Бобровников Валерий Николаевич : другие произведения.

Поколение Next

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мы и наша молодежь, проблемы взаимоотношений

  Валерий Николаевич Бобровников,
  канд.философ.наук.,
  социолог
  
  
  Поколение NEXT: время, назад?
  
  Когда думаешь о наших детях, парнях и девушках, невольно раздирают противоположные чувства.
  Прежде всего, мы любим их, ведь это - наши дети. Нетрудно любить их, пока они совсем малыши, забавные и трогательные. Но вот когда они становятся постарше, и еще постарше... О! - говорим мы, - Вот он, ужас! Нам не хочется думать, что по крайней мере часть этого "ужаса" сотворили мы сами.
  Помните рекламу, в которой прилизанный молодой человек спрашивает мамаш, часто ли они ругают детей (замечу в скобках - мальчишек!) за испачканную одежду. И оказывается, что выход из семейного тупика - какой-то там "самый лучший" стиральный порошок. Купив его, мамаши начинают ругать своих детей меньше, но все же продолжают, как видно, ругать, как добропорядочная немецкая Гретхен, свихнувшаяся на чистоте. Но я не могу представить себе нормальную русскую женщину, которая морщила бы носик при виде грязных вещей своих мужчин, пропахших костром после пикника.
  Рекламодатель, конечно, преследует цель увеличения продаж своей синтетики, возможно, гораздо более вредной для здоровья детей, чем любая естественная грязь. Не знаю, удается ли рекламщикам увеличить продажи своей химии, но подспудно они внушают нам другую, более опасную мысль: ребенок должен быть наказан за грязную одежду. Этот стереотип опаснее наркотика, поскольку не преследуется по закону, никак не контролируется и никак не лечится.
  Что может быть отвратительнее родителей, которые ругают детей за каждый пустяк? Ребенок долгое время не может ответить им тем же самым. Пока не может. Из детей, которых мелочно контролируют и практически безмотивно ругают (за грязную рубашку!), а тем более бьют, как считают психологи, никогда не вырастут успешные и состоятельные взрослые люди.
  Но неизбежно наступит время, когда он сможет ответить. И этот ответ, как правило, не будет адекватным или, если хотите, симметричным. Он будет всегда непредсказуем.
  Родители с раздражением восклицают по поводу своих подростков: как же так? Мы же все делали для того, чтобы он был хорошим мальчиком! Почему же он пьет, курит, употребляет наркотики, дерется?.. Ведь мы столько внимания уделяли ему!
   А то ли это было внимание? Например, в детстве отец, когда покупал мне что-нибудь (стреляющий танк! саблю! велосипед!), всегда говорил: но учись хорошо, не балуйся, слушайся взрослых (это при том, что я и так хорошо учился и никогда не был хулиганом!). Зато удовольствие от подарка было убито напрочь. Это не был подарок - это было условием, как бы авансом. Он говорил это только затем, чтобы подчинить, унизить, возможно, отравить мое удовольствие от подарка. Может быть, ему просто было жаль денег, потраченных на меня, и он хотел, чтобы они, по крайней мере, были потрачены продуктивно. Он не думал обо мне, а лишь о себе и о деньгах. Но он не мог не покупать мне хорошие вещи, потому что наша семья не должна была выглядеть "хуже других".
  Зато он получал, как ему, видимо, казалось, полную власть надо мной - теперь при любой моей оплошности или неудаче можно было с полным правом упрекать и ругать меня, унижая еще больше.
  Теперь я - неудачник. Но так бывает не со всеми детьми.
  Некоторые все-таки становятся "успешными", но это совсем другой успех, можно сказать, альтернативный. С точки зрения обычных, т.е. уже изуродованных немецким воспитанием людей, это вовсе не успех, а падение, личностная катастрофа. Ведь такие люди становятся "успешными" ворами, насильниками, проститутками, убийцами, жуликами, беззастенчивыми карьеристами, взяточниками, словом, всяческими подонками, если, конечно, и в самом деле не скатятся на самое дно, в нищету и убожество. И, в конце концов, в смерть.
  Немецкое воспитание, которое благодаря большевикам буквально въелось в нашу школьную и семейную систему, и главным авторитетом в котором был третьестепенный философ, считавший себя еще и педагогом Иоганн Фридрих Гербарт (1776 - 1841), идеолог авторитаризма в обучении и воспитании. Он-то до сих пор не дает проходу человеческим методам педагогики. Этот немецкий бюргер считал главным в воспитании управление, т.е. подавление "дикой резвости" ребенка, воспитывающее обучение и нравственное воспитание (т.е. поучение и менторство). Все это очень подходило большевикам, поскольку эти безграмотные узурпаторы стремились именно к тому, чтобы подчинить себе людей, идеологически их подмять, заставить верить в выдуманную историю (сталинский "Краткий курс ВКП(б)"), псевдонауку (лысенковщина) и извращенную "коллективистскую" педагогику (Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский).
