Demon Hazard : другие произведения.

Авторский анализ рассказа "Тридцать три"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Авторский анализ рассказа "Тридцать три" или Чего я имела в виду...








Рассказ был написан для участия в одном небольшом конкурсе. В процессе обсуждения возникло много спорных вопросов, поэтому я решила написать этот короткий анализ своего произведения (как выяснилось, очень многие читатели не знают ни о "гуманитарной этике", к которой относится рассматриваемая тема свободы; ни об известных библейских притчах).


У рассказа две композиционные структуры. Одна простая, линейная, выстроенная на трех событийных точках и с открытым финалом. Эта структура понадобилась мне для цикла из трех рассказов. В основной композиции те три события, которые я упомянула, имеют несколько функций: несут необходимый информационный заряд, направляют повествование в определенное русло и... о третьей функции я скажу в конце.
Вторая (основная) композиционная структура выглядит так:


Экспозиция.
Ночная сцена, в которой читатель узнает кое-какую информацию: место действия - город; какие-то приметы эпохи (булыжная мостовая, освещение, стража и т.п.); в городе идет облава - ищут авантюриста, предположительно убийцу и/или актера (человека способного менять внешность и образ), выдававшего себя за барона (определенный социальный статус), получившего в городе некоторую известность (так как есть прозвище), это при том, что в городе этот человек недавно ("...вроде как ловят этого нового барона..."). В этом же эпизоде открывается то обстоятельство, что есть некая молодая красавица, которая переживает за самозваного барона, чувства ее тайные (от окружающих), у этой девушки волосы примечательного цвета.


Завязка.
Утро. Тюрьма. Вот и герой, собственной избитой и закованной персоной.
Герой ожидает смерти.
Какой он, мой герой?
Молодой, привлекательный мужчина. Умен, образован, проворен, способен приспосабливаться. Профессиональный предатель и убийца. Человек, до определенного момента ослепленный, человек без морали. (Вот и завязка конфликта)
Раскаивается ли этот человек в своих деяниях? Нет. Он пока лишь осознает то, кто он сейчас, и как ступил на тот путь, который привел его к такому печальному результату.
Чего же хочет герой? (Цель) Он хочет свободы, но не только физической (сейчас-то он в тюрьме и ждет смерти), он хочет быть независимым (ради этого он предал интересы хозяина, которому служил всю жизнь, сменил имя и облик), для того, чтобы просто жить, любить, не убивая, не предавая, не обманывая. Перестать быть пешкой в чужих злых играх.
Каким образом герой пытается добиться цели? (Конфликт) А герой не понимает/или не желает нести ответственности за свои поступки - он просто ускользнул, отстранился, решил действовать по накатанной (задание не выполнил, вреда не причинил - за что в новом окружении его станут карать? от хозяина укрылся, начал новую жизнь) - а вот не получилось. Кто-то, выдал, или оклеветал, теперь - смерть.
Что ж - герой готов. Собственно, смерть в его ситуации не подвиг - она ему и так, и так уготована. И то, как герой ее готовится ее встретит - его не красит.


Развитие.
К узнику приходит преданный им хозяин.
Для героя начинается перипетия от несчастья к счастью. Появляется возможность спастись от гибели.
Возможностей и опыта у него много, для того, чтоб добиться милости у хозяина. Но, герой принимает решение следовать новым принципам и молчит о тех причинах, которые побудили его предать хозяйские интересы: "Острие клинка сильнее вошло в тело Мортимера, таинственный Милорд оцарапал грудь пленника, оставив кровоточащую рану рядом с сердцем.
- Что же помешало тебе выполнить мое задание?.. Молчишь?
Дворянин отошел от лежащего на полу мужчины.
- Надеюсь, оно того стоило..."
Перипетия от счастья к несчастью.
Герой понимает, что смерти избежать не удастся - его хозяин признается, что это он сам навел погоню на след непокорного:
"- Ты предпочел выйти из игры, сменить личину... Щенок! За столько лет мог бы хоть чему-то научиться! Как ты думаешь, кто навел графа на твой след?
Мортимер ошеломленно смотрел на бледное лицо господина, порозовевшее от охватившего того возбуждения, на губы, зазмеившиеся в злорадной отравленной улыбке...
Глупец! Какой же он глупец - думал, что достаточно будет просто выйти из дела и скрыться...
- Ты не только предал меня своим поступком, жалкий недоумок, ты показал, что ничему не научился за эти годы! Мои усилия пропали зря! Лучше бы той ночью я собственными руками... - Милорд осекся, в одно мгновение, растеряв гневный запал: чуть не проговорился в сердцах...
Мортимер с надеждой посмотрел на своего хозяина:
- Прошу вас, продолжайте... Хоть перед смертью расскажите мне о той ночи.
- Э, нет! Лучше я расскажу тебе о вчерашней ночи.
Эффектным жестом мужчина извлек из потайного кармана камзола какие-то бумаги:
- Вот письма, за которыми тебя посылали, а вот подарок - при этом он сильно пнул лежащего - моему новому другу - графу N. Его сиятельство мне благодарен - я изобличил посланного за его головой убийцу."
Более того. Хозяин получил тройную выгоду: сам добыл необходимые письма, вошел в доверие к своей будущей жертве и смог наказать предавшего слугу - свалив на него все грехи, плюс "волшебный бонус": сам будет вести расследование и распоряжаться судьбой героя. (Обострение конфликта)
Если до этого момента герой думал, что смерть - неизбежное, но худшее, что может произойти, то теперь понимает, что смерть - благо, о котором еще придется молить.
У него есть возможность сдаться... или...
Герой не сдается на милость Милорда, тем самым проходя свою "точку без возврата"...


