Близнецы А.Р. : другие произведения.

Красная Луна

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Но теперь он понимает: Красная Луна в небе, далекая и безумно интересная - и Калаас, плотоядно вздыхающий за его спиной - они не имеют ничего общего.


   1.
   Теперь, когда терять больше нечего, Ллойт знает - всё получится.
   Теперь важно только одно - но он не будет говорить об этом вслух, даже думать об этом не будет.
   Луна в небе - цвета запёкшейся крови. Он слушает стук сердца - так громко и так быстро, как будто идёт по рельсам внутри головы огромный поезд.
   В этом поезде - десятки смертей, десятки сумасшествий, сидят рядом и болтают друг с другом, обмениваются вмечатлениями, глядя на красную луну в небе.
   Все те, кто стали жертвами его неудачного эксперимента - они теперь всегда с ним, всегда в нём, шепчут что-то, движутся, бросаются друг на друга. От этого иногда кружится голова и перед глазами темнеет. Но луну в небе он видит чётко. Он видит её багровый свет и радуется. Ему хорошо и тепло сейчас, в пустом кабинете, нужно подождать ещё немного и тогда можно будет... тогда уже будет можно разбудить Кершета и сказать ему, что скоро они отправятся в путь.
   Он улыбается, откидывается назад в кресле. У него снова кружится голова, а тело ноет. Он не спал и не ел несколько дней, но не помнит об этом. Несколько дней - с тех пор, как стало понятно, чем закончился эксперимент.
   Те, кто остался в живых - они там, снаружи. Бродят где-то вокруг лаборатории, у них безумные улыбки на расцарапанных лицах - они сами порвали себя ногтями - грязная одежда и лихорадочно блестящие глаза. Мёрзлая земля хрустит у них под ногами, а двигаются они как те призраки из разрушенных древних городов. Ллойт помнит эти легенды о страшных существах, живущих в развалинах. Говорят, они едят местных жителей, если те решаются влезть на их территорию. Ллойт не верит в эти сказки, но он знает - те, кто ходит там, снаружи, жертвы его неудачного эксперимента, они в сто раз опаснее любых легенд. Потому что не важно, веришь ты в них или нет - они существуют, иногда он видит их сквозь толстое бронированное окно кабинета.
   Вчера Ллойт звонил в центр. Сказал, что эксперимент прошёл неудачно и он вынужден просить об отставке. Всё, что ему нужно - это всего лишь выходное пособие, чтобы хватало на жизнь и на корм для собаки. Нет, у Ллойта ещё нет собаки, но он непременно её заведёт - как только купит домик на море. Он смеялся в трубку, а Райдшен не понимал, что с ним. Переспрашивал много раз, выяснял, сколько часов он сегодня спал.
   Собака, я назову её... Джу. Так звали одного парня из тех, кто участвовал в эксперименте. Мой пёс. Он будет бегать вдоль кромки моря и лаять на чаяк. А я буду бросать ему палку и кричать - Джу, ко мне!
   Ллойт смеётся, кресло под ним скрипит, а снаружи кто-то вторит его смеху. Им, там снаружи - тоже хорошо и радостно. Он чувствует их, каждого из них. Они внутри его головы, воют на разные голоса.
   Пусти нас?
   Ты пустишь нас?...
   Здесь холодно...
   Холодная земля, холодный воздух. Ты же обещал. Как только эксперимент закончится, мы сможем идти домой. Ты обещал, что всё будет хорошо. Но ведь наш дом - рядом с тобой. Пусти нас... пусти...
   Они говорят, говорят и никак не хотят замолкать.
   Он просит их, приказывает, умоляет - но ни не слушают его. Не хотят слушаться. Сердце начинает биться быстрее.
   Он встаёт, набирает на двери десятизначный код. Дверь шипит и отъезжает в сторону. В коридоре - тихо, только гудят лапмы на потолке и где-то в глубине здания шумит сломанный вентелятор.
   Поэтому здесь так холодно. Или жарко? Он не понимает. Свет слишком яркий, режет глаза. Режет душу.
   Там, в том мире всегда будет тепло.
   Он не хотел больше спускаться в лабораторию, но сейчас ему нужна, просто необходима ещё одна доза наркотика. Они кричат в его голове слишком громко, они воют, мешают думать. Им холодно. Здесь, в нижних корпусах отопление не работает и Ллойту тоже холодно. На нём только лёгкая форменная рубашка с вышитыми на нагрудном кармане инициалами и тонкие брюки. Он ходит босиком, но не помнит когда и как потерял свои ботинки.
   В коридоре слева длинные узкие окна. В них видно красную луну. Местные жители называют её - Калаас, красная пустыня. Ллойт знает. Он провёл сотни часов, читая электронные учебники, запрещённые статьи, секретную информацию. Он помнит наизусть карту этого мира, мог бы нарисовать её с закрытыми глазами.
   Много лет он стирал память тем, кто был приговорён к ссылке на красную луну. Иногда нужно было добавить какие-то ложные воспоминания - это было сложнее, было небходимо, чтобы эти воспоминания соотвестствовали реалиям Калааса. Поэтому Ллойт знает очень много. Он придумал десятки жизней - отрывками или целиком. У Ллойта всегда были низкие баллы по литературе, но ему нравилось сочинять чужие жизни. Или посто стирать их.
   Итрейл Лонтрейд, - шепчет Ллойт в тишине лестничных пролётов. Он улыбается, он рад, что ему удалось разобраться с ним так просто и так быстро. Ллойт давно знал про совершённую Итрейлом растрату, но молчал об этом, его мало волновали дела его жадного друга. Сейчас сведения пригодились как нельзя кстати.
   Итрейл был последним, кого он лишил памяти. Никаких ложных воспоминаний, просто чистый белый лист - новая жизнь. Вместо роскошной квартиры в новом районе мегаполиса - исушённые солнцем красные пески. Но Итрейлу даже не будет жаль, потому что он ничего не вспомнит.
   Ллойт знает его, знает давно - ещё с последнего курса колледжа. Это Итрейл каким-то образом уговорил руководство разрешить эксперимент. Без него ничего не получилось бы, а Ллойт даже не успел его поблагодарить. Всё казалось так просто - "тебе нужны деньги, а мне... нужно другое. Если всё получится, это будет настоящий прорыв, переворот в судебной системе Сианты. И ты будешь к этому причастен. Меня не интересуют ни деньги, ни известность, тебе это прекрасно известно. Всё это достанется тебе. Пойми, мы ничем не рискуем. Все эти люди всё равно приговорены к ссылке, для них только один путь. Мне просто необходимо, чтобы они были полностью в моём распоряжении несколько дней, понимаешь?"
   Ллойт потратил много недель, чтобы уговорить Лонтрейда помочь ему. Долгие часы телефонных переговоров, много-много слов - столько слов Ллойт не говорил даже не теоретических экзаменах. Теперь эти слова эхом звучат у него в голове, в такт шагам. Ноги немеют от холода. В лифте ещё холоднее, Ллойту кажется, что он примёрзнет к полу.
   Двенадцати заключённых, которых ему выдали для эксперимента, оказалось недостаточно. Ещё двадцати, прибывших позже - тоже. Ллойт до сих пор не знает, какими средствами Итрейл добился выдачи дополнительных ресурсов, но к концу прошлого месяца количество подопытных равнялось восьмидесяти. А в начале этой недели Ллойт привёл в исполнение приговор, и Итрейл был отправлен на красную луну.
  
   Ллойт приехал сюда, в древний район Истейна, почти к самой границе; вместе с ним доставили подопытную группу.
   Трёх последних он набирал сам, бродя возле окрестных поселений.
   Дети. Для полной комплектации группы нужны были дети - хотя бы двое. Ллойт нашёл Джу, заблудившегося в лесу во время бури, и близнецов, которые бегали по развалинам недалеко от лаборатории.
   Теперь все они воют в его голове, он отчётливо различает их - три детских голоса, среди нестройного хора взрослых.
   Он набирает очередной код на двери и шагает в ледяную темноту лаборатории. Ему не нужно зажигать свет, он и так знает, куда нужно идти.
  
   Третья полка слева - Ллойт шарит по ней рукой и через миг тонкая холодная ампула оказывается в его онемевших пальцах. Таких ампул осталось всего три, а это значит что он сможет продержаться ещё один день. Точнее - двадцать один час и может быть, несколько минут.
   Потом все эти голоса ворвутся в него и разорвут на части. А может быть, он станет с ними единым целым - почти так, как и планировалось в самом начале.
   Тогда он тоже будет бродить по окрестным промёрзшим лесам, рвать на себе кожу, потому что она мешает, стесняет движения. Тело - это вообще что-то лишнее, не нужная деталь, которая мешает свободно передвигаться. Мешает быть свободными. Они, там снаружи - так думают. Накоторые из низ пытались уничтожить свои тела, и теперь лежат мёртвыми в нижнем секторе.
   С момента окончания эксперимента Ллойт не спускался туда ни разу. Ллойту и самому иногда так хочется вспороть кожу на руке, и снять её - чтобы не мешалась. А потом уничтожить всё тело, такое тяжёлое, слабое и нескладное. Он знает, что не умрёт - теперь он с этими людьми - единое целое. Его разум будет жить до тех пор, пока хотя бы одно тело из тех, что бродят за пределами лаборатории, будет живым. До тех пор, пока бьётся хотя бы одно сердце из восьмидесяти четырех, участвовавших в эксперименте.
   Препарат в длинной тонкой ампуле на его ладони - единственный способ связать себя со своим телом, единственный способ сохранить ясное сознание. Ллойт подготовил его заранее, потому что предполагал, что всё может случиться именно так.
   Нет не так - тот худший вариант, который он просчитывал всё таки был чуточку лучше чем то, что происходило теперь.
   Но он не отчаивается - ему нечего терять, потому что он знает, как в случае полной неудачи прекратить всё это одним движением.
  
