Аннотация: В современном российском обществе царит полное отсутствие идей. По этому критерию, оно напоминает, скорее, труп, валяющийся в пыли у дороги, чем живой развивающийся организм. Обнаружить в XXI веке, что общества в России, как такового, нет, довольно неприятное открытие.
Зигзаг истории. Возможна ли революция в современной России?
Социальным прогрессом движут идеи. Нет идей, нет социального прогресса. Революции всегда приводят общество в качественно новое состояние. Восстания и бунты, в отличие от революций, никакого развития не порождают.
На знамёнах парижан, штурмовавших Бастилию, было написано: "Свобода, равенство и братство". Украинцы в 2014 г. стояли на Майдане за евроинтеграцию. Степень развития общества определяется теми идеями, которые оно вырабатывает в ходе преодоления стоящих перед ним вызовов.
В начале XX -го столетия в России большой популярностью пользовались идеи марксизма, предлагавшие рецепт достижения всеобщего социального равенства. Первоначально возникшие на немецкой почве, они получили широкое распространение в России. Отечественные мыслители перевели отвлечённые теоретические построения в практическую плоскость. В частности, они обосновали возможность построения социализма в одной отдельно взятой стране, пусть даже такой отсталой, как Россия. В стране, в тот период истории, действовали сотни марксистских кружков, в которых изучалась теория и практика революционной работы. Возник такой социально-политический феномен, как профессиональный революционер. Человек, посвятивший всего себя, без остатка, борьбе за дело революции. Ленин, Троцкий и Сталин - наглядное воплощение этого феномена.
Российское общество тогда было предельно политизировано и идеологизировано. Сравнивая состояние российского общества в начале XX в. с тем его состоянием, которое мы видим сейчас, невольно поражаешься тому, какая между ними огромная разница. Как будто, это два совершенно разных мира. А ведь прошло не так много времени, по историческим меркам.
В современном российском обществе царит полное отсутствие идей. По этому критерию, оно напоминает, скорее, труп, валяющийся в пыли у дороги, чем живой развивающийся организм. Обнаружить в XXI веке, что общества в России, как такового, нет, довольно неприятное открытие. Общественная жизнь в России уничтожена на корню. Она отсутствует даже в своих микроскопических формах, на уровне домовых или уличных объединений граждан.
Почему это произошло, отдельный разговор. Можно винить в случившемся власть, однако, само общество не особенно сопротивлялось, когда год за годом, последовательно, уничтожались гражданские свободы. Так называемые лидеры общественного мнения занимались чем угодно, только не реальной политической борьбой.
Однако, есть и другое объяснение случившегося. Российское общество, проделав в своём развитии зигзагообразную петлю, длиной в сто с лишним лет, вернулось к своему исходному состоянию, когда были сформированы основные ценности и принципы его функционирования. Это XV-XVI века. Эпоха феодализма. Именно тогда окончательно было уничтожено сословие свободных горожан, после разгрома Новгородской и Псковской республик. Всё общество, начиная от простого землепашца и заканчивая родовитым боярином, было переведено на положение холопов великого государя Московского. Такой тип взаимоотношений между верховным правителем государства и его подданными, не претерпел существенных изменений вплоть до наших дней. Если присмотреться, то в Московском государстве и наследовавшей ему Российской империи, можно увидеть много черт, роднящих эти государства с восточной деспотией. Аналогии с днём сегодняшним можете провести сами.
Основной формой протестной социальной активности в эпоху феодальной крепостнической России был бунт. А. С.Пушкин называл такой бунт "бессмысленным и беспощадным". Потому что никаких социальных, политических или религиозных идей бунтующие, как правило, не выдвигали. В основе традиционного русского бунта лежит понятие "обиды". Чтобы холоп поднялся на бунт он должен быть обижен на власть, неважно, кто в данном случае олицетворяет собой эту власть - правительственный чиновник или барин-крепостник. Представление об "обиде" сформировалось ещё в древнерусское время. Это отнюдь не стремление восстановить нарушенную справедливость, как можно подумать. В феодальном обществе, вообще, говоря, существует довольно специфическое представление о справедливости. Никто из холопов не станет, например, поднимать восстание из-за несправедливого распределения налогов или несправедливых выборов.
Состояние "обиды"- описывается ещё одним старым русским словом "допекло". Когда терпеть больше нет сил, остаётся либо лезть в петлю, либо браться за топор. В ходе бунта холопы громили и поджигали хоромы своих обидчиков, а их самих грабили и убивали. Затем, осознав всю тяжесть содеянного, бунтовщики бежали на Волгу или на Дон, где продолжали разбойничать в течение некоторого времени, пока не были разбиты царскими воеводами. Заканчивали они свою жизнь либо в тюрьме, либо на плахе.
Главное, что объединяло все эти выступления холопов- отсутствие осмысленной политической или социальной программы. Поэтому вышеприведённые слова Пушкина остаются актуальными по сей день.
В начале XVII в. Россия погрузилась в период Смутного времени, который продолжался около двух десятилетий. Внутренние неурядицы были отягощены вешней интервенцией - польской и шведской. Самое активное участие в русской смуте приняли предки нынешних украинцев и белорусов. В конце-концов, в России воцарилась династия Романовых. С точки зрения общественного развития Смута ничего не принесла России. Порядки, существовавшие при первых Романовых, мало чем отличались от порядков которые были при их предшественниках - московских Рюриковичах.
Многое говорит в пользу того, что современную Россию может ожидать повторение событий Смутного времени. Вполне возможно, что последствия этого нового Смутного времени будут гораздо более разрушительными, чем прежде. Приведёт ли это новое Смутное время к кардинальным переменам к лучшему в России, лично я сомневаюсь. Скорее они лишь закрепит отсталость России от остального цивилизованного мира. Чего точно в России не будет, при нынешнем состоянии нашего общества, так это повторения революционных событий февраля или октября 1917 года. Просто по причине отсутствия в обществе идей, которые могли бы объединить массы людей и сформировать некое общее видение будущего, ради которого стоит идти на баррикады.