Уважаемый читатель! Прошу прощения за ошибки, недавно освоила компер, и пока их много, ошибок. Так что sory!
До своего рождения я был ангелом.
Рядовым ангелом, поющим хвалу Господу.
Кроме этого я ничего не знал и не умел.
Но однажды мне приснилась земная Любовь.
И покоя больше не было.
Ангелы знают только одно чувство - радость.
Я же узнал и другое - беспокойство.
Любовь, прекрасная и благоуханная не давала мне сна.
И я захотел познать ее.
Для этого я обратился к старшему ангельскому чину.
И мне разрешили спуститься на одну человеческую жизнь, но с условием: путь человека нужно пройти весь, и земной и посмертный. Я был согласен на все.
Передо мной сияла Любовь. И радость от будущей встречи с ней быќла бесконечна. Ведь я был рядовым ангелом, и откуда ангелу было знать, что Любовь на Земле - это мука и страдание.
И тотчас как мне разрешили спуститься, я уже мчался в переполќненном вагоне метро, на свидание к своей возлюбленной, совершенно забыв о том, что до своего рождения я был ангелом.
НЕ ТЕАТРАЛЬНАЯ ПОВЕСТЬ
"ДО СВИДАНИЯ, РАВИК!"
Из услышанного разговора в метро: "Да, братец,
уж такие у меня неприятности, явно не мой день
сегодня". Приятель отвечает: "Эко удивил!
День... У меня вот и жизнь явно не моя".
Почему надо всегда прятаться по углам? Не выйти ли открыто на схватку с этой плутовкой жизнью? Все чего-то боюсь, перед кем-то прогибаюсь. Всегда "ах, кабы чего не вышло,"... А в результате вечное недовольство собой, боязнь иллюзий, выдуманных мною же... "Так думал молодой повеса, летя в пыли на почтовых, всевышней волею Зевеса наследник всех своих родных!..". Увы! Я не молодой, и не насќледник, и мчусь я не на почтовых, а в переполненном вагоне метро, где ежесекундно кто-то наступает на ноги, висит над головой, дышит луќком или пивом, и дешевой брагой амбрирует по вагону "французский" парфюм.
Согласитесь граждане-сотоварищи, что настоящими французскими духами в утреннем переполненном вагоне пахнуть не может. Те дамочќки еще в кроватках!
И вот я мчусь и думаю (ехать мне очень далеко: из одного конца города в другой, кстати, в Питер можно было сгонять туда и обратно), и рассматриваю людей, и уже думаю о тех, на кого смотрю. Да и вообще... О жизни.
Если кому-нибудь прямехонько въехать глазами в глаза, и пусть даже с добрыми намерениями, получишь в ответ взгляд-удар "не смей смотќреть на меня!". И все. Реже встретишь безразличие и понимание, еще реже спокойствие и практически никогда - улыбку. Да что там! Никогда не встретишь. В переполненном метро, особенно в часы "пик" все наши граждане похожи на бульдожек (простите, господа, за сравнение!): уголки губ опущены вниз, взгляд затравленного животного говорит одно: "Не подходи, укушу". Да нет, и мне их жалко, и сам, наверное, такой, и если вдруг, когда-нибудь нарвешься на улыбку, сто пудов - иностранец. К бабке не ходи! Он! Вычищен, надушен и с улыбкой! Ну что ты с ними сделаешь? Улыбаются и все тут! И все у них "по-модьнему, по-хранцузски". Видно, что все у них срослось, а "у нас на водку не хватает". Нет, граждане, ну нельзя же так, ну давайте уже и мы улыбаться! Вот я, например, уже начал! Вспомнил, сегодня зряплата, деньги, то есть, нам будут давать. И рассмеялся даже. Не то, чтобы улыбнулся, а рассмеялся на весь уважаемый вагон! Дело в том, что получаю я четыре зелененьких бумажки - на каждой написано "Билет банка России. Тысяча рублей". Что можно купить на эти деньги в наше пост перестроечное, военно-бандитское время? К примеру, конечно: 10 кило говядины, четыре кг колбасы копченой, тройку литров молока и заплатить за маленькую квартирку, в коей я живу с супругой и двумя малолетними ребятишками. Как на эти деньги одеваться, обуваться и прочее - никого не волнует в нашем немаленьком Государстве. Жена моя тоже актриса. Да! Я забыл представиться - я актер. Маленький актер одного из маленьких театров, на окраине большого города.
