Идея общенационального строительства - как универсальная и позитивная модель социокультурного поведения современного человека, ориентирующегося, прежде всего и чаще всего в историческом контексте всеобщего обновления, c позиции некогда провозглашенной в СССР "перестройки", в русле так называемого "нового человеческого мышления", ориентирующегося именно на процессы созидания новой реальности (высокоорганизованной и высокотехнологичной), большей частью социально оправданных в условиях нынешней политической неопределенности у нас в России, идея такого строительства с недавних пор имеет огромную притягательную силу и с каждым днем её влияние на умонастроение наших сограждан будет только увеличиваться. Ибо после долгих лет тотального самоуничтожения, самооговора и политического издевательства над здравым смыслом в новейшей истории (во многом самобытного национально-исторического и духовно-нравственного самоопределения) русский народ приобрел достаточно ощутимый и весьма болезненный с точки зрения обывательского сознания опыт социального отчуждения, с ясностью позволяющий ему теперь окончательно решиться с выбором стратегий и перспектив дальнейшего своего существования на всем постсоветском пространстве.
И лишь устойчивое неприятие современной национальной элитой, увы, из числа тех, кто ещё совсем недавно с гордостью носил звание советского интеллигента, и кто впоследствии обнаружил в себе сильные чувства и страстное желание изменить существующее положение вещей в пользу "гуманной справедливости" по отношению к истории российского государства (русскому народу в том числе), игнорирование ею, нынешней русской интеллигенцией, элементарной логики и часто отсутствие всякого смысла в вопросах преемственности исторического выбора новой демократической Россией собственного пути, отличного от пути так называемых западных демократий, наконец, явное нежелание этой интеллигенцией признавать исторические реалии советского строя в качестве созидающей силы, а не только разрушающей, неприятие очевидных фактов собственной политической неразборчивости, сиюминутной выгоды и расчета, амбициозной мелочности, узкогруппового эгоизма, тщеславия, зависти...больше того, бессмысленного времяпровождения на страницах газет, журналов, перед телевизионной камерой на глазах ошалевшего и застывшего от многословья и политической тупости российского обывателя - всё эти факты (достаточно прозрачные) ставят под сомнение и лишают, быть может, последней возможности нашей, так называемой "интеллигенции", организовать и возглавить историческое движение по выходу России из глубочайшего кризиса, куда, собственно, она - эта самая интеллигенция - её и привела...
Так или иначе, но современное интеллектуальное сообщество весьма представительной и достаточно известной всему миру "русской интеллигенции", стремительно вырождающейся на наших глазах, безусловно, явление почвенное и в какой-том мере обусловлено глубоко укоренившейся привычкой русского человека приспосабливаться каждый раз к реальной политической ситуации, меняющееся так часто и так спонтанно, что скорее выглядит со стороны фактическим оправданием, увы, той чудовищной безответственности, которую нам ежедневно приходится наблюдать особенно среди людей умственного труда, а главное, именно в тот момент, для всей страны чрезвычайно напряженный и острый, едва лишь речь заходит о политических итогах, имеющих поистине колоссальное значение для всех нас и именно в вопросах осмысления современной истории России за последние двадцать лет.
Что такое интеллигенция сегодня? Можно ли воспринимать её всерьёз? Или бесконечные споры, мнения, дискуссии, различного рода "дискурсы и симулякры" etc. окончательно отобьют охоту у большей части российского населения вообще думать головой...
Одно, несомненно: мир за последние два десятка лет изменился неузнаваемо. Пожалуй, ни одна эпоха за всю Историю современной человеческой цивилизации, не могла проявить себя с такой вдохновенной целеустремленностью и с таким упорством и с такой настойчивостью, нежели та эпоха (в положительном смысле имеющей для всех нас, ныне живущих на планете людей, исключительно важное значение), эпоха, в пространственном отношении близкая нам, свидетелями и участниками её событий, которых мы все являемся и яркие примеры, которых мы видим сегодня в нашей жизни, быстро меняющейся на наших глазах. Именно, современной исторической культурной среды, так называемой Перестроечной Эпохи, разумеется, до конца ещё не осмысленной, не узнанной, не обозначенной даже в общих чертах, а потому не имеющей пока собственного имени. Не случайно именно Россия ответственна теперь за будущее всей планеты. Именно Россией инициирован процесс "тотальной мировой перестройки", запущен процесс социальной реконструкции её проектных заданий. Это и есть её главный "национальный проект", если хотите, её настоящее Дело, в котором на правах личной свободы каждого в отдельности и всех одновременно осуществляются главные цели и задачи современного мирового сообщества - жить единой семьей, в тесном сотрудничестве решая сложные проблемы мирового многоукладного хозяйствования, реального духовного воспроизводства всей человеческой цивилизации. Этот процесс ещё не завершен. Но он есть и реально существует, реально работает - ежедневно, шаг за шагом терпеливо продвигается вперед, преодолевая немыслимые преграды на своем пути, с каждым разом укрепляя в нас веру и надежду в конечную цель своего завершения - как всеобщий итог мирного строительства на пути созидания и процветания грядущего.
