Блоцкий Олег Михайлович: другие произведения.

Русские духоборы

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:

  Олег БЛОЦКИЙ
  
  РУССКИЕ ДУХОБОРЫ
  
  На высокогорной базе российских войск в грузинском городке Ахалкалаки, который находится всего в нескольких десятках километров от турецкой границы, подполковник Клявинь внезапно сказал: "Знаешь, тут километрах в тридцати от нас живут своими поселениями русские люди - духоборы, которых выселили из России более 150 лет назад".
  - Не может быть, - не поверил я, так как знал лишь о тех духоборах, которые много десятков лет назад эмигрировали из царской России в Канаду, Бразилию, Перу и Аргентину.
  Подполковник усмехнулся, подошел к огромной армейской карте, которая занимала всю стену в его кабинете, и ткнул в нее пальцем: "Читай!" Я посмотрел и обомлел. Слишком необычно на фоне грузинских названий сел выглядели: Богдановка, Орловка, Гореловка и т.д.
  - Это что, - сказал Вячеслав Клявинь. - На этот район в Турции взгляни.
  И точно. Недалеко от города Ардаган было напечатано: Николаевка, Несветаево, Новоселовка.
  - Завтра еду, - загорелся я.
  - К турецким вряд ли, а к нашим - пожалуйста, - согласился подполковник. - Люди они гостеприимные и любому русскому, тем более из России, будут очень рады. Провожатого из духобор я вам выделю.
  
  История секты и то, как духоборы оказались в Грузии
  
  Сами духоборы утверждают, что их секта как религиозное течение зародилась в середине V века в Германии. В XVI веке объединения духоборцев возникли и в России.
  Приблизительно в 1750 году в Калужской и Тамбовских губерниях стал появляться человек по имени Савелий Капустин, который пропагандировал свое верование среди крестьян.
  Суть учения была такова: у каждого человека в душе именно свой Бог; церковь, то есть храмы и другие культовые здания, - это сооружения рукотворные, а священнослужители выступают лишь в качестве посредников между человеком и Богом, чего, естественно, быть не должно. Сторонников своих Капустин называл духоборцами, то есть духом борющиеся со злом люди.
  Духоборцы не крестились и не имели икон. В качестве молитв они устно читали псалмы из Библии или камерно пели их же. Для подобного у духоборцев имелись специальные молельные дома, где собирались они раз в неделю - в воскресенье, поутру.
  Миссионер Капустин, поблуждав по губерниям, в итоге осел в калужском селе Горелое, которое и стало духовным центром духоборцев.
  Однако инакомыслящего Савелия власти вскорости повязали и посадили, что, впрочем, не отразилось на продвижении учения Капустина в народ.
  Где-то в 1790-х годах несгибаемого Савелия власти все-таки освободили и повелели жить со сподвижниками возле Мелитополя. Так недалеко от этого украинского городишка и появились села: Горелое, Троицкое, Богдановка, Тамбовка, Родионовка и другие, где духоборцы, построив дома и разбив огороды, начали вновь заниматься крестьянским трудом и ремеслами. Но подобная идиллия продлилась недолго, и уже через 36 лет царским указом все последователи Капустина были высланы на Кавказ, который в то время активно завоевывался войсками. Однако армия - это армия, а властям в Петербурге необходимы были на границе Грузии с Турцией крепкие российские села, которые могли бы выступить и в качестве своеобразного пограничного кордона.
  В 1841 году первый обоз духоборцев пришел в нынешний Ахалкалакский район Грузии. С прежних мест переселенцам разрешено было взять весь их скарб. Привел единоверцев на новые земли Илларион Калмыков - внук Савелия Капустина. (Дело в том, что последний, отсидев, сменил свою фамилию на фамилию жены, чтобы не накликать гонений на своих потомков.) Особенно трудной для переселенцев была первая зима, которая длится в этих местах более девяти месяцев. В тот год из 13 тысяч первых пришедших умерло около 7 тысяч. Но обозы все продолжали и продолжали подходить. Так, уже на грузинской земле, на окраине великой Российской империи, возникли села с типичными русскими названиями: Гореловка, Орловка, Богдановка.
  В 1895 году среди духоборцев возник раскол: и по имущественному принципу, и потому, следует ли им служить в армии или нет. Большая половина сектантов была против военной службы. Меньшая - с центром в селе Гореловка - за. Большинство решило навсегда покинуть империю. Часть ушла и осела и Турции, другая добиралась до Батуми, откуда па кораблях отплывала на Кипр, в Канаду, Латинскую Америку. Оставшиеся по-прежнему занимались сельским хозяйством.
  Годы Советской власти практически ничего не изменили в укладе этих русских людей. Лишь блага цивилизации все активнее вторгались в их жизнь. Коммунистическая идеология также не давила на них. Ну, может быть, только тем, что гореловский колхоз в свое время носил имя Владимира Ленина.
  
