Пытались ли вы, когда-нибудь понаблюдать за тем как вы мыслите, и заметить в своем мышлении индивидуальные особенности? Если даже первое осуществить практически не удается, то второе может показаться невозможным. Если же объектом сделать другого человека, то становится совершенно невозможным первое, а второе (особенности мышления) становится при длительном и внимательном рассмотрении более явным. Так в первую очередь мы можем оценить относительный объем знаний человека, общую направленность мысли, способности ума, нравственный облик, степень открытости, напряженность и длительность духовной жизни, ее интенсивность, готовность к диалогу, манеру вести беседу, интересы, искусство маскировки (способность действовать в рамках определенной "легенды") и так далее и тому подобное. Значит особенности нашего мышления - это фактические грани нашей личности, это те направляющие, по которым скользит наша мысль, то что определяет высоту, с которой стартует наша мысль, выходя на всеобщее обозрение.
Но как все же понаблюдать за рождением собственной мысли? Как посмотреть на свой глаз, когда ты им что - то рассматриваешь? Наверное, это становится возможным, если отвечать на один и тот же вопрос спустя время, когда твой духовный опыт изменился. Только так можно познать себя - то есть увидеть свою мысль в движении. Однако, необходима или очень хорошая память или дневниковые записи, чтобы проследить и действительно оценить, как меняется ваша мысль во времени, то есть увидеть на самом деле ее генетику и рост, ее рождение и угасание.
Способность поддерживать внутреннюю беседу с собой приписывается людям активного ума, которых китайские философы называли совершенномудрыми. А интерес к себе, то есть к своей мысли, внутреннюю беседу с самим собой древние греки считали признаком высокого интеллекта.
Индивидуальная мысль может родиться только у людей, духовное движение которых не прекращается на протяжении всей их жизни и включает в первую очередь моральный и нравственный поиск, наряду с поиском интеллектуальным, при активном воссоздании картины происходящего вокруг, при самостоятельном стремлении понять, дать оценку, стремлении изменить окружающую действительность к лучшему, стремлении которое говорит об истинной человечности субъекта, о той загадочной и драгоценной сути, которая роднит нас с Богом.