2.О ЦАРЯХ, О ГЕРОЯХ...О МУЧЕННИКАХ
Но как часто происходит в нашей многострадальной Истории, едва начав нужное и полезное дело, спешим во всеуслышание объявить с высоких трибун об имевших место в прошлом "трагических ошибках". Тотальная политическая обструкция, доведенная до совершенства, усилиями многих "борцов за Свободу и права человека" и с некоторых пор возведенная до положения религиозного культа - увы, непроизвольно закрепляется в сознании наших соотечественников в виде гражданской церемонии по выявлению очередных "козлов отпущения". В этом смысле все Революции схожи в одном. Требование жертв (чем больше, тем лучше) становится обязательным условием ежедневной политической практики любой социальной революции и, прежде всего, в плане обновления реальности и перевода ее в иную плоскость, характерную именно для текущего момента, известного своим будничным настроением и однообразием, повседневностью или просто скукой исторического времяпровождения. Для революционного сознания вообще немыслима ситуация, где "настоящее" продолжало бы генерировать энергию реальной предметности, оставаясь в качестве действительной и актуальной возможности себя на деле вновь и вновь осуществлять. Для "настоящего" в этом взрывном временном потоке - места нет. Оно как бы вычленяется из общей хронологической цепи Истории, не понятно зачем и куда на время исчезает, предоставляя "будущему" хозяйничать в освобожденном от праздности и скуки пространстве. Возможно, этот уникальный по своим временным характеристикам социальный феномен в какой-то степени может теперь объяснить: почему именно Революция несет в себе столько много жертв и можно их вообще избежать? И только благодаря научному объяснению исторических процессов, особенно в эпоху Революций (в том числе и нынешней "Перестройки") реально появляется возможность объективно и взвешенно подходить к оценкам значимых событий - разумеется, без эмоций, без кликушества... без попыток в очередной раз угодить коньюктуре соцзаказа. После того, что нам уже известно о нашей стране: всё плохое и всё хорошее, пережитое ею, выстраданное - и в годину тяжких репрессий, о чем мы может быть давно догадывались, и в годы страшной войны, унесшей миллионы и миллионы...жизней, молясь о невинных замученных ею жертвах: и взрослых, и детей... помня о высочайшем подвиге и героизме русского солдата - мы продолжаем верить не смотря ни на что. А значит, было бы чрезвычайной наивностью и даже глупостью с нашей стороны по-прежнему продолжать делать вид, что всё случившееся в истории страны, в которой мы ещё недавно жили - нас совершенно не касается. Ещё как касается. Ибо практика последних перестроечных лет (большей частью - революционная ) наглядно демонстрирует нашему контрреволюционному истеблишменту, увы, не эффективность длительной эксплуатации романтических настроений, непосредственно связанных с одним лишь ожиданием "будущего". Чувства горького разочарования, хандры... интеллектуального бессилия, и в конечном итоге отсутствие всякой перспективы как-то выправить положение вынуждают-таки наших интеллектуалов идти на компромисс и, прежде всего, с собственной совестью. Теперь уже "прошлое", когда-то объявленное ими вне закона, постепенно подвергается ревизии, реабилитируется и встраивается в общую композицию настоящего времени. При более детальном рассмотрении достаточно четко можно увидеть ещё одну общую закономерность Истории, её внезапной событийности, так характерной для "взрывной" или "скачкообразной" фазы революционного развития. Испытывая дефицит "настоящего" в настоящем (то есть вполне реального и конкретного подтверждения своих намерений, а именно, социальной практики ежедневных забот о хлебе насущном), живя одним лишь "будущим", во имя "будущего" и только для "будущего" , политический режим рано или поздно соглашается вернуть некогда отвергнутое им "прошлое", оправдывая его частично или полностью именно необходимостью уравновесить собою вечно обновляющееся "будущее", с его неудержимым стремлением взорвать ситуацию изнутри и сделать таким образом любую Революцию перманентной. Яркий тому пример - это взгляды Ленина и Троцкого на Октябрьскую революцию... Собственно, задуманный и осуществленный Вождем Мирового Пролетариата план возврата (или отката) к прошлому, известный нам как НЭП - и был той интуитивной, а на деле прозорливой догадкой Учителя относительно реальных механизмов действия активных фаз исторического времени. И не только революционного по своему содержанию, но и революционного, прежде всего, своей необычной формой. Это как раз тот самый случай, где "будущее" и "прошлое", испытывая социальную близость реальных достижений технического прогресса, а также наличие вневременного морально-этического контекста Истории и, вместе с тем, ощущая политическую необходимость друг в друге, в конечном итоге сливаются в единое целое, образуя реальное "настоящее", единственно возможное на этот исторический период. Другими словами, всякая Революция, как исторически оправданный политический акт, всегда забегает чуть вперед ровно настолько, чтобы иметь возможность затем для себя частично реабилитировать "прошлое", без которого, как выясняется, ни один политический режим или вновь созданная политическая система существовать нормально не может. На наших глазах вдруг происходит возврат "прошлого", которое до некоторых пор считалось заживо погребенным: и если не под обломками грядущих революционных перемен, то уж точно в нашем сознании, испытавшего на себя тяжкий гнет политического консерватизма... Вообще, эти удивительные метаморфозы, так часто случающиеся в нашей отечественной истории и превратившую её (историю) в некий таинственный фолиант, напичканный сплошь и рядом разоблачительными статьями: о царях, о героях... о мучениках, о палачах - всё это говорит о многом. Мы по-прежнему видим Историю в картинках. Для нас История - словно отечественное кино: начинается хорошо, заканчивается плохо. Рассуждая о конкретных "героях" и "злодеях", больше известных нам как исторические персонажи той или иной эпохи, мы невольно переносим собственный внутренний мир, собственное отношение к реальным событиям прошлого именно в тот мир, в котором по историческим меркам и научному определению нас не должно быть. И всё же мы заставляем Историю ходить на "задних лапах", служить собственным интересам, подгонять события, факты в угоду личным творческим и художественным амбициям. Но история - ни есть служанка. Она не терпит произвола. Есть нечто большее в Истории, чем обычное любопытство оставить в ней собственный след. В этом смысле для Истории - мы все равны: и патриоты и демократы, и прогрессисты и консерваторы... Однако истинный смысл любой Истории мы сможем открыть для себя лишь тогда и только тогда, когда научимся, наконец, прощать чужие ошибки и в тоже время избавляться от собственных заблуждений, часто выдаваемых за истину. Ведь всё в Истории подчинено лишь одному смыслу и только ему, без которого она (история) давно бы распалась на цепь случайных событий, вне связи и внутреннего оправдания: быть и осуществляться. У нас же Историю, согласно законам жанра кинодокументалистики, задвигают на задний план, делают из неё в лучшем случае насыщенный живописным орнаментом видеоряд, ассоциирующийся скорее с личной фантазией художника, чем с конкретной реальной действительностью, всегда узнаваемой и не нуждающейся в личных оценках и интерпретациях самого автора. И всё же, История, какой бы чудовищной нам не казалась, всегда бывает одна. Их не бывает много. Хотя на первый взгляд кажется, что это не так. И что на самом деле мы имеем дело с различными её вариантами. А учитывая то обстоятельство, что нам приходится иметь дело с историческим временем, то "многовекторность" и "разнонаправленность" Её событий в реальности действительно могут существовать: и как потенциальная возможность исторического выбора, и как общая закономерность окончательного решения в пользу той или иной исторической перспективы, а значит и дальнейшей своей судьбы. Другими словами, История складывается лишь тогда (а в этом легко убедиться на собственном примере), когда весь спектр альтернативно-поисковых мероприятий в историческом контексте происходящего события полностью задействован, досконально изучены основные графики и маршруты его передвижения, когда по очереди отработаны возможные варианты предполагаемых действий. Вот тогда, пожалуй, остается едва ли не единственно верное, действительно актуальное продолжение той самой Истории - которую быть может и проклянут со временем, а может быть навечно запечатлят её светлый образ на скрижалях людской памяти. Прошло то время, когда вся история человеческой цивилизации до недавних пор воспринималась многими нашими учеными сквозь призму Марксового учения/(1) Современный взгляд на Историю вряд ли поддается научному анализу, и не может по факту определяться логикой поведения исторических лиц, их классовой принадлежностью, предпочтениями, симпатиями, вкусами... А впрочем, если до конца быть последовательным, подобное положение вещей могло бы устроить теперь многих, кто непосредственно имеет дело с российской политикой, очень уважаемых у нас публичных и общественных деятелей, мечтающих давно разобраться с историей очень серьезно и капитально.