Так вот, моя жена актриса, но в театре она не работает. Дети учатся в начальной школе, за которую тоже надо платить. И супруга моя "распространяет" косметику, то есть бегает по всяким весям и предлагает "парфюм" польского разлива. И вот так мы потихоньку выживаем. Сначала, когда удивительно быстро закончилась перестройка, и началось строительство капитализма, все, кому не лень, бросились в "челноки". Ах, Константинополь! Константинополь! Сколько раз ты принимал русских беженцев, нуждающихся в помощи! Через тебя прошли тысячи эмигрантов, бежавших от Великой Революции, в твои жаркие объятия попали первые советские путаны от многочисленных и пошлых "Конкурсов Красоты", и "челноки" ринулись в этот много терпеливый и гостеприимный град, за второсортными дубленками и кожаными куртками, из дубленной свиной мездры. Поистине, в этом городе есть загадка. Моя Зинуля (жена), однажды заблудилась в переполненном повозками и машинами, жарком Стамбуле. На плечах ее был привязан огромный баул с куртками, в руках по сумке, с вязаными шапочками, и пальца не поднять!!! Она стояла среди проезжающих и машин и плакала. Сзади, где-то вверху, услышала насмешливый голос, на великолепном русском языке ее спросили: "Ну что ты ревешь? Заблудилась?". Зина обернулась. Двухметровый африканец, с кипельно- белыми зубами, улыбнулся, и стал снимать с ее плеч баул с куртками. Увидав растерянные глаза Зины, успокоил ее: "Я не вор. Я помогу тебе". Как выяснилось, он учился в Москве, а судьба забросила в Турцию и работает, и живет он здесь. "Русских видно издалека, я сразу понял, что тебе нужна помощь, какой отель?". И довел Зинулю прямо до места жительства. Поистине: "Стамбул - город контрастов".
Так вот, я о капитализме! Когда его начали строить в стране "развитого социализма" - такое началась! Дали волю простому человечку, вернее возможность испытать свои коммерческие задатки. Смешно это все, конечно. Все уже было распределено, поделено и никто бы своих капиталов не отдал маленькому человечку, так, поиздевались немного: на полках магазинов появился кое-какой товар, но стоимость его превышала месячную заработную плату простого советского гражданина, законопослушного и затравленного государственной машиной. Например, в то время, в театре мы с женой получали одну тысячу рублей на двоих, а сапоги зимние стоили две тысячи! Но вы ведь сами все помните. Чего там рассказывать! Над нашим народом по жизни издеваются по полной программе. Известный факт.
А наши бедные русские женщины! Увидев на прилавках: стильные платья и прочую одежду, просто дурели!. Вот тогда и начался великий исход интеллигенции в купечество! И тогда то вот моя жена поехала "завоевывать" турецкий рынок. Многие ее подруги и мои друзья, с хорошим образованием и неплохими "манерами" встали за прилавок привезенного, стамбульского товара. Но немногие смогли открыть свои киоски и ларечки, это всегда безумно дорого было, для всех нормальных людей. Бандиты и "ловкачи от времени" - не в счет. Позже все эти маленькие ларечки, торговые точки съелись большими торговыми центрами, как и везде, одним словом - "капитализмус".
Зина в театр не вернулась. Привыкла в суете торговли, и ей понравилось. Как она говорит, "У меня теперь одна роль - до конца жизни: приказчик торгового товара". Главное - свободное время, семья требует самоотречения. Детей, коли родила - воспитывай и образовыќвай! Молодец она у меня. Памятник ей, при жизни. Золотой!
Да, впрочем, не только ей, а всем русским женщинам, которые во все времена тянули на себе смрад нашей русской жизни при любом царе, генсеке, или президенте; работали, как волы: готовили, стирали, штопали, шили, консервировали, выстаивали очереди за мукой, или сапогами, за детскими вещами, или кроличьими шапками и при этом успевали забежать в парикмахерскую и успевали выкроить себе на платье, детям на сладенькое, мужу на пиво. Нет, граждане, дорогие мои соотечественники! Ничего у нас не изменилось с некрасовских времен! По-прежнему, наша женщина "и коня остановит, и в горящую избу войдет!". Я, опять же говорю о простых русских женщинах, а не о тех, которые и понятия не имеют, что вставать надо в шесть утра, готовить завтрак, заниматься уборкой, бежать на работу и носить штопаные рейтузы. Но та категория женщин очень мала, и что о ней говорить? Об этой категории можно узнать из "Светской хроники" - да и то, если вам интересно. Мне, например, неинтересно. В данный момент мне интересен гражданин, который