  Сейчас так не дрессируют даже животных. Уже давно, со времен Конфуция существуют гораздо более эффективные и безболезненные методы воспитания, видящие в каждом ребенке индивидуальность, личность, равноценную взрослому человеку. Но сегодня мы их практически никогда не применяем по отношению к собственным детям, несмотря на то, что у нас были и есть замечательные педагоги и воспитатели.
  Кажется, чего проще: заставить ребенка делать то, что нужно, а потом он и сам поймет, что это действительно нужно, и только благодарен будет за науку! Мы-то, взрослые, наверняка знаем, что должен делать и как должен вести себя наш ребенок. Эта "железобетонная" формула до сих пор руководит как педагогами, так и родителями. Самое печальное, что она заранее отвергает всякие альтернативные подходы к воспитанию, прямо как компьютерный вирус "траян"! Кто не слышал фразы: "я - мама, поэтому я знаю лучше всех, как воспитывать (учить, лечить) моего ребенка" (и эта дурость тиражируется телерекламой ).
  Воспитательный процесс возник не вчера и не позавчера и вовсе не благодаря Гербарту. Воспитание детей было всегда, с момента возникновения человека как такового . Разумеется, никаких заумных теорий на этот счет не существовало, да и надобности в них у общества не ощущалась. Это совсем не значит, что каждый воспитывал своих детей, как ему вздумается. Воспитание всегда было делом не только родителей, но и всего сообщества - рода, племени. Основой этого воспитания был раз и навсегда заведенный порядок, закрепленный ритуалом.
  Но все же "начальное" воспитание и обучение дети получали от своих родителей, просто подражая им, их деятельности, образцам поведения. Никакой управленческой принудиловки для этого не требовалось. У детей просто не было другого выбора, как не было и времени, чтобы шалить, проказничать, баловаться. В те далекие времена дети и родители всегда были на глазах друг у друга, и не мешали друг другу своей "дикой резвостью". Скорее всего, именно она-то и ценилась на охоте, на рыбалке и в других первобытных делах.
  Сегодня ситуация прямо противоположная: дети чаще всего не знают, чем занимаются их родители, как именно они трудятся. В данном случае можно говорить, на наш взгляд, об отчуждении труда: сами дети не трудятся, если не говорить о мелких домашних делах, и даже не видят процесса труда, в отличие от их предков - детей рабочих и крестьян, которые, как правило, с "младых ногтей" принимали участие в труде взрослых.
  И это еще не все - отчуждение происходит и в области знания. В силу своей сложности и абстрактности науки, изучаемые в школе, лишились в восприятии учеников своей предметности. Если малышей еще можно учить считать при помощи палочек, а буквы алфавита опредмечивать с помощью рисунков, то это невозможно сделать, когда дети доходят до изучения алгебры. В сущности, не только математика, но и литература, история, география столь же абстрактны. Уроки труда здесь не помогут.
  Результатом этой комбинации обстоятельств возникло новое явление в жизни детей и юношества. Практически беспризорные, они создали свою субкультуру. Она включает как материальные предметы, так и интеллектуальные фантомы. Материальные предметы - это компьютеры, сотовые телефоны, музыкальные центры, электронные приставки, иногда - автомобили, мотоциклы. Они не создают и не покупают все это, но владеют и умело пользуются техникой, часто даже лучше, чем их родители.
  Что касается интеллектуальной составляющей, то она включает в себя огромное количество информации, получаемой при помощи электронных средств, навык работы в Интернете, специфическое общение через чаты и мобильные телефоны (SMS), свой образ жизни и свой язык - подростковое арго. У них есть своя музыка, свои фильмы, свой стиль одежды.
  Подростковые сообщества разнообразны и организационно никак не оформлены. Нет у них и какой-либо определенной идеологии. Объединяет их только общность интересов и склонностей. Интересы и склонности в каждом сообществе разные, от информационно или технически ориентированных, до криминальных.
   Весь этот иной образ жизни детей и юношества можно отнести к одной из форм эскейпизма, т.е. ухода от реальностей нашего общества. Они не хотят знать и принимать современное общество, его историю, литературу, политические и юридические реалии. Отсюда - нежелание учиться, читать книги, осваивать традиционные профессии, неучастие в выборах и других общественно-политических мероприятиях.