   Свет неожиданно начинает мигать. Лампы вспыхивают и гаснут, отбивая по глазам лихорадочный пульс. Ллойт сжимает ампулу в руке и крадётся к выходу. Он специльно берёт их по одной, потому что уверен - если отнесёт наверх сразу все, то все и использует за один раз. Ллойт не знает, что с ним тогда будет, но соблазн слишком велик.
  
   Его собственное сердце стучит в такт с миганием света, в голове нарастает шум.
   Он не помнит, как шёл до кабинета. Набрать код удаётся только с третьей попытки - если бы он промахнулся ещё раз, дверь была бы заблокрована - навсегда.
   Там, в кабинете, в смежной комнате спит Кершет. Ллойт думает о том, что надо бы его проверить, но у него нет сил. Он падает на ковёр, бессильно пытается подставить руки, чтобы не удариться лицом. Стекло трескается в его руке - он забыл, что сжимал в пальцах ампулу. Осколки впиваются в кожу, рука теперь в желтоватых потёках, красно-оранжевых. Это препарат смешивается с кровью - капли стучал по полу.
   Минус семь часов. Ллойт ложится на ковёр и закрывает глаза.
   - Как ты думаешь, Ллойт, а сколько шансов, что всё получится?
   - Я думаю - десять из восьми.
   - О... это много?
   - Больше, чем я мог бы расчитывать три года назад!
   Ллойт смеётся. Итрейл в его голове смеётся тоже - надтреснутым хрипловатым смехом, как он смеялся в тот момент, когда он узнал, что приговорён к ссылке.
   Откуда ты здесь?.. Тебя не должно быть здесь...
   Не бойся, друг! Я ещё не здесь!
   Смех разрывает сознание Ллойта на сотни частей - красных, оранжевых, жёлтых.
   Но мы ведь скоро встретимся, верно? Я жду тебя..
   Мы ждём тебя... Каллас ждёт тебя, не теряй времени!
  
   Ллойт знает - он прав. Они все - правы. Нельзя терять время, возможно, его уже не осталось. Он встаёт и, шатаясь, идёт к двери, спрятанной в нише за шкафом.
  
   Кершет спит - свернувшись на кушетке, подтянув к груди ноги. Чёрные когти на его пальцах матово блестят с тусклом свете маленьких жёлтых ламп, развешеннх по стенам.
   Длинные красно-рыжие волосы разметались по подушке, скрывают лицо, но Ллойт знает - он крепко спит и на его губах безмятежная улыбка. Он видит сон. В его сне - лес, земля пахнущая влагой, листья кружатся в воздухе, в его сне легко и светло. Ллойт хочет туда - в его сон. Он прокрадывается сквозь комнату, подбирается к кушетке. Головокружение постепенно проходит и теперь, когда он здесь, связь между ними крепче, а значит - действие препарата почти сошло на нет. Та малая его часть, что приникла в кровь через раны может быть подействует. Может быть нет.
   Ллойт опускается на колени, кладёт руку на лоб Кершета.
   Проснись. Просыпайся.
   Он открывает глаза - уже готовый напасть, порвать на части того, кто прервал его сказочный сон. Ллойт - неизвестный враг. Человек, выкравший его из дома, отнявший у его племени. Ллойт помнит - когда он увидел Кершета в первый раз, на нём была только шкура какого-то животного - набедренная повязка, и много-много амулетов в волосах. Ллойт не стал их трогать. Он хотел снять только знак спектра, висящий у него на шее, но тот был запаян в фигурный металлический ошейник, который невозможно было разъединить.
   Всё хорошо. Всё будет хорошо.
   В широко распахнутых глазах Кершета - тёмно-синий огонь, обжигающий и ледяной одновременно. Распахнуть своё сознание настречу его - дикость, погоня, они несутся куда-то сквозь густой лес, под ногами - почти по колено - вода. Ноги путаются в растениях. Добыча впереди, мелькает меж деревеьев. Запах страха, азарт, голод.
   Ллойт знает - это он добыча. И зверь - тоже он.
   Скорость - быстрее света. Мелькающие стволы деревьев сливаются в сплошной поток - коричнево-жёлто-зелёный. Голубая вода внизу - всё глубже. Ноги путаются в корнях, но это не остановит, наоборот - корни ломаются, рвутся, освобождая путь дальше.
   Теперь они - рядом. Бегут вместе. Шаг в шаг. Ветер треплет волосы - длинные, с заплетёнными в них амулетами. Они колышуся в такт движениям, бьют по шее и по шекам. Это не больно. Запах крови впереди - своздящий с ума, резкий...
   Деревья редеют, расступаются, теперь там, впереди - красная пустыня. Бесконечная, от горизонта до горизонта, вздыбливается барханами, иссечена вестром. Камни высятся то тут, то там - нужно бежать осторожнее, можно поранить ноги.
   Что это?...
   Всё хорошо. Это дом.
   Кершет рычит, мечется - в сторону, в другую; красный песок в воздухе, вместо воздуха, скрипит на зубах, скрежещет в горле, как жернова, перемалывающие дыхание.
   Так было всегда. Дом.
   Нет. Это чужое место.
   Они бегут дальше - впереди жертва. Её темная шкура мелькает между барханами, она мечется, не зная, куда бежать. Гладкая бордовая шкура, длинные лапы. От когтей в песке остаются чёткие вмятины. Она сама - хищник, но сейчас вынуждена убегать, скрываться от тех, кто сильнее её.
   Зикта.
   Прыжок, бросок вперёд - раскалённый воздух свистит в ушах, ветер обжигает лицо, ещё секунда - и когти порвут тёмную кожу зверя.
   Пить.
   Кровь хлещет из распоротого бока, смешивается красным песком. Крик заполняет собой весь мир - боль, отчаяние, паника. Его перекрывает другой - торжествующий вопль охотика, ликование, восторг. Такая безграничная радость, свобода.
   Вторая форма.
   Стой. Остановись!
   Он делает рывок назад - зубы снова вспарывают тело зверя, бьющегося в агонии, ещё чуть-чуть, чуть-чуть и я не успею, стой, перестань, хватит!
   Они падают на спину, назад, голова снова кружится, весь мир кружится.
   Небо над головой - пронзительно голубое. Тело медленно погружается в воду. Деревья обступают со всех сторон, их подводные корни мягкие, тонкие, обвивают запястья.
   Они уходят под воду с головой. Синевато-зелёное свечение вокруг, колышущиеся водоросли, вода смывает с губ вкус чужой крови.
   Здесь - дом. Здесь, а не там.
   Тишина. Умиротворённость.
   Ллойт выдёргивает себя из чужого сознания, судорожно хватает тром воздух - как будто он и правда только что был под водой.
   Кершет сидит на кушетке, непонимающе вертит головой. Его взггяд натыкается на Ллойта и на короткий миг в его глазах мелькает узнавание - но уже в следующую секунду Ллойт погружает его обратно в сон.
   Кершет медленно опускается на подушку, что-то боморчет сонно.
   Рано. Ещё слишком рано. Но у меня ещё есть время.
   В следующий раз он уже узнает это место - красную пустыню. Потому что он уже побывал там однажды. А потом он поймёт, что это его дом.
   Ллойт встаёт - его шатает из стороны в сторону. Он дожен ещё раз дойти до лаборатории. Должен успеть, пока голоса не начали снова звать его. Он ходит, оставляя за собой цепочку кровавых пятен на ковре.
   У меня ещё есть время - твердит он себе.
   Ещё четырнадцать часов.
  
