Бобровников Валерий Николаевич: другие произведения.

Иркутяне у себя дома

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О моем отношении к родному Иркутску

   В.Н.Бобровников,
   канд. философских наук
  
  
  Иркутяне у себя дома
  
  Все мы люди, разные. Но те, кто живут в одном месте достаточно долго, становятся чем-то похожи друг на друга. Это касается и нас, иркутян, живущих у себя в городе - столице Восточной Сибири - нашем общем доме. Как правило, эта неуловимая схожесть не замечается нами, ибо кажется нам, что мы такие же, как и все - как куряне, одесситы, москвичи или петербуржцы. Но мы другие, часто - совсем другие.
   Временами я люблю их, моих сограждан, временами - терпеть их не могу. Они способны вызывать искреннее восхищение - и столь же искреннее раздражение. Но сейчас попробую быть непредвзятым. Чем же мы отличны от других, живущих в иных городах? Мы, наверное, не лучше и не хуже их, мы просто другие.
  
  Наш город уникален. Не только своей архитектурой, своей близостью к Байкалу, всем, что так любят подчеркивать туристические гиды. Он уникален и людьми, живущими здесь. Приезжающие замечают, например, что в нашем городе множество красивых девушек и женщин. И это так - их у нас действительно больше, чем где бы то ни было. Особенно это бросается в глаза весной и ранним летом, когда множество молодых длинноногих прелестниц, скинув с себя все, что только возможно из надоевшей за зиму одежды, как ни в чем не бывало, разгуливают по улицам, будя в мужчинах самые сокровенные мысли.
  Думаю, столь репрезентативная подборка красавиц не случайна. Сказалось то, что Иркутск был столицей не просто Восточной Сибири, а края каторги и ссылки. В эти места ссылали толпы революционеров, начиная с декабристов, а также воров и бандитов, а это все люди пассионарные, как сказал бы бывший заключенный Лев Гумилев. Это значит, что в наш город во множестве попадали индивиды не только чрезвычайно активные и рисковые, но и физически в большинстве своем хорошо развитые, крепкие, т.е. они составляли прекрасный генофонд для будущих поколений. Физически слабые и немощные просто вымирали...
  А стройки коммунизма? Когорты молодых, здоровых и красивых людей волнами накатывали сюда по своим комсомольским путевкам. И многие оставались, или, в крайнем случае, оставляли здесь свое живучее потомство.
  Вместе с физической красотой и выносливостью, настоянных на смешанных межнациональных браках, мы, к сожалению, унаследовали от всех этих первопроходцев их "сибирский" характер: жуткую смесь настырности, граничащей с наглостью или тупостью; гостеприимство, сочетающееся с пьянством; открытость, часто доходящую до детской наивности и простоватости. К тому же, мы изрядно лицемерны: на словах, особенно официально произносимых, мы очень любим свой город, "середину Земли", а на деле разбрасываем в самых красивых местах всякий мусор - от пивных бутылок до окурков, всяких бумажных обрывков и женского белья (и откуда оно берется в самых людных местах, хотелось бы знать?). Те же таксофоны и лавочки в парках у нас долго не выживают - их уничтожают, как врагов народа. Причем сам же народ и уничтожает, и делает это просто садистски. И это - тоже наш характер, с которым, видимо, бороться невозможно. Так зэки плюют на пол своей ненавистной камеры, так завоеватели ведут себя на захваченной территории, так бродяги поганят ландшафт, где застала их вынужденная дорога.
  Мы думаем о себе, что представляем один из самых культурных городов России, но это, если не лицемерие, то явный самообман. Нет такого мата, который не услышишь на улицах нашего города - и не от пьяных грузчиков, а от тех самых очаровательных девичьих созданий в возрасте от 12 до 25 лет, порхающих по мостовым. Я уж не говорю о парнях! Без матерщины они и разговаривать не умеют не только между собой (не обращая внимания на окружающих), но и со своими девушками. Причем это не те крепкие слова, которые вырываются в раздражении или гневе, о нет! Это у них лексика такая, - культурная, надо полагать.
   Странное у нас отношение не только к родным улицам, а вообще ко всему, в городе происходящему. Волнует работа, волнует зарплата и пенсия, а на все остальное - наплевать. Центральные улицы по-прежнему носят названия Маркса и Ленина, а прилегающие к ним названы именами известных террористов: Халтурина, Перовской, Желябова и прочих. Да что там! Целые районы города названы в "честь" величайших убийц - Свердлова, Кирова, и в память об их главной акции - Октябрьский район. И ничего, живем себе и ходим по этим улицам. Наплевать! Лишь бы дети были сыты. Но почему мы при этом считаем себя верующими в Бога людьми? Как можно совместить реставрацию церквей и памятник Ленину на главной улице, воздевшему свою чугунную руку в немом призыве к разрушению вековой культуры? Это уже не просто лицемерие, - это нигилизм, "самый страшный из гостей" (как выражался Ф. Ницше). Конечно, это не теоретический, а бытовой нигилизм, также полученный нами по наследству. Кроме "пассионариев", во времена коллективизации в наш край во множестве переселяли и "кулаков-мироедов", которые здесь почувствовали себя вовсе неплохо - много свободной земли, леса, выгонов для скота - строй, паши, обогащайся. Что они и делали с немалым успехом. Но принцип: что мое - то мое, а до остального мне дела нет, - жив и до сих пор. Общинные традиции у нас весьма слабы - мешанина индивидов и народов никак не предрасполагала к этому. Отсюда - индивидуализм, а вместе с ним - равнодушие и наплевательство на все, что до меня не касаемо: "моя хата с краю". Это стало характерной чертой иркутян.
