Бочаров Андрей, Трегубова Юлия : другие произведения.

Придумать роль для Бибигуль

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Близко к реальности, срисовал главгеру с продавщицы в нашем сельпо... :-)) За "программу "Юлия" тексты писала Юлия Трегубова. Сборник "Фантастический театр", изд-во "Петраэдр", 2016. Журнал "Веси", N 7, 2016.


Андрей Бочаров
- читает текст "от автора"
Юлия Трегубова
- в роли "программы "Юлия"
В мистическо-фантастической радиопьесе:
Придумать роль для Бибигуль
Твои объятья горячи, как июль,
Девушка по имени Бибигуль.
(с) Бахыт-Компот
   Моё наказание, мой бич, моё проклятие - "боязнь чистого листа". Хотя, по нынешним временам, точнее сказать - боязнь пустого экрана. Распахнутое окошко сценарной программы Celtx 4.5 Premium Edition: "Лучший продукт для сценариста, драматурга, писателя" - ага, ещё бы она и тексты за меня писала, - и только узкая полоска главного меню в самом верху.
   А счётчик тикает, и конкурсные сроки поджимают... И за коим фигом ввязался в эту авантюру?! Случайно попалась в Сети объява о новом литературном конкурсе: "Весь мир - Театр!" Спонсоры - какой-то неизвестный журнал, явно не нашенский, и калифорнийский клуб русскоговорящих юристов. Каким тут боком театр - кто их знает. Постановка задачи: рассказ на тему "Театр и жизнь", жанр - от махровой фэнтезятины до слегка "нереальной" прозы. Вот только в театре я разбираюсь - как свинья в апельсинах. Хотя и в жизни не лучше разбираюсь: число разочарований и обломов - уже сильно зашкаливает.
   Ограничение на объём - не более двадцати килознаков с пробелами. В принципе, мой размерчик - комфортно чувствую себя в такой короткой форме. Иной раз и в десять килознаков могу уложиться. Или улечься - как правильнее?
   Призовой фонд - аж целых пятьсот баксов. Вот просто сумасшедшие деньги, особенно если на трёх победителей разделить. Однако ж, где наша не пропадала?! Да везде и пропадала, куда только ни попадала, если задуматься... С другой стороны, а зачем задумываться-то лишний раз и без особой нужды?
   Вот уже неделю хожу - ни одной дельной мысли в голове. Обычно мне нужен начальный толчок, чтобы фантазия заработала. Какая-то яркая деталь, свежая мыслишка, интересный типаж, с которого можно срисовать персонажа. Та исходная печка, от которой начну танцевать. Зацепка, как любят говорить киношные детективы. А этой зацепочки пока и нет. И тут ещё, как назло, ни одной бутылки пива в доме не осталось. И откуда ж тут вдохновению взяться?! Сейчас только проверю почту во всех своих ящиках, и быстренько смотаюсь на велике до магазина на станции.
  
   Писем нет, один спам - очередное "интересное предложение". И что за предложение? Программа-дополнение к Celtx 4.5. Называется "креативный ассистент Юлия". Интерактивный помощник в написании литературных произведений. И всего-то - восемьсот баксов. Нет, они офигели. Не знаю, как на Западе, но у нас - точно эти деньги не отобьёшь в разумные сроки. Тут вот за первое место в конкурсе - всего двести пятьдесят баксов пообещали. И притом - отнюдь не факт, что заплатят. Знаем, плавали... Все эти конкурсы - ещё те лошадки тёмные. Вот помню, был такой конкурс: "Мужество, отвага, честь"... Название - зашибись. А в результате - полное кидалово и разводилово.
   А кто нам эту талантливую "Юлю" предлагает? Компания "Mystique Computing" - в первый раз слышу. Можно скачать демо-версию: функционал сильно урезан, но потестировать можно. Интернет у меня на дачке - штрих-пунктирный: то он есть, то его нет. И это - всего в двадцати километрах от столицы нашей Родины, города-героя Москвы.
   Сейчас поставлю демо-версию на загрузку: глядишь, пока за пивком сгоняю - и программка скачается.
  