мило прикорнул на моем плече: "Эй, товарищчь! Проснитесь, следующая станция конечная". Просыпается, и даже спасибо не сказал. Вагон затормозил, и вся толпа подалась вперед. Приехали. "Поезд дальше не пойдет, просьба освободить... и т. д." Все, понесли. Толпа выплывает из душных вагонов на платформу метро. Уф! На одной ножке прыгаю к эскалатору, вторая зажата "сзади бегущими", скок-поскок, и я на движущейся лестнице, которая еле-еле ползет сегодня. А иногда, напротив, несется как оголтелая! Все зависит от моего настроения и от расположения или нерасположения самой движущейся лестницы. Ну и главное от Времени, с этим товарищем шутки плохи. Оно само по себе, у него, у Времени, много всяких фишек в запасе. Хочет, растягивается, хочет, сжимается, недаром Оно среднего рода, т. е. неопределенного!. Правда, иногда хочется у него спросить: "Не самонадеянно ли вы, Время, думаете, что вы само по себе?" Когда-нибудь спрошу! Так, еще рывок, и я глотаю полными легкими свежесть зимнего утра. Ах, друзья мои, какое дивное утро! "Мороз и солнце, день чудесный" - как проста и совершенна эта фраза. У многих была на устах, а выразить радостное настроение русского зимнего утра - смог кудрявый наследник эфиопского князя! Удивительные, с позволения сказать, выверты, совершает судьба над человеками. А вот и театрик, где я служу. Бегом, бегом, не опоздать бы на репетицию, а то еще и без оклада оставят. Тикает 10 ноль, ноль. Вбегаю. Не опоздал. Ура. Со всеми здороваюсь, перешучиќваюсь, но понимаю, что витает в воздухе напряжение. Все актеры сиќдят в зале зрительном. Плюхаюсь в кресло к "амплуа" (кликуха моего приятеля).
- Что за сыр с бором? - спрашиваю.
- Боб, ты ничего, не понимаешь? Или притворяешься? Я говорю: "Нет, не понимаю".
"Амплуа" отвечает нежно: "Ну, посиди минут пять и поймешь".
И тут доходит! У него пар идет изо рта! Холод собачий. Бедные дамы закутались в пальтишки и платочки, мужчины тоже не отстают. Актеры, конечно ко всему привыкши, как говаривали в старину, но доколе же? На мой взгляд, в администрациях наших городов сидят нездоровые люди, а, иначе говоря, какую же логику можно подвести под распоряжения властей о том, чтобы в лютые морозы отключали отопления в домах, равно же: не выключали его, когда на улице уже плюсовая температура! А ведь это повсеместно! Всегда было интересно узнать, каким таким местом думает администрация? Хотя, если почитать Салтыкова-Щедрина и Чехова - в администрации уже лет двести сидят одни и те же люди. Они бессмертны.
Помощник режиссера, "девочка лет шестидесяти", застрявшая в театре с рождеќния, как она говорит сама, объявила маленьким, накрашенным до носа, ртом: "Главный режиссер приказал репетировать в одежде!".
По залу посыпались усмешки моих собратьев-актеров: "Да мы, собственно, всегда в одежде", "Новое дело - репетировать на морозе", "Интересно, а главный режиссер в одежде?", "Послушайте, господа, ну как в военное время! Холод и мрак!", "Да у нас всегда военное время!", "Это точно!", "Элке надо сказать, пусть со своим миллионщиком поговорит и тот пусть поставит кондишен!", "Точно! А то спонсор называется! А на здоровье актеров ему жалко денег", "Ой, ой удивили! Кому и когда было дело до простых актеров, да пусть хоть совсем окочурятся!".
А мне стало тепло. Не оглядываясь, знаю - пришла Она.
И огоньки забегали по залу. "Салют всем! Салют Боб!" (мне отдельно всегда).
И коллектив оценивает это обращения однозначно - у нас роман. Да что вы! Она - Королева. Она же Королева Огня. Поворачиваюсь и, безразлично бросаю: "Салют! Может правда, поговоришь с Цукало? Замерзли все как жирафы в Сибири".
Элка начинает веселиться:
- Борис Васильевич, это они вам сами сказали?
- Кто? - спрашиваю и теряюсь, как мальчишка.
- Жирафы, кто же еще? - и смеется.
- Обязательно передам спонсору, и завтра же, и на сцене и в зале, будут кондиционеры! Господа актеры не должны мерзнуть!
И, обращаясь, второй раз ко мне:
-Борис Васильевич, не хотите покурить?
Я насмешливо отвечаю:
- С вами, Эля, даже огонь не страшен!
- Огонь от сигареты, или пожар? - веселится Элка.
- Иногда огонь от сигареты становится причиной пожара, - почему-то очень серьезно говорит мой друг "амплуа", и разводит руками.
А мы, под завистливые взгляды, уходим в курилку.
Плетясь по заброшенным комнатам, через старые декорации, доходим до черного выхода, здесь наше "мдк", то есть "место для курения". Затягиваемся смертоносным дымом. Элка мне говорит:
- Салют, Равик!