  Гореловка
  
  С провожатым Сергеем Хохлиным, местным духобором, а по совместительству еще и контрактником российской армии, мы едем в его родное село. Отвратительнейшая дорога все дальше уходит в горы. Хохлин постоянно показывает, куда следует поворачивать водителю.
  У нашего проводника стопроцентная русская физиономия и правильный русский язык. Обычно русские, всю жизнь прожившие в национальной республике, начинают говорить на родном языке как местные, которые только-только выучили его. У Сереги этого нет абсолютно. Напротив, складывается впечатление, что Хохлина только недавно выдернули не то из Тульской, не то из Тамбовской губернии.
  Где-то через час пути молодой духобор начал показывать на села, стоящие поодаль от дороги, и называть их: Орловка, Родионовка, Тамбовка. Слышать подобное на фоне темно-синих кавказских изломов гор было крайне необычно. А еще через некоторое время машина въезжала в центр общины духоборов в Грузии - Гореловку.
  Сказать, что испытал шок, - это ничего не сказать. Было впечатление, что попал на какую-то огромную съемочную площадку, где собираются ставить фильм о старой русской жизни. Однако на фоне подобных декораций - русских домов, огородиков, колодцев - ходили, разговаривали, смеялись люди, которые были далеко не актерами.
  Лично я подобных сел не встречал даже в России. Там они какие-то серые, неухоженные, унылые, но вместе с этим более современные, что ли. Гореловка выглядит более старинно (но не в плане обветшалости стен или зданий, нет), более монолитно и совсем по-крестьянски.
  По обе стороны от дороги стоят крепкие, сложенные из камня дома. Крыши некоторых из них покрыты соломой. Вдоль центральной улицы - телеграфные столбы, а на них в своих огромных гнездах - аисты. Глядя на все это торжество русской жизни, нельзя было даже применить слова типа: "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет", ибо в случае с Гореловкой Отчизной в деревне не только пахло, но она сразу наотмашь сбивала тебе мозги набекрень. Особенно после грузинских и армянских сел, где ни одной славянской физиономии. Здесь же по улицам ходили подростки-блондины, бабушки в аккуратных белых платочках выглядывали из-за заборов, и русские, русские дома вокруг. Все это казалось абсолютно нереальным здесь, в горах, в тридцати километрах от границы с Турцией и в семнадцати - с Арменией.
  - В 1990 году наша община насчитывала более 1200 человек, - говорит ее председатель Любовь Николаевна Гончарова. - Сейчас в ней всего 740. Люди за эти семь лет, которые были крайне нестабильными, очень устали и многие решили вернуться в Россию. Как правило, уезжают на Ставрополье или в Краснодарский край, где не распыляются, а селятся компактно, хуторами. Есть такие поселения и в Тульской области.
  Духоборы рассказали, что особенно тяжелыми для них были 89-ый и 90-й, когда под давлением местных властей им приходилось почти за бесценок продавать технику, дома и уезжать в Россию. Причем такой отъезд скорее напоминал бегство, нежели спокойное переселение.
