Эпоха уходит....
Медленно, украдкой, пятясь спиной и, грозя кулаком, в сторону идущему вслед Новому миру (на место старого порядка, изношенного временем, изрядно потрепанного и нравственно оскудевшего и, в первую очередь, благодаря непрекращающейся ни на минуту яростной политической борьбе нашей интеллигенции, увы, за место под солнцем, в эпоху бесконечно унылого и безрадостного Средневековья 90-х годов) - навстречу молодому русскому Возрождению (безусловно, современному общественному явлению, ещё не до конца осознанному многими нашими соотечественниками, а потому по драматизму и накалу страстей превосходящего часто саму уходящую эпоху), плюет, топает ногами, крутит пальцем у виска, злобно огрызаясь в его сторону, изливая и выплескивая на него потоки брани, лицемерия, лжи и клеветы...
Эпоха заканчивается...
И временами кажется, что самое худшее для России уже позади (сказал и понял, что не оговорился). А вот и строчка, словно из небытия воскресшая, огненной вспышкой вдруг напомнила о страшном предчувствии ещё одного нашего русского бунтаря - поэта, барда, песенника Владимира Высоцкого: "Чую с гибельным восторгом, пропадаю, пропадаю!" - не то молится, не то ругается перед прыжком в "пропасть" русский человек. Ах, какой диссонанс, какое противоестественное звучание гитары и оборванных в клочья струн! - да, да, на фоне политического благодушия его соотечественников-"шестидесятников" - интеллигентов до костей мозгов, уже тогда глубоко в сердце вынашивающих заветные планы по "перестройке" советской России на иной лад. Вот такая чудесная и мажорная нота! - ощутить Смерть (реальную и вполне конкретную, для тонкого и эстетического слуха диссидентствующего писателя - притягательную ... или научного работника (какая в принципе разница!) - умирать так умирать. За что? - не важно... Здесь объективно чувственность, как экзистенция романтического правового нигилизма диктует свой насущный принцип личного переживания: ощутить по-возможности как можно глубже катарсис собственной гибели, ну и конечно, если повезет, гибель собственной Родины - если получится. И ведь почти получилось...
Эпоха умирает...
Точно по рецепту ещё одного знаменитого барда-песенника Булата Окуджавы: "Виноградную косточку в землю зарою..." - помните? - и ведь действительно зарыли... А что не успели - разворовали, растащили, разбазарили, продали, наконец. О, Россия! - велики и необъятны твои просторы, сказочно богаты твои земли и недра, несметны природные и трудовые ресурсы. "Берите - сколько можете!" - в с "гибельным восторгом" молодого варвара, одержавшего в схватке с заклятым врагом "демократическую" победу в качестве военного трофея отдавал на растерзание своим соратникам по борьбе с коммунизмом первый российский президент Б.Н.Ельцин всё то, что, веками создавалось русским человеком, охранялось, оберегалось им... умножалось - отдавал Россию всю без остатка, в неудержимом и стремительном беге всё больше и больше разгоняя с помощью "бардовской плетки" российскую "птицу-тройку", (о, ужас!) вплотную приблизившись к глубокой пропасти, пока у "самого края" вдруг инстинктивно не остановился, как вкопанный, - глухим и старческим голосом выдавив с экрана телевизора своим несчастным и бедным соотечественникам: "Пропадаю!" - Вот он - миг сладостного упоения! - безраздельного господства низости и подлости. А, может быть, прав Достоевский, обращая внимание читателя на особенную черту русского человека, со слов великого писателя, склонного к "страшной и опустошающей душу мерзости", на какую только способен был вообще человек, чтобы уже оттуда, "из глубины своего нравственного падения" узреть живого Бога? - ещё одно пророческое предупреждение Гения русского духа с точностью воплощенное в конце прошлого века. Умереть - чтобы жить! И жить - чтобы умереть... Нет, не умозрительно, не рационально, - а в качестве реального жизненного опыта, постигаемого всем внутренним существом человеческого "я", безраздельно преданного идеи личного спасения во Христе. Чу! - свершилось; а потому для каждого свой час и свой предел; своя мерзость и свой подвиг - без этого русскому человеку жить "просто невмоготу". Вот она - вывернутая наизнанку талантливым лесковским пером "человечкина душа" - беззлобная, бесхитростная, кроткая! - вечно устремленная к небу, - самородная, живая, отзывчивая... Всё в нас теперь: и Доблесть, и Целомудрие, и Любовь, и Милосердие... И везде слышатся чудный голос преподобного святого апостола Павла, глубоко чтимого русской Православной Церковью : "Смерть, где твоё жало? Смерть, где твой яд..." - слова, чудесным образом услышанные русским поэтом В. Высоцким в середине прошлого века...и записанные затем в огромном количестве на магнитофонных лентах его соотечественниками.
Эпоха становится историей...
Так было всегда. Время - неумолимо. Время - нельзя остановить. Время - нельзя обмануть. Рождение и Смерть - есть жизненный акт творческого преображения мира; есть суть человеческого бессмертия - проявления в нем идеи вечного обновления, святого таинства незримого Духа и одновременно божественного Чуда, созерцаемого человеком каждую секунду, минуту, час, неделю, месяц, год... Мы все живем для Времени. Вне Времени - нет и человека; нет и Истории. Россия - умерла... И в этой поистине пасхальной Смерти заключен смысл её будущего Воскрешения - нового духовного преображения. Ибо только через смерть возможен путь к Христу: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Иоан.14:6). Нынешнее время - время духовной Жатвы, - духовного взросления, становления...
"История наша - словно, живая ветвь христианства, вечно цветущая, дающая плоды, всем видом жизненной своей полноты радует нас неизбывно: и во время увядания, и во время цветения, и во время созревания, и во время плодоношения... В каждой истории, пусть самой маленькой, есть своя Встреча и свой Благовест. Точно так же, как и в жизни Иисуса Христа, которую мы знаем теперь; и которая остаётся для нас главным смыслом всех наших сегодняшних начинаний; равно как и в Его жизни, - есть своё Крещение и своя Голгофа".
В России по-иному быть не может. Любая История рано или поздно завершается; это есть её конечная цель - где вечная Красота, бесспорно, имеет нравственный приоритет и служит высочайшим эталоном её божественной Полноты. Наш духовный Ренессанс - не выдумка отчаянных одиночек, безумцев, маргиналов, как некоторым может скоро показаться. Посмотрите вокруг: и вы увидите розы, почувствуете их пробуждение, почти руками осязая, чу! - тончайшее благоухание, тянущихся к свету их нежных лепестков. Главное, не мешать...