Бобров Михаил Григорьевич: другие произведения.

Некро-мимино

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
Оценка: 9.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О произведениях Далина Максима Андреевича "Тракт. Дивье дитя", "Лестница из терновника", "Крылья", "Убить некроманта".

Некро-мимино

-Как умудряешься, собака,
любого с ходу оскорбить?
-Так, пап, наследственность, однако!
-Етить...
(с) Разговор с отцом



        А ведь я отца предупреждал! Говорил же: “войти в ай-ти” - это когда пергидролевые училки краткосрочных курсов делают из белорусского дворника, прости господи, рнр-кодера на страх индусам. А когда заходишь к Корневу в “Автор Тудэй” и там выражаешь всю глубину непростой натуры - это называется как угодно, но не “войти в ай-ти”.

        Только где там старшему поколению что-то внушить, если сам вон чего-то ляпнул - и привет, Далин решил, что я с ним разговаривать не хочу.

        Что ж, если такое случилось, то надо на Максима Андреевича по-быстрому склеить рецензию. Один хрен уже горшки побиты, можно не сдерживать шаловливые ручонки.

        Тем более, что с “АТ” отец вытащил даже целую инструкцию: как же писать рецензии правильно. Мы, проектировщики, когда обследование на здание пишем, именно так оформляем. Всегда в одинаковом порядке, всегда все пункты. Нет в доме подвала, можно бы выкинуть абзац про него - а фигушки, не положено. Пишем: “подвал отсутствует”. И обязательно в нашем обследовании, в каждом пункте, цифровая характеристика. Именно же: категория технического состояния. Первая - все прекрасно, работает - и не трогай. Пятая - разбегайся, сейчас рухнет.

        Почему я тут про цифры? Потому, что батя, с присутствующим ему чувством такта, затронул самый болезненный вопрос - о способе поверить алгеброй гармонию. Об оцифровке личного впечатления. Критериев он захотел, понимаешь.

        А ведь художественная литература тем и отличается, что передает впечатление. Справочник и учебник можно проверить. Исторический трактат и кулинарную книгу можно сравнить с реальными образцами. Художественный же текст отзывается в каждом сердце уникальным аккордом, и зависит это не только от самой книги - но в не меньшей степени от читателя!

        Важное это уточнение, и перед очередной рецензией не грех о нем напомнить. Заслуженные чабаны на заоблачных пастбищах и знатные оленеводы на заполярных стойбищах - в смысле, профессиональные литературоведы - требуют от рецензии некоего безэмоционального анализа, не только личного впечатления.

        Но безэмоционально анализировать в тексте можно только единственную вещь. Это - язык написания. Он кодифицирован в нормах орфографии, пунктуации, орфоэпики. Значения применяемых слов более-менее перечислены в словарях.

        Все!

        Больше ни на что четких критериев нет.

        Наличие стиля? Простите - но это чистейшей воды вкусовщина. Кто-то увидит стиль в единственной фразе, кто-то не найдет и в многотомнике.

        Наличие идеи? То же самое. Кому-то корявый фанфик вспыхнет путеводной звездой, натолкнет на спасительную мысль. Кому-то, напротив, безупречно выверенный рассказ покажется красивенькой пустышкой - всего лишь потому, что заложенные в рассказ идеи человек уже обработал и пережил в юности, а сейчас даже их не заметил, погрузившись в заботы сегодняшние.

        А ведь каждый штамп и каждый унылый шаблон для кого-нибудь сверкающее откровение. Просто потому, что встречается первый раз в жизни.

        Ну и еще одно уточнение. Тоже важное. Вот есть у нас набор правил. Не важно, насколько большой набор. Важно, что этим набором область знаний очерчена, установлены рамки.

        Я двадцать лет проектировщик, а вот не видел ни разу руководящего документа, следуя которому, гарантированно получаешь храм Покрова на Нерли, Эйфелеву башню, автомат Калашникова, танк Т-34, процессор Alpha6200, самолет “Дуглас” ДС-3, или машину “Фольсксваген-жук”. Даже просто удачную планировку квартиры-трешки для панельного строительства! Шедевр индивидуален всегда.