  
   * * *
   Мы покажем тебе... это место. Оно так далеко отсюда, что ты даже не можешь вообразить...
   Они разговаривают с ним - даже во сне. Действие препарата слабеет с каждым новым уколом. Ллойт не знает, сколько сможет продержаться теперь.
   Ллойту снится, как он бежит по красной пустыне. Или летит - он не знает. Это такое быстрое, захватывающее движение, как будто он снова оказался в сознании Кершета.
   Красная пустыня ровная и гладкая, песок под ним сливается в бесконечное красное полотно, как будто это не песок, а стекло. Он двигается медленее, он приближается к какой-то цели и теперь видно, что под ногами у него - действительно что-то гладкое, чёрно-красная каменная земля. Кое-где она блестит, как будто в грунт вплавились россыпи драгоценных камней.
   А потом он поднимается выше - это ветер, ураган поднимает его. Сверху он видит гигантскую воронку, ввинченную в плоть каменной земли - это больше всего похоже на место падения гигантского метеорита. На дне её клубится белый туман и там же видны крохотные огоньки, это дома - кто-то живёт там, на дне этой воронки. Ллойт спускается ниже, его тело такое лёгкое, как будто его и вовсе нет. Он пытается поднести руку к лицу, но руки нет. Лица тоже нет. Ллойту кажется, что есть только зрение и разум, но почему-то его несуществующее тело покалывает иголками холода и когда он опускается на землю, чувствует удар.
   Он приземляется на край воронки. Теперь уже невозможно понять, что это - просто пологий спуск вниз, в затянутую туманом долину идеально круглой формы.
   Что это за место? - спрашивает он и голоса ему отвечают - море.
   Но на Калаасе только одно море... и оно должно быть не здесь
   Голоса смеются и говорят - ты столько всего не знаешь.
   Он спускается вниз, чем дальше он идёт, тем холоднее станоится.
   Ночь. Ночью в пустыне всегда холодно.
   Ллойт бежит вниз, камни осыпются у него под ногами. Он должен посмотреть, кто там живёт, там, в этом странном городе.
   Это так интересно, правда? Много сотен лет назад на Красную Луну упал метиорит, а ты ничего об этом не знал. Так интересно, кто там живёт, правда?
   Но Ллойт не успевает добежать, он просыпается. Он заснул в кресле, прямо перед монитором, он не знает, сколько часов он проспал.
   Снаружи и внутри - тишина. Но эта тишина обманчива, они ждут, они что-то готовят. Ллойт знает. Они знают, что он задумал, потому что он всё равно не может до конца скрыться от них, а они - от него. Они сделают всё, чтобы задержать его, они уже заставили его заснуть и показали ему этот странный сон.
   За окном всё ещё ночь, но тусклый серый рассвет уже подбирается к кромке леса. Ллойт подходит к окну, прижимается лбом к стеклу. Оно холодное, оно может остудить мысли и кожу. Внизу, у дверей корпуса стоит человек и, забрав голову вверх, смотрит на Ллойта. Он улыбается и медленно поднимает руку в знак привествия. Его щеки изорваны длинными царапинами, лицо в крови и разводах грязи. Возможно заражение, думает Ллойт. Он знает этого человека, знает его имя и всю его жизнь. Где он родился, как он вырос. Кто был его первым другом. Знает, что родители часто били его, когда он прогуливал учёбу.
   Это было плохое место. - говорит человек внизу. Его губы не двигаются, они так и замерли в широкой улыбке.
   Да..
   Но теперь мне хорошо. Впусти нас...
   Иди к нам..
  
   Ллойт разворачивается, чтобы уйти в потайную комнату кабинета. Там Кершет, он спит и видит сны, которые разъедают его память. Ллойту больше всего сейчас хочется оказаться там, возле него. Или внутри его сознания, снова ощутить эту первобытную силу и восторг.
   Он идёт к полке с книгами - он закрыл за собой дверь, когда уходил, хотя совсем не помнит этого - и слышит мощный удар внизу, под ногами. Ему кажется, что всё здание содрогается от этого удара. За ним следует ещё один, а потом ещё - послабее. Они, там внизу - пытаются выбить дверь.
   Всё будет хорошо.
   Ллойт не знает, кому принадлежит этого голос. Может быть, ему самому, может быть, Итрейлу. Или одному из тех, кто пытается прорватьс в корпус.
   Самое страшное - то, что он не верит этому голосу.
   Нужно ускорить процесс настолько, насколько получится. Я не могу больше ждать.
   Ллойт знает - у него ещё много дел. Нужно спуститься вниз и проверить шаттл. Если с ним всё в порядке, то он отнесёт туда Кершета и быстро доделает все остальные дела, которые ещё остались здесь.
   Ллойт думает о том, что будет, если шаттл откажется работать - и смеётся.
   У него осталось ещё девять часов.
  
  
   * * *
   В транспортном отсеке светло - почему-то здесь ещё не прекратилась подача питания. Здесь так светло, что у Ллойта болят глаза - он привык к долгому тягучему сонному полумраку своего кабинета.
   Он спускается по железной лестнице - шаттл там, притаился внизу, как большой гладкий чёрный жук. Ллойт знает, что там кто-то есть, но из-за препарата, только что введённого в кровь, не может почувствовать его и узнать.
   За несколько минут до того, как он отправился в лабораторию за очередной дозой, раздался звонок телефона. Это странно, потому что Ллойт думал, что отключил его после того, последнего разговора, но так всегда бывает - ты думаешь, что отключил телефон, а на самом деле только хотел это сделать, и когда он звонит, ты едва не теряешь сознание от страха.
   - Тараджи, что там у вас происходит? - голос такой знакомый, но Ллойт не может вспомнить где и когда он его слышал, - связь внезапно оборвалась, почему вы?...
   - Кто это?
   - Тараджи, вы сказали, что эксперимет не удался, что случилось? С вами всё в порядке? Вас плохо слышно...
   - С ним всё хорошо, - это другой голос - его Ллойт знает. Это женский голос, такой нежный, тёплый. - Он с нами. Он в безопасности. Он хочет сбежать от нас, но мы его не отпустим. Всё будет хорошо.
   - Кто вы? - говорит незнакомец в трубке, - Тараджи, вы что, позволили подопытным...
   - Он боится, но он просто не понимает.. он должен быть с нами. Не волнуйтесь за него. Мы о нём позаботимся. - Ллойт молчит, сжимает трубку немевшими пальцами.
   - Всё вышло из-под контролся, - говорит Ллойт. Его голос такой серый и скучный, что ему самому становится не по себе. Формальность. Просто формальность. Я должен предупредить, чтобы не пострадал кто-то ещё...
   Но... зачем?
   - Что именно произошло?
   Ллойт смеётся.
   - Всё хорошо. Приезжайте, они здесь, они ждут вас. Они будут рады вас видеть. Это совершенно безопасно. Вам здесь понравится... мы ждём вас.
   Он вешает трубку и медленно сползает на пол.
   Ты наконец-то понял?...
   Это так хорошо.
   А теперь впусти нас. Впусти нас, мы хотим к тебе.
  