3.ИСТОРИЯ ВСЁ СТЕРПИТ
Но кто действительно искренне желал бы теперь искать Смысл в происходящих событиях, коими так богата сегодняшняя российская действительность, изрядно обновленная за столь короткий срок и кто по-прежнему из нас дорожит истиной - увы, пусть не надеяться на удачу. В Истории, как нигде в другой области человеческих знаний, духовно-нравственный облик личности человека, стремящегося узнать как можно больше о себе, о народе, о стране - в конечном итоге становится решающим фактором в выборе собственного исторического пути, который, как это часто происходит в жизни, тесно переплетен с общей судьбой тех, о ком помним всегда, кого любим , боготворим... Для любящего сердца История - не тайна за семью печатями. Быть может, единственная возможность узнать Историю наиболее полно и глубоко - это наше умение отзываться на человеческую боль, находить нужные слова в адрес несправедливо забытых "героев и участников" тех далеких исторических событий, нуждающихся теперь в нашей заботе, тщетно надеющихся найти нашу поддержку и ощутить живое и неподдельное соучастие в их нелегких судьбах. Без этого личного волнительного Сопереживания, увы, почти невозможно ощутить связь времен, дыхание эпохи, безвозвратно ушедшей от нас в глубину веков. В этом удивительном и простом человеческом жесте заключена ныне вся правда исторической проницательности, восходящая к высокому чувству людской благодарности и по милости благодатных слез духовно вызревающей из глубин сострадательного сердца. Эта поистине духовная связь Человека с Творцом, как наивысшее проявление исторического самосознания отдельной личности - есть итог развития всего человечества, как некий суммарный результат исторический знаний о себе и об окружающем мире. Другими словами, История рождается лишь тогда, когда есть точные знания о возможностях и способностях человека мыслить по-человечески и соотносить себя с реальной действительностью прошлого, настоящего... и будущего. Вне Истории - нет человека. Всё "человеческое" наследуется человеком лишь благодаря живой и органичной связи - между ним и Богом - связи, осознанной однажды и в один миг создавшей на его глазах практически всю Историю. Вне этой духовной связи - нет и самого Человека; есть только чертеж, набросок, эскиз ... замысел Будущего. Те же, кто хотел бы по-настоящему Историю понять - обречены верить. Их Вера - и есть спасение священной Истории от людского соблазна быть заново переписанной. Где есть Вера - там есть надежда быть услышанными, а, значит, есть шанс продлить Историю не только подлинностью собственных чувств, но и достоверностью фактов, подтверждающих их справедливость. Вера сама по себе - не есть индульгенция на все времена, освобождающая человека от тягот жизненных проблем. Над Верой необходимо трудиться. И здесь, пожалуй, не обойтись без личного опыта внутренней работы души, того исповедально-молитвенного и смиренного долготерпения, которое наиболее близко соответствует характеру и состоянию русского человека во все времена. Русский человек - по природе своей лицо историческое. В критические моменты отечественных баталий именно русский народ, как показывает практика, был и остается по сей день главным действующим лицом Истории. Именно в русском народе заключена и находится по-прежнему сила и могущество национального духа, с которым приходится считаться любому, кто хотел бы теперь получить и завоевать у своего народа признание и всеобщую любовь, личный авторитет и народное уважение. В русском же народе вера в Справедливость - исторически оправдана неимоверной жертвенностью героических подвигов, бесчисленной чередой народных бунтов и революций, освящена тяжким бременем смутных надежд и упований в торжество и окончательную победу Добра над Злом, вознесена на небывалую доселе высоту Святости и Благочестия и в том числе кажущимся безразличием к собственной жизни..(2)
4. О РУССКОМ ПО РУССКОМУ
Распространившееся за последнее время ( переживаемое многими нашими соотечественниками особенно тяжело) мнение якобы о "тупиковости" отдельных исторических эпох - безусловно, явление новое. (3) Достаточно просто бегло взглянуть на страницы сегодняшних газет: о чем больше всех пишут наши писатели? что их больше всего волнует? Депрессивная тональность многих статей, увы, не вызывает ни у кого сомнения. Охваченная ультрарадикальными настроениями в пользу проводимых в стране реформ, всё больше и больше воодушевляясь от предоставленных обществу политических Свобод, российская печать, с самого начала восприняла тезис об "исторической тупиковости" советского государства - на ура. Почти с диким восторгом, взахлёб и без всякого смущения от собственного цинизма, со смаком пересказывала пресса на все лады ужасные истории о советских тиранах, о "безмозглости и рабской покорности советского народа", о его "греховности", "варварстве", "бескультурье" ... В общем, вменялся ему (советскому народу) длинный список всех ошибок и заблуждений, историческая подтекст которых сводился к одной простой мысли: ВИНОВЕН! Именно тогда в средствах массовых информациях с легкой руки отечественных вольнодумцев появилось у нас презрительное словечко "совок". А впрочем, как и все "тупиковое", советский народ, в их представлении, несомненно, нес в себе черты этой умственной деградации и не только по причине тотальной безграмотности или скажем традиционной для народных масс малообразованности, но и в первую очередь деградация эта произошла, по их мнению, в результате духовного обнищания советского электората, если так можно выразиться. А в некоторых случаях, она (деградация) как бы явилась итогом всеобщего вырождения коммунистической идеологии, и в частности, её идейных вдохновителей, вождей, политиков, чиновников всех уровней вплоть до рядового труженика, простого рабочего, крестьянина, - одинаково разом пренебрегших своими национальными инстинктами, чувствами, волей, самосознанием.... Это "каинова печать" предательства, измены, лукавства... практически всей огромной страны, всего советского общества, всего советского народа (читай русского) стала излюбленной темой в литературных в статьях многих известных и малоизвестных авторов. В историческом контексте масштаб политических преступлений, совершаемые наиболее активной частью партийной элиты, особенно в периоды массовых репрессий, а также в годы насильственной коллективизации... в том числе, и во времена гонений и преследований диссидентского инакомыслия, увы, перевешивает обычное представление о человеке - о степени его нравственного падения, как личности. С их точки зрения, действия советского режима были не просто преступными, заслуживающие суровой осуждения всего мирового сообщества, но также учитывая "антигуманную направленность" этих действий, повлекших за собой огромное количество жертв, эти злобные и бесчеловечные поступки "большевистских выродков", как им казалось, должны были бы приравнены, к осужденному на Нюрнбергском процессе гитлеровскому нацизму. Сами того не желая, возможно в силу инстинктивного малодушия, свойственного проявляться всегда, едва только речь заходит об ответственности перед историей, вся тогдашняя либеральная общественность России практически, находясь в полном единодушии с демократическими режимами ведущих западных стран фактически возложило эту самую ответственность не просто на отдельных представителей партийной верхушки СССР, олицетворяющих на тот момент государственную власть, но и, как оказалось впоследствии, на весь многострадальный русский народ в целом, так и не сумевшего, как надеялись они, в течение всего 20-ого века преодолеть в себе комплекс "вечного раба", а в прошлом смерда, холопа.... Именно "советское холопство" больше всего и раздражало демократическую часть русской интеллигенции, лишенной былых царских привилегий русского дворянства. Это едва скрываемая ностальгическая нотка по "русскому барству", особенно ярко проявившаяся в нашей интеллигенции - наших маяков перестроечной эпохи - в 90-х гг., слышится почти в каждой статье, в каждом выступлении. Слов не жалели.(4) Фактически выполнялся прямой политический заказ. Мир медленно, шаг за шагом погружался в пучину лжи и бессовестного обмана. Мистификация Истории на какой-то момент становится предметом спекулятивного торга. Страну вынуждают каяться, снова и снова... А взамен - клятвенные заверения вечной дружбы...и миллиардные денежные вливания зарубежных финансовых центров в страдающую от дефицита товаров российскую экономику. Впервые в мировой экономики обычная человеческая Совесть в масштабе всей страны становится предметом купли-продажи. Целая страна соглашается добровольно выступить в качестве Жертвы. И это притом, что страна, выступающая в этом необычном для себя качестве, всю жизнь официально признавала лишь идеологию атеизма? И что тогда вообще атеизм, и в частности "советский атеизм, если он не препятствует "Жертве" идти на заклание? Здесь бы самое время перевести дух... Ведь то, что осталось сейчас от России (увы, без Прибалтики, Бессарабии, Грузии, Украины, Белоруссии, Кавказа, Средней Азии) - возможно, и есть та реальная цена, назначенная западными спецслужбами в обмен на Свободу. Россия свой выбор сделала.