        Наши обследования дают представление о состоянии дома, по ним решают, выделять ли средства на капремонт. Все это важно и нужно - но о красоте дома, об удачности его расположения, о людях, в нем живущих (дом новехонек, но населен алкашами), обследование не говорит ничего.

        И человеку, принимающему решение: купить ли в том доме квартиру (в нашем примере - купить ли книгу?) - обследование, несмотря на всю его детальность и серьезность, просто бесполезно.

        Безэмоциональная рецензия на текст, главное и важнейшее отличие которого - передача эмоций - это, извините, что? Как, простите, измерить влажность или давление, не имея органа, чувствительного к влажности либо к давлению? Как выпить воды, не замочив языка?

        Вот почему я так много внимания уделяю запятым и косноязычию - тут все просто. Во имя Даля-Розенталя, с Ожеговым упокой. Аминь.

        А что сказать о раскрытии, например, героев, и о том, что символизируют синие занавески? Где зафиксировано, что на раскрытие героя нужно потратить не менее ста строк и не менее пяти ситуаций - а вот персонаж перебьется двадцатью строками и двумя ситуациями?

        Либо я понял посыл текста, либо нет. Говорила же бабка-гусятница: “расстояние безменом не измеришь, а вес линейкой не определишь”. Так что во всех случаях единственный компас и термометр - я сам.

        Мое величество читатель. Ваше величество читатель. Два читателя - три мнения. Итоговое мнение аудитории - просто сумма. Как в ракетах, три гидропривода, мажоритарный принцип. Рули отклонятся в ту сторону, куда передавят два.

        Читать хорошие рецензии не всегда приятно: видно, что с тобой говорит не судья, холодно и отстраненно выносящий приговор в соответствии с неким абстрактным стошестидесятитомным сводом законов. А говорит человек - человек, за что-то недовольный лично тобой. Подобное обращение куда сильнее за душу берет!

         Но кто же хочет, чтобы его за душу брали? Нет, братва, давайте топить за безэмоциональные рецензии. Как будто в литературе, писаной чувствами, ради чувств и о чувствах, может существовать некий абстрактный идеальный эталон, как абсолютно черное тело в физике.

        Идеальное чувство - абсолютный черный похер.

        Пользуйтесь, дарю.

        К слову сказать, и в юриспуденции тоже ведь уперлись в ту самую проблему - многообразие возникающих случаев невозможно кодифицировать раз и навсегда. И опять же, эталона нет. Вот почему суд присяжных. А что такое присяжные? Случайно выбранные люди, отнюдь не профессиональные хороводоводоведы. Выходит, все творчество должно оцениваться по сумме личных мнений. По суперпозиции вкусовщины!

        Отец в своей статье совершенно правильно заметил, что фигурное катание расценивается именно так. И ничего, действует система. Вот в футболе то и дело вопят: “судью на мыло!” Банки да бутылки на поле мечут - а в фигурном катании даже букета никто не бросит. Лично я думаю - руки заняты. Но авторитетные люди говорят, причина все же другая.

        Поэтому не будем умножать сущности сверх необходимого. Рецензией назовите, отзывом или высером - я высказываю только свое личное мнение. Не больше!

        Не меньше.

        Мои критерии просты. Если не споткнулся на языке, смотрю композицию. Если она присутствует, если предлагаемая история завершена - только тогда пытаюсь оценивать заложенные в текст смыслы. Естественно, те смыслы, которые мне самому хватило ума распознать.

        Автор, преодолевший все три планки с легкостью - Максим Андреевич Далин.

        “Тракт. Дивье дитя”. “Лестница из терновника”. “Корона, огонь и медные крылья”. И, разумеется, то самое, прославленное в этих ваших интернетах разве что самую малость поменее Резуна - “Убить некроманта”.

        Далин автор высшей лиги, старой школы. Незаконченных произведений не выкладывает, недоделки не обсуждает, душу не изливает, рабочее место не показывает. Не кокетничает и не заискивает перед читателем: дескать, вот мой верстак, видишь, как я стараюсь? Ну похвали же меня хоть за это! Аннотация к разделу говорит четко: не обсуждать автора. Будем говорить строго о текстах.

        Ну, будем.

