Пришло в голову, как много в "великом и могучем" слов для обозначения дружбы: друг, приятель, наперсник, товарищ, соратник, собрат, побратим, соумышленник, сподвижник. Друг дорогой, верный, задушевный, закадычный, искренний, неизменный, преданный, старый... Близкий человек, проявляющий интерес к твоим делам, с которым можно поделиться бедами, попросить и предложить помощь. Как там у Пушкина? "О дружба, нежный утешитель болезненной души моей..." Или лермонтовское:
Я думал: в свете нет друзей!
Нет дружбы нежно-постоянной,
И бескорыстной, и простой;
Но ты явился, гость незваный,
И вновь мне возвратил покой!
С тобою чувствами сливаюсь,
В речах веселых счастье пью...
Соратник, сподвижник... Что может быть лучше! Надёжный человек, с которым делаешь общее дело. "Эй, товарищ, больше жизни! Поспевай, не задерживай, шагай!".Эту песню распевали хором несколько десятков лет назад. В наше время звучит странно, потому что общих дел давно нету, остался лишь голый индивидуализм. А в самом деле, откуда оно взялось, это сладкое слово друг? Может, друг - просто "дорогой" (в смысле стоимости)? Или права Марина Цветаева в категоричном: "Друг - это другой!"
Первый в нашей истории толковый словарь русского языка составлялся в конце 18-го века под руководством и при непосредственном участии тогдашней главы Академии наук княгини Дашковой. Екатерина Романовна сама взялась разъяснять некоторые слова, в том числе и слово "дружба". Сейчас таких словарей - заешься. Принялась их шерстить и обнаружила, что особняком стоит лишь "приятель", образованный от древнерусского глагола "прияти" - "принять", то есть чужак, принятый в коллектив. Остальные связаны либо с торговлей, либо с войной, а то и с обоими вместе. Исходное значение слова друг - "сражающийся вместе". Рать - битва, война. Ратными, ратниками в летописях называли чужих воинов (наёмников) на русской службе, то есть соратник - опять-таки сражающийся. Товарищ - заимствовано из тюркских языков: tavar (товар, имущество, скот) + is (друг, помощник). Короче, "партнёр по торговле".
Оба занятия возникли в глубокой древности (кое-кто из учёных полагает, что торговля древнее земледелия или любого другого вида регулярного производства) и в те времена мало различались. Всё зависело от обстоятельств, и никто не знал, в какой из ролей ему доведётся выступить, едва родной дом скроется из виду. Интенсивной внутренней торговли по причине натурального хозяйства в те времена не существовало. Почти всё необходимое для жизни народ производил сам. Господствовала дальняя международная торговля, затрагивавшая лишь верхи. Среди импорта, поступавшего в древнерусские города упоминаются оружие и предметы роскоши: дорогие ткани, ювелирные украшения, серебряная посуда, стекло, изделия из слоновой и моржовой кости, из резного мрамора, благовония, пряности, красители... Что там балтийский янтарь или греческие сосуды, находимые в междуречье Днепра и Роси! "Дешёвка это, милый Амвросий!" Археологи откопали венецианскую стеклянную посуду, отлитые из стекловидной массы иконки-литики итальянской работы 13 века и украшенные выемчатой эмалью изделия, изготовленные в лиможских мастерских Франции!
Пожалуй, самая удивительная находка - крест из бадахшанского лазурита, найденный при раскопках поселений времен Киевской Руси. Вряд ли христианский символ изготовили прямо в мусульманской стране. Привезли, скорее всего необработанный камень, над которым потрудились киевские ремесленники. Тогда он должен был одолеть памирские перевалы, пустыни Средней Азии, прикаспийские и поволжские степи. А может, лазурит везли южным путём через Персию в Византию, и выточенный из него крестик уже оттуда попал к нашим предкам вместе с другими церковными предметами. Трудно вообразить огромный путь, проделанный камнем из северного Афганистана и громадную стоимость, которую он должен был иметь в Киевской Руси.
Из-за редкости и удалённости ресурсов всё, представлявшее хоть какой-то интерес, было безбожно дорого, являясь недостижимой роскошью для простого человека. Вести крупную торговлю в те времена означало снаряжать караваны и корабли (челны, ладьи, насады, струги, уганы, ушкуи, павозки, дощаники, карбасы, каюки!), вербовать бойцов для их защиты. Племена, населявшие местности, по которым проходили торговые пути, не сидели сложа руки, регулярно нападая на "товарищей". Степные князьки занимались "крышеванием": за долю с товара или чистоган предлагали свои услуги по обеспечению безопасности торговых караванов. Не зевали и сами друзья-товарищи. Товара было мало, и потому он часто добывался с помощью оружия: отнимали добро у туземцев, могли, распродав привезённое, прихватить в обратный путь неосторожных покупателей. Не брезговали грабежом, захватывая столько хуже вооружённых чужих караванов и судов, сколько позволял случай. Обстоятельства заставляли крупных торговцев быть вместе с военными и/или быть военными, если они хотели обезопасить себя от ограбления. Такая вот древнейшая профессия - торговля, свободная во всех отношениях.
Недаром в римских юридических сборниках - дигестах - зафиксирован закон, приписываемый Солону, где перечислены три равноправных занятия: моряки, пираты и купцы, - этакое "трехглавое" ремесло. А Гёте устами Мефистофеля утверждал:
Война, торговля и пиратство,
Они - триедины, нераздельны.
Прочитала это и загрустила. Неужели великая дружба родилась из продаж и боя-разбоя? Недаром о женской дружбе история умалчивает. Впрочем, ведь и у Ахматовой:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи не ведая стыда...
И всё равно грустно. Пожалуй поостерегусь изучать происхождение слов, а то окажется, что бог - всего лишь "богатый", а полюбить можно "любого".