5. СКОЛЬКО СТОИТ ОДИН ГРАМММ ЛЮБВИ?
И Запад в очередной раз упускает шанс... Запад не готов к этой безумной, выворачивающей наизнанку душу ответственности. Идеей самоотречения, высочайшего жертвенного служения христианским идеалом Любви, Милосердия, Справедливости... как выясняется, протестантский запад - уже давно не способен вдохновляться. Частнособственнический инстинкт, не одно столетие культивируемый в человеке с помощью законов, сопротивляется любым попыткам извне ограничить своё тлетворное влияние на человека. Малейшее посягательство на частную собственность здесь жестоко карается. Юридический аспект деятельности человека в либерально-демократическом обществе регулируется его неотъемлемым правом сохранять за собой большую часть привилегий по отношению к лицам не владеющих, как правило, собственностью, финансами, капиталом или личным имуществом. Дух потребительства, наживы, меркантильности, эгоизма...подрывают морально-нравственные устои западного общества, выветривает из сознания человека остатки прежней ответственности перед людьми. Каждый сам за себя и каждый себе господин и хозяин. Лишь партнерские и деловые отношения имеют перспективу найти поддержку в коридорах государственных Власти и вызвать ответную реакцию в виде экономически стимулируемой конкуренции. Рынок постепенно превращает человека в вещь, в товар... образно говоря, в свободно конвертируемую валюту, обесценивающей саму личность... И в конечном итоге ставит крест на его бесчисленных и бесплодных попытках вырваться за рамки рыночной стихии, всё больше и больше отчуждаясь от Человека, которым он сам когда-то был.
Или всё же правы были коммунисты, пойдя в 17-м году на смелый и, безусловно, рискованный социальный эксперимент: по изъятию частной собственности на средства производства и передачи её в собственность государства? Может быть, уже тогда предвидели большевистские комиссары всю пагубность и непотребность капиталистического способа производства, имея в виду, в первую очередь, неестественную в нравственном свете революционной морали, как им казалось, и недопустимую по отношению к Человеку вообще - уродливую и калечащую душу жестокость и бесчеловечность эксплуатации человека человеком, массово сопровождающие собой всю Историю 20-ого века? Возможно, только теперь мы заново открываем для себя смысл пролетарских революций, прокатившихся в массовом порядке по всей Европе. Иначе чем можно объяснить грандиозные в масштабах Истории изменения, преобразившие за короткий срок весь Мир, расколовшийся затем на два огромных политических лагеря?
Но Запад эту битву, пользуясь терминологией "холодной войны", - всё же проиграл. Идеология либерализма, сменившая у нас старую и обветшалую идеологию коммунизма, не выдержала испытание временем. Очень скоро стало понятно, что Свобода, проповедуемая представителями западной демократии, в их понимании имеет ряд выгодных преимуществ существенно отличающей её от традиционной христианской Свободы, безусловно, никаких материальных целей для себя не преследующей. Свобода, которой по праву принадлежит честь находиться в одном ряду исторических духовных завоеваний всего человечества, в европейско-антлатической упаковке выглядит куда скромней и вряд ли может претендовать на необходимую в этом случае ответственность за судьбы других людей, ещё недостаточно окрепших нравственно и не имеющих личного опыта борьбы за свои права. Западный менталитет образованного европейца в этом смысле практически никогда не испытывал каких-либо неудобств от собственной демократии и по-возможности всегда использовал в личных целях энергию Свободы, фактически лишающей человека самой возможности выбора. Ибо выбирать собственно было нечего. Свобода, как это ни странно, отнюдь не возвышала европейца. Напротив, именно такая Свобода, максимально обеспечивающая душевный комфорт, постепенно развращала личность, нравственно ущемляла её достоинства, а в конечном итоге вела к распаду и дезинтеграции внутренней самооценки человека, многие века воспитанного в духе христианской учения о Спасении. Человек переставал быть Соучастником и Творцом собственной жизни. В нем окончательно (медленно: капля за каплей) умирала Надежда - последнее пристанище истинной Веры - не в силах обрести: ни личного счастья, тем более, ни личного бессмертия.(5) В этих, прямо сказать, нечеловеческих условиях Человеку, практически, оставалось лишь одно: брать, брать... и снова брать, взамен ничего не предлагая. И выбор здесь, по сути, - не велик. Ибо ответственность здесь ограничена шатким равновесием между призрачной Свободой ("для-себя") и бесцельностью присутствия Смысла, его наличия и необходимости существования в личной жизни. Получается, что Свобода здесь вообще лишена всякого смысла, поскольку обслуживала лишь интересы и потребности частного лица. И в этом инстинктивном порыве извлечь максимальную выгоду для себя урезанная в правах Свобода окончательно утрачивает свою целомудренность и наступает момент истины - в одну секунду перед человеком со всей очевидностью освободившегося от иллюзий интеллекта открывается ужасная картина собственного падения. Ибо Свобода без ответственности в конечном итоге приводит - к рабству. Сознают ли "наши друзья" на Западе, к каким печальным последствиям может привести это современное "рабство духа"? К какой роковой черте подходит мир: где всё продается и всё покупается? И вообще, нужна ли человеку Свобода, в которой, увы, не находится места нормальным человеческим чувствам, а есть лишь похоть и амбиции пресытившейся от удовольствия плоти, жаждущей новизны и острых ощущений? Не об этом ли с молчаливой осторожностью и со скрытной от посторонних глаз вожделенностью мечтает сегодня Запад? И нужна ли ему на самом деле ответственность или под этим красивым и модным словечком скрывается нечто большее, что в действительности имеет значение для всех нас и о чем можно лишь догадываться? .