        Первое - “Тракт. Дивье дитя”.

        Второе - “ Корона, огонь и медные крылья”.

        Третье - “Лестница из терновника”

        Четвертое - last, but not least - “Убить некроманта”.

        

“Тракт. Дивье дитя”

        “Тракт” - повесть о столкновении мировоззрений, лобовой таран Вселенных. Люди понемногу осваивают глушь, вырубают лес. Обитатели леса, некие волшебные существа, этим удивлены и опечалены; причем лично мне кажется, удивлены даже больше. И вот один из обитателей леса выходит к людям в образе бродячего музыканта, и живет... Пытается жить... В окраинной деревне, где гнездятся эти самые лесорубы-углежоги.

        Словно Миклухо-Маклай на неизведанном берегу.

        Честно говоря, до “Тракта” я не представлял себя папуасом.

        Взгляд чужими глазами - прием сильный, автор вполне им владеет. Отдаленная деревушка, за околицей мачтовые сосны, небольшой набор действующих лиц, несложные желания, четко выраженные характеры. Прямо-таки камерный детектив, только не после убийства, перед ним. Перед тем, как явится Эркюль Пуаро - или, с учетом нашего колорита, Эраст Фандорин - и примется, многозначительно хмыкая, белыми перчатками ворочать повешенного, смущать народ меткими вопросами, сокрушаться о несовершенстве человеческой натуры...

        Герой не может оставаться наблюдателем: он вынужден искать пути примирить людей и лес. Но люди видят одни только выгоды - и не видят, что за шахматной доской Лес на их стороне. А на другой стороне - та самая бабушка с косой. Далин показывает это микродозами, аккуратно, и сам не замечаешь, как вползаешь в историю по уши - и начинаешь сочувствовать музыканту. Ты-то не лох наивный, ты-то уже знаешь, чем кончится. Научили, спасибо...

        Герой, изучавший чужую культуру, не вернулся к своему народу с добычей. Мономиф не сработал, чуда не случилось: “Люди отблагодарили лес так, как люди всегда благодарят лес.”

        Есть разные способы показывать Изнанку. Библия уделяет немало строк описанию, кто из архангелов старше мастью, а кто так, на побегушках. Китайцы попросту отражают на мир духов собственное государственное устройство: у демонов есть ранги, приказы, разряды, и владыка преисподней ставит Большую Красную Печать, и дух реки, похитивший жену рыбака, призывается на суд, происходящий по всем правилам тогдашнего делопроизводства. Кельты считают, что государств у фейри даже два - Благой Двор и Неблагой. Отсюда и лес дриад, Бронкилон, в книгах Сапковского. Дриады реагируют на вторжение людей человеческим оружием, стрелами, луками, поддержкой террористов-”белок”. У дриад есть глава, есть войско, есть сердцевина-крепость, есть политика. Все это с поправками на местный колорит, но все же.

        А Далин показывает Лесной народ в другой манере, сохраняя необъяснимость, недосказанность, неопределенность. У Далина Лесной народ не просто люди с небритыми ногами либо с миленькими ушками! У лесного народа нет и не может быть самих понятий “государство”, “экономическая целесообразность”, “прибавочная стоимость”, “боевая эффективность”, “целевая группа”.

        “Дитя” выгодно выделяется среди тысяч однотипных миров, где Изнанка расчерчена, измерена и взвешена. Ощущение “удивительное рядом” автор передает отлично.

        Несмотря на предупреждение о сложных архаичных словах, читается “Тракт” легко. Композиция прямолинейная, сложных завитков сюжета нет. Язык у автора точный и емкий. А еще автор хорошо умеет оборвать фразу там, где читатель уже не способен остановиться, вынужден додумывать начатое, и ужасаться собственно этим своим же мыслям. Например, до меня совсем не сразу дошло, что некоторые вещи в тексте совсем не жестко заданы, и что трагедия там не обязательна - это я сам, находясь в русле сюжета, додумал его именно так.

        Видимая простота “Тракта” - это простота зеленой лужайки поверх трясины, простота хорошо заточенного ножа; не мне указывать - резать им хлеб или людей.

        На мой взгляд, это лучший текст автора.

