Аннотация: Молодым людям о социализме. Продолжение.
Миф о добре и зле, и о несвободе личности при социализме.
Тема борьбы добра со злом пронизывает всю мировую культуру, присуща всем мировым религиям и является основой нравственного воспитания большей части человечества. Она находит своё отражение в эпосе, литературе, изобразительном искусстве, лицедействе, музыке и танцах разных народов и культур. Зачастую трактовка исторических событий
также ведётся с позиций борьбы добра и зла. Тема этой пресловутой борьбы проникла даже в естественные науки. Некоторые близкие к науке лица пытаются с этих позиций трактовать развитие нашей Вселенной. Однако, борьба добра и зла есть всего лишь красивый миф, пришедший к нам из древности, когда началось зарождение религий.
Разберём понятия добра и зла. Сразу видна относительность этих понятий. Они в высшей степени зависят от общественного уклада и могут быть даже противоположными. Например, у племён кочевников и племён земледельцев. Таких примеров можно привести не мало. Главное в них то, что полезные для общества деяния и события признавались добром, а вредные - злом. Соответственно полезные деяния признавались нравственными,
а вредные - безнравственными, подлыми. Но у каждого человека существуют свои понятия о добре и зле, связанные с его собственной жизнью. Здесь добро - то, что ему во благо, и зло - то, что ему во вред. То есть эти понятия замещаются понятием целесообразности.
Постоянно, личные и общественные восприятия добра и зла входят в противоречие, часто неразрешимые без принуждения. Тогда человеку приходится подавлять в себе своё личное в угоду общественному, или обществу приходится подавлять человека, не сумевшего обуздать свои страсти и поступки, то есть свои понятия о добре и зле в угоду общественным понятиям. Получается второй миф о якобы несвободе человека в любом обществе. Рассмотрим более подробно, так ли это?
В любом эксплуататорском обществе человек не свободен. Есть явное и неявное подавление человека обществом. Как эксплуатируемого эксплуататорами, Так и самих эксплуататоров своими товарищами по классу, чтобы соблюдали принятые в классе эксплуататоров нормы и условия общежития. Любое эксплуататорское общество аморально. Ибо в нём правит звериное право силы, доставшееся человеку от его диких предков. Право присвоения результата труда - добычи одного человека другим, более
сильным, ловким, быстрым, хитрым. Это право позволяет выжить и развиваться диким зверям в дикой природе. Но является тормозом в развитии человеческого общества людей
разумных. В социалистическом обществе, где нет эксплуатации человека человеком, а между индивидуумом и обществом установлены справедливые партнёрские отношения,
человек сам подавляет в себе проявления звериного начала - права силы, и общество помогает ему в таком подавлении. Но подавление звериного начала не есть подавление человеческого естества. Так о какой несвободе человека при социализме может идти речь?
О несвободе для нечеловеческих, зверских проявлений в обществе.