   Теперь он здесь, внизу, возле шаттла. Он надеется, что им не хватило ума повредить что-то в нём настолько, чтобы тот не мог взлететь. Ллойт залезает внутрь, там жарко, очень жарко, душно. В кресле пилота кто-то сидит - у этого человека тёмные волосы, рваная майка, худые руки и ссадины на локтях. Ллойт его не помнит. Память даёт сбои, теперь уже всё не так, как прежде. Он не помнит элементарных вещей, у него кружтся голова от этой духоты. Человек в кресле поворачивается к нему и улыбается. За его спиной мигает разноцветными огоньками панель управления. Всё работает. Ллойт радуется, как ребёнок, получивший на день рождения долгожданный подарок - всё работает! Человек в кресле протягивает ему руку и шевелит пальцами.
   Ллойт улыбается ему в ответ.
   Ты когда-нибудь убивал людей?
   Ты собираешься сделать это сейчас?
   Заткнитесь, заткнитесь!!! Я ненавижу вас!
   Ллойт прячет одну руку за спиной - там у него обычный баллончик-распылитель.
   Ллойт предусмотрел всё. Или почти всё. он протягивает руку навстречу идущему к нему человеку - в тесной кабине шаттла их разделяет всего полтора шага.
   Он дёргается и понимает, что не может пошевелиться.
   Не сопротивляйся. Не нужно. Мы не причиним тебе вреда.
   Десятки голосов хором шуршат у него в голове - такие ласковые, тёплые, как морской ветер. Ллойт чувтвует привкус соли на губах - это всё обман, просто он прикусил себе язык, все мышци напряжены до предела в отчаянной попытке пошевелить рукой. Человек уже совсем близко. Вместо глаз у него - чёрные провалы, искрящаяся бесконечная пустота.
   Видишь.. ты же сам знаешь. Тело - всегда только мешает. Ты должен от него избавиться.
   Человек тянет к нему руки, его пальца впиваются в плечи Ллойта, сжимаются, сдавливают, сминают кожу. Ллойт кричит и этот крик внезапно заглушает хор в голове. Они не замолкают, но звучит тише, теперь они уже не могут просить его так настойчиво. Ллойт резко выбрасывает руку вперёд, в лицо человеку, и нажимает на кнопку. Струя ядовитой жидкости с шипением пивается в кожу подопытного номер двадцать семь, опалив и руку Ллойта.
   Ллойт радуется - он вспомнил его номер. Может быть, но мог бы вспомнить и имя, если бы было больше времени. Ему кажется, что его память стирается - так же, как память Кершета.
   Голоса кричат от боли у него в голове. Он уворачивается от падающего на него тела - человек падает на пол, лицом вниз. Он ползёт куда-то, скребёт пальцами, слепо тупается макушкой в стену. Ллойт хватает его за воротник рубашки и тащит к дверному проёму. Он задыхается, тёмные пятна на руках - следы яда, который был в баллоничке - саднят, от духоту кружится голова, и Ллойту кажется, что он сейчас потеряет сознание.
   Крик нарастает - это уэе не крик боли, теперь голоса исполнены ликования. Ещё один из них освободился от своего тела, теперь они стали сильнее. Ллойт не хочет знать, что будет, когда умрут все они, все те, кто ещё бродит снаружи по промёрзшему лесу.
   Они не отходят далеко, потому что хотят быть рядом с ним.
   Ллойт устанавливает режим кондицонирования воздуха на приборной панели шаттла, задаёт нужные параметры влажности и давления. Перед глазами всё путается, каким-то образом они - подопытные - мешают ему смотреть.
   Лес. Дикий, густой лес. Вода под ногами - почти по колено. Ещё несколько шагов и будет глубже, осторожнее...
   Это место - спасение, убежище. Там хорошо. Запах странных растений дурманит, кружит голову. Ллойт всю жизнь прожил в городе, он даже не знает, что это за запахи.
   Это место - дом Кершета, там хорошо.
   Он поднимается по лестнице вверх, от каждого его шага металлическая конструкция гудит и подрагивает. Глухие удары снаружи становятся громче - они не оставляют попыток прорватсья к нему.
   Нестойный хор в голове снова взрывается радоснтым воплем - ещё кто-то из них умер. Должно быть, разбил голову об дверь, - со злостью думает Ллойт.
   В живых осталось всего двенадцать.
   Он бежит по узким коридорам - под ногами хлюпает вода и корни растений цепляются за ноги. По стенам вьются зелёные стебли, ветки, листья, и какие-то животные скачут по этим веткам, звонко перекрикиваясь друг с другом.
   Это хорошее место. Место, где дом Кершета.
   Препарат уже совсем не действует, хотя не прошло ещё и дух часов. Ллойт снова смеётся.
   По химии у него всегда были низкие балы, но ему нравилось смешивать разные вещества - интересно было узнать, как они могут повлиять на сознание людей.
   Он пытается отгородится, закрыться от этих образов. Он видит столько вещей одновременно. Оголённые чёрные стволы деревьев, трава, покрытая коркой льда. Каменные развалины, над которыми медленно падает снег. Серое небо с просветами. Он видит какого-то человека - он когда-то знал его имя и, кажется, даже работал с ним вместе - который судорожно тыкает кнопки телефона, его лицо - бледное, обеспокоенное.
   Он видит массивную металлическую дверь с кодовым замком. Панель разбита и провода торчат наружу. Вокруг толпятся люди и время от времени бросаются на эту дверь - прямо своими телами, сразмаху. Бьют кулаками и ногами.
   Мир сливается в разноцветное полотно - вспышки чужиех эмоций, искажённые очертания реальности, яркие всплеки снов - всё это проходит сквозь него, и с каждой секундой он становится всё слабее.
   Каменная лестница наверх, ещё один коридор. Входную дверь в кабинет он разблоировал, она широко распахнута. Ллойт всегда был предусмотрительным.
   За окнами - рассвет. Бесконечный, растянутый на миллион лет.
   Ещё всего несколько шагов. Совсем чуть-чуть...
  
   Когда его рука ложится на лоб спящего Кершета, голоса замолкают. Мелькание цвета прекращается. Некоторое время Ллойт сидит неподвижно, глушённый этой тишиной, он боится пошевелиться, боится вздохнуть. А что если это - всего лишь миг, секунда между жизнь и смертью?
   Но проходит две екунды, потом ещё несколько, потом - несколько минут.
   Кершет рычит во сне и пытается сбросить его руку.
   Спи.. пожалйуста, не просыпайся.
  
   Ллойт заворчивает спящего мальчика в одеяло и поднимает на руки. Сердце бешенно колотится в висках, Ллойту всё ещё трудно дышать, но вокруг так тихо, такая волшебная тишина. Только удары где-то внизу не смолкают.
   Но ему уже всё равно.
   Он бежит по коридорам - теперь там нет цветов и воды, теперь пол устилает красный песок, а стен похожи на былизанный ветром камень.
   Получилось. У меня получилось... мы успели... ты спас меня от них.
   Ллойт счастлив. Он спускается в транспортный отсек, осторожно слезает по хрупкой металлической лестнице. Он переступает через распростёртое на площадке тело двадцать седьмого подопытного и забирается в шаттл.
   Перед тем, Как запустить двигатель, он слышит последние отголоски очередного радостного крика - ещё кто-то из них умер.
   А может быть, им наконец удалось разнести дверь.
  
  
   2.
   Ллойт не помнит, сколько он спал. Впервые за много-много дней ему ничего не снилось, в его снах было тихо, как будто он погрузился на дно моря и слушал только мерный уютный гул воды.
   Там было прохладно, но когда он проснулся, жара обрушилась на него, как раскалённый тяжёлый молот. За день корпус шаттла прогрелся, превратив кабину в печку.
   Он не хочет просыпаться, во сне так тихо и хорошо, а здесь, снаружи, горячий воздух, который обжигает лёгкие, дышать трудно и тело так плохо слушается.
   Ллойт вешает на плечо тяжелую сумку и пробирается в грузовой отсек, там не так жарко, но всё равно душно, горячая влажная темнота обволакивает, как будто он снова оказался под водой, но теперь в этой воде можно свариться. Кершет спит у стены, раскинувшись прямо на полу. Он сбросил с себя одеяло, оно валяется скомканное в стороне.
   Ллойт кладёт руку ему на лоб. Кожа горячая и влажная, лицо блестит, и волосы совсем спутались.
   Снаружи воет ветер - это такой странный, ненакомый звук, от которого по коже бегут мурашки.
   Ллойт открывает шлюз и выбирается наружу.
   В первую секунду ему кажется, что он увидит там чёрно-серый лес, белую землю и знакомое низкое небо. Может быть, всё это тоже было сном?
   Неужели ты думал, что мы тебя оставим?
   Неужели ту думал, что сможешь так просто уйти?
   Ллойт хватается за голову, бросается вперёд. Он так слаб, так давно не ел, что даже не может бежать, не может устроять на ногах - падает в песок, лицом вниз, кашляет, кричит.
   Это просто вой ветра между камнями сложился в знакомые буквы. Отголоски слов, принесённые в памяти с другой планеты, с далёкой - теперь уже безвозвратно потерянной - Сианты.
   Их здесь нет. Здесь никого нет. Только красные, чёрные, бордовые скалы возвышаются впереди, а там, за ними прячется небольшое поселение.
   Ллойт знает - до Кайтен-Тоу, города, в котором всегда производят высадку ссыльных преступников - два дня пути пешком на восток.
   Снаружи уже не так жарко, солнце опускается к горизонту. Ллойт идёт вдоль скалы, считает шаги и пробует воздух на вкус. Нос и язык покалывает, но это совсем не мешает, ещё несколько часов и он привыкнет к этому. Этот водух отравлен, но это не тот яд, который может ему навредить.
   Ллойт оглядывается - шаттл прижимается к камням, его уже почти не видно отсюда. До поселения добираться около часа - обойти скалу, перебраться через низкий хребет и спуститься вниз. Ллойту страшно, он думает - а что если что-то случится? Если Кершет проснётся раньше времени и уйдёт, как-то взломает дверь, убежит, потеряется между красными барханами. Что если шаттл найдут и когда он вернётся, вокруг уже будут люди, с которыми он не сможет справиться.
   Но он должен хоть как-то подготовиться, прежде, чем рабудить Кершета.
   Красная пустыня за его спиной - бесконечна, она изгибается и дышит, шелестит сотнями голосов, чужих, незнакомых. Ллоту кажется, что песок пульсирует, обдавая кожу тёлым дыханием.
   Здесь.. я действительно здесь?...
   Он идёт вдоль скалы, ведёт по неё рукой. Поверхность то гладкая, то шершавая, камень царапает ладонь.
   Ллойт знает состав этого воздуха, но не знает, как им дышать. Он знает язык, на котором говорят те люди, к которым он сейчас идёт, но не знает, как с ними разговаривать. Об этом не писали в учебниках.
   Возможно, думает он, возможно лучше всего вернуться. Может быть, всё не так плохо, и что-то можно исправить. Но они, там, ждут его. Даже если бы он умер там, уничтожил там своё тело, это не убило бы его на самом деле. Он так же звучал бы бесплотным голосом в ушах тех подопытных, чьи тела ещё были живы, ещё оставались живыми в тот момент, когда он улетал.
   Ллойт знает - он может умереть теперь. Но там, в шаттле, спит Кершет, и Ллойт думает - я не должен его бросать. Я привёз его сюда и не должен бросать.
  
