Blind Heart : другие произведения.

Мантры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Мантры.
  (Монолог).
  
  ***
  
  На сцене:
   - пачка сигарет,
   - зажигалка,
   - пара колонок,
   - стул (табурет),
  - на стуле лежит шарик для пинг-понга;
  
  ***
  
  Перед началом выступления 5-7 минут играет тихая нейтральная музыка.
  На сцену выходит рассказчик. На нём белые штаны, белая кофта.
  По мере того, как он начинает говорить, музыка стихает и прекращается вовсе.
  
  Рассказик: Здравствуйте. Спасибо что пришли, хотя идти было особо не за чем. Нет, вы пришли сюда не зря и спасибо за поддержку, но всё-таки не советую ждать чего-то особенного, скорее даже наоборот...
  Ладно, вступление затянулось, а Вы ведь платили деньги не за мои извинения, так что, начнём.
  С чего начать я даже не знаю. Как-то чувствовал раньше, а вот сформировать не получалось. И я не уверен, что сейчас получится.
  Начнём, пожалуй, с них. (Рассказчик указывает на пару колонок на сцене). Точнее, не с них самих, ведь вряд ли кому-то за хочется сейчас слушать про диаметр динамиков, амплитуду колебаний, диапазон частот, Ватты, децибелы и т.д. ... Это не интересно почти никому. В том числе и мне.
  Как Вы уже догадались, я хочу сказать о звуке, который они издают, а именно о музыке. Ведь каждый из нас слушает музыку. Правильно? Рэп, джаз, фолк, металл, поп и т.д. и т.п. во всевозможных проявлениях вышеуказанных стилей. И это ни для кого не секрет. Одно время на этой почве разгорались целые войны дворового масштаба. Но я снова не об этом. А о чём - я уже сказал.
  Итак.
  Согласитесь, ведь классно бродить по улице и при этом слушать плеер.
  Ништяк.
  Если настроение 'плюс' - можно добавить драйва; если в норме - либо оставляешь как есть, либо поднимаешь; а если в глухих минусах... (начинает играть Moby 'Why Does My Heart Feel So Bad', рассказчик немного молчит)... Ну чего тут объяснять? Особенно когда по душе словно ржавым топором рубанули. Эх (отмахивается. Музыка понемногу стихает.)... Но я снова не об этом, а о чём - я уже сказал. А это всё так, для наглядности.
  В общем, мы почти всегда слушаем музыку так или иначе: из динамиков, согласитесь, ведь даже в самых тупых наушниках располагаются динамики, работающие точно так же как и в этих колонках; либо в живую; либо про себя - чью-то, свою или сам чё-то придумывает. Но итог один - всё это время мы слушаем музыку. 60, а то и 90% всего сознательного времени. Так или иначе.
  Нет, не факт, что всё время. Иногда так случается, что никакой музыки нет вокруг, да и в голову ничего не лезет. Например, на работе, на лекции, в общественном туалете.
  И вот тут мы подходим именно к тому, что я хочу сказать путём долгих и не вполне понятных объяснений вполне обыденным вещам.
  А мысль проста, как гвоздь, а то и молоток: 'Мы все боимся самих себя'. Глупо, да?
  А ведь именно так.
  Каждый день мы собираем вокруг себя процедуры, действия и звуки, которые используем как мантры. Монотонно повторяем, дабы лишиться всяческих мыслей, направленных непосредственно на нас самих.
  Зачастую шаманы, ламы и т.д. использовали их для достижения состояния 'мусин' - состояния отсутствия мыслей, памяти, эмоций. Но к ним и к этому состоянию мы еще вернёмся.
  Итак, музыка.
  Почему мы её слушаем?
  Идиотский вопрос, не правда ли. 'Нравится, вот и слушаю' - ответит любой из Вас и будет точнейше прав. А на фиг её слушать, если не нравится? Мне вот, например, не нравится блатняк и я его не слушаю. К кому-то нравится, и слушает он его с превеликим удовольствием. Ну и пусть себе слушает. Да и меня, к примеру, можете слушать, можете не слушать. Хотя здесь и лежит основная разница.
  Вопрос, как таковой: 'Почему мы ТАК МНОГО слушаем музыку?'. Да, я повторяюсь, и ответ уже прозвучал 'Нравится, и всё!' но всё-таки ...
  Но слушаем-то мы зачастую не музыку, а то, что заполняет шум. Ведь согласитесь, одно дело слушать исполнителя в живую - со сцены, в акустическом исполнении, на крайний случай, прослушать в первый раз его новый или вообще первый альбом с диска или кассеты. То есть никогда до этого не слышал, а тут раз - и услышал. И услышал именно так, как никогда до этого - в первый раз. Надеюсь, мысль ясна. Что-то вроде того, что вы слушаете сейчас - Вы ведь не знаете в какую именно степь, я собираюсь толкать всю эту телегу. И правильно.