И я отвечаю:
- Салют Жоан!
Вот в этой обшарпанной курилке все и началось, вернее все началось с появления Элеоноры в нашем театре.
В белой, волнующей своей изысканностью, шубке, в белых сапожках, она была похожа на эльфа, или ангела, когда наш шеф представил ее впервые. Тогда я подумал: "Сейчас эльф откроет свой игрушечный ротик, и вся гармония окажется иллюзией".
Долго говорил о ней наш спонсор и закончил так: "Поистине звезда сериалов и рекламы, красавица и умница...", но фразу он не договорил. "Эльф" тихо произнесла:
- Цук, не говори затасканных слов, и "звезда" это ты, а я простая актриса, которой в данный отрезок времени повезќло немножко больше, чем остальным. И вообще я в состоянии сама представиться.
Обращаясь ко всем, она произнесла:
- Элеонора Вольская. Можно просто Эл, - и улыбнулась. А что было потом, я сначала не понял.
А было так: когда эта девочка улыбнулась, зал и сцена осветились сотнями огней. И засверкали, запрыгали по креслам, по стенам эти маленькие огоньки. И согрели мою душу. Один огонек попал в сердце и растопил его. Гармония не нарушилась.
И мне стало так славно, в себе, так тепло и светло стало моему сердцу! Точь в точь по сказке Андерсена, но с точностью наоборот! Там Королева была снежная, и Каю в сердце, попал лед. А мне пламень. Пламень любви. И я назвал ее Королевой Огня.
Тогда я попытался сделать равнодушный вид и иронично полюбопытствовал: "И зачем же в наш, с позволения дам, сказать, замухрышечный театр, залетела райская птица, действительно звезда сериалов, м-м-м?". И я как можно строже посмотрел на Эльфа. Королева разбросала вокруг себя огоньки и прошелестела: "А чем же ваш театр хуже именитых? У вас разве что-то по-другому? Везде одно и то ж, но вы на окраине, и у вас меньше, наверное, зрителей. Моя занятость никого не будет волновать. А, стало быть, больше времени на телевидение, а я люблю сниматься", - иронично сказала она.
Помошник режиссёра цокнула языком и пробурчала: "Удивила! Сниматься она любит, все любят".
Королева ответила: "Но не всех снимают".
А я тогда подумал: "Да, эта не прогнется".
Началась репетиция. Элеонору вводили в спектакль на ходу, так как актриса, игравшая ранее, вышла замуж и уехала в другой город. Пьеса была по теме. По теме сегодняшнего дня. Богатый (почему обязательно богатый - не пойму). В нашем городе десять миллионов жителей, но почему-то современные пьесы пишутся в основном о богатых, а где же бедные и средний класс? Что они делают в то время, когда их грабят - эти пресловутые "богатые"? И, вообще, куда смотрят верхи? Или они не могут? Чего-то они всегда не могут - эти верхи!
И куда опять мчится Русь-тройка?.. Нет. Молчит. Как прежде молчит она. Не дает ответа. А позвольте вам напомнить, что в тройке той сидит Чичиков! Шулер и пройдоха! Как совершенно правильно заметил уважаемый наш Василий Макарович Шукшин! Один классик сказал, что неизвестно ему, куда мчится птица- тройка. А другой ответил, что ему тоже не известно, хотя он доподлинно знает, кто сидит в ней, в этой тройке. А она все мчится и мчится, и нет конца этой ее дороге. Жаль, конечно, что там пройдоха сидит. Ну, да и в этом Господь разберется! Дайте время!
Но это все отступление - прошу не пугаться. Так о чем бишь я? О пьесе новой. Так вот "богатенький Буратино", ну уже очень преклонного возраста, влюбился в молодую красотку, а у него жена, как водится, и т. д., и тому подобное. Да откройте любую бульварную книжонку, или сериал посмотрите, тема та же, но мне это и не важно. Важно, что красотку играла Элка. А я играл "богатенького Буратинку".
Знакомство антр ну.
Первая встреча
Морозное утро. Я шагаю наотмашь веселый. Сейчас я увижу Королеву. Ах, как прекрасна, бывает иногда наша затасканная жизнь! Иду и напеваю "Зимушка, зима, зимушка зима, девица красавица!". Как же я люблю зиму! И не передать! "Зима" - слово, непохожее на остальные слова определяющие времена года. Лето, осень, весна - как-то все тускло, нет звени! А вот в "зиме" буква "з" в сочетание с "м" дает ощущение мороза и движения! "Мороз" - опять буква "з". Деревья в белой изморози тихонько звенят на морозе, как хрустальные бокалы на ветру.
