Богданов Константин Александрович : другие произведения.

Тупики повседневности. Беседа пятая

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  Беседа пятая.
  В своё время был очень популярен тост: "Главное, чтобы наши возможности, совпадали с нашими желаниями". Почему зачастую происходит так, что в жизни мы получаем совсем не то, что желаем, а если и сбываются наши желания, то ценой огромных усилий, через длительные промежутки времени? Где же та волшебная палочка, которая делала бы нас счастливыми? Увы, нет в природе такой палочки, не изобрело её человечество. Всё, что нам остаётся, это полагаться на собственные силы и стараться не желать совсем уже несбыточных вещей.
  Но разве несбыточными оказываются только желания обычных людей? Разве крупные политики, бизнесмены ,военные не оказываются порой в ситуации крушения своих грандиозных планов? Никто из нас ,ныне живущих на этой планете, не защищён от неудач.
  Неудачи преследуют не только отдельных людей, невзирая на их положение в обществе, но даже целые народы, государства и цивилизации. Разве катастрофа, постигшая Западную Римскую империю в V в. и приведшая её к гибели ,не является своеобразной исторической неудачей? Ведь Восточной Римской империи удалось просуществовать на тысячу лет больше, хотя её судьба тоже неоднократно висела на волоске.
  С древнейших пор, люди, пытались разобраться в том, каким законам бытия подчиняется человеческая судьба. Они видели во всём волю богов, изобретали разные хитроумные способы гадания, пытаясь предсказать эту волю и избежать неминуемого. Но всё равно, судьба брала своё. Даже герои оказывались бессильны перед ней.
  Кроме расположения звёзд и раскладов на картах Таро, существуют вполне земные причины, объясняющие наши неудачи. Эти причины, связаны с фундаментальными законами мироздания и вполне объяснимы с точки зрения современной науки. Одной из таких причин является инерция, поддерживающая существующий порядок вещей и являющаяся ключевым фактором стабильности нашего мира.
  Впервые принцип инерции сформулировал Галилео Галилей. У Исаака Ньютона данный принцип обрёл своё окончательное место в законах механики. Затем более поздними мыслителями из физики понятие инерции было метафорически перенесено в социологию, политику, философию - как склонность систем сохранять своё состояние до тех пор, пока не произойдёт "внешнее воздействие" (например, революция или кризис).
  В общем смысле, инерция означает, что некое тело находится в стабильном, неизменяющемся состоянии движения или покоя, пока нет внешнего воздействия. Это состояние можно интерпретировать как механическое равновесие. Однако, инерция не всегда тождественна равновесному состоянию. Иногда говорят об "инерции" систем, вышедших из равновесия, но продолжающих двигаться "по старой траектории". Особенно, это заметно при анализе сложных систем. Например, политическая система может по инерции двигаться к кризису, даже если уже потеряла своё равновесие, то есть, является неустойчивой; автомобиль без тормозов по инерции катится вниз - но это уже не равновесие, а инерционное следствие выхода из равновесия.
  Таким образом, инерционные процессы носят объективный характер, мало зависящий или совсем независящий от воли людей. Внешнее вмешательство далеко не всегда способно остановить инерционные процессы или придать им другое, более благоприятное, направление.
  Инерционные процессы в истории и социологии носят намного более сложный, многослойный характер, чем в классической физике времён Ньютона. Они скорее описывают движение не конкретных физических тел, а тенденции и структуры, в частности поведение крупных социальных групп или классов. В данном случае, объективность инерционных процессов проявляется в устойчивости ,повторяемости и предсказуемости. Благодаря инерции, мы можем, например, изучать социально-экономические процессы, растянутые во времени. Ведь порой они могут длиться годами или десятилетиями. Мы можем предсказывать развитие этих процессов в будущем ,опираясь на прошлый исторический опыт.
  Отметим самые важные черты, характеризующие объективность социальных или исторических процессов:
  -независимость от воли отдельных индивидов:
  -сопротивление изменениям;
  -наличие структурных факторов, действующих независимо от желаний.
  Однако, есть один немаловажный момент, проводящий грань между явлением физической и социальной инерции. В отличие от физики, в которой инерция носит объективный и универсальный характер, социальные процессы подвержены интерпретации. Исследователи могут давать им разные объяснения в зависимости от конкретного контекста. Поэтому, объективность этих процессов носит, скорее структурный, а не абсолютный характер.
  Попробуем приложить всё сказанное выше к жизни отдельного человека. Разумеется ,понятие "отдельный человек" или "индивид" носит чисто условный характер. С самого своего рождения ,человек прочно зашит в матрицу социальных отношений. Он уже несвободен, если понимать под свободой независимость от внешний влияний.
  Каждый из нас, осознавая недостатки собственной жизни, в том или ином возрасте, начинает стремиться к переменам. Сперва стремление к переменам носит сугубо личный характер. Мы стремимся к каким -то вещам, которые есть у наших сверстников или других людей. Это игрушки, одежда, украшения. По мере умственного и духовного взросления, это стремление приобретает всё более осознанный характер. Мы начинаем задумываться о недостатках общественного и государственного устройства, которые, как мы полагаем, мешают нам реализовать наши мечты. Мы осознаём, что мы жили бы намного лучше, если бы общество и государство были бы более совершенными. Поэтому мы начинаем стремиться к политическим и социальным переменам. Мы увязываем собственное счастье со счастьем своих соотечественников, создавая в своём мозгу сложные конструкции, в которых реальность перемешана с фантазиями.
  Однако ,зачастую такие стремления сделать себя, а заодно и остальных, счастливыми, остаются бесплодными. На исходе своей жизни мы с горечью замечаем, что ничего не изменилось в лучшую сторону, несмотря на все наши желания и усилия. Ладно ,если бы речь шла о переменах глобального порядка. Но ведь, что самое обидное, мы и в собственной жизни, не способны ничего добиться. Живём по инерции, и не можем эту инерцию преодолеть.
  Почему так происходит? Да потому что инерция не предполагает другого хода вещей. Мы может страстно хотеть перемен, но действовать всё равно будем по накатанному маршруту. Отчасти в этом виноваты наши собственные привычки, которые создают внутреннюю инерцию. Отчасти, наше сознание просто не способно выйти за пределы повседневности и выработать новую модель поведения, которая была бы более эффективной, чем существующая ныне. Для этого у нас нет соответствующих знаний и опыта. Поэтому, рано или поздно мы оказываемся в той же колее, из которой так долго безуспешно пытались выбраться. А ещё нас преследует страх, пусть даже плохо осознаваемый нами. Мы боимся оказаться в ситуации неопределённости и нестабильности. Великая сила инерции тянет нас назад ,туда, где было комфортно и более-менее стабильно.
  Часто бывает так, что мы понимаем необходимость перемен в жизни, но стараемся максимально оттянуть момент принятия окончательного решения. Оправдываем свою нерешительность разными, вроде бы рациональными аргументами, типа "я ещё не готов к этому", "у меня недостаточно сил". Прокрастинация -это тоже форма инерции.
  Всегда ли наши мечты отвечают нашим подлинным целям? Не носят ли они временный, преходящий характер, продиктованный ожиданиями общества, или какой-то отдельной группы людей. Нам ,будто хотят сказать, ты должен сделать то-то и то-то - иди и сделай это. Ты должен быть богатым, знаменитым, успешным. Никакого подлинного желания совершать ради этого геройские поступки, у нас нет. Есть понимание своего стремления соответствовать ожиданиям других людей, и больше ничего. Из такой ситуации необходимо выбираться. Это тупик.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"