая значилась окружной Хоперского округа вплоть до 1858 года.