   Возможно, ему как-то удастся здесь выжить. Возможно, он даже сможет жить нормально.
   Красная Луна - это навязчивая идея Ллойта, он изучал её всю жизнь, он был ею одержим, он написал о ней три книги. Всю жизнь он смотрел в окно на красный диск в небе, иногда затянутый облаками, иногда ярко сиящий над крышами. Ллойт отправлял на неё других людей, стирая их память. Он любил Красную Луну.
   Но теперь он понимает: Красная Луна в небе, далекая и безумно интересная - и Калаас, плотоядно вздыхающий за его спиной - они не имеют ничего общего.
  
   - Я пришёл издалека. У меня есть вода... мне нужны деньги. Мы можем обменяться?
   Человек за прилавком с сомнением смотрит на него, потом улыбается. У него тёмная обветревшая кожа и почти чёрные губы. Глаза подёрнуты мутной плёнкой, а волосы на висках волосы выбриты.
   - Дай мне попробовать твою воду и скажу, пригодна ли она. А откуда ты пришёл? Выглядишь паршиво... Твоя вода не такая паршивая, как ты? А.. нет... О, это отличная вода! Где ты такую взял?...
  
  
   * * *
   Голова кружилась, и мир накренился на бок. Вокруг были рубленые квадратные скалы, и скалы с острыми вершинами, все невысокие, сгрудившиеся близко друг к другу. Пахло пылью, сухой землёй, тлеющим летом - похожий запах бывает в заброшенных селениях на большой высоте в самые одуряюще-жаркие дни августа. Похожий - но не такой грязный.
   Не такой тесный.
   Кершет не решался двинуться с места, потому что когда он сделал шаг, огромый осколок памяти накренился и рухнул в темноту. Он боялся опереться о рубленый угол возвышавшегося рядом чёрно-коричневого обелиска - такого огромного, с таким множеством рытвин и пещер - потому что когда он коснулся его кончиком пальца, камень этот отобрал имя его матери. Он стоял, сжав в кулаке красно-оранжевый амулет, висевший на шее - и помнил, как окунал его в тёмплую кровь, и помнил, что кровь эта до сих пор не умерла, и чувствовал, как она греет его ладонь. Кершет повторял те же слова, которые напевал тогда
  
   тана-тан-Терио
  
   но беззвучно, шёпотом, потому что боялся - собственный голос может превратить его душу в пыль. Бесконечная песня успокаивала, и возвращала всё на свои места. Наверное, он слишком близко подошёл к местам людей, наверное, его поймали, но он сбежал, наверное, это - город людей
  
   - Эй... Ты заблудился?
  
   Этот тихий голос вкрался в песню, звучавшую в сердце, и песня распалась на слоги, растворилась в дыхании. Кершет видел ещё её последнюю яркую искру, погасшую в мутном, прогорклом воздухе - и потерял, забыл слова. Он выпустил амулет и растерянно посмотрел на того, кто заговорил с ним. Этот человек пах дымом, блёклой усталостью, ветхой тканью - и десятком ещё незнакомых, тусклых, безопасных запахов. Он был бледным, очень высоким - Кершет не видел ещё таких высоких людей - в тяжёлой длинной одежде. Глаза у него были, как вода в неглубоком заросшем озере в светлый, но пасмурный день - зелёные.
  
   Вода..
   Я из-за него всё забыл, - подумал Кершет, чувствуя приглушённую ярость, но и эту мысль смыло почти сразу неслышной тёмной волной - потому что он забыл, что должен был помнить. Кершет тряхнул волосами, тихо зарычал и отступил на шаг. Обелиск толкнул его в плечо.
  
   - Не бойся, - голос незнакомца стал таким, словно земля изогнулась у него под ногами, - Я могу тебе помочь?..
  
   Это звучало как: Я могу тебе помочь, - или, - Я хочу тебе помочь.
   Все эти слова непривычно было слышать, и Кершет повторял их про себя, чтобы понять.
  
   Я никогда раньше не говорил с людьми, - подумал он, и тут же поправил себя, - Я никогда раньше не говорил на этом языке...
  
   - Ты кто?...
  
   - Меня зовут Ллойт, - тон у него был приветливый и растерянный, и это выражение странно выглядело на лице такого взрослого человека, - а тебя?
  
   Кершет снова посмотрел по сторонам. Между двумя рядами квадратных скал-обелисков лежали втоптанные в землю, потемневшие от времени и бесчисленных следов камни - настоящая каменная река. Других людей не было видно. Небо было чёрным и холодным. Кершет пытался понять по запаху, где вода - но даже запахи были здесь непривычны, и словно притушены, как угли костра - холодной водой. Нет тепла, нет запаха дома,только дым. Запах дыма - запах этого человека...
  
   Неужели нигде нет воды?...
  
   - Я - Кершет. Ты здесь живёшь?
  
   - Нет. Мне пришлось уйти оттуда, где я жил, - он чуть заметно улыбнулся, - А что здесь делаешь ты?..
  
   Воды действительо не было нигде - никакой большой реки, озера. Не было моря. Это было невозможно. Небо было - но незнакомое, погасшее небо. А море пропало.
  
   - Где море?
  
   - Море?.. Здесь нет моря. - незнакомец пожал плечами, зашуршала его тяжёлая одежда, а взгляд скользнул выше, к небу. - Я примерно знаю, где оно должно быть, но не уверен... это очень далеко.
  
   Нет моря?...
  
   Он осторожно приблизился, и Кершет так же осторожно отступил снова. Этот человек был высоким, но кости у него были хрупкие, как ветки рядом с кроной дерева - это видно было по тонким чертам лица.
  
   Я его убью, если он попытается напасть. Я смогу проломить ему грудь одним ударом.
  
   Кершет снова потянулся к амулету.
  
   Кровь...
   Вода, у него есть вода! - теперь, за запахом тяжёлых тряпок, за запахом дыма Кершет различил прохладный чистый запах.
  
   - Я хочу пить, - он решительно шагнул вперёд и вытянул перед собой руку, выпустив когти, - я знаю, у тебя есть вода, дай.
  
   Человек несколько мгновений смотрел на него, затем вытащил из под одежды фляжку и отдал Кершету. Фляжка была из лёгкого незнакомого материала, с незнакомым знаком на круглом боку. Прежде, чем сделать глоток, Кершет посмотрел на незнакомца. Тот выглядел теперь потеряным и печальным.
  
   Здесь нет реки, где он мог бы набрать воды, а я всё у него забрал.
  
   - Спасибо, - Кершет протянул фляжку обратно, - Где здесь ещё можно воду найти?
   - Её можно купить, - человек развёл руками, - в этом городе есть источник, но его тоже охраняют и берут деньги. Только несколько часов в день доступ свободный, но в это время туда не подойти, слишком много народу.
   Кершет отрицательно замотал головой - слова человека стучали друг об друга, клацали, лишённые смысла.
  
   - Что берут?.. Где источник? Здесь правда нет моря? Не может быть, чтоб не было моря!
   - Деньги... Плату. Ты не знаешь, что это такое? - он снова растерянно улыбнулся, - Ладно, не важно, - он замолчал ненадолго, потом сказал грустно, - Здесь нет моря, правда. Оно далеко...
  
   Вокруг его обступили чужие запахи, чужая земля и чужое небо. Можно было загнать этого бледного человека в расчелину между квадратными скалами, убить и обглодать его кости - первое время, несколько дней, можно было бы жить. Но его кровь наверняка была медленной и тусклой, как и его речь, убить такого человека - слабого, возможно, больного - самому себе принести вред.
  
   Он слабый и наверняка не виживет в таком месте, но всё равно поделился со мной.
  
   - Ты хочешь есть? - участливо спросил незнакомец, и Кершет ощутил какое-то неуютное волнение, какое бывает, если узнаешь, что говорил во сне, или произнёс вслух все свои мысли, - Я не знаю, что ты ешь, но мы можем попробовать что-нибудь найти.
  
  
   * * *
   Ночью в городе холодно, но так же душно.
   Ллойт учится дышать заново, учится жить заново. Он напоминает себе рыбу, выброшенную на берег. Иногда его колотит, руки дрожат - мелко-мелко, так что даже трудно удержать фляжку. Но он уговаривает себя успокоиться. Теперь внутри только один голос - его собственный. Усталый и бесцветный.
   Но ему почти хорошо, потому что Кершет рядом. С того момента, как шаттл приземлился в красной пустыне, все рассчёты Ллойта уже не имеют никакой силы и смысла.
   Он надеется только на одно - что ему повезёт.
  