Кульминация.
Милор договаривается со стражниками об этапировании узника.
Герой остается в одиночестве - любимая не пришла.
Стражники измываются над героем, заставляя его, закованного в тяжелые кандалы, когда бежать, когда брести, по солнцепеку, вслед за телегой, на которой едут сами.
В довершение, стражники, пытаясь унизить и спровоцировать драку, бреют герою голову, тем самым лишая узника единственной памятки о любимой (светлом локоне, вплетенном в его собственную косичку).


Развязка и финал.
На закате герой подводит итог такого длинного и значительного для него дня, заново переосмысляя свою жизнь и поступки: он один среди врагов, в неволе, у него не осталось ничего для него ценного. (Ему больше некуда падать.)
Но...
В этот день он действовал не так как прежде - не лгал, не избегал ответственности за свои поступки (т.е. он осознанно принял на себя негативную часть ответственности, что является основным признаком психологической зрелости личности - в начале рассказа герой подобным образом не поступал) и тем самым добился большего, чем за многие прожитые до того годы... Он почувствовал себя живым. Желающим бороться (выжить и победить). Герой пожелал изменить свою судьбу. ОН ПОЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ СВОБОДНЫМ. (Что, собственно, и является темой этого произведения.)
Вы можете меня спросить, как можно в плену (в узилище, в рабстве) чувствовать или считать себя свободным?
Дело в том, дорогие мои, что есть "СВОБОДА ОТ" и есть "СВОБОДА ДЛЯ"...
Человека свободного головой, мыслями, "свободного для" жизни, творчества, любви - заточить нельзя. Его нельзя заставить маршировать в толпе, быть покорной марионеткой в руках зарвавшегося кукловода...


Символические конструкции.
Еще в рассказе есть несколько реминисценций. Например, история с возлюбленной и волосами.
Эту библейскую историю знает каждый. Про возлюбленную и героя сила которого была заключена в волосах (Далила и Самсон). По злому наущению, женщина обстригла героя - тот погиб. (Мортимер не предал свою любовь, потерял волосы, попал в рабство...)
Другой пример, все те же волосы, как символ памяти, опыта - сцена с обритием становится финалом для истории, начатой эпиграфом, предваряющим рассказ.


В рассказе много аллюзий напрямую цитирующих Библейские сказания.
Всех карт в этой части анализа я не раскрывал, чтоб не ломать кайф любознательным и эрудированным читателям - в рассказе еще кое-что скрыто от глаз, и на самом виду.
Возвращаясь к простой событийно-композиционной конструкции (разоблачение интриги и пленение - тайна рождения - рабство). Третья функция, которая была заложена в эти композиционные элементы, - создать динамику, присущую реальной жизни. Согласитесь, что морализирующий о своей нелегкой судьбе герой, привалившийся к каменной стене намятым стражей боком, воспринимался бы несколько затхло и статично, а так... его увлекает река событий. Все как в жизни. И такое важное для души героя волшебство происходит ненавязчиво, почти незаметно.


"Тридцать три" - первый рассказ из трех, объединенных в цикл "Вехи".


(C) Demon Hazard август 2008г


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"