  Совсем другое дело - музыка для фона, которая составляет большую часть музыки, которую мы слушаем.
  Пожалуй, это будет совсем глупо, если я начну сейчас рассказывать, что работать, отдыхать, ехать куда-то или валять дурака на много легче, когда играет приятная музыка. Ну ведь правда.
  Стоите Вы себе в автобусе, втыкаете под 'Сплин' или ещё чего-нибудь, углубляетесь в свои мысли, а там мысли, задачи, формулы, константы. Не в алгебраическом смысле, конечно, а в обще-бытовом, по типу: 'как бы мне зарплату рассчитать, чтоб и на сапоги хватило, и на пиво, и с долгами рассчитаться' - тоже ведь задачка не из лёгких, не имеющая какого-то однозначного решения.
  Ну так вот, стоите Вы себе, соображаете, музыку почти не слушаете, потому что мозгам не до этого. Сообразили, прикинули что к чему, остались довольны результатом или нет, и дальше продолжили слушать музыку. Ну, как всегда. Не так ли?
  В общем, ситуация не столь важна - важен сам механизм: внутренний мир становится похож на лошадь с шорами на глазах. Его направляют на решение какой-то задачи, стимулируют кнутом под зад и вешают те самые шоры. Это даже не шоры по большому счёту, а морковка для ослика, но принцип работы тот же - подсознательно срабатывает защита от себя же самого, дабы, вошедший в пыл битвы с самим собой, мозг не утащил нас в ТАКИЕ дебри, куда не фиг и краем глаза заглядывать.
  Согласитесь, ведь мы всегда цепляемся за прошлое, а оно не всегда бывает приятным. И, проезжая или проходя мимо какого-то примечательного для себя лично места, улицы по пути на работу, Вы ведь не думаете: ' Вот, я, как и вчера, и позавчера, и поза-позавчера, я иду по здесь один, трезвый и скучный'. Конечно же нет! Вспомнится что-то весёлое или не очень, связанное с Вами или ещё кем-то, или с Вами, с ними и ещё кем-то. Ну ведь правильно? Ведь тот же берёзовый сквер - тихое, прекрасное место. Но ведь если Вы вдруг вспомните о нём в беседе с кет-то, никто не схватится какие там берёзы, скамейки - обязательно будет что-то типа: 'Ой! А мы там однажды так классно бухали!'. И почти никто не заикнётся о том, как приятно там просто посидеть, выкурить сигарету-другую, подумать о своём. Кому это интересно? Вот так и получается, что почти любое место, где мы/Вы были намертво связано с какими-то воспоминаниями.
  Вот здесь-то и срабатывает капкан. И капканом является сам человек лично для себя. Лично.
  А механизм его достаточно прост и базируется на том, что воспоминания неизбежно цепляются друг за друга и на достаточно долгом промежутке времени в этой цепочке непременно найдётся звено, которое пряталось подальше. Как можно дальше. Доказано ведь наукой, что хорошие воспоминания мозг запоминает лучше. А плохие - чётче. И вот что получается: из довольно мягкого потока тёплых, и не очень, воспоминаний всплывает одно... ОДНО... и его достаточно.
  Всё! Настроение выполняет команду 'майна на ноль'. И всё!
  А что делаем в ответ мы? Ну конечно же пытаемся отвлечься на что-то другое или перекрыть его более приятным воспоминанием.
  Второй вариант, как правило, обречён на провал. Почему? Да просто потому что плохие воспоминания цепляются друг за друга на много крепче, чем все остальные.
  Вопрос: 'А кто тебе настроение испортил?'. Да никто - ты сам. Не хотел, а взял и всё...
  (Рассказчик присаживается на стул, начинает тихо играть музыка - снова Moby 'Why Does My Heart Feel So Bad', он разводит руками и музыка постепенно затихает).
  Один мой знакомый писал: 'Самый страшный вопрос на Земле 'Зачем?', ведь когда пытаешься на него ответить, понимаешь что незачем. И тогда в гости приходит зелёная'. Конец цитаты.
  И от этого вопроса мы все бронируемся, ставим баррикады, заслоны и т.д. Просто потому, что не хотим взглянуть на себя со стороны. Не хотим и всё. Нам нравимся мы сами только такими, какими МЫ САМИ себя видим. А со стороны - хренушки. Во! (произнося последнюю фразу, рассказчик демонстративно скручивает фигу и показывает её себе в лицо).