6. И ПЕСНЯ ТРЕВОЖНО ЗВУЧИТ
Это унизительное и неестественное для цивилизованного человека МАЛОДУШИЕ становится сегодня приметой дня. Вот почему либерализм, как современная идеология массового сознания рано или поздно утрачивает свою популярность, свой политический имидж и авторитет, так как неспособен по-настоящему быть нравственно-объединяющей силой между людьми: ни сегодня, ни завтра...Можно сказать, что у либерализма - нет будущего. И это будет совершенно справедливо, ибо нам теперь слишком хорошо понятен смысл его "настоящего", в котором либерализм хотел бы остаться навечно. Либерализм не просто уничтожил религиозно-нравственные чувства в человеке, но и подорвал в нём Веру в абсолютную Истину, предлагая всему миру лишь себя в качестве "Особого Мнения". Естественно, таким авторитетным "либеральным правом" может обладать далеко не каждый. Многие ведь просто не успевают (или не хотят) формулировать Своё Мнение. У многих Мнение часто совпадает с Другим... Но есть люди, чьим Мнением у нас не дорожат, совсем не интересуются, хотя оно и "особое". И вообще, иметь "собственное мнение" ровным счетом ничего не значит. Но оно будет "значить" лишь тогда, когда у тебя есть деньги и власть. И желательно, чтобы их было как можно больше: и того и другого. В нашей жизни это действительно сильный аргумент, и вряд ли кому из нас придет в голову усомниться в "весомости" предъявленных по этому случаю доказательств. Тем более что Власть в демократическом обществе имеет (впрочем, как и все другое) свою цену. Не поэтому ли всё чаще и чаще приходится слышать отовсюду вопрос: "Куда мы катимся?" .
7.ХОРОШИЙ ВОПРОС
В этом медленном и ползучем "скатывании" - есть всё же признаки слабого утешения. Страна начинает задумываться. А значит, вопрос вовсе не выглядит таким абсурдным, как это может показаться на первый взгляд. И известно нам теперь, несомненно, больше. Хотя и не приблизились на йоту к осмыслению причин, повлекших столь разительные перемены в нашей жизни за последние годы. А впрочем, на этот счет высказываются различные Мнения.(6) Но для нашей интеллигенции, по-прежнему находящейся в плену современных либеральных
утопий - это вопрос Принципа. Коммунизм в этом смысле был куда предпочтителен, ибо, по сути, являлся цельным (мировоззренческим) и даже во многом системным дискурсом, концептуально охватывающим все стороны человеческой жизни. Другое дело маловыразительный и маловзыскательный к своему внутреннему имиджу либерализм - тщедушный и по-детски капризный. В нем всегда чего-то не хватает. Всё ему мало... А отсутствие в нем четких нравственных ориентиров неминуемо расщепляет сознание человека на мелкие фрагменты "серого вещества". В результате, здесь каждый "фрагмент" сам по себе и каждый себе Господин и Хозяин. При этом всё, что можно выразить словами, пытаясь дать точную характеристику современному либерализму, поддается простому объяснению и не нуждается в помощи обычной философской практики, особенно в вопросах извлечения смысла и последующего его идейного обоснования. Ведь либерализм - даже не является идеологией в привычном для нас понимании. Либерализм - скорее практика - деятельность социальных институтов всех уровней, опирающихся в своей ежедневной работе на Закон и Право. Не зря законы у нас в России не обсуждаются. Вот почему дискуссии, развернувшиеся широким фронтом в наших литературных изданиях "О том, как нам дальше жить?" - в действительности не имеют разумных оснований под собой, ибо в конечном итоге, все они выражают лишь настроения людей, их впечатления об увиденном или услышанном. Казалось бы куда перспективней для России сейчас, особенно для простых людей, выглядели бы усилия наших политиков, в том числе и нашей отечественной интеллигенции в направлении поиска инициатив и предложений, связанных с законотворчеством или правоведением. Но, похоже, и этот вид деятельности не вызывает у них особого энтузиазма. Больше того, во всем, что некогда ещё представляло для российского гражданина интерес, теперь уже таковым давно не является. Чувствуется явное охлаждение к данной тематики. Всё равно...какие законы и кто их готовит? Душевная усталость ощущается повсеместно. В этих условиях любые попытки оживить дискуссию о... (неважно какую!) превращают саму дискуссию - в фарс. Вот откуда это - многословие! - бессмысленная риторика, провоцирующая сознание авторов к безответственным высказываниям. Ведь за это ничего не будет. Принцип "самовыражения", таким образом, становится ключевым моментом в вопросах стратегии и тактики ролевого поведения современного человека, действующего в строгом соответствии программных положений и требований либеральных директив. А учитывая потенциал характеристик их заданий, способностью фрагментарного сознания с их помощью манипулировать сознанием обывателя, "самовыражающаяся личность" сохраняет за собой право навязывать другим свои правила игры. Внешне всё выглядит пристойно (впрочем, как и в любой пьесе, где все роли уже давно распределены). Но за этой пристойностью кроется Пустота и Безразличие. (7) И всё, что остается теперь больному и воспаленному игрой воображению, замкнутому на собственных переживаниях, - так это вновь и вновь высекать искры безумия окончательно разочаровавшегося жизнью сознания, сжигая быть может "последние мосты", некогда связывающие его с прошлым... И в этом "самоубийственном порыве" покончить с Человеком раз и навсегда...
8.ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ , ДРУЗЬЯ
А так как современная либеральная доктрина испытывает острую нужду в поддержке собственного политического статуса, всеми доступными средствами стараясь укрепить всё более слабеющий авторитет традиционной для себя роли Правозащитника, то в ход идут самые "передовые технологии". И всё это во имя пресловутого спасения отдельной личности, якобы страдающей от чрезмерной государственной опеки, ради мнимого благополучия всего гражданского общества, изо всех сил стремящегося теперь к независимости. Приоритет человека над государством здесь сознательно завышен, особенно в оценках действий и поступков Homosapiens. Государство, как таковое по определению, - есть институт политического насилия над человеком и борьба с ним, с точки зрения классики либерализма, носит принципиальный характер, и ни в коем случае не является предметом политических спекуляций. И как любил высказываться известный персонаж из книги Ильфа и Петрова: - Торг здесь не уместен! Очевидно, здесь мы имеем дело с довольно необычной логикой социального поведения. Не зря доказано, что человек от рождения склонен часто к ошибкам и заблуждениям. Но при определенных обстоятельствах этими ошибками могут воспользоваться люди совершенно случайные и во многом недобросовестные. И чтобы избежать подобного развития событий человек заранее старается часть этой ответственности переложить на другого. Ничего удивительного в этом конечно нет. Отвечать за свои действия не каждый может. Поэтому, чувствуя свою ущербность, свою неполноценность именно по причинам, высказанным уже раннее, отдельные представители либеральной общественности намеренно вынуждают государство идти на конфликт, провоцируя его на ответные силовые действия и тем самым пытаясь заработать дополнительные рейтинговые очки в собственную копилку. Разумеется, этот трюк (а это есть не что иное, как трюк) рассчитан, прежде всего, на не искушенного в политической борьбе обывателя. Важен результат - и здесь, как говорится, все средства хороши. Чувствовать себя в роли Жертвы, несомненно, выгодно с любых позиций. Не потому ли диссидентский корпус, сплошь и рядом состоящий из людей в основном либерально-демократической ориентации, из "сборища невинных и случайных жертв" со временем превращается в "когорту национальных героев". Срабатывает эффект отстранения.(8) "Героями" становятся именно те, кто по своим внутренним психологическим качествам на эту роль никогда не подходил. Ибо "жертвенность" здесь достигается с помощью театрального трюка. И никак не связана с привычной для русского человека Ответственностью - самой высшей пробы - цена которой, как правило, была (и есть все основания утверждать будет и дальше оставаться), сама жизнь. Ведь наш "герой" - не страдал, не мучился... Напротив, он испытывал, скорее всего, приятные эмоции, которые своей удивительно качественной новизной пленяли душу, оставляя в ответ лишь чувство "глубокого удовлетворения". Как видим, здесь к известным фактам намеренной фальсификации явно примешивается скрытое от взгляда постороннего политическое лукавство - современное плутовство - жанр авантюрных романов, слегка подзабытый у нас, но в прошлом пользующийся высокой репутацией у поэтов. А что же касается разоблачительного пафоса советского режима именно в этом контексте - такое искусство традиционно считалось в высшей степени проявлением в нашей стране мелкого политического хулиганства. Провокационный смысл подобных акций - слишком очевиден. Публичная демонстрация с элементами скандала - как обязательная церемония гражданского ритуала с целью укрепления собственного авторитета и создания на этой основе имиджа несгибаемого борца за права человека. Вот почему известные советские диссиденты А. Солженицын и А. Сахаров - можно сказать, были всего лишь "пешками" в этой большой игре, талантливыми актерами грандиозного спектакля, постановка которого осуществлялась непосредственно при поддержке и на средства западных меценатов.