   Есть! Есть моя актриса. Точнее, типаж для главной героини. И дело за малым - придумать для неё роль. Ну и всю остальную историю. Сейчас зашёл в маленький магазинчик у станции. Полтора месяца в нём не был. И прямо ошалел, увидев продавщицу! Девушка - глаз не оторвать. И не то, чтобы красивая - тут нечто иное, едва уловимое: сама жизнь во всех линиях, грация, обаяние. И черты-то не правильные, и какая-то не русскость ощущается - знойное дуновение востока в разрезе изумрудно-зелёных глаз, обрамлённых густым бархатом ресниц. Да, её глаза - яркие, манящие, бездонные. Но без этой растиражированной пошловатенькой экзотики, приторной и кричащей. Свежесть и естественность, как утренняя роса, - смотришь, и словно прохладным ласковым ветерком обдаёт. На вид - лет двадцать пять, не больше, тоненькая, стройная. Нежно-персиковый цвет лица - словно мягкая подсветка изнутри. И сразу понимание - вот Она!
   Установить контакт - задачка ещё та. Мне нужно "почувствовать" человека, иначе ничего не получится. А вот попробуйте завязать разговор с красивой девушкой, у которой поклонников - явно выше крыши. И собой хороша на загляденье, и магазинчик - на бойком месте.
   Но не всё ж пальцами стучать по клавиатуре. Иногда и в реале нужно что-то скреативить. Завязать непринуждённый разговор с незнакомым человеком - тоже творческая задачка.
   Есть контакт! Чуть ли не полчаса проговорили, поболтали и о том и о сём. И что мы имеем? Имя - Диана. Восточная внешность - от мамы-татарки. Поэтому в институте к Диане сразу прилипло имя - Бибигуль. "Твои объятья горячи, как июль..." Надо же, какие природа шедевры порою выдаёт! Эх, жаль только - девушка замужем. А муж - тоже человек восточный; ревнивый, очень строгих правил. Но до чего же хороша Диана-Бибигуль!
   Вот извечный философский вопрос... Есть роль - нужна актриса. Есть актриса - нужна роль. Первая проблема - фигня. Была бы роль - актриса найдётся. Хороших актрис - навалом. А уж плохих... и вовсе пруд пруди.
   Но вот подобрать для Дианы в рассказе достойную роль... та ещё задачка. Что ж, дело за малым. Как говорится, начать и закончить... Придумать роль для Бибигуль!
  
   Что-то совсем у меня творческий ступор. Вот вроде и главгера есть. Только что с ней делать - ума не приложу. Вертятся в голове какие-то юркие мыслишки - но никак не получается хоть одну за хвостик поймать.
   Раз так - потестирую, от нечего делать, демо-программу "Юлия". Что там мне эта креативная помощница насоветует. Начинаю потихоньку заполнять исходную форму задания:
   - Тип повествования: От первого лица, мужчина;
   - Главный женский персонаж: Девушка восточной внешности, по имени Бибигуль;
   - Количество персонажей: Желательно не больше 3;
   - Тема: "Театр и жизнь";
   - Жанр: фантастика/фэнтези/мистика/"нереальная" проза.
   Для начала хватит, пожалуй. Жмём на "Старт". Появляется сообщение "Идёт генерация сюжета. Ориентировочное время - 20 минут". Как раз сползать на кухню, заварить чай, глянуть новости по телику.
   Возвращаюсь к компу - там уже процесс закончен.
  