  Чего добился?
  Ничего.
  Ведь ни один из вас (указывает пальцем в зал) не является ни полководцем, ни гениальным художником, ни ещё каким-то сотрясателем вселенной. Иначе Вы бы здесь не сидели. Вы, я - не 'золотая молодёжь' и никогда не будем. И вот только не надо становиться в позу и кичиться, мол 'Я и так неплохо живу', 'А мне вообще жаль всех этих моральных уродов' или 'Да все они тупые'. Не надо! Каждому хочется иметь право открывать любую дверь ногой, и чтоб все в очередь выстраивались вам отсосать. Вам ЛИЧНО отсосать.
  Если я не прав - плюньте в меня прямо сейчас.
  Ведь иногда мы все устаём гнаться за куском хлеба и тогда совершенно не слышим наших внутренних мантр. И думаем: 'Вот так прошёл месяц и вообще весь год. А за ним ещё, ещё и ещё'. И вот тогда срабатывают защитные механизмы, за шиворот вытаскивая нас из того болота в которое мы без сил падаем. Идём. Включаем музыку, пьём чай, достаём сигареты и думаем о чём-то постороннем.
  А внутри нас, зачастую мы даже этого не замечаем, кто-то тяжело так вздыхает. Такой вздох, зачастую, бывает только у того, кто только что отступил от края пропасти.
  Не спорю, иногда всё бывает намного проще. Ну то есть, чувствуешь, что такой вот ход мыслей обязательно приедёт к нежелательному результату и тут же меняем направление хода мыслей. Иногда это происходит сознательно, иногда - нет, по типу: 'Ой, блин, а у Серёги через полторы недели День Рождения' или 'Кстати, как приду с работы, надо будет почту электронную проверить' или же 'А кстати, ...' чего-то там ещё. Лишь бы не уволокло.
  В общём, ситуация ясна.
  Вообще-то ради этого я включал в начале музыку достаточно долго. Вот Вы на меня смотрели и музыку слушали. А так бы смотрели и думали. Нет, я не говорю, что в тот момент, когда Вы слушали музыку, мозги у Вас совсем отключались. Нет. Совсем нет. Просто было легче. Для наглядности - давайте проведём эксперимент: одну минуту посидим молча. Только все. Одну минуту.
  (Рассказчик засекает время).
  Согласитесь, неуютно. А под музыку Вы на меня пять минут пялились и ничего. Нормально. (Начинает негромко играть музыка). Так что вот они - мантры наши. Наши спасители. Но это ещё не всё. Ну ведь правильно? У нас ведь здесь что-то типа постановки, хотя я уже и говорил, что ничего такого не будет.
  Второй вариант мантр слава Богу используют не все. А почему 'слава Богу'? Да вот они. (Рассказчик берёт в руки пачку сигарет). Да, вот именно они обладают уникальным гипнотическим свойством, благодаря чему курильщики и приписывают им ещё и успокоительный эффект. Причин много, а эффект тот же.
  Я не буду разводить демагогию почему кто-то курит, а ток-то нет. И, возможно, то о чём я сейчас буду рассказывать поможет вторым лучше понимать первых.
  А всё опять-таки очень просто - каждому человеку нужна своя константа. Кому-то чай, кому-то кофе, кому-то сигареты, кому-то ещё чего-то. Надеюсь, я понятно выражаюсь.
  Вот например, я заочно знаком с одним человеком, который сейчас в Ираке служит больше года. Ну так вот, он писал моему другу, что привык ко всему: и к еде, и к стрельбе, и к людям. Почти ко всему, корме неба. Только представьте, что человек уже привык к тому, что его могут убить, к чужой стране, к чужим людям со всеми их обычаями и языком. Ко всему, кроме неба. Днём, писал, ещё ничего. А ночью... До сих пор не может привыкнуть к чужим звёздам. К звёздам.
  Но это опять же для наглядности. Просто она у каждого своя и не одна.
  Вот и у курильщиков константа очень проста: щелчок зажигалки или спички, в общем, зарождение огня; первая затяжка, дым попадает в лёгкие, а дальше - то же, что делает гипнотизёр с пациентом - монотонно повторяющееся движение (демонстрирует).
  Помимо всего прочего никотин вызывает ещё и физическую зависимость, а значит, человек курит каждый день. Кто как привык. Кто-то пачку в день приговаривает, кто-то четыре, а кто вообще пару сигарет. Но результат то же. К тому же, необходимо заметить, что неприятные вещи с людьми происходят намного реже, чем перекуры.