9. КТО ЖЕ СЕГОДНЯ НАКОРМИТ МЕНЯ
Инаковость политического мышления - одно из программных изобретений "инженеров человеческих душ", причем, особой либеральной закваски, часто использующих в своем техническом арсенале новейшие интеллектуальные схемы. В качестве главной директивы "освободительной миссии" здесь предлагается использовать точно такой же принцип, какой в свое время опробовали большевики, обращаясь через головы капиталистов к своим угнетенным товарищам заграницей. Но звучит он сегодня несколько иначе: "Либералы всех стран - соединяйтесь!". Даже ни одно намека на оригинальность, на которую вправе могли бы рассчитывать многие сочувствующие этому лозунгу? Зато эффектно...
Это теперь мы понимаем, что такое "пятая колонна"? И с какой целью она создается? Какую роль играет в качестве инструмента политического давления? По какому сценарию могут развиваться события? Не случайно политическая практика последних лет успешно реализует собственные задания лишь с учетом фактора рецессии (9) . В проекциях новозаветной эсхатологии современный либерализм выглядит куда более привлекательным и одновременно соблазняющим чувственность Мероприятием (именно в масштабах всего человечества). А потому имеет реальную возможность заявить о себе в полный голос. Жизнеспособность либеральной доктрины в первую очередь обеспечивается хорошо налаженными связями различных международных институтов. Особая роль в вопросах реализации ее программных установок, выработки ведущих стратегий и тактики целевого направления, составления реестра социорегулятивных схем поведения, конфликтологии социальных практик, их сценарного планирования, их экспертных оценок, оптимизации многоуровневых директивных заданий, процедуры и регламента работы опознавательных механизмов по типу "свой-чужой", формирование акцентуальной среды внешнего воздействия, внедрения современных поточных технологий социального кодирования, реконфигурации массового сознания, - принадлежит СМИ. Но в большей степени такое положение справедливо и по отношению к INTERNET. Визуально-образная структура его основных гиперинформационных потоков способна создавать высочайшей степени контактную среду(10) В работе с аудиторией ставка делается в основном на нашу молодежь. И это не случайно. Такой выбор обусловлен тем, что именно молодежь, охотно воспринимающая всё новое и весьма "продвинутое", меньше всего требовательна ко всему традиционному и общепринятому. А в культурологическом отношении наиболее из всех подвержена различного рода внутренним изменениям, естественно, не без влияния со стороны. Вот почему она (молодежь) сегодня становится объектом жесточайшей информационной экспансии. Об этом нельзя забывать. Современные речевые коммуникации, поддержанные интерактивным видеорядом, постепенно вытесняют Слово на периферию смыслового концепта. Очень удобно, эффективно, экономично... а главное не надо думать. Глаз человека, словно объектив фотоаппарата, фиксирует изображение (картинку), считывает информацию о предмете, производит спектральный анализ его свойств, классифицируя их по групповым и индивидуальным признакам ... не нужную информацию удаляет из памяти - и на душе приятно и мозги отдыхают. Не человек, а пропечатанный на этикетке товара - штрих-код!
В общем, с таким человеком делать можно всё что угодно. Ему легко внушить любую мысль: самую примитивную и самую абсурдную... Человек в итоге утрачивает способность самостоятельно принимать решения. В нём угасает последнее желание отстоять и сохранить за собой право личного выбора. Всё "человеческое" в человеке - постепенно отмирает. Отвечать больше не за что, человек - свободен, а значит живи в свое удовольствие, сколько душа пожелает. И в этой "свободе" - вечный кайф и вечное наслаждение... (11)
Кроме того, в оптике либеральных взглядов легко просматриваются мотивы личной заинтересованности именно в такой "свободе" - свободе от всего, что перегружает психику, напрягает мозги, заставляет нервничать... Но энергетика душевных коллизий, её внутренняя противоречивость, побуждаемые внешними факторами воздействия, часто не может справиться с увеличивающимся изо дня в день объемом информации. Отчего мы становимся свидетелями (а иногда и участниками) массовых истерий, сезонных депрессий, нервных стрессов, эмоциональных срывов... Спасает от этой неизлечимой, социально-опасной болезни: все те же приколы, розыгрыши, игры, да увеселительные развлечения. Включите на секунду любую ТВ-программу - и перед вами откроется широкий простор виртуального пространства: исчезнет головная боль... прекратятся судороги, - просто захочется жить, не взирая ни на что!
Но самое дорогое удовольствие, можно испытать по "ящику", когда смотришь что ни есть самую "настоящую войнушку". Есть, где разгуляться воображению... Пожалуй, на сегодняшний день это самый сильный аргумент в споре между оптимистами и пессимистами: "как им дальше жить? и стоит ли вообще?" - именно в положительном смысле этих непростых вопросов для большей части наших обывателей, увы, не приученных к серьезному диалогу. Здесь, как в настоящих гладиаторских боях. Только вместо арены - плазменный телевизор, да разве что крови много до неприличия!(12) Эффект потрясающий...