   "Театр и жизнь" - Вариант 01
   Далёкое будущее. Длительные войны привели к упадку цивилизации, человечество ведёт борьбу за выживание. Все работают с утра до ночи. Для развлечений места в жизни не осталось. Даже посещение театра - практически недоступно для большинства. Наш герой - обычный трудяга, который ничего в жизни не видел, кроме тяжёлой работы. Дома он хранит старинные книги, оставшиеся от пра-пра-прадедов - отголоски великого прошлого. На пожелтевших страницах разворачиваются красивые истории, перехватывающие дыхание драмы, пьесы с прекрасными незнакомками. В этом чарующем мире герой прячется от неприглядной реальности.
   Но вот за прилежный труд он получает награду - поход в театр, первый раз в жизни. Занавес поднимается, и герой видит её - Бибигуль - восточную красавицу с волосами цвета южной ночи, стелющейся по плечам. Она пленяет его сердце. И отныне ему везде мерещатся очертания её стройной фигуры, сверкающие глаза, чёрный глянец волос. Герой приходит к театру каждую ночь, когда сцена пуста, а гомон посетителей стих. Словно воочию он видит спектакли с Бибигуль в главной роли. И вот он уже сам поднимается со зрительских рядов на сцену - и в паре с Бибигуль проживает яркие, нереально прекрасные любовные истории. Мир грёз затягивает его, как трясина. Герой уже не знает, где реальность, а где сцена. Он перестаёт отличать вымышленный мир от настоящего.
   В финале герой приходит в себя в клинике и понимает, что всё это ему пригрезилось, а прекрасная Бибигуль ничего не знает о его существовании. Он отказывается жить в таком мире и выбирает другой, придуманный им - мир Бибигуль".
   Мда... С одной стороны, не так уж и плохо. Если честно, не ожидал от компьютерной программы. Всего два персонажа. Опять же, социальная фантастика каким-то боком. Вот только что-то подобное уже сам писал, и не раз. А уж сколько раз до меня нечто подобное писали!.. Смешение реальности и вымысла. И сложно уложить этот сюжет в лимит знаков.
   А попробуем снова программку запустить. Более чётко поставив условия задачи. Пусть будет антуражная фэнтези/мистика в стиле восточных сказок - всякие павлины, джинны, кувшины и Аладдины. Где-то в духе "Тысячи и одной ночи".
   Уточним сейчас постановку задачи для "Юлии", почетче сформулировав ограничения; жмём на "Старт"... И раз сказка у нас будет восточная, то сейчас для разнообразия сварганю себе не чай, а кофе в турке. Пусть и не по-турецки - в песке, - а на обычной конфорке. Но зато у меня есть маленькая ручная кофейная мельничка - как раз в восточном стиле...
  
   "Театр и жизнь" - Вариант 02
   Голос муэдзина разливался густым сахарным сиропом по изгибам узких улочек. В жарком воздухе звучал азан - призыв на молитву. Наш герой, застенчивый программист из России, впервые за границей. Пока он вдыхал, разинув рот, пряный воздух Востока, к нему подбежал мальчишка лет девяти в растянутой замызганной майке, сунул в руку листок бумаги и исчез за крутым поворотом. В записке витиеватым каллиграфическим почерком - причём на русском языке! - выведено заманчивое приглашение: "Усталый путник, вкуси сладость восточной ночи! Театр желаний вдохнёт в тебя свежесть морского бриза и расслабит экзотическими танцами прекрасных дев". Герой сомневался, но любопытство взяло верх. И вот он пришёл к назначенному месту и постучал в дверь.
   Театр желаний встретил его затемнёнными комнатами, одна за другой. И в каждой его ждало незабываемое представление: то сверкали в яростном танце зеркальные лезвия мечей, то языки пламени обнимали пышные девичьи тела, прикрытые прозрачным шёлком. И вот последняя комната...Тяжёлые шторы с красочным орнаментом раздвинулись, и перед героем предстала она - таинственная незнакомка Бибигуль, с обжигающим, как горячий июль, взглядом. Она опоила героя ароматным напитком, достала старинный сосуд, откупорила его - и реальность преобразилась. Солнце ослепило, запахи цветов и сладких фруктов волной накрыли сознание, а на губах - солёный привкус моря. Манящая песня зазывала его всё дальше и дальше в новый мир, и тут он случайно оглянулся... Позади - сужающееся горлышко сосуда, за которым губы цвета корицы прошептали: "Теперь мой черёд загадывать желания. Отныне ты - мой джинн, а я - твоя госпожа". И пробка плотно закрыла отверстие.
   Где-то далеко, в другом мире, тягучий голос муэдзина призывает народ на утреннюю молитву. Но джиннам это уже ни к чему..."
   А неплохая задумка - в самом, что ни на есть, восточном стиле, не придерёшься. Однако ж, не большой я мастер писать "антуражное" фэнтези. Надо тогда браться за чтение восточных сказок и легенд. И очень много деталей продумать: обстановку всех комнат, историю и характер главного героя - почему он так легко попал в ловушку коварной хищницы Бибигуль... ну и прочее, и прочее, и прочее.
   Но цифровая ассистентка "Юлия" меня снова удивила. Надо будет этот сюжет пока отложить, а потом и вернуться к нему как-нибудь. Можно кого-то в пару взять... надо вспомнить, кто из знакомых любит и умеет писать в таком "восточном" стиле.
   Только сейчас нужно что-то более мне привычное, на чём руку уже набил. Современная "городская сказка", "нереальная" проза. Восточный антураж - выкидываем из условий. Но вот уровень "эмоциональности текста" выставляем повыше. Помню, на каком-то конкурсе забавный персонаж под ником "чОрный лебедь" во всех отзывах писал: "трагизьму маловато". Вот пусть этого "трагизьму" поболее будет.
   С интерфейсом "Юлии" я уже прилично освоился, где какие параметры вводить - почти на автомате. Постановку задачи опять переформулировал, и... Да будет "Старт"!
  