  Однако в подобном выдавливании русских не было никакой политической подоплеки. Все объяснялось простым экономическим расчетом: за бесценок, а то и просто за так забрать лучшие дома, угодья, скот. Духоборы всегда славились своим трудолюбием и привязанностью к земле. И даже сейчас, когда практически все производство в Грузии стоит, небольшая община в Гореловке имеет свои мясной, молочный, макаронный, лимонадный цеха. Производимой продукции хватает не только на собственное пропитание, но и на продажу. Причем, по оценкам тех, кто такую продукцию покупает, она отличается высоким качеством и отменным вкусом.
  В принципе, в нынешних экономических условиях Грузии, которые характеризуются тем, что в республике практически ничего нет, а что есть, то стоит больших денег, духоборы почти полностью перешли на натуральное хозяйство, которое и помогает им выжить в таких непростых условиях.
  - Жизнь общины и ее политику определяет совет, который состоит из 56 человек, по одному от каждого рода, фамилии, - рассказывает Любовь Гончарова. - Мы имеем свою школу, а также содержим всех стариков, которые не имеют детей, а, следовательно, и поддержки. А вообще-то мы своих никогда не бросаем. И если ребенок остается сиротой, то его воспитывает или родственник, или община.
  Молельный дом в Гореловке называется Сиротским. Вообще-то сам Сиротский дом представляет собой целый комплекс зданий: непосредственно дом для совершения религиозного обряда - две большие комнаты с лавками вдоль стен, вышитыми полотенцами на них и огромными русскими печами; жилой дом, где жили до двадцатых годов нашего века духовные руководители общины, или, как их сами называют духоборы, - святые; а также ряд хозяйственных построек. Ну, а Сиротским дом окрестили потому, что, помимо святых, там жили еще и сироты.
  Весь этот жилой комплекс со стенами более метровой толщины поддерживается в идеальной чистоте и порядке. Обстановка и убранство в домах не менялись, наверное, более семидесяти лет. А сами здания, как утверждают духоборы, были построены в первые годы их прихода на эти земли. По всему выходило, что Сиротский дом - это не только место для совершения религиозных обрядов, но и находящийся в отменном состоянии историко-этнографический музей.
  В годы Октябрьской революции именно на его территории духоборы закопали все свое золото и архивы, опасаясь комиссаров. Однако Советскую власть было не обмануть, и все спрятанное в итоге было найдено. Что сталось с богатством и документами, сектанты не знают, но больше всего они жалеют об утерянных архивах. Впрочем, и без них они прекрасно знают всю свою родословную и четко называют российские села, откуда, не желая изменять вере, отправились в насильственное путешествие их предки. Духоборы рассказывают о своей истории так, словно вся жизнь секты прошла на их глазах. Видимо, изустные предания передаются от поколения к поколению со всеми мельчайшими подробностями.
  Дед Иван, сидящий на завалинке у дома, так сказал о первой зимовке духоборов на этой земле: "Люди вмерзали в лед, и достать их оттуда до прихода весны не было никакой возможности". А весна приходит в эти места лишь в мае.
  