Казалось бы, что ещё надо? Бери от жизни всё... Но человек так устроен, что ему всегда бывает мало (для либерализма слово "мало заключает в себе особый сакральный смысл). Трагический отсвет этого "малого" виден не вооруженным взглядом. Он во всём - и его много. Многообразие его предметов буквально поражает воображение. Взгляд скользит от одной вещи к другой...почти не задерживаясь. Надо успеть: всё надо пощупать, на зуб попробовать - короче, как следует разглядеть. "Малое" окружает нас со всех сторон, словно магнитом приманивает наши чувства. Заполняет собою весь мир: дразнит, людей, провоцируя их на взаимность ... В общем, огромный супермаркет - масса удовольствий и незабываемые впечатления на всю жизнь!
Скуку ведь по-разному можно заполнять: например, выстрелом в затылок размозжить голову своему школьному приятелю и посмотреть, что из этого получится. Ничего личного - просто эксперимент.(13) Есть и другие способы: наркотики, сексуальные извращения, суицид...А для особо "отмороженной" части контингента в прейскуранте всегда найдется что-нибудь экзотическое, например: ритуальное жертвоприношение (одиночное, серийное, массовое... любое, на выбор, и чтобы прессы было побольше и чтобы обязательно крупным планом: толпы уличных зевак, растерянные лица полицейских, снайпера на крыше... и конечно запланированное интервью у обезумевших от горя родителей и родственников потерпевших, а если повезет - физиономии высших должностных лиц, ведущих переговоры с насильниками). Мало - не покажется!
Однако, настоящая интрига возникает там (а практика последних лет работы телевидения именно в этом убеждает)(14) , где в роли будущих Героев представления, как правило, участвует всё население страны от мало до великого. Можно сказать, имея при себе "минимум" обязательств (согласно программным установкам) "либеральное меньшинство" сознательно поощряет аудиторию к публичности, предлагая ей не просто повеселиться, позабавиться и получить при этом соответствующие удовольствия (классный драйв!), но и постепенно приучает своих клиентов к особому типу поведению, - несерьёзному, безответственному, легкомысленному... в общем, такому поведению, в котором желание "поиграть в жизнь" фактически становиться самой жизнью этих людей, их маленьким счастьем, их маленькой наградой в этом общем и коллективном безумье Иллюзий и Снов.
В "малом" человеку очень легко затеряться. Едва ли кто станет искать - ибо личностный статус человека в этой жизни невелик и не играет такой важной и существенной роли, какую можно иметь всегда (конечно, если повезет), находясь в игровом пространстве виртуального мира. Маленький человек - современный идеал либерально-деклассированной перцептики. Изначально мыслимый в композиции монтажного пространства Сцены данный тип человека вдруг с удивлением для окружающих обнаруживает в себе удивительную изобретательность и одновременно приспособляемость к враждебной среде, какой, несомненно, для него была и остается поныне - настоящая живая реальность. И только "уход из реальности" возможно даёт ему хоть какую-то надежду, может быть и призрачную, начать новую жизнь, более или менее сносную. Осознание им этого, на первый взгляд, абсурдного факта производит в сознании "маленького человека" поистине духовную революцию.(15) Выход найден...
И чтобы окончательно прояснить этот запутанный вопрос, необходимо снова вернутся в реальность. А иначе быть не может. В историческом контексте происходящих на наших глазах событий явственно слышатся отзвуки прошлого, его нерешенных проблем, старых конфликтов. Но, к сожалению, за прошедшие столетия Человечество мало чему научилось. Весь 20-й век прошел в кровавой вражде племен и народов, страшной междоусобицы, тирании вождей и диктаторов, истребления и уничтожения миллионов невинных, разрухи, голода, болезней, унесших многие жизни...- Есть отчего сойти с ума! -- И пока Россия в мучительном раздумье решает: брать или не брать на себя эту ответственность - и что ей делать с этим вообще? - каяться, молиться... (16) - демократический Запад, в основном представляющий, на сегодняшний момент, сплошное "либеральное меньшинство" - торопится объявить во всеуслышание о своей "маленькой", но очень важной победе, имея ввиду длящееся уже несколько десятилетий грандиозное по своим масштабам реалити-шоу, больше известном в новейшей истории, как "холодная война". Поистине лукавство наших новых друзей не знает границ. В общем, ни каких тебе комплексов, ни по "фрейду", ни по "юму" - всё в рамках приличия и в рамках Европейской хартии "о правах человека"!
Но с другой стороны, мог ли Запад, зная его щепетильность в вопросах гуманности в отношении всего "маленького", что есть в человеке, разделить непомерную для одной стороны ответственность за "прошлые грехи": как своих (а их было у него предостаточно (17) , так и всего цивилизованного мира - разделить эту ответственность вместе Советским Союзом? Конечно, мог - но не захотел. Да и трудно себе представить (ввиду объявленной Горбачевым Перестройки), что запад действительно заинтересован в том, чтобы разорвать этот порочный круг - незатухающей многие годы классовой вражды. А зачем? - когда есть страна, на эту роль более приспособленная и к этой роли как будто самой судьбой предрасположенная...Кто-то должен эту "грязную работу" делать лучше? - естественно, ему и карты в руки. В России этот вопрос к тому времени уже не обсуждался. Россия давно осознала: Старый Мир - нуждается в Перестройке. Россия давно уже готовилась... И только лишь ждала случая. (18) В принципе с Западом или без Запада, но свою "перестройку" Россия начала. И, как всегда, начала её - вовремя...
10. ПОД ЗАНАВЕС ИСТОРИИ
Очевидно, что "инакомыслие", которое так долго и с такой настойчивостью культивировалось в сознании западного общества, - с пугающей быстротой расползающееся теперь по всему свету, к несчастью, всё чаще и чаще становится единственной "реальной возможностью" выхода из затруднительного положения, в котором оказались многие наши соотечественники, вынужденные любой ценой спасаться "бегством от этой самой реальности", и в которой, словно в магическом кристалле, отражаются все нынешние нерешенные проблемы мирового сообщества, его глобальной ответственности за будущее всей планеты, всех людей без исключения. Но, к сожалению, Свобода, которую выбрал Запад и которую теперь силой он хотел бы навязать многим государствам, - это "свобода" отдельного меньшинства, стремящегося с помощью угроз, подкупа, насилия, разврата... внушить покорность многочисленному большинству, составляющих по большей мере все оставшееся населения земли, и именно таким вот, прямо сказать, живодерским способом навсегда освободить всех нас от ответственности: и за свое личное будущее, и за будущее своих семей, своих стран, своих народов... И это вовсе не является преувеличением. А в свете совсем недавних бомбардировок Югославии, войны в Ираке, Афганистане... а также непрекращающихся попыток военно-политического давления на Иран, Северную Корею и тд - подобный гуманизм лишает всякой надежды наших людей на Справедливость, Милосердие, Любовь... Не сложно предсказать, во что обойдется всему мировому сообществу эта "безответственная свобода", принуждающая человека к новому виду рабства: захочет ли смириться человек со своим новым положением морального изгоя, униженного и оскобленного? Не станет ли затем сопротивляться душа его - всему жестокому, аморальному, нечистоплотному... что есть в человеке и исходит от дьявольского искушения пожить красиво? Ведь для каждого здравомыслящего человека должно быть понятно, что навязываемое всему миру "инакомыслие" Запада" - лишь прелюдия к всеобщей тотальной революции по освобождению Маленького человека из-под гнета невыносимо-тяжкой ответственности, и не менее тяжких и печальных воспоминаний о своем жалком, безрадостном прошлом, бесконечно обрекающего его на вечную муку Прозябания. Вот почему он с рвением готов теперь уничтожить одним махом, ставшую ему ненавистной саму жизнь, в которой, как ни старался Маленький Человек, так и не смог найти себе счастливое место под солнцем. Он навсегда желал бы теперь расстаться с этой противной и гадкой жизнью, - непонятной и бессмысленной, с его точки зрения, - отравляющей бесконечно изо дня в день его мечту о большом Подвиге. Он устал жить здесь, а потому его уход из жизни - решение окончательное и пересмотру, увы, не подлежит. Без всякой скорби и жалости к людям...