   "Театр и жизнь" - Вариант 03
   Одержимый своим делом режиссёр ставит пьесу. В главной роли он видит только её - свою красавицу-жену Бибигуль. Она родом из далёкого города Кумертау, что в Башкирии; смешение европейских и азиатских кровей; экзотическая восточная внешность... Он никак не может найти драматурга, отвергая один текст за другим. Все эти литературные евнухи - ей-богу! - просто не способны написать пьесу, где будет роль, действительно достойная его прекрасной Бибигуль!
   И вот, наконец-то, чудо свершилось - он находит такую пьесу. Но как говорил Гёте: "трудности возрастают по мере приближения к цели". Герой замечает, что его жена всё больше и больше погружается в роль с бесконечными репетициями. Ревнивый нрав режиссёра не выдерживает. Только он может самозабвенно отдаваться делу своей жизни, а жена должна быть при муже, а не при театре! И герой создаёт синтезированную "Бибигуль" - точную копию его жены, искусственный интеллект.
   Создатель вдохнул в своё творение и силу страсти. Синтезированная Бибигуль - не столько копия жены, сколько отражение своего Творца. Она также не желает делиться ни своей индивидуальностью, ни объектом своей любви. Вытеснив постепенно из сердца режиссёра реальную Бибигуль, она спешит убрать её и из жизни, обставив всё, как её самоубийство. Герой догадывается, но боится себе в этом признаться.
   В финале мы видим дряхлого старика, рядом с ним всё такая же красивая и молодая синтезированная Бибигуль. Они не старились вместе, нет. Это он старел рядом с ней. На закате своих дней герой начинает осознавать, что променял настоящую жизнь на её суррогат. И вот он ощущает, что последний вздох уже совсем скоро. Смерть подходит к нему. А там, по ту сторону жизни, его ждёт она - настоящая любовь.
   Так... с одной стороны - вроде бы и очень неплохо. История в современных реалиях, и научная фантастика каким-то боком, и "трагизьму" - выше крыши. Да ещё и цитатку из Гёте завернула! Экая наша "Юля" эрудированная. Ну и на перешкале эмоций можно сыграть. Помню, на одном Фестивале фантастики мне даже почётный диплом вручили: "Главный слезодавильщик Фестиваля". Хорошо, у меня с чувством юмора порядок. А кому-то дали картонную медаль "Ваше Свинство", так человек там такое драматическое представление устроил - со слезами на глазах...
   И всё-таки не лежит у меня душа к этому сюжету. Многовато тут всяких психологический завихрений. А я всё-таки не Фрейд. Да и без лишних фантастических допущений хочется, чтобы совсем простенько, но со вкусом. И "трагизьму" чтобы не меньше, ну и прочих сильных чувств. Убираем "фантастику" из списка допустимых условий, вставляем в нужное место "ревность/измена/коварство". Теперь щелчок мышкой - и работай, "Юленька", работай... пчёлка-труженица ты наша. Ну а я пока пивка хлебну - не обессудь, подруга, и не скучай...
  