  Мне могут сказать, что это несправедливое обвинение. Конечно, это свойственно не всем и не всегда. Иркутяне действительно способны совершать героические деяния, даже подвиги. Это хорошо известно из истории, в частности, из истории Второй мировой войны, когда иркутяне проявили чудеса мужества и самоотверженности. Многие стали подлинными героями. Но такова черта русских вообще - коллективизм и самоотверженность "включаются" только в годину страшных испытаний. А в быту - разгильдяйство и пофигизм. Печально, но что поделаешь? С натурой не поспоришь.
  Конечно, и советская "прививка" длиной в семьдесят с лишним лет не прошла даром. Иркутск был очень советским городом. Гордился боями "за власть советов", происходившими на его улицах, разрушенными церквями, раскулаченными купцами и убитыми или замученными "врагами народа". Земля, которая, казалось, вот-вот станет родной, вновь лишилась хозяев. Город стал враждебным и злым, холодным и равнодушным.
  Тогда-то и "украсили" его мрачные памятники Ленину и Сталину со свирепыми взглядами из-под сдвинутых бровей - подлинные символы "коммунизма". И эта традиция - чтить кого ни попадя - жива и по сей день: архи характерный пример - недавно воздвигнутый памятник Г.К. Жукову, одному из самых одиозных личностей во всей мировой истории.
  Скульптора оказалась талантливее, чем ожидал, видимо, сам автор: он-то хотел, судя по коню и шашке в руке, изобразить триумфатора, победителя, героя, а получился какой-то псевдо тевтонский "лыцарь" с тупой чугунной рожей. Жуть, истинную жуть хочет внушить эта мощная длань, с остервенением сжимающая шашку, жирная самоуверенная спина, и безликая физиономия, скрытая в вечной тени (памятник установлен хвостом к солнцу, а мордой - в тень) . Но вся эта жуть не пугает и не увлекает современных иркутян, особенно молодых. Они назначают друг другу свидания не у памятника Жукову, а "у коня". Что ж, конь-то действительно получился замечательно, прямо Буцефал!
  При чем тут, в Иркутске, давно померший в Москве маршал Жуков? А ведь нет памятника знаменитому иркутскому историку А.Ф.Кудрявцеву, нет памятника строителю Иркутской ГЭС Бочкину, нет памятника нашему знаменитому и любимому земляку-комедиографу Л. Гайдаю, и многим, многим замечательным иркутянам. Зато есть гранитные головы уважаемых людей - Горького, Гагарина - но при чем здесь они? Да все при том же - тоталитарное сознание центростремительно: все главное - там, в Москве, а у нас все менее значительно, второстепенно. А вот одесситы гордятся своим Дюком, памятником мэру города Дюку Ришелье, и правильно делают. Доколе ж мы будем гордиться заемными героями?
  Но главное во всем этом деле - оно еще раз доказывает, что мы всё готовы разрушить: вчера взрывали храмы, сегодня сносим вчерашнее, чтобы восстановить позавчерашнее, а завтра?.. Что ж, понятно: пока десница великого разрушителя святынь будет вздыматься над городом, освящая и благословляя все и всяческое разрушение, это разрушение будет происходить.
  Мне могут возразить: как же так, ты против разрушений, а сам вроде как требуешь уничтожения памятника Ленину?! Как следует понимать сию противоречивую позицию?
  А вот как: можно и нужно уничтожить раковую опухоль, но зачем же просто так пальцы-то рубить? Я это к тому, что есть фигуры роковые, негативно значимые для всего городского бытия, а есть - сросшиеся с городской инфраструктурой, ставшие за десятилетия символом города, и не заемными, как другие. Как ни странно, именно шпиль на бывшем (отныне) памятнике Первопроходцам стал таким знаком города, размноженном во множестве буклетов и альбомов. Но ведь реституция - почти что революция, а это мы уж очень даже любим!
  И что же дальше? Опять разрушение? На словах мы любим свою природу, но вокруг города по вине горожан интенсивно горят леса каждое лето, автомобили нуворишей топчут молодую поросль в городе и остатки травы на малочисленных пляжах, и без того загаженных битым стеклом и прочим опасным мусором; на словах мы любим животных, но выгулов для собак и питомников для бродячих животин не делаем; на словах мы любим жителей своего города, но, простите, элементарных туалетов в городе - считанные единицы, да еще надо знать, где они находятся.
  Что это, если не "самый страшный из гостей" - нигилизм?.. Что это, если не презрение к самим себе и элементарное лицемере, когда свою любовь к городу мы выражаем только по праздникам? Да что мы любим-то, в конце концов, кроме самих себя? Свой город? Но какой - воображаемый?!
  Нет у меня ответов на все эти вопросы. Если у кого-то есть, пусть этот человек мне их даст. Буду очень ему благодарен. Боюсь только, что такового не найдется среди моих любимых, но беспутных горожан.
  
  
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"