“Корона, огонь и медные крылья”.

        Перед нами классическое героическое фэнтези. Короткая и горячая история любви - как ни смешно, к Родине тоже. Яркий, звонкий мир высокого неба, пылающего солнца, крылатых людей - и обычных людей.

        Только в этот раз пересечение культур обходится без трагедии. Не такая сильная концентрация чувств, да и героев сильно больше одного. Есть северное государство, принц-фанатик, рвущийся в крестовый поход. Есть южная держава, задыхающаяся в дворцовых интригах. И есть, конечно же, герой, стоящий над схваткой.

        Буквально, над.

        Герой крылатый, и весь его народ крылатый, и могли бы они не лезть в глупую свару наземных муравьишек... Но долг! Но честь! Но разбуженное по глупости древнее зло (мы же в фэнтези, как тут без него), но люди...

        Но любовь!

        “Когда бы не Елена - что Троя вам, ахейские мужи?”

        Эту книгу я помню хуже всего, и для написания рецензии мне пришлось ее перелистать - единственную из четырех. Это ее минус, наверное. Все остальное - плюсы. И впечатление от нее - словно смотришь в синее-синее летнее небо, и чувствуешь горячий, сухой, сильный ветер. “Чтоб вились флаги, чтоб гремели трубы, чтоб гарцевал мой конь...”

        По композиции книга представляет собой классический роман, и герои в ней меняются. Меняются внутри, совершая поступки, которые не могли бы себе представить ранее. Можно спорить, насколько глубоки эти перемены - нам бы хотелось, чтобы все закончилось лучше. Но автор честен, и развитие сюжета второй части полностью определено характерами и стремлениями героев, показанными нам в части первой. Авторский язык по-прежнему исправно служит и точно доносит оттенки - если там и есть пропущенные запятые, при чтении не замечаешь.

        Но “Корону” я все же ценю не сильно. Прочитал, понравилось - шрама на душе не оставила.

“Лестница в небо”.

        Текст большой, сложный, и, наверное, интересный. Снова столкновение мировоззрений. Одна сторона - родные земляне, прилетевшие на орбиту неведомой планеты, и открывшие на этой самой планете разумную жизнь - далее по тексту буду называть ее “чжугэ-лян”, или просто “чжугэ”.

        Но дону Румате в этот раз не высаживаться, и сплетни о “настоящем стиле” кавалера из столицы не распускать. Цивилизация там, внизу, сильно другая по биологии. До совершеннолетия чжугэ растут без определения половой принадлежности. Затем происходит схватка. Настоящая, до смерти - либо до капитуляции одной из сторон.

        И проигравший превращается в женщину, а выигравший, соответственно, в мужчину. Не как-то там условно-ритуально, а физиологически. Отрастает чего надо, чего не надо отваливается. Ну и как тут донну Окану соблазнять?

        Тема секса очень выгодная и весьма популярная. Но и весьма, весьма, весьма сложная. Увы! “Лестницу”, несмотря на отличный язык, хороший сюжет и остро-перченое фантастическое допущение, лично я считаю неудачей. Не берусь определять, насколько превращение возможно по биологии - фантастика так фантастика. Но в “Лестнице” настолько специфический половой диморфизм почти не отражается на окружающей жизни. Ладно там, государства похожи на земные - сходные проблемы (контроль территории, защита, управление) порождают сходные решения. Но архитектура, культура, вещи, песни, пословицы, сказки - у них там все должно быть иначе!

        У нас на пол завязано все. Вообще все. Реклама “sex sell’s” - и целибат. Феминизм и гомофобия. Скандалы с католическими священниками, минет в Белом Доме, свержение царской власти древнего Рима из-за насилия над женщиной, и сераль Высокой Порты, диктат валидэ-ханум, “ночная кукушка дневную перекукует”. Евнухи и альфонсы, мачо и импотенты, сакральное мужское число “21см” и страшное проклятие “полшестого”. Плечевые проститутки, тургеневские барышни, девушки бальзаковского возраста, все мужики - козлы, Камасутра и храмы Кхаджурахо, монастыри Афона и сы-Цюань, возраст сексуального согласия, способы предохранения от зачатия, декольте и намеки веером, пристойные и непристойные жесты, слова ласки, ругательства, наконец!

