"Сигнальная система Павлова,ФРЕЙД и художественная литература"
Довелось мне тут давеча прослушать курс веб-семинаров, организованных одним петербургским издательским домом. В процессе выступлений лекторы мимоходом обмолвились, что основная часть читателей в наше время - это женщины. После чего, спокойно продолжили учить писать для некого среднестатистического читателя без половой идентификации))). А у меня же возник вопрос: по ходу "Сигнальную систему Павлова" и Фрейда ещё никто не отменял.
Порылась в Инете, обнаружила занимательную вещь: статьи о психологии женщин-авторов и мужчин-авторов, об гендерных особенностях их творческого процесса существуют. Но статей о гендерных различиях восприятия художественного текста нет. Только психологические наработки рекламщиков, которым понятно в кратчайшие сроки от минимального текста надо добиться максимальной отдачи. Поэтому они по роду деятельности вынуждены работать с инстинктами. Изыскания рекламщиком в целом подтвердили мои догадки.
Поэтому предлагаю мою любительскую теорию. Оговорюсь сразу, все ниже изложенное нисколько не умаляет чисто литературного момента.Равно ,как в человеке должно все быть прекрасно, так и автор должен стремиться к совершенству по всем от грамматики до музыкального звучания фраз. Просто обращаю внимание на момент , о котором как никто, похоже, толком не задумывается, хотя, как тот суcлик "его не видишь,но он есть".
Итак, берем априори, что в плане самой литературы с текстом все в порядке.
Известно, что человеческое сознание имеет три уровня:
1)Бессознательное,
2)Сознательное(собственное Я),
3)Сверхсознательное(оценка себя самого как бы со стороны).
Восприятие читателя, по моей теории, так же имеет три уровня:
1.Бессознательное.
А) для женщин главные сигнальные мэмы - 'дети', 'животные' и 'мужчина-защитник'.
При этом совсем не обязательно, чтобы мэмы были задействована все сразу, в лоб, наличествовала романтическая линия. Достаточно порой и намека, чтоб повлиять на женскую аудиторию.
Предположим.
В крутой боевике гремят взрывы, трассируют очереди автоматов, рушатся здания, дым пожарищ застилает солнце, небо и земля меняются местами. Но бойцы мертвой хваткой вцепились в рубежи потому, что есть приказ командира: ' Умереть, но держать гуманитарный коридор для женщин и детей'.
Для иллюстрации из жизни: в одной статье для рекламщиков приводился некий Банк, который увеличил количество клиентов за счет женщин, использовав слоган "Сильный, верный, надежный".
Б). Для мужчин основной сигнальный момент - 'охота '. И я добавила бы ещё " орудия охоты"(оружие, машинки и пр).
'Охота' через разные её этапы: достижение, преследование, побег и заключительная стадия - добыча, т.е. "еда". Еда, как и голод, могут быть разными. Поэтому: кому "мамонт", кому" клубничка".
Недаром, в рекламных журналах для сильной половины используется фото мужчины в окружении двух и более дам, при чем 'охотник' выше. Все элементарно: купи орудие охоты ( машину, фотоаппарат, удочку) и 'мамонтиха' твоя.
После чего подумав , я начала подозревать :почему мужчины смеются над дамскими романами? Для них, как охотников от природы, эти женские игры в охоту на мужчину, что то вроде ритуальных танцев с бубном вокруг родового тотема:' господин, назначь меня любимой женой'.
Для иллюстрации, фрагмент из недавнего семинара. Известный писатель, заодно и редактор, призывает знать своего читателя, объясняет, как завладеть внимание аудитории с первых абзацев, и приводит пример начала книга:
После чего на мой вопрос ' о гендерных различиях восприятия в художественной литературе' широко открывает глаза и отвечает: 'А зачем Вам это надо?'
А теперь, представьте, что Вы первобытный мужчина - охотник, который выбрался из пещеры по утру, чтобы притащить семье 'жратву'.
Второй пример, суточной свежести:
На даче рассказала друзьям. Сынуля бросился проверять, схватил первую попавшуюся книгу из дачной библиотеки. Оказался Ремарк: 'На западном фронте без перемен'. Зачитали: 'Мы стоим в девяти километрах от передовой. Вчера нас сменили; сейчас наши желудки набиты фасолью с мясом, и все мы ходим сытые и довольные....',,,,,,,,,
2)Сознательное.
Именно здесь верховодят личные пристрастия и вкусы: кому эльфы, кому пираты, кому магия, кому супертехнологии, кому любовь, кому мордобой и т.д.
Сюда, пожалуй, можно отнести и культурные, национальные пристрастия.
Хотя в отношении России, учитывая что 'Земля -Матушка' и 'Родина - Мать' -это больше, чем красивые слова с детства, а само Российское государство на протяжении длительного периода - военная держава, возможно , патриотические чувства стоит отнести и к первому уровню.
3)Сверхсознательное.
Человек берется за книгу не потому, что она отвечает его вкусам. А потому ,что это интересно другим, это нравиться другим. И он считает необходимым соответствовать некому типу 'продвинутого' читателя. Короче, это когда все вдруг начинают читать нечто брендовое, модное ('Сумерки', '50 оттенков серого и т.д.)
Авторы, как правило, работают со вторым уровнем читательского восприятия, мечтают о третьем, а первый используют по наитию, интуитивно, в отличии от рекламы.
При этом секрет 'цепляет - не цепляет' и кроется в умении автора подмешать во второй уровень хотя бы намек на 'мэмы' первого.
Переход же на третий уровень, кроме пиара, возможно, связан с тем, чтобы задеть не только отдельные струны отдельных личностей, но сотворить симфонию.
Отсюда практический вывод, во всяком случае для литературы не претендующей на уровень высокой языковой прозы: надо присмотреться к рекомендациям психологов для рекламщиков. Полезно, как минимум, для написания аннотаций и первых абзацев книги, коль скоро от них во многом зависит будут читать книгу.
Вполне допускаю, что моя теория большей частью подходит к понятию "коммерческой "литературы. А высокая языковая проза имеет свои механизмы влияния. Хотя ,может быть, и она воздействует по тому же принципу. Только действует более филигранно, затрагивая ещё более глубинные слои человеческого сознания и подсознания.
А посему хотелось бы узнать различные мнения. За одно спросить: может быть кому известны научно-популярные труды по данной теме ,как равно и труды с рекомендациями психологов для работы рекламного бизнеса.?
P.S. Во избежание недопонимания и обид, 'коммерческая' литература - это не чтиво на потребу публики с примитивными потребностями, а книги, издав которые издатель имеет шанс не разориться и получить доход. Увы, но любая печатная продукция ,какие бы великие истины в ней ее излагались, имеет конкретную материальную себестоимость (бумага ,краска, зарплата редакторов, корректоров, печатников и т.д. и т.п.)со всеми вытекающими отсюда последствиями.
А покупать книги читатель готов, с учетом высокой цены, если только книга будет ему интересна, содержание зацепит на столько, что её захочется перечитать.