Ах, как отдыхает душа в мороз! Когда выйдешь утречком на крыльцо деревенского домика, а снега за ночь насыпало до самой последней ступеньки, и смотришь по сторонам, а там: серебро, белое серебро стелется ковром по земле и переливается, и искрится, и радует уставшую душу! Вот чего мне не будет хватать там, куда мы все, в конце концов, уйдем - так это зимы: рыхлых ее снегов, пара клубящегося на морозе и хруста шагов, идущего по снегу человека...
Захожу в театр. До репетиции еще минут тридцать, забежал в зал. Никого. Только я, как молодой повеса, прибегаю раньше, чтобы не пропустить приход королевы. Эта женщина не давала мне покоя, я как будто бы видел ее раньше, знал ее...
Времени - вагон, иду в курилку, встаю у окна и наблюдаю за воронами. Хитры птицы, гоняют даже котов! Безжалостны и ничего не боятся; по снегу ходят, как по ковру, грозя кому-то своим острым клювом.
Мои наблюдения окутывает запах хвои, чистоты и нежности. Не оборачиваясь, знаю - пришла Она. На такие духи у наших актрис не хватит месячной "зряплаты". Тогда я подумал, что иногда можно оправдать зависть. Собственно кто виноват в том, что одной девочке дано все, а другим только "ничего".
Никто не виноват. Это случайность. Но в Элеоноре была сердечность. И это потрясало: при такой внешней античности - античная же доброта! Подношу огонь к ее сигарете. Курим молча. Никогда не знал о чем говорить с такими женщинами. Теряюсь как холостяк.
- Что же вы молчите, бродяга, - открывает она диалог.
- Почему бродяга? - удивляюсь я.
- Все актеры бродяги. И менестрели. Или вы не согласны со мной?
- Да я и не думал об этом, - сказал я как можно более безразлично.
Элеонора посмотрела на меня вызывающе и тихо произнесла:
- А еще бродягой называла своего возлюбленного героиня одного романа.
Я был удивлен до бесконечности. Откуда этой девочке было знать о Ремарке? Она моложе меня лет на пятнадцать Ее поколение интересуется бульварной литературой. Откуда ей знать о романе немецкого классика прошлого века? Они читают другое. Да и читают ли? И, тем не менее, я продолжил интересную тему:
- Эту героиню звали Жоан.
Огромные глаза, всматриваясь в меня непрестанно, улыбнулись какой-то сложной полуулыбкой, и низкий голос произнес внятно:
- Да. Жоан. Жоан Маду. Я даже псевдоним такой хотела взять. Но вовремя остановилась. Пусть будет так, как есть... Я просто бредила этой героиней, у меня даже голос изменился, стал более хрипловатый, а был звонким, как колокольчик. Но мне хотелось, чтобы как у нее все было: и голос низкий, чуть хрипловатый, и походка загадочная, и все в ней мне нравилось... а вы, вы похожи на ее возлюбленного, на Равика.
Я почему-то разозлился:
- Что за бред? Сегодня день розыгрышей?
И выбросив сигарету, закончил:
- Я похож на героя Ремарка только принадлежностью к мужскому полу.
Чувство юмора покинуло меня, злость и неприятие вскипели в сердце!
Повернувшись спиной, ухожу прочь. "Влюбился он! Старый осел!".
- Борис Васильевич, постойте, - Элла дергает меня за рукав, - на что вы обиделись?
- На сравнение. Если вы действительно помните героя - он был высок, светловолос и серьезен, что очень нравится несерьезной половине человечества, и в какое же сравнение это идет со мною? - (Что я несу? Надул губы, как гимназистка!).
Элеонора, по-мужски, сапожком тушит сигарету. Потом грустным голосом произносит:
- Вы создаете впечатление тонкого и мыслящего человека, и я говорила о внутреннем. Мне показалось вы тот на кого можно очень положиться, и вообще, разве внешность не обманчива?
Внутри меня был лед. И он растаял: "Королева! Королева Огня!".
- И еще... - договорила она, - у меня такое ощущение, что я вас видела раньше.
- Где же? - спросил я, и голос мой дрогнул.
- Не знаю, - тихо сказала Эл, и посмотрела в окно. Надо было как-то прекратить этот разговор, и я достал сигареты. Мы опять закурили. Смотрели в окно и молчали. Раздался звонок. Пора на репетицию. Эл повернулась и опять посмотрела мне в глаза:
- У вас взгляд Равика: открытый и мужской. И когда вы смотрите на меня, я вижу ваши глаза, а вы - нет.
И мы пошли на сцену. Эл впереди. Я сзади. "Ну что же, что же твое актерское мастерство? Где оно? На сцене играешь, а в жизни забыл все "системы?". И все-таки оставалось чувство какой- то недосказанности. Репетиция проходила в нервозном темпе. Там была сцена встречи с героиней, которую играла Королева. Я должен был сказать ей два слова: "Салют, малышка, как долетела?". Но я почему-то сказал: "Салют, Жоан!". И замолчал.