        Все это на планете Чжугэ должно быть иначе. Абсолютно иначе, не как у нас. Наверное, могу назвать единственный образец удачного разрешения столь сложной проблемы - “Левая рука Тьмы”, Урсула Ле Гуин. Это уже под старость она свалилась в оголтелый феминизм, а Хайнский цикл она писала во всей силе и славе, умело применив собственное образование... По диплому-то Урсула как раз антрополог, и уж если кто понимал в обычаях - от племен каменного века до уже довольно сложных мистерий античности - так это как раз она. “Левая рука Тьмы” - скованная Великими Льдами планета Гетен. Полезных ископаемых чуть, воды хоть залейся, населена гермафродитами. Жители Гетена могут менять пол по необходимости, хотя и управляют этим процессом весьма опосредованно. И да, там тоже имеется высадившийся инопланетянин.

        Рассказать о таком без слюней и пошлости, да чтобы не скучно было читать - вот за что в мировой фантастике премии дают. “Небьюла” не Нобелевка, по квоте для политиков не пролезешь. Задача сложная. И фантастическое допущение тут в полной мере образует сюжет.

        Увы, про “Лестницу” я такого сказать не могу. Хотя выделка самого текста безукоризненна. Может, я просто еще не дозрел и не понимаю чего-то важного.

        Поэтому оставлю “Лестницу” и перейду к последнему - “по счету, но не по важности”.

“Убить некроманта”.

        Книга, как это ни покажется странно, про патриотизм и власть. Про то, что “у князей нет друзей”. Про то, что на вершине воздух разрежен, дышать надо через раз... И про то, что ради достижения вершины спутников бросают прямо так, не закапывая. Например, прямо сегодня на подступах к Эвересту валяется чертова прорва погибших альпинистов, хоронить которых некогда - их подельники (простите, но я не могу назвать подобное “сокомандником”, паче того “товарищем”) рвутся сделать селфи на верхушке мира. А спускать погибших - это же кислород надо, и тросы, и спецоборудование, и либо работать самому, либо нанимать шерпов. Но это ж деньги! А денюжек у покорителей вершин почему-то всегда в обрез... Помер Трофим - да и хер с ним. Ну, пока йети не отъели.

        Вот где пидорасы. А у Далина просто запутавшийся в патриотизме мальчик.

        Поскольку в интернете Далин известен, главным образом, “Некромантом”, отступлю от правил и пройдусь по тексту подробнее, частично раскрывая сюжет. Что книга написана точным и живым языком, что в ней имеется минимум один смысл - будем считать, я спел привычную осанну стилю и слогу Далина, вы ее прослушали.

        Сюжет начинается с рождения принца. Семья у принца не очень. Мама - коронованная шлюха. Папа - рогоносец стратегического назначения. Придворные разворовывают все, чего можно. Чего нельзя - отламывают и тоже уносят. Старший брат ядрен и крут, понятно - ему и наследовать.

        Младшего... Просто ненавидят.

        Все критики, обсуждающие гадский характер героя, и ругающие Далина за сволочную сущность маленького принца, тем самым делают автору лучший из возможных комплиментов. Автор написал честно. Не сладенько-всепобедительно. Честно.

        Кто, интересно, может вырасти в такой обстановке? Блаженный?

        На Литве с детьми обращались получше, и столь вопиющего примера не нахожу. А вот в русской истории наличествует минимум один персонаж, проведший юность в расхищаемом боярами дворце. Это царь и великий князь Иоанн, четвертый этого имени. Да-да, тот самый, “за жестокость прозванный Васильевичем”, при котором территория России увеличилась... Даже не скажу, во сколько раз.

        Грозный!

        Но наш принц пока еще теленок. И ухаживать за девушками его никто не учит. Во-первых, там никто не умеет: королю и принцу дают безо всяких ухаживаний. Во-вторых, по той же причине, никому это и не надо. Все стороны знают свои роли, фрейлины раздвигают ноги без малейшего эротизма. Пусть младший принц и кривоват, и некрасив - но это ж цельный принц!