PS
Кажется, теперь есть все основания считать - эксперимент удался. Инакомыслие наших людей и прежде всего нашей отечественной интеллигенции начинает у нас приобретать естественную полноту и завершенность. В том числе, весьма утонченного понимания русской специфики народной жизни в свете прозвучавших здесь вопросов, со свойственным нашему народу прямодушием, в котором всегда угадывались знания истинных целей и задач современного либерализма. И всё же: - Как спасать Россию?" - кто только сейчас не задается этим (весьма актуальным во все времена) вопросом. Но вряд ли кому приходило в голову задать тот же вопрос, но уже в отношении конкретного лица. Ибо прежде, чем спасать Россию, не плохо бы начать с себя. А с этим у русской интеллигенции всегда было туго. Кто же захочет взять на душу чужой грех? - Это не моя ответственность, - не преминет ответить наш интеллигент, - Пусть другие отвечают! - и добавит: - Что мне больше всего надо... - А между тем истинное призвание русского человека (и здесь не важно: кто он?) именно в том и заключается, что в этом удивительном духовном стяжании и есть теперь вся "русскость" нашего народа: нет, не его национальность, и не его безалаберность, а именно это природное качество делающего его ответственным наперед перед Богом, Отечеством, Семьей... - призвание унаследованное им, русским человеком, со времени принятия нашими предками православной веры с тем, чтобы иметь впоследствии Свободу от греховности, но никак не для греховности - в этом и есть его истинное призвание, и именно в том, чтобы окончательно утвердить Смысл и Правду всего сущего на земле. Для русского народа других целей никогда не существовало. Он и теперь после стольких лет страданий, унижений, - забвения и поношения на свой счет, претерпеваемые со стороны безмерно чуждого русской душе (и от того ещё больше страдающей) тщеславного и предательского в мелочах Инакомыслия, он и теперь жертвенно готов переносить все тяготы земной жизни, сохраняя в себе честь и достоинство для будущих потомков. И в этом исконно традиционном для нашей страны Русскомыслии можно легко обнаружить следы не только истории древнеславянской доблести наших первых князей, но и яркие примеры мужества солдат Красной Армии, успешно отражающих от вражеских набегов свои рубежи. В России есть эта память: о себе и народе, о стране и истории - и вряд ли кому удастся вытравить её из нашего сознания. Народ - есть совесть, соль земли русской. Будем помнить об этом - навеки!
7 марта 2007 г.
Пояснения:
1Теория " смены и перехода экономических формаций" - этакий образчик западного рационализма, типичный для всей немецкой философской школы, особенно в период так называемого позднего гегельянства, к тому времени уже увлеченного модными материалистическими концепциями видения мира.
2В одинаковой степени такая оценка будет справедливой и в адрес исторически сформировавшегося на территории СССР, так называемого "советского народа", унаследовавшего национальные традиции русского этноса, его духовно-нравственные идеалы, моральные ценности, взгляды и убеждения.
3Неизвестно кому первому принадлежала эта мысль, но её страшные последствия мы ощущаем до сих пор. В этом на первый взгляд безобидном, полуграмотном и обывательском словечке - "тупиковость" - таится огромной и разрушительной силы энергия Зла: апокалипсической по содержанию, а в предметном отношении чудовищно обольстительной.
4 Вспомнить хотя бы журнал "Огонек" и его разгромные
перестроечные статьи главного редактора Виталия Коротича.
5Царство Небесное, обещанное Христом, всем раскающимся от собственных грехов и истинно уверовавших в чудо Воскресения.
(Евг)
6Особенно активно в последнее время на страницах печатных изданий идет обсуждение темы "развала СССР".
7Роман В. Пелевина "Пустота и Чапаев", - как классический пример современного постмодернизма, представляющий художественную модель профанной реконфигурации псевдосмысловой объектности Истории.
8 В театральном искусстве "эффект отстранения" впервые был использован на сцене Эпического театра, по руководством замечательного немецкого драматурга Бертольдом Брехтом.
9Именно в период затяжных кризисных стагнаций резко активизируется общественный протестный электорат, играющий впоследствии роль политического детонатора.
10В настоящий момент степень влияния компьютерных программных технологий на человека ещё недостаточно изучена. Отсутствие точной информации на этот счет и прежде всего в плане массированного воздействия на психику человека огромной массы "негативной информации", создают нездоровую атмосферу вокруг этой проблемы.
11Молодежное движение "хиппи" на Западе родилось в результате общественного психологического дискомфорта личности, во многом определившейся её асоциальностью, и в частности, прогрессирующим социальным иждивенчеством, сохраняющего следы детского инфантилизма.
12 Гладиаторские сражения были частью римской политики и всегда проводились под одним и тем же лозунгом: "Хлеба и зрелищ!"
13 Вряд ли покажутся убедительными утверждения некоторых психологов, оправдывающие случаи подростковой жестокости наличием в этом возрасте особых специфических свойств самой психики.
14Реалити-шоу с участием звезд, а также известные телепроекты, как: "Последний Герой", "Как стать миллионером", "За зеркалом", "Дом-2" и др.
15 Пьесы театра абсурда ("Носорог", "Стулья" и др.), румынского драматурга. А. Ионеско - яркая иллюстрация пределов мечтаний Маленького человека вырваться за рамки "реальной жизни" с помощью эффектного ухода героя (и других персонажей) непосредственно в сценическое пространство.
16 В начальный период перестройки отчетливо громко звучал призыв советской интеллигенции к коммунистам и даже ко всему советскому народу покаяться... и ещё раз покаяться.
17 Две мировые войны прошлого столетия, унесшие жизни миллионов людей, стали результатом агрессивной политики западных держав по отношению друг к другу, страшным итогом международного раздела сфер будущего политического и экономического влияния. Да и сама "холодная война" в какой-то степени отражала угрозу и опасения всего Запада относительно будущих свои политических перспектив на международной арене.
18 Всё больше историков склонятся к мнению, что так называемый период "брежневского застоя" был для России временем накапливания внутренних силы, как бы стартовой площадкой или трамплином, с которого страна впоследствии совершила свой молниеносный и победный прыжок в будущее.