   Они всё ещё в этом городе, но Ллойт думает, что нужно уходить отсюда поскорее, потому что кто-то может найти шаттл. Появление чужеземца издалека одновременно с появлением этого странного предмета может показаться странным. И вместе с тем - он не хочет уходить, потому что ему страшно. Он почти привык этому городу за те несколько часов, что провёл здесь. Или - он провёл здесь полжизни. Ллойт не знает. Как не знает он, что ждёт его там, а пределами этого города. Кершет задавал много вопросов. О том, что это за место, что это за квадратные скалы - дома - он никогда не видел таких в том месте, где он жил раньше. Кершет спрашивал, где море и почему в небе нет звёзд.
   А разве они когда-нибудь там были?...
   Ллойт пытался рассказывать, но Кершет почти не слушал его, перебивал и задавал следующий вопрос. О том, что такое деньги, откуда они у Ллойта и из чего их делают.
   Ллойт думает о том, почему из всех прочитанных им книг не было ни одной книги по детской психологии. Почему он ни разу не подумал о том, что берёт с собой ребёнка.
   - Откуда ты пришёл?
   - Из Рианы. Это место... не такое как это. Там есть деревья и воздух лучше. Но я даже не помню, сколько дней...
   - Зачем ты ко мне подошёл?
   - Просто ты стоял там такой растеряный... мне показалось, что тебе нужна помощь и я....
   - Где море?....
   Оно уснуло в каменной колыбели... уснуло и спит до сих пор. Я мог бы найти это место, если бы в этом был смысл.
   - Куда ты теперь пойдёшь?
   Ллойт не знал.
   А что если там и правда море? Неиследованная область. Как второй полюс - до сих пор никто не знает, что там.
   Что если это не просто сон, а...?
  
   На улицах ночью тихо. Только скребутся в подворотнях какие-то мелкие звери, доедая оставленный людьми мусор. Квадратные скалы-дома жмутся друг к другу, сдавливают между собой узкие улочки.
   - Ты собираешься оставаться в этом городе?
  
   Кершет вертит головой, иногда недовольно фыркает, морщится. Кершет часто смотрит в чёрное небо, ожидая, что всё-таки зажгутся звёзды. Ллойт и сам надеется на это, но знает - звёзд там не будет.
   Кершет не понимает, как можно жить в таком городе. Он думает, что это место вообще не предназначено для жизни. Но он не знает, куда ему идти. Ллойт нащупывает его эмоции - очень сторожно, он боится забираться глубоко. Если он заберётся глубоко, Кершет его узнает.
   - Не знаю, - вопрос Ллойта удивляет его, он останавливается, снова фыркает. Смотрит озадаченно.
   - Здесь есть места лучше, чем это. Можно уйти отсюда и поискать что-нибудь.
   Кершет смотрит на него - внимательно, пристально, Ллойт уже знает этот взгляд. Это взгляд хищника, который готовится перегрызть своей жертве глотку. Или раздумывает над тем, стоит или нет перегрызать глотку тому, кто и без того настолько слаб, что скоро умрёт сам. Когда он смотрел на Ллойта так последний раз - несколько часов назад - Ллойт решил, что Кершета пора кормить, пока он не решил съесть его самого.
   Сейчас Ллойту нечем его кормить, есть только вода.
   - Куда нужно идти? Это далеко? - голос у Кершета такой же, как обычно - в нём звучит сила, за которую Ллойт цепяется, чтобы не провалиться в багрово-красное отчаяние. Сила, которой у самого Ллойта нет. Он окунался в эту силу ещё там, на Сианте. Чтобы не сойти с ума от раздирающих душу голосов. Здесь, в Калаасе - это единственный способ не сдаться. Но Ллойт уже не может пользоваться этой силой так же, как раньше. Потому что этот эксперимент тоже не удался - или удался только наполовину.
   - По пути сюда я шёл мимо одного города.. Он тоже в горах, но там больше воды и можно достать хорошую еду.
   - А почему ты оттуда ушёл? - Кершет не верит.
   Ллойт пожимает плечами. Он устал и ему снова кажется, что в темноте, притаившейся в щели между домами, кто-то шепчется. Но это просто ветер.
   - Потому что я не знаю, куда иду. - он говорит правду и от этого ему самому смешно, - Я думал, что можно найти что-то ещё лучше, потому что это место всё равно хуже того, откуда я пришёл.
   Кершет задумывается. Ллойт пытается ловить его мысли, но это так трудно здесь. Он чувствует - Кершет относится к нему уже чуть лучше, но всё ещё не доверяет. Не понимает, что ему нужно, не понимает, почему Ллойт не отстаёт от него.
   Он сжимает висящий на шее амулет - знак Спектра, который прячет в себе ответы на все вопросы. Кершет встряхивает головой, и множество других амулетов в его волосах вздрагивают, перешёптыватся рассеянным звоном.
   - Ну ладно. Ты хочешь, чтобы я пошёл с тобой, да?
   Ллойт кивает.
   - Да. А куда ты хочешь попасть? Ты хочешь найти свой дом?
   Кершет тоже кивает - он растерян, он выглядит сейчас таким ранимым. Ллойт не видит уже его лица, скрытого тёмнотой и спутанными прядями волос. Но чувствует - грусть, такую протяжную, наскозь пробивающую его сердце. Как будто внутри Кершета воет сквозной ветер. Он всё ещё держится за Спектр - чтобы его не сдуло этим ветром.
   Что ты делаешь? Ты понимаешь что ты делаешь?
   - Зачем ты хочешь, чтобы я пошёл с тобой?..
   - Я не знаю... Просто когда я тебя там увидел, мне показалось, что я могу тебе помочь. Мне всё равно некуда идти, и я не знаю, что мне делать, и ты тоже не знаешь, куда тебе идти. Поэтому я просто...
   А ещё Ллойт хочет сказать - "но я могу оставить тебя, если ты попросишь". Но он знает, что не может уйти. Потому что теперь он уже ни в чём не уверен. Может быть, если он останется один, голоса снова вернутся. Поэтому он говорит:
   - Может быть, я смогу тебе помочь найти твой дом.
  
  
   3.
   Лихорадку Калааса Ллойт помнит плохо.
   Он помнит только запах моря, запутавшийся в волосах, и песок - другой, не красный.
   То, что написано в книгах и то, что тебе приходится переживать в реальности - это совсем разные вещи. Только здесь, на Красной Луне он наконец-то понимает, что такое настоящая реальность. Каждый раз просыпаясь от сжирающего изнутри жара, но чувствовал, как вода, ставшая песком, сыпалась ему в горло.
   Но нужно много пить, Ллойт знает, он помнит. Нужно пить песок.
   Кершет был рядом. Он не ушёл и это было самое главное.
   Когда началась лихорадка, Ллойт думал, что больше никогда не увидит Кершета, что он очнётся один посреди красной пустыни, наполовину уже ушедший в песок, не в силах выбраться. Но Кершет был рядом, в темноте его глаза отражали свет Сианты, и он казался древним демоном, воплощением песчанного безумия. В этот момент Ллойт подумал, что Крешет - бог Красной Луны, её дитя и её хозяин.
   Это было единственное видение из всех, что Ллойт помнит. Теперь оно кажется таким глупым - ведь он сам привёз Кершета сюда, на эту планету.
   Но лихорадка закончилась давным-давно, и который день подряд они снова идут куда-то - в поисках места, которого нет. Дни такие длинные, они тянутся медленно, но Ллойт уже почти привык к этой жаре. Сначала он пытался считать, сколько дней он здесь, но потом решил, что так непременно сойдёт с ума. Он старается не думать о шаттле, оставленном за скалой. Скорее всего, Калаас уже проглотил его - бесполезную железную жертву, призрак с планеты, которой больше не сущетсвует - ни для Ллойта, ни для Кершета.
   Кершет медленно привыкает к этом новому миру. Ллойт долго и подробно объяснял ему, почему нельзя бросаться на людей на улицах, почему нельзя отбирать у них то, что тебе понравилось. Кершету не нравится одежда, особенно одежда с пуговицами, поэтому он ходит в драной майке, на которую уже успел привязать какие-то побрякушки, украденные и отобранные в разных местах.
   Ллойт надеется, что теперь он ему верит и не убежит просто так. Кершет по прежнему редко его слушается - только если на собственной шкуре поймёт, что Ллойт был прав и действительно не следовало делать то, чего он просил не делать.
   Ллойт старается не утомлять его слишком сильно своими поучениями, зато - он теперь научился быстро бегать и это даже кажется ему забавным.
   Кершет не любит города. Точнее - он не любит дома, комнаты, эти ровно-прямоугольные пещеры. После того, как он сломал несколько стульев - не от злости, а просто от скуки - когда Ллойт попросил его не уходить никуда, пока он разбирался с временной работой.
   Кершет полюбил Калаас. Они поняли друг друга сразу - песни ветра были созвучны тем песням, что пел Кершет, они говорили на одном языке и Ллойт всё чаще вспоминал то видение, тот лихорадочный сон. Чем больше он думал об этом, тем больше убеждался, что это был не сон.
  
   Однажды Кершет попытался в шутку подраться с Ллойтом, но из этого ничего не получилось - Ллойт слишком плохо дрался и Кершету быстро стало скучно. Он оставил эту идея и стал задавать Ллойту много вопросов. Про мир, про людей, о том, почему люди живут в домах, почему двери запирают на ключ, что нужно сделать с камнем, чтобы он принял такую форму. Кершет спрашивал о том месте, откуда пришёл Ллойт и он рассказывал - о чистом воздухе и быстрых реках, о стогих законах и шуршании веток. Кершет хмурился, как будто услышал что-то знакомое, и Ллойт понимал, как опасны эти рассказы, но отчего-то не мог перестать говорить. Это была та ниточка, что ещё связывала его с Сиантой.
   По ночам Сианта часто видна в небе - фиолетово-синяя, яркая, она равнодушно смотрит на Ллойта. Он знает - здесь никто не будет его искать.
   Он может быть спокоен.
   У Кершета почти всегда хорошее настроение, Кершет постепенно привыкает, скоро - или может быть не скоро, но это не важно - он будет уже не таким диким.
   Ллойт радуется тому, что Кершет с ним. Когда он рядом, можно ни о чём не думать - разве что о том, где бы достать ему еду до того, как он проголодается окончательно, и на кого-нибудь нападёт.
   Только ночью, кода Кершет спит, Ллойт слушает свои мысли, со страхом ожидая, что в них вот-вот вплетётся чужой голос.
   Но всё тихо. Их больше нет.
  
  
   * * *
   Всё вокруг было залито красным цветом заката, и красный этот цвет исполосован чёрными тенями домов, осыпан золотистыми, синими и зелёными бликами мозаик, сложенных в окнах верхних этажей.
  
   Этот город больше и богаче всех тех, что они посетили раньше. Здесь выше жилища людей, шире улицы, и вода стоит не так дорого. В городе есть очень большая площадь, круглая - такая же круглая, как священное озеро в центре этой площади. Озеро было обнесено высокой железной оградой - по острым штырям, рвущимся вверх, чтобы продырявить небо, вьётся литой медный узор. В первый день Кешет долго бродил вокруг, пытаясь понять, что изображают сцены этих картин из металла - но лица и силуеты поблёкли, а опоясавшую ограду строчку, наполовину ушедшую в красную землю, он не мог прочитать. Озеро охраняли люди с тяжёлым оружием, и тем, кто в этом городе не родился, нельзя было даже приближаться к ограде, не то, что подходить к берегу. В тот первый день Кершет устал и поэтому ушёл, когда его попросили. Но с тех пор он успел посмотреть почти всё интересное - город был таким большим, что можно было забраться в чей-нибудь дом на одной окраине и спрятаться на другой так, что тебя не найдут - и теперь озеро всё больше его занимало. Сейчас, в лучах утопавшего за покатыми крышами солнца, оно светилось глубоким красным, как волшебный драгоценный камень. Такой камень Кершет добыл несколько городов назад - но Ллойт его продал. Кершет до их пор был немного сердит на него за это и потому возвращался в тесную комнату гостиницы, где они обосновались, только поздним вечером.
  
   Кершет сидел на ступеньках в тени тяжёлого каменного навеса одного из богатых домов круглой площади, и придумывал, как подобраться к озеру. Ему было невыносимо любопытно, как это - нырнуть в воду с головой. Ллойт говорил, что если им встретится на пути озеро или река, наверняка они будут ядовиты, что дикую воду пить нельзя и нельзя в ней плавать - но это озеро было таким прозрачным, таким глубоким, оно дышало свежестью и воздух вокруг делало чистым - и Кершет не верил, что такая вода может быть опасной.
  
   Нужно дождаться темноты, в темноте люди становятся неуклюжими, - размышлял он, - и потом пробраться туда. Они от меня не ждут ничего плохого, потому что я младше. Они не знают, что я умею меняться.
  
   Хотя улицы этого города были просторней, и небо - выше чем в других местах, здесь было скучнее, чем, к примеру, в полуразвалившейся деревне диких людей с перепонками между пальцев и грубой чешуёй на висках. Те люди, хоть и общались по большей части знаками, знали множество песен - протяжных, почти бессловесных напевов, и учили Кершета прятаться в песке, драться и находить по запаху и шуршанию песка под ногами места, где под землёй бьётся светлая жилка холодного родника. У этих людей Кершет и Ллойт оставались меньше, чем Кершету хотелось - всё то время, что Ллойт болел и только один день после. Иногда Кершет скучал по тем людям.
  
   - Ты пришёл из городов? - каверкая слова, говорил смуглый до черноты Шат, научивший Кершета выслеживать больших ящериц между барханами, - Люди из городов боятся выходить в Калаас, они болеют и часто не могут пережить долгих переходов - вот как этот, что пришёл с тобой. Поэтому они прячутся в своих домах, и рассказывают сказки о том, что пустыня непреодолима, а их город - только один во всём мире - и везде эти сказки одинаковые. А ты, значит, был раньше в Калаасе?
   - Я не знаю... я не помню. Мне кажется, не был. Но я не знаю, где родился, но это точно не город.
   - Правда? - Шат расхохотался, заставляя изгибаться рисунок-татуировку на своей шее, - Как же ты это понял, если ничего не помнишь?
   - Я знаю, там домов не было. - убеждённо сообщил Кершет.
   - Не было домов? - Шат присвистнул, - Совсем, даже как здесь?
   - Неа. Даже как здесь.
   Шат задумчиво почесал подбородок:
   - Хоть ты и не помнишь Калаас, но точно где-то здесь родился. Может, ты появился из песка? Из песка, ветра и солнца - тот, в кого ты умеешь превращаться, из песка, ветра и солнца, точно.
   Кершет скучал по этой деревне ещё и потому, что там он видел звёзды, и потому, что там он ещё не слышал того, что сказал Ллойт про вторую его форму. Там он менялся обратно только для того, чтобы поговорить с кем-нибудь - да и это не так уж часто было необходимо, люди здесь часто понимали его и без слов. Кершет не хотел уходить от этих людей, но Ллойт сказал, что так он никогда не сможет найти свой дом. Кершет понимал, что дело не только в этом - ведь многие места были похожи на дом гораздо меньше, но оставались они гораздо дольше.
  
   Например, этот город. Прошло уже много дней с тех пор, как они вошли в его изогнувшиеся высокой дугой ворота, но Ллойт, похоже не собирался в дорогу. Он рассказывал о том, что этот город более ци-ви-ли-зо-ванный, чем другие, а значило это то, что люди здесь были мрачными, скучными и никогда не выходили в пустыню. В этом городе были правила жизни и люди, следившие за исполнением этих правил - тех, кто правила нарушал, сажали в комнаты без окон шириной всего в несколько шагов - и Ллойт постоянно напоминал Кершету об этом.
  
   - Раз так, значит, это плохое место, давай уйдём! - предлагал Кершет.
   - Мы пока не можем уйти, - тихо отвечал Ллойт, перелистывая очередную жёлтую страницу какой-нибудь книги, - лучше ты не убегай так надолго и не ввязывайся в неприятности.
   - Я не могу всё время тут сидеть, мне скучно, я есть хочу. Давай уйдём.
   - Уйдём, когда дождёмся поезда.
   - А скоро будет поезд?..
   - Я тебе скажу, когда...
   - Ну скоро?
   - Да, Кершет. Скоро.
  
   Поезд был, наверное, ещё более священным в этом городе, чем озеро - потому что место, куда он приходил, было не за частоколом железной ограды, а из стеной из камня. Несколько раз Кершет слышал, как он гремит и стучит, проезжая мимо. Чтобы Кершет не пытался перелезть через стену, Ллойт нарисовал ему поезд, - длинное тело, разбитое на звенья-вагоны. Но нарисованный поезд не гремел так страшно, и не очень понятно было, как он движется.
  
   - Это машина, которую люди кормят углём, - пытался объяснить Ллойт, - у неё колёса, она едет по рельсам...
  
   Но он объяснял слишком долго, часто забывал объяснять слова, и Кершет так ничего толком и не понял. Но ему было интересно посмотреть на поезд, а как пробраться туда, где он проезжал, Кершет не знал, поэтому согласен был ещё немного подождать.
   И, пока ещё было время, искупаться в озере.
  
  
   Солнце потонуло за крышами, и сменилась охрана у ограды. Охранников было двое, у каждого - высокая деревянная палка с широким тонким лезвием на конце. Лезвия эти были больше человеческой головы по размеру, и в каждом - по длинной прорези. Однажды Кершет забрался в оружейную лавку - теперь у него было два кинжала, ради которых он даже согласился носить высокие кожаные мокасины, которые Ллойт купил ему на каком-то старом рынке - таких лезвий там не было. Когда Кершет спросил об этом, Ллойт рассеянно ответил: "Должно быть, это потому, что это священное оружие, его нет в обычных магазинах". Про Кинжалы Ллойт, кажется, не знал - Кершет не показал ему их, опасаясь, что тот вернёт их в лавку, или перепродаст кому-нибудь, или обменяет на книгу, что было бы совсем уж обидно.
  
   Священное это оружие или нет, они разрубят меня на части, если поймают.
  
   Кершет внимательно наблюдал за охранниками. В ограде было двое ворот, одни напротив других. Озеро было таким большим, что охранникам пришлось бы кричать, чтобы услышать друг друга - поэтому, наверное, они молчали. Небо становилось всё чернее, взошла сиреневая луна, окна тихих домов вокруг - возле круглой площади жили только благовоспитанные, достойные люди - гасли одно за другим, как гаснут звёзды перед рассветом. Кершет вспомнил о звёздах, и ему захотелось увидеть их - так же нестерпимо, как хотелось нырнуть под воду. Один из охранников воровато обернулся, свистнул другому и, останавливаясь через шаг, неторопливо пошёл ко вторым воротам. Они расположились на отшлифованных ветром и временем камнях и принялись вяло играть в карты, изредка переругиваясь и прихлёбывая что-то из припасённых фляжек. Кершет подождал ещё немного, выжидая, когда их беседа станет совсем медленной и дремотной - и, втянув воздух глубоко-глубоко, изменился.
  
   Всё вокруг сразу стало ясным и ярким - и дома, и небо, и клубящаяся у самой земли пыль. Голоса людей доносились теперь так чётко, словно все звуки сделались острее, тронутые точильным камнем. Кершет слышал плеск воды, и голос глубины, и не мог больше ждать - он рванулся из своего укрытия, едва успев заметить, как сияет пронзительным-алым заговоренная решётка, взвился над ней, толкнувшись от земли, и нырнул вниз. Вслед ему неслись ругательства - но уже спустя миг он перестал слышать их сквозь бурю брызг, сквозь шум глубины и сквозь дрожащую темноту - прохладную, но обжигающую глаза. Кершет взглянул вверх - и увидел, успел увидеть, уронившие в воду длинные зелёные ветви деревья, и край светлого от звёзд неба, и луну - не сиреневую, а красную. Ему захотелось рвануться туда, прямо вверх, но видение длилось только секунду. Вода над ним бурлила от лезвий священного оружия, которыми охранники пытались нашарить его в глубине, и становилась всё горячее.
  
   Всё-таки отравленная вода, заколдованная вода...
  
   Кершет подплыл к берегу - под водой он был выложен камнем. Сердце бешено колотилось, и глубина отзывалась на этот стук. Наверху снова были лианы и светлое небо, потому что Кершет снова изменился.
  
   Нет, нельзя туда, нельзя туда, нужно выбираться
  
   В подводной стене был пробит узкий коридор - круглый чёрный провал. Кершет зажмурился - от обжигающей горечи озера из глаз у него полились слёзы, которые делали воду ещё горячее - и рванулся туда. Он плыл в полной темноте, снова и снова проклиная себя - чем меньше оставалось в лёгких воздуха, тем обрывочней становились проклятья. Вокруг был только камень, уже холодный, но сжимающий, мешающий двигаться. Кершет не мог открыть глаза от боли, и та же боль вместе с тяжестью камня, всё сильнее давила ему на лопатки и на грудь, всё глубже пробиралась внутрь.
  
   Надо было слушать... что он говорил... теперь я тут утону... как крыса...
  
   После этого он не смог больше думать, превратившиь в одно стремительное движение, в последний, слишком долгий рывок, пока толща камня над головой не исчезла - ему показалось, что камни рассеялись, как рассеиваются тучи в бурю - и пока он не врезался головой в ведро колодца, к которому вёл подводный коридор.
  
  
   * * *
   Ллойт ходит из угла в углол - как зверь, загнанный в клетку.
   Ночь за окном - непроглядно чёрная, мягкая, как будто город укутан плотным покрывалом. На улицах тихо - стражники незаметными призраками снуют меж домов, не издавая ни звука. Даже звери в этом городе по ночам молчат.
   Ллойт прошёл несколько кварталов, свернул к площади, но остановился, не дойдя до неё. Он не знает, где может быть Кершет, но в его голове клубятся рассеянным туманом мысли о священном озере, но эта ночь такая странная, и так трудно отличить - свои это мысли или чужие.
   Может быть, Кершет уже дома, в ненавидимой им тесной комнате, а может быть, бежит куда-то, уже за границей города, бежит сквозь холодную пустыню прочь отсюда.
   Это не паника, и даже не страх, это тихое отчаяние, оно как змея обвилось вокруг шеи и душит, не даёт дышать.
   Ллойт ложится на кровать и пытается уснуть. Он устал, у него нет сил, он видит, как огромный чёрно-красный зверь с глазами, сияющими сине-фиолетовым светом крадётся к нему, мягко ступая по песку, а потом бросается, сминая под собой каменную ограду города, как бумажный листок, с рёвом несётся по улицам и он не успевает, не успевает увернуться, спрятаться - потому что не может пошевелиться. Зверь уже здесь, в этой комнате, он занимает её всю и вот-вот вцепится в горло.
   Ллойт встаёт, теперь отчаяние становится паникой - бежать, бежать отсюда.
   Ты не убежишь.
   Они же говорили тебе, ты не убежишь.
   Ты думал, он защитит тебя? Думал, что...
   - Не надо, пожалуйста!!! - он кричит, хватается за голову, сжимает её руками, как будто хочет раздавить, но голоса снова здесь. Пока ещё звучат несмело, по одиночке - их всего два, или три. Ллойт не знает их - он не забыл их, те, что были раньше, он слишком хорошо помнит своих подопытных.
   Эти - другие. Они говорят на неведомом языке, но слова их понятны.
   Что это за место- твой дом? Расскажи нам?
   Там хорошо? Там много воды?
   Расскажи...
  
   Ллойт выбегает на улицу - вниз по ступенькам, едва не вышибает дверь, воздух почему-то горячий, бьёт его в лицо, режет глаза.
   - Кершет!! - кричит он в темноту. - Кершет, где ты?
   Здесь никого нет...
   - Замолчите вы!! Кершет!!
   Отчаяние гонит его вперёд - улицы, дома, камни на дороге, всё мелькает перед ним с сумасшедшей скоростью.
   Теперь Ллойт умеет быстро бегать.
   Он сворачивает к главной площади города, замедляет бег.
   Успокойся. Нужно успокоиться, иначе я никогда не найду его. Тише...
   Он прижимается спиной к стене и слушает: там, за домом, возле озера гвалт и суета, крики, ругань.
   - Кто его видел?! Где он? Он утонул? Вы должны найти его!
   Возгласы стражников тонут в грохоте сердца. Ллойту кажется, что его виски уже пробиты насквозь и из ран течёт кровь. Он прикасается к ним пальцами, но чувствует только жар.
   - Он выскочил оттуда и нырнул! Он так быстро нёсся, что мы даже не успели... Как зверь какой-то... может это и был зверь?
   - Меня не волнуют ваши отговорки! Теперь вода осквернена!! Найти его живым и привести сюда!!!
   Ллойт знает, что Кершет жив. Но не знает, где он.
   - Он не выныривал! Не мог он столько под водой пробыть! Где-то на дне наверное! Или... в какой-то колодец ушёл!
   Найти, найти, привести живым.
   Ллойт разворачивается и бежит прочь. Озеро... колодец...
   Он пытается вспомнить, где видел ближайший колодец, но не может.
   Это такая игра. Кто найдёт его первым, ты или они. Это так весело!
   Чужой смех раскалывает его разум на сотни осколков.
   Кто вы? Кто вы такие?...
   С каждым вздохом воздух впивается в лёгкие раскалёнными иголками. Ллойт не может больше бежать.
   Кершет, пожалуйста, не умирай. Пожалуйста, иди домой. Жди меня там. Кершет, пожалуйста...
   Он петляет по улицам, уже медленне. Навстречу ему бегут два стражника и он бросается в подворотню, снова прижимается к стене и не дышит до тех пор, пока они не пробегают мимо.
   Дом совсем близко.
   Они вернулись. Всё начинается сначала. Это значит... значит, что мне нужно... найти кого-нибудь.. кого-нибудь... кого-нибудь ещё...
   Ллойт поднимается по ступенькам. Второй этаж, длинный коридор.
   Найти кого-нибудь? А зачем? Мы будем его есть? Ты думаешь, если мы поедим, то замолчим и оставим тебя в покое?
   Он идёт бесшумно, но он знает, что Кершет всё равно слышит его.
   Ты сам сделал это с собой, Ллойт. Ты открыл себя, открыл своё сознание. В твоей голове теперь дыра, в которую может пролезть кто угодно.. призраки... им это нравится, у тебя в голове им будет уютнее и лучше, чем в песках Калааса. Эй, ты же говорил, что этот эксперимент абсолютно безопасен, разве не так? Ну и кому из нас ты наврал - мне или себе?
   Итрейл, заткнись, - шипит Ллойт сквозь зубы.
   Дверь комнаты распахивается и на порог вылетает Кершет. С него течёт вода, ботинок на нём нет, а в волосах запутались водоросли. Он выглядит ошеломлённым, но в его глазах сияет такая яркая радость, такая же яркая, как свет Сианты ночью.
   - Я видел свой дом! - звонко говорит Кершет и улыбается.
   - Нужно бежать отсюда, быстро. - Сердце Ллойта замирает от радости, он даже не вслушивается в слова, которорые сказал Кершет, ему хочется бросится вперёд и обнять его. Но голоса внутри снова хихикают - ты победил! Ты обогнал их! Как здорово! - и Ллойт не двигается с места.- мы сядем на поезд... в другом городе.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"