  Ну и вот, например... Идёт человек на работу и курит. Он уже тридцать лет ходит на эту работу, а курит он ещё дольше. А теперь подумайте: насколько часто он идёт на работу в плохом настроении? Ну правильно. Ведь на работу с плохим настроением мы ходим редко, ещё реже - с хорошим, а так - с никаким, с нейтральным.
  Вот он - один из видов стабильности.
  Или же, например, долбёт тебе начальник мозги, работы накидывает и накидывает, а ты ему: 'Всё. Я пошёл на перекур', идёшь и куришь. И тебе всё пофиг. Глубочайше.
  Наверное, поэтому хочется курить, когда происходит нечто из ряда вон выходящее, или когда плохо на душе, или когда мысли, потеряв всяческий контроль, бросают тебя в ту пропасть, куда ты прячешь всё самое страшное, болючее и мерзкое. А ты уже не ребёнок, и некому словить тебя во ржи перед этой самой пропастью. И ты падаешь, а дна нет... Вот тогда зверски хочется курить.
  Или когда идёт дождь.
  (Рассказчик не на долго умолкает).
  Ну, я думаю, с этим всё ясно.
  И вот мы курим, слушаем музыку, глядим на небо... Лишь бы то себя подальше... А зачем тогда ещё смотреть телевизор? Ну понятно, как всегда, чтоб скучно не было, интересно, чем сериал новый закончится. Конечно же интересно, особенно домохозяйкам.
  А как же ещё?
  Чего интересного в том что одевается она не от 'Кутюр' или 'Диор', что новую мебель она вряд ли купит, в том что евроремонт в квартире ей не светит, даже если она продаст себя на органы... Но это всё фигня... Это зачастую теряется на фоне того, что муж - козёл, неряха и алкоголик, сын - урка, а дочь её прямо в лицо матом посылает. Чего интересного в том, что жизнь не удалась и на Багамах она никогда не побывает, в том что выглядит она не ахни и даже хуже... В общем, картина ясна... Ей самой это не интересно!.. Так зачем оно Вам? (Отмахивается). А там, на экране - ну как всегда, только с каждым разом интересней.
  (Рассказчик пару раз нервно проходит от одного края сцены к другому).
  Ну вот... я тут много всего на рассказывал, разного... а мысль дельную и по сути сказал только одну насчет того, что мы боимся самих себя. И страх этот вполне естественный, как страх летящего в Вас предмета (рассказчик берёт со стула мячик для пинг-понга и несильно бросает в зрителей). Вот. Это ведь не больно, и даже почти безо всяких неприятных ощущений. Ну это опять же для наглядности. Просто есть вещи, которые мы делаем помимо нашего желания, и даже не подумав - например. защитный рефлекс заставляет защищаться, хотите Вы или нет.
  Ладно, всё это лирика и мне пора закругляться, а я ещё и про мантры собирался рассказать.
  (начинает негромко играть мантра ' Ом мани падмэ хум').
  Итак, мантры - это слова Будды, как читают буддийские монахи. Не имеющие смысловой нагрузки слоги, сложенные в определённом порядке для изменения психо-физического состояния. Мантры бывают короткими, по типу мантры 'лаом' - мантры многих воинов, используемой для убийства в себе страха смерти и общей непоколебимости духа. При чтении данной мантры воин зачастую ассоциировал себя со скалой или огромной каменной глыбой, холодной и нерушимой. Есть и длиннее. Например, 'Ом бай сирумай таин суока' - по сути, мантра отсутствия, позволяющая расслаблять как ум так и тело.
  Ещё есть одна довольно хорошая мантра. Мантра вселенского счастья, богатства и гармонии. Звучит она так: 'Ом мани падмэ хум'.
  Попробуйте, она довольно проста в произношении.
  Ом мани падмэ хум.
  Ну что, давайте попробуем. Просто закройте глаза и мысленно, а лучше вслух подпевайте. Всего две минуты и вы почувствуете себя немного лучше и спокойнее. Вообще-то, эта мантра обычно читается 20-30 минут, но мы не будем маньячить и почитаем её всего 2-3 минуты.
  (Рассказчик присаживается на пол, закрывает глаза, звучание мантры усиливается и он подпевает ей).
  Ом мани падмэ хум.
  Через 2-3 минуты звук становится тише и сходит на нет. Рассказчик встаёт, молча кланяется и уходит.
  
  Конец.
  03.11.2006-22.11.2006г.
  Впервые прочитано друзьям 24.11.2006г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"