   "Театр и жизнь" - Вариант 04
   Сцена. Актёры - он и она - играют влюблённых в предсмертной агонии. Яд выпит.
   За несколько дней до этого. Он встречает её за прилавком небольшого магазинчика в дачном посёлке и теряет голову. Ничего искусственного, всё от природы: и чёткая линия бровей, и контур нежных губ - будто мираж, оазис в пустыне, восточная красавица из сказки про Аладдина. Плавность движений, тонкая талия, и словно порхает над полом: легко и беззвучно. И имя у неё такое же воздушно-экзотическое - Бибигуль, "твои объятья горячи, как июль..."
   У неё восточные корни - по маме. Как принято на Востоке, рано вышла замуж. Их семья ведёт замкнутый образ жизни. Муж возглавляет тайное закрытое общество, где правят очень строгие нравы. Поэтому и выбрал специально неприметное место для их проживания.
   Но сама Бибигуль открыта миру, и такой образ жизни ей в тягость. Главного героя и Бибигуль тянет друг к другу с необъяснимой силой. Они с головой бросаются в омут страсти и любви. Об этом быстро узнаёт её муж. Измены он простить не может. И придумывает изощрённое наказание. Для членов своего закрытого общества он ставит спектакль, где главные роли должны играть наш герой и его возлюбленная. В последнем действии они по сценарию должны погибнуть. И финальный эпизод им придётся не сыграть, а прожить - погибнуть по-настоящему. Влюблённых ждёт смерть на сцене.
   Снова сцена. Яд выпит. Герой и Бибигуль - уже не играют... Предсмертный поцелуй. Занавес. Финал на сцене и в рассказе".
   Блеск! То, что доктор прописал. Два центральных персонажа, один второстепенный. Любовь, ревность, измена, коварство - весь набор. И с "трагизьмом" - полный порядок. И в лимит знаков должен легко уложиться.
   Хотя как-то и не по себе слегка. Эта программа "Юлия" - прямо провидица какая-то. Словно мысли мои читает или наблюдает за мной... Такое совпадение - главный герой встречает девушку в пристанционном магазинчике, где она работает продавцом. И внешность Дианы - словно один к одному. А уж предсмертная агония - бррр... прямо мороз по коже...
   Ну ладно, не буду этим заморачиваться. Всего-то и делов осталось - взять и написать рассказ. Кстати, в рекламе "Юлии" было написано, что платная версия, в отличие от демо-версии с урезанным фунционалом, может не только предлагать идеи, но и сама выдавать готовый вариант текста. Но восемьсот баксов... "где деньги, Зин?"
   Вот ведь я идиот тупой! Не дочитал до конца рекламку. Оказывается демо-версия "Юлии" позволяет сгенерировать 3 (Три) полноценных текста. А дальше - или довольствуйся только наброском сюжета, или покупай полную версию.
   Ладно, вот сейчас одну из этих трёх попыток и используем. Ставим галочку в пункте "Генерация полного текста"... вдох-выдох... и "Старт"!
   Появляется информационное окошко: "Ориентировочное время подготовки полного текста - от 10 до 120 часов..." Ну ни фигасе! Это она будет пять дней полный текст рассказа генерить? С другой стороны, если в фоновом режиме - пусть трудится "Юленька". Хорошая девочка "Юля", умная девочка "Юля".
   Ну а я сейчас быстренько смотаюсь на велике к станции - к прекрасной Диане-Бибигуль. Только вчера с ней виделись, а уже так успел соскучиться...
  

***

   В полутьме пустой комнаты светится только экран монитора. В небольшом окошке постоянно меняются цифры: "До конца выполнения задачи остаётся десять минут... пять минут... одна минута". Затем появляется информационное сообщение: "Задача выполнена, текст готов".
   Через несколько секунд информационное окошко исчезает, и на мониторе с небольшой задержкой, одна за одной, начинают появляться строчки сгенерированного рассказа:
  
   "Театр и жизнь" - Вариант 04 (полная версия)
Придумать роль для Бибигуль
Твои объятья горячи, как июль,
Девушка по имени Бибигуль.
(с) Бахыт-Компот
   Моё наказание, мой бич, моё проклятие - "боязнь чистого листа". Хотя, по нынешним временам, точнее сказать - боязнь пустого экрана. Распахнутое окошко сценарной программы Celtx 4.5 Premium Edition: "Лучший продукт для сценариста, драматурга, писателя" - ага, ещё бы она и тексты за меня писала, - и только узкая полоска главного меню в самом верху.
   А счётчик тикает, и конкурсные сроки поджимают...
  
    []
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"