  Неприятие подростками общественно-политической системы это еще не нигилизм, но что-то очень на него похожее. И, согласитесь, действительно странно голосовать за неведомого тебе кандидата в депутаты, от которого заведомо ничего не будет зависеть. Все равно все решают чиновники, которые в принципе ничего решать не хотят, кроме своих финансовых проблем.
  Очевидно, что изменить всю эту ситуацию кардинально очень и очень сложно. Столь же очевидно, что сама по себе она не измениться в лучшую сторону. Для этого нужны усилия многих людей, действующих одновременно в определенном направлении. Такие люди, способные реально изменить общество, появляются не часто, но без них общество просто загнивает, граждане умирающего государства превращаются в потребителей, иждивенцев, эскейпистов . Л.Н. Гумилев наиболее активных членов общества называл пассионариями . Именно они своей деятельностью меняют общественное устройство, создают новые приоритеты, ценности, образцы поведения и общественного порядка. Как правило, благодаря своим выдающимся способностям и колоссальной энергии они достигают высоких должностей, лидируют в различных сферах жизнедеятельности общества.
  Но с приходом пассионариев меняется не только вся общественная практика, сменяется этнос. Т.е. на той же территории возникают совсем другие люди. Такое бывало в истории уже много раз. Так, современные итальянцы не имеют ничего общего с древними римлянами, греки - с афинянами, русские - с древними русичами.
  Этот новый этнос часто порождается и взрастает именно в среде молодежи, поведение которой кажется странным, вызывающим, а то и просто нетерпимым. Зачастую так оно и есть с точки зрения норм, традиционных для данного общества. А в нашем обществе давно уже не существует никаких норм, ни моральных, ни правовых.
  Засилье советчины, грубого бескультурья и партийной пошлости в полной мере сказалось на нашей молодежи, не знавшей и не знающей классической русской культуры. "Коммунистическая эпоха" - это гуманитарная катастрофа, которая оставила после себя не только миллионы покойников и нерожденных детей, но и духовную пустыню. Сегодняшние попытки возродить былое величие Российской империи даже не смешны - они жалки и уродливы.
  Фарс, называемый православной верой, разыгрываемый новоявленными священнослужителями, ничего общего не имеет с когда-то бывшей религией, противоречивой и мучительной, требовательной, иногда до жестокости, и жертвенной. Как сказал по телевидению наш всеобщий пастор о. Кирилл, где любовь, там нет жестокости, имея в виду чувства, освященные религией. Мне бы его наивную веру! В реальном православии нет никакого елея, сплошной раздрай: достаточно почитать Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого .
  Так называемый бизнес также не имеет ничего общего с делом, которое вели русские купцы и предприниматели. Для них это действительно было делом их жизни, это было созиданием общественного блага в самом широком его понимании. Кроме собственно производства они вкладывали деньги в благие дела, для них благотворительность была формой служения Богу. Современный спекулятивный бизнес держится на обмане и воровстве, на ограблении собственного народа и подрывании основ государственности посредством коррупции и компрадорства, - продажи национальных ресурсов иностранным государствам. Какую благотворительность можно ожидать от этих шулеров с миллиардными кубышками в иностранных банках?
  Не удивительно, что подросткам и молодежи не интересны все эти взрослые игры. Не удивительно, что они создают свой собственный "новый смелый мир" , который существует среди нас, но нам практически недоступен. Беда в том¸ что мы можем общаться только с отдельными его представителями - нашими детьми, но не со всем их миром в целом. Поэтому не только взаимодействовать с ним, но и понимать-то его не всегда удается.
  Что ж! Пусть будет так. Чаще всего новую культуру создавали именно молодые: хулиган и дуэлянт А.С. Пушкин, порывистый А.С. Грибоедов, задиристый М.Ю. Лермонтов, изысканный А.А. Блок, смутьян и баламут С.А. Есенин, "горлопан" (как он сам себя называл) В.В. Маяковский... Это только первые, чьи имена приходят в голову.
  Можно предположить, что после гибели советской империи на территории России возникнет новый этнос. Корысть и стяжательство престанут играть главную роль в экономике и политике, а предпринимательство не будет пониматься только как делание денег.
  Возникнет новое, молодое государство, в котором законы будут приниматься гражданами, а не чиновниками. И исполняться будут тоже не чиновниками, а людьми, служащими нам и нашим детям.
  Я долго думал, чем закончить эту мою статью. И вот...
  И вот хочу сказать вам, как бы мне хотелось сейчас оказаться среди наших молодых людей и создавать новый, смелый, отчаянный мир!
  Let it be. Да будет так!
  
  Г. Иркутск
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"