Биталина : другие произведения.

Как не влипнуть в историю

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Небольшие советы тем,кто пишет о перемещении в прошлые века,на примере, Древней Руси, чтобы не накормить читателя"развесистой клюквой".

"Как не  влипнуть в  историю".
Бедные, бедные попаданцы! Куда только не заносит их фантазия автора. 
Известно, что сейчас в жанровой литературе так принято называть наших 
современников, перенесшихся  в другие миры, измерения или времена. По 
сути, любой герой художественного произведения - попаданец. Он просто 
обязан попасть, влипнуть в историю, иначе и писать то будет и не о чем. 
Но " влипнуть в историю" со своим героем может и сам автор, если 
отправит, например, своего героя в  прошлое человечества, не разведав, как 
следует, детали маршрута. Среди опасностей, поджидающих  писателя, могут 
быть: в - первых, автоматическое перенесение реалий одной культуры на 
другую ( истории Западной Европы на Русь), во - вторых смешение реалий  
разных эпох( порой нечто старинное оказывается не таким уж и древним), в 
третьих - мешанина из терминов, которые можно употреблять в авторской 
речи и не стоит  в прямой речи "аборигенов".
Для примера, попадем с нашим героев - современником в языческую Русь. 
Предположим, что  ему  повезло: наткнулся не на злого хазарина, не на 
финно-угорца (тоже из предков русского этноса, кстати), а на  истинного  
славянина. И как говорится,  "церковнославянский" нам  в помощь, вместе  с 
лингвистическим образованием, летним отдыхом на Балканах и поездками в 
Злату Прагу. В конце  концов,  проснувшаяся генетическая память поможет 
найти общий  язык  с пращуром.
  Коль скоро, на данный момент, нет единого мнения, когда возникло само 
название " Русь", то представиться попаданцу  стоит не "русским"(могут  не  
понять), а русичем, и надо быть  готовым, что из -за имени его примут  за 
грека, ромея. Местный житель тоже  может назвать свой род - племя, но не 
обязательно  знакомое по перечню Повести Временных лет. Дело в том, что 
Нестор перечислил только основные племенные союзы восточных  славян, 
сложившиеся к моменту призвания варягов, которые в свою очередь 
распадались на более мелкие родо - племенные общины. 
Одет пращур будет, скорее всего,  в портки  и льняную рубаху. Но  стоит  
отличать беленый холст(для праздничной  одежды)  от серого небелёного. 
Поскольку точно неизвестно, когда славяне научились использовать  
растительные красители, рубаха может быть  и из крашеного холста. Точно 
во, что не  может быть одет  прапрадедушка - это косоворотка. Такой тип 
русской рубашки( с воротником  стойкой и  разрезом для головы  сбоку) 
появился под влиянием татарской  моды только в 15 веке. Стоит обратить 
внимание и на обувь. Сапогов в языческой Руси не знали, народ обувался в 
лапти, поршни поверх холщовых или меховых обмоток. Какая прическа 
будет у пращура сказать точно трудно: романтическая стрижка до плеч или 
брутальный чуб на  макушке. Известно только, что уже в Киевской Руси 
мужчины точно стриглись " под горшок", и нигде особо не отмечено, чтобы 
восточные славяне - мужчины отпускали косы до пояса, как германцы. Косы 
испокон  веков на Руси были девичьей красой и гордостью. 
 И если  герою повезет встретить  представительницу женского пола, то  
именно непокрытая голова, коса, тесьма, венчик подскажет, что  перед ним 
девица, а плат, закрывающий волосы, выдаст  женщину замужнюю.  И 
никаких сарафанов и кокошников - приобретений женской моды уже 
Московского царства. Все та же льняная рубаха с запоной("двусторонний 
фартук") или поневой("юбка" -кусок ткани вокруг бедер). Зато "дизайн" 
височных колец на головных повязках и венчиках  подскажет(хотя бы  
читателю) на территории какого племенного союза герой  оказался.  
Если герой пригласят на  постой  в городище , и он "раскатает губу" на  
размещение в пятизвёздочном высоком тереме, -  его  постигнет горькое 
разочарование.  Избы с теремами, в нашем понимании, начали строить на 
Руси только с 10 века. А до этого народ жил в землянках и полуземлянках, 
топившихся по - черному, поэтому даже труб на крышах гость дорогой не 
увидит. Знаменитые русские печи, топившиеся по -белому, появились только 
в 16 веке. Но стоит сказать сразу, топилось "по - черному" - не значит, что 
там народ угорал или  ходил весь в саже. 
     Если наш герой приживется среди предков и проявит себя, то в 
дохристианской Руси он вполне сможет стать " князем" - вождем племени на 
случай войны, главой ратников. Позже  титул князя до воцарения Петра 
Первого будут носить только потомки Рюрика или соседних державных 
родов, например, Великих князей Литовских. Но нашему князю стоит 
помнить, то его  титул  буквально значит "тот, кто едет на коне" и не пугать 
народ непонятным словом "лошадь"- более поздним заимствованием из 
тюркского языка. А так же не  стоит  требовать себе " кольчуги"(польское 
слово). С кольчугами славяне были хорошо знакомы с 8 века. но  назывались  
кольчуги до 16 века "броней", и позволить их себе  могла только родо - 
племенная знать. Поэтому, навряд ли вся дружина нашего князя будет вся в 
броне, скорее - в кожаном доспехе из медвежьих шкур. А если допустить , 
что на дворе век шестой, то по свидетельству византийских историков, 
дружинники вообще должны иметь для защиты  только деревянный щит и 
сражаться, скинув одежду, чтобы морально подавить  врага.
Таким образом, стоит пожелать, во избежание сюрпризов, героическому 
попаданцу - быстрей освоить язык далеких предков, а автору заранее 
обеспокоиться " развесистой клюквой".







 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"