А она мне ответила: "Салют, Равик" - и улыбнулась.
Мне показалось, пауза была очень долгой, но никто ничего не заметил, кроме нас. Режиссер, раздраженно махнув рукой, сказал: "Ой, давайте без отсебятины". Мы с Жоан захохотали, и я произнес игриво "Салют, малышка, как долетела?", а "малышка" ответила: "Ол райт!".
Так закончилась первая встреча между нами.
Вторая встреча была грустной, и я называл ее "Невстречей".
А было это в разгар сезона, и все шло своим чередом. О Королеве я старался не думать. Она была в той маленькой шкатулочке, на донышке души, куда я очень редко заглядывал, чтобы земными мыслями не опошлить воспоминание о Ней.
Но на этой Земле ничего не бывает без облачка. И даже самые близкие и любимые люди совершенно не понимают того, что понимаете вы. Я шел в Храм. И вспоминал своего дедушку, Прокопия Степановича. Если бы не он, я бы ничего не знал о Вере. Красные галстуки пылали на шеях моих одноклассников, вся страна приветствовала атеизм, а я затаив дыхание, слушал дедушкины рассказы об Иисусе Христе! Неокрепшим детским умом я понял одно: человеку ничего не надо бояться, если он верит в Единого Бога, и что Бог защитит его в любой опасный час. Крепко я это запомнил. На всю свою жизнь. И еще деда мне всегда говорил: "Уступай всем, это лучше. И терпи. Все претерпи". И когда меня обижали, и я плакал, деда гладил меня по голове и приговаривал: "Бог терпел, и нам велел". Я спрашивал: "Но почему, почему я должен терпеть?". "Надо терпеть и все!" - отвечал мне дед. Как долго это было непонятным до конца. Но позиция моего деда привела к следующему результату: в этой жизни я не научился драться, а мог только защищать себя, да и то в тех сложных случаях, когда агрессия против меня дохо-дила до самой высшей точки накала человеческой злобы. В основном же я терпел.
Жизнь давалась мне трудно. У меня не было к ней способностей. Ведь способность к жизни, так же важна, как и способность к какому-то предмету в школе - она либо есть, либо ее нет. У меня её не было.
Говорят, что трудности закаляют человека. Не уверен. В основном трудности делают из людей нравственных и духовных калек. Таковым бы стал и я. Если бы ни Вера, которая вытаскивала меня отовсюду. Я верил в Бога всегда. И по-другому, то есть без воли Божьей этот Мир я не видел.
Иду в храм. Как я люблю эту дорогу! Дорогу в храм. Все земные проблемы отступают, когда я иду в обитель покоя, за порогом которого останется измученный и кровавый мир.
- Куда это вы все время ходите до спектакля? - услышал я голос Элеоноры. И растерялся, и начал оправдываться:
- Да... здесь недалеко, решил прогуляться. А вы, ка-жется, должны быть на съемках?
- Съемки отменили. Не уходите от темы, Боб! Можно я буду вас так называть? Краткость - сестра таланта. Пока проговоришь полное имя - пять минут из жизни долой. Так куда вы? Мне говорили, что вы часто ходите в соседнюю церковь! Только не пойму, почему вы скрываете это? Теперь туда все ходят. Это модно!
Внутри меня все сжалось:
- Вы, Элеонора, думайте иногда - что несете! Мода - это для подиумов! Я человек верующий. Им был с детства, и никогда этого не скрывал!
Быстрым шагом ухожу от вопросительных глаз.
Вслед слышу немного растерянный, голос Эли:
- Борис Васильевич! Можно я пойду с вами?
- Нет. - резко ответил я.
В Храм я уже не пойду. Всё понятно - это искушение, но ноги мои шли в противоположную, от Храма, сторону. И душа рвалась на части. "Как, как все соединить в этой земной жизни? Любовь, семья, религия, работа - все такое разное, и надо жить сразу не в одном, а в нескольких измерениях! А каков же результат?".
Иногда, я завидую умершим. Они уже знают все результаты. Какой-то страх подползал ко мне в образе Элеоноры. Я был влюблен в эту девочку, но не хотел ее видеть. Она пришла, чтобы изменить мою жизнь. Я чувствовал это, и сопротивлялся, как мог. На спектакле мы не смотрели друг другу в глаза. Назавтра начинались гастроли, у Элеоноры быќли съемки, и она оставалась в городе. Этому обстоятельству я был рад.
