Тема эта всеохватывающая, и важность её трудно переоценить. Процесс обмена знаниями между, казалось бы, дружественными сторонами в теории элементарный, но на практике таит множество препон. Этому монстру величавому посвящают анекдоты и статьи различной степени научности, и сталкивалось с ним, наверно, большинство тех, кто хоть где-нибудь работал дольше месяца. Вот и у меня наболело - захотелось половинку хаоса растрясти до приемлемого состояния.
В очередной раз получил задание в стиле "сделай то, не знай чего, но чтобы что-то там вертелось". Собрались умы, энергетик позвал технолога, попытался спросить у сварщика. Что имеем в итоге: сварщику был задан вопрос, что он обычно трогает, чтобы варить. Ответил, что ничего из нововведений заморских ему не надо, а нужен только источник питания. Это если с французского перевести.
На следующий день пришли к нему в другое время - вдруг сговорчивее будет. Задали вопрос, какой частоты у него дуга, или хотя бы на каком типе сварки он специализируется. После долгого копания в телефоне, посматривая на нас, и после третьей попытки он сказал, что не числится здесь до конца месяца, и стоит нам идти к какому-то электрику... Притом, что все и так отправляли к одному этому единственному сварщику, обладающему всеми необходимыми знаниями. Беда в том, что именно он либо не хотел спускаться к нам, плебеям, либо разом на всех за что-то обиделся, либо вообще не человек.
Чем помог энергетик? А чем может помочь человек, который фразу "это не моё дело" произносит чаще, чем все остальные предложения вместе взятые? Может быть, на него на совещаниях начальник кричит, хотя за столько лет частичный иммунитет должен был выработаться. Может быть, ему всего пару годиков до пенсии, и он там уже и мыслями и одной ногой. Может быть, когда он был молодой, с пылающим сердцем, его сурово покарали за инициативу. Я всё понимаю, только вот мы не начальники, и за неверные данные наказывать не станем.
Возможно, я слишком быстро упрощаю вопросы, а надо сначала попытаться сделать вид, что мы все в терминах всё-таки разбираемся, возможно, я три раза неправильно формулирую вопрос. Но технолог, вроде, тоже прошёл огонь и воду инженерной школы. И когда спрашиваю конкретно, сколько стол вращается, и сколько отдыхает, сначала выясняется, что часы, потом - минуты, а под конец вообще речь об одной минуте. Я понимаю, что у технологов задокументировано в десятки раз больше, чем нужно помнить, но пояснил же, что от него требуется. Он сказал: "надо смотреть". Сколько в реальном мире процентов действительно после этой фразы идут с будущими исполнителями и "смотрят"? Процентов десять, плюс-минус.
Кто-то может сказать: "А что я буду за эти тридцать тысяч упахиваться?". Я понимаю. Но с другой стороны: "А ты большего пока и не заслуживаешь". И я почти уверен, если я скажу: "За этот месяц получишь на треть больше - только техпроцессы и функционирование оборудования, которое тебя касается, выучи на четвёрку до завтрашнего вечера", это существенно дело не изменит. Я уже давно убедился, что, если у человека нет возможности карьерного роста десять лет, он становится двоечником. Потому что ответить на один вопрос из четырёх - это двойка на любом экзамене. А это очень страшно. Отвечать в стиле "я ничего не понимаю, ничего не хочу знать - просто сделайте, чтобы работало" могут только люди с угрожающе урезанными интеллектуальными способностями, которые знают только в какой стороне ближайший магазин. И, судя по тому, как подобное отношение распространено, многие люди не прочь уже сейчас начать славный путь деградации до такого уровня.
Получается весьма удручающая картина, я бы сказал, близкая к абсурдной. Исполнитель должен провести детективную работу, разобраться, каким чудом здесь что-то работало, сделать так, как правильно, да ещё, чтобы кнопочек поменьше было, а то сложно, и чтобы никому не мешало, и с перламутровыми пуговицами... И ещё, чтобы через полгода после сборки заказчик, опомнившись, смог ещё что-нибудь пришпандорить.
Учитывая, какие страсти я описал выше, дальнейшее имеет право на существование. Предлагаю ввести "меру нужности" проекта, чтобы заказчик сразу говорил, на сколько процентов ему вообще эта новая система нужна. Если ему нужно хотя бы на пятьдесят пять процентов, то он уже должен постараться ответить на максимум вопросов исполнителя, потому что обеим сторонам выгодно, чтобы из этого разрозненного хлама получилась система с требуемыми свойствами, а не трактор. Если же заказчику это нужно на сорок пять процентов, то, вероятно, с ним можно вообще не говорить - интернет и тот окажется полезнее. Если эта затея вообще когда-нибудь будет реализована...