        Если походить по теперешним женским сайтам, ругать главного героя даже как-то язык не поворачивается. Когда вокруг только урвать да напарить - как ты их будешь любить? И после таких неврозов-перверсий вы чего хотите от героя, нормального сексуального поведения, что ли?

        А тут из-за угла появляется вампир. Настоящий древний вампир, владеющий настоящей древней магией. И говорит нашей личинке Грозного: ты избран! Ты избран судьбой! Зачем? - трепещет от восторга и ужаса малыш. Чтобы разгрести это говнище! - мерзко хохочет князь тьмы.

        Ну, а чего вы от сатаны-то хотели?

        Зачем самому сатане процветающая держава, хорошо разъяснил Зайцев текстом “А-прогрессор”, углубляться не стану. Отмечу, что наш герой берется за дело со всем пылом нерастра... ченной юности. Все криворукие правители (и старший братец, бык-производитель) как-то сами собой (ну дьявол же помогает, ясен пень) покидают сцену. Наследство достается некроманту - он принимается править.

        Вот об этом и книга. Как пацан пытался усидеть на троне. Как его подставляли близкие, кидали друзья, пытались убить родственники, тыкали вилами благодарные поселяне. И как он выкрутился, отбился от соседей-завоевателей, поднял ВВП средствами каббалы и черной магии, а из вампиров учредил ВВС. Что герой при этом оказался бисексуалом, и спал не только с женщинами - ну, вон Фридрих Прусский, который Великий. Ну вон Чайковский. Ну, король Эдуард Второй английский, отец того самого Эдуарда Третьего, начавшего Столетнюю Войну. Ну там Ода Нобунага и вообще самураи, кстати. Что уж говорить о спартанцах. Честно говоря, никакого смакования голубой темы я в “Некроманте” не заметил.

        Может быть потому, что не искал?

        А завершается книга страшненьким эпилогом от лица уже относительно современного мальчика. Мальчик тот проживает примерно в наши дни, но наблюдает вокруг себя все то же безудержное воровство и распил, что и герой-некромант. И вот вечерком встречается мальчик на прогулке с древним вампиром, князем тьмы...

        Скажите честно, вам интересно, как мальчик страну с колен поднимет - или с кем он спать будет?

Заключение

        У Далина, кроме прочитанных мной четырех текстов, есть еще немалое количество рассказов - и личных, и в соавторстве. Они хороши по-своему, но говорить еще и о малой форме означает перегрузить обзор сверх необходимого. Надеюсь, что дал достаточное представление об авторе, чтобы каждый мог самостоятельно решить, стоит ли его читать - и что именно.

        Всего наилучшего.



(с) КоТ

Гомель

10-11 ноября 2018


Оценка: 9.00*4  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик) Д.Гримм "З.О.О.П.А.Р.К. Книга 1. Немезида"(Антиутопия) А.Калинин "Игры Воды"(Киберпанк) С.Нарватова "4. Рыцарь в сияющих доспехах"(Научная фантастика) Д.Маш "Никто не ждет испанскую инквизицию!"(Любовное фэнтези) Е.Сволота "Механическое Диво"(Киберпанк) А.Емельянов "Последняя петля 3"(ЛитРПГ) LitaWolf "Жена по обмену"(Любовное фэнтези) В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2"(Боевая фантастика) Н.Самсонова "Траарнская Академия Магии"(Любовное фэнтези)
Хиты на ProdaMan.ru Мои двенадцать увольнений. K A AЧистый лист. Кузнецова ДарьяНедостойная. Анна ШнайдерСлужба контроля магических существ. Севастьянова ЕкатеринаПодари мне чешуйку. Гаврилова АннаКогда плачут драконы. Вера ЭнЧП или чертова попаданка - ЭПИЛОГ. Сапфир ЯсминаБаба с возу, кобыле скучно! Книга 2. Анабель Ли (Anabelle Leigh)Темная Академия-2. Снежная МаринаОтверженная. Печурина Мария
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
С.Лыжина "Драконий пир" И.Котова "Королевская кровь.Расколотый мир" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Пилигримы спирали" В.Красников "Скиф" Н.Шумак, Т.Чернецкая "Шоколадное настроение"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"