Гастроли
Снег валит огромными и пушистыми хлопьями, как будто миллионы белоснежных ангелов спускаются на землю, трепеща хрустальными крылышками. Скоро Рождество. Наш театр едет на гастроли по городам и весям столицы. Устало бреду к автобусу. Как обычно первый, а первый я только в очередях, да в автобусах, в других местах быть первым не получается. Старый пазик с декорациями, встречает меня жутким холодом. Водитель, прочитав мои мысли, открывает рот:
- Ща все подскочут, и я включу обогреватель. Сажусь у окна, и любуюсь снежинками-ангелами. Господи, почему я так несчастен? Несчастен как рождественский гусь. Однажды, в какой-то передаче показали, как резали гуся. Странно, что эта передача называлась "Мир животных", вернее ее надо было назвать "Убийство животных". Так вот - гусь сам положил маленькую свою головку на бревно, а по мордочке стекала слеза. Я был потрясен! И дал себе слово никогда не есть убиенных животных, но прошел год и я снова впивался зубами в кусок жареного мяса. Быстро мы забываем чужую боль. И сейчас я представил, как миллионы гусей складывают свои мордочки на "плахи", чтобы быть поданными к столу в качестве Рождественского гуся. И все мне кажется какой-то путаницей. Почему в светлый праздник рождения Спасителя надо убивать невинных животных? И почему это разрешается религией? Разве это не от язычества? Убиваем животное, пляшем у огня (в данное время у камина или у костра на даче), и все залито кровью. И имеем наглость, перед Богом, называть себя мыслящими людьми, в сущности, являясь полными дикарями.
- Борис Васильевич, можно я сяду рядом, - услыхал я сквозь рой своих мыслей голос Элеоноры.
Я привстал и поздоровался, удивляясь до бесконечности:
- Эля, вы ведь не должны ехать с нами. Эта командировка не для рафинированных девушек. И, уж, конечно же, не для "звезд" экрана!
- Не надо пытаться меня обидеть. Я выросла в хлеву и когда-нибудь расскажу об этом. Так можно я присяду рядом?
- Да, - коротко ответил я.
- Вы простите меня за вчерашнее.
- А что было вчера? - удивился я.
- Я встретила вас по дороге в Храм и наговорила много глупостей, не осуждаете меня?
- За что?
- За крамольность.
- В чем же она? - спросил я.
Элеонора долго смотрела на меня, и прошептала:
- Мне кажется, я посмеялась над чем-то святым для вас.
- Нет, - уверенно ответил я. - Я не обижаюсь на вас. Жизнь такая. На кого обижаться?
И процитировал слова Дольского: "Так много злости и отравы я через сердце пропустил, что быть жестоким и неправым нет ни желания, ни сил".
- О, несчастное поколение попсы и рэпа, объясняю: эти стихи принадлежат Александру Дольскому. Он - наш современник, и, по щемящей тоске о духовности в наш век поэзии равных ему нет!
- А вы думаете, что кому-то нужна духовность "в век войн бездарќных и безжалостных орудий, в кровавый век анархий и убийств?".
- А назовите мне хоть один век жалостливый и войны не кровавые и не бездарные!
- Да я не сильна в истории. Вы много всего, наверное, читали, по глазам вижу. Вот и расскажите, Борис Васильевич!
- Я вам скажу только одно: если бы не было духовных людей, войн было бы гораздо больше. И не было бы войн вообще, если бы все люди были духовны.
- Как же это связано? - удивилась Эля.
- Об этом за пять минут не скажешь, как-нибудь поговорим на эту тему.
- Ловлю вас на слове, - весело ответила мне Королева.
Автобус потихоньку наполнялся "коллегами по несчастью". По несќчастью быть актерами. Старушка - помреж взглянула на нас угасшим взглядом и села у окна. Влетел в автобус "амплуа" и задорно крикнул:
- Самый лучший актер театра Боб, уже на троне с королевой!
- Мин херц! Хоть ты и друг мне, но истина дороже. Запомни самые лучшие актеры у Диснея! А мы все так, "погулять вышли". Друг подошел ко мне и долго смотрел с насмешкой, заклюќчив:
- Тебе не идет быть злым. Сдуйся, оттай.
И я "сдулся", как говорят англичане "эз южел". Да. Как всегда.
- Ну что, кого еще ждем, или поехали? - весело спросил водила и подмигнул моей спутнице.