  День рождений духобора Коли
  
  Походив по деревне, повосхищавшись, поговорив с духоборами, мы стали собираться на воинскую базу.
  - Как это так? - немедленно заобижалась Любовь Николаевна. - Что же так быстро? А пообедать? И вообще - сегодня выходной, нечего работать! Поедем-ка лучше в лес, на пикник. Ну, поедем!
  Я немедленно вспомнил подполковника с базы, который на мое: "Побудем пару часов там и вернемся!", - засмеялся и многозначительно сказал: "Ну-ну, посмотрим!"
  - Наверное, вы все подстраиваете, - сказал я.
  - Ничего подобного, - ответила председатель общины. - Просто у моего брата родного день рождения, и он вас приглашает.
  Добираясь на машине к месту празднования, я все ломал голову - будут ли пить духоборы или пет. Перед этим, во время экскурсии по деревне, Любовь Николаевна, рассказывая нам о традициях сектантов, поведала и о том, что они не должны пить, курить, прелюбодействовать, должны во всем почитать старших, не воровать и т.п. Правда, председатель общины оговорилась, что времена сейчас во многом изменились, и духоборы не во всем следуют этим заповедям. "Ну не может не пить русский человек, - думал я. - Хоть по рюмашке, но опрокинут".
  Братья-духоборы в ожиданиях моих не подвели, и дело одной лишь рюмашкой не обошлось. Но как отличалось это застолье от тех, которые я во множестве наблюдал в России! Пьянки в стране восходящей демократии практически везде одинаковы: много-много водки или самогона, затем пьяные слезы или бешеная злоба, которая стихийно перетекает или в злую ругань, или в отчаянные драки, заканчивающиеся в итоге братанием и водкой. В случае с духоборами все было по-другому.
  Сначала духоборы выпили, затем неспешно поели, ну а потом началось то, от чего я пришел в неописуемый восторг. Появился аккордеон, и духоборы запели простые русские и казачьи песни. Затем, разделившись на команды, они играли в футбол. Толстые тетки вместе с мужьями и детьми пинали мячик на зеленой лужайке, заливаясь смехом.
  Потом они начали играть в игру, которая в моем детстве у нас во дворе называлась "выбивалочки". И опять - куча-мала, смех, визги, шутки. Увертываясь от мячика, я все пытался вспомнить, когда же в последний раз играл в подобную затею. В итоге решил, что, наверное, лет двадцать назад. Затем, когда все утомились и растянулись на траве, над поляной вдруг зазвучал голос Газманова: "Эскадрон, эскадрон..." - это кто-то включил автомобильный магнитофон. Духоборы и духоборки заскакали по поляне с новыми силами, выкидывая коленца и размахивая руками. Судя по тому, как долго они плясали под Газманова, Королеву, Киркорова, сектантам был не чужд и современный эстрадный репертуар.
  Подобный праздник жизни продолжался несколько часов, и за все это время никто не напился, ни разу не выругался матом, не поссорился и, чудо, не подрался. Духоборы смеялись, шутили, весело подначивали друг друга. И столько было в их празднике жизнелюбия и уважения друг к другу, что я белой завистью позавидовал этим людям.
  Потом все вновь собрались у импровизированного стола, и именинник Коля, которому в этот день - 22 июня - исполнилось 37 лет, предложил тост: "За духоборов!"
  - За духоборов, - ответили вес присутствующие. - За нас! Мы сильны, когда все вместе, и нас не сломить!
  - За духоборов, - сказал я и подумал о том, что этих людей действительно не сломить. Более 200 лет их преследовали власти, гоняя с места на место, а они вновь строили хутора и трудились на земле. И сейчас им очень тяжело, потому что они граждане Грузии, которая просто спит и видит, как их побыстрее вышвырнуть со своих земель. А России на своих сыновей и дочерей за границей просто-напросто наплевать, потому что она и о родных-то позаботиться толком не может. И духоборы это прекрасно понимают, но все равно любят свою далекую Родину, ни в чем не изменяя ей и не злясь на нее. А такие люди действительно по-настоящему сильны, мужественны, и их не сломать.
  
  Тбилиси - Ахалкалаки - Гореловка - Москва, август 1997 г.
Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Пятая "Безмятежный лотос 3"(Боевое фэнтези) Ю.Васильева "По ту сторону Стикса"(Антиутопия) А.Григорьев "Биомусор 2"(Боевая фантастика) Е.Кариди "Сопровождающий"(Антиутопия) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) Д.Кот "Меж двух миров"(Научная фантастика) М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia)) А.Григорьев "Биомусор"(Боевая фантастика) М.Боталова "Темный отбор 2. Невеста дракона"(Любовное фэнтези) Б.Стриж "Невеста из пророчества"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"