Помреж оглядела автобус и махнула рукой: "Все в сборе". Старый пазик запыхтел, задергался, в салоне заамбрировало бензином, и искусственным теплом. И мы тронулись в путь. Было раннее зимнее утро. И никому не хотелось говорить. Я посмотрел на своих соратников по театру и задумался, вспоминая их судьбы и жизни. Никто из них не был удачен и счастлив. Никто. У всех была маленькая зарплата, у всех были всяческие проблемы с детьми или внуками да, наверное, и ели все не досыта. Но кто мне объяснит, почему они не уходили из театра? И вспоминались известные актеры, мелькающие на экране, в театре и прочих "сейшенах". Чистая бесовщина. Оторопь берет. Свежие, после очередной подтяжки, напомаженные, зажатые в корсеты дорогих платьев, они еще имеют бестактность "изрекать истину" силиконовыми губами. И мы, неизвестные и рядовые служители Мельпомены сто крат честнее, живя так, как мы и живем: в тесноте, бедности и не сытости. Главное - не завидовать! И за всё надо будет ответить. И за пластические операции тоже. Как придут к Богу? Он может не узнать.
- Я сейчас подумала, - заговорила вдруг Элеонора, - как хорошо умереть молодой. Я имею в виду актерство. Вот лет через десять, наверное, придется делать подтяжку. Оторопь берет. Ведь если человек меќняет внешность - внутреннее его состояние и его жизненная позиция тоже меняются. У меня после киношных вечеринок, создается впечатление, что все с ума посходили от этих лифтингов! Все женщины похожи друг на друга как две капли воды. И все мужчины похожи на женщин. Страшно. Нет, я хочу умереть молодой! Борис, почему вы так смотрите на меня? Я говорю что-то неправильно?
Я был потрясен и молчал. Телепатия? Или я говорил вслух свои мысли? Нет, это исключено. Какая-то внутренняя сила соединяла нас даже в мыслях. Я видел ее раньше. И знал. Мы одно целое. Проглотив напряжение, я ответил:
- Элеонора, я не хочу, чтобы вы умерли молодой, - и тихо добавил, - я не хочу, чтобы вы умирали вообще.
- Это невозможно, - сказала Королева.
Мы не успели проехать и 10 километров, как застряли в пробке, водитель пошел узнать о времени стойбища. Сказали "Надолго". "Слуги" народа будут проезжать вскоре, а вскоре это может быть и через час. "В этой скучной и не интересной жизни надо с детства набираться терпения. Особенно человеку рядовому. Я бы в школе особенным предметом узаконил это обстоятельство. Предмет так бы и назывался "Уроки терпения". Достав сигареты, не успел прикурить, и услышал:
- А у меня Лоран, зеленые.
- Я не откажусь, а кальвадоса у вас, Эля, случайно не имеется? До кучи! - спросил я весело и взял пачку сигарет в руки, - Подумать только, действительно Лоран! Но, а собственно чему я удивляюсь, вы ведь часто летаете в Париж?
- В Париже я не была, - ответила Эля, - А в столице сейчас все можно купить. И кальвадос, и сигареты "Лоран". И даже роман "Триумфальная арка". Все можно - если есть деньги.
Автобус затянуло белым табачным дымом. Курили почти все. Некурящие задыхались и попросили открыть дверь автобуса. Что и было сделано. Транспорт не двигался с места. О чем-то надо было говорить с моей спутницей, а я терялся перед ней, словно был ее ровесником.
- Так вы видели в продаже "Триумфальную арку"?
- Да, где-то на книжных развалах.
- Надо же, а я даже не заглядываю на эти "развалы", думал кроме детективов и бульварных книжонок там искать нечего.
- Я как-то случайно увидела, и купила. У меня уже старенькая книга, прочитанная от корки до корки, и странички пожелтели.
- Элеонора, а что вас могло заинтересовать в "Арке", ваше поколение не читает серьезной литературы.
- В школу, где я училась, в восьмом классе пришел новенький. Его отец был военнослужащим, и некоторое время жил в Германии, а потом, как это обычно бывает, его отправили служить в наше захолустье. Они прожили недолго в той части, которая стояла рядом, но Олег, так звали новенького, успел мне рассказать многое о Германии и о своем любимом писателе Эрихе Ремарке. Да и вообще, он так много всего знал, и так интересно обо все рассказывал! И мне казалось - я прикоснулась к какой-то фантастической и недосягаемой жизни. А мы с бабушкой жили в покосившемся домике, рядом с коровой и поросятами.
- А ваши родители?
- Моя мама умерла, когда я была совсем маленькой, а отца своего я не знаю. Бабушка не говорила о нем, и если я спрашивала, она очень ругалась. Моим воспитанием занималась "улица" и бабушкин ремень. Не о каких книгах в нашей халупе не могло быть и речи. А Олег, уезжая, оставил мне много книг, среди них была "Триумфальная арка".
Я с большим вниманием слушал откровение Элеоноры, мне было интересно все, о чем она говорила. Все абсолютно.
- А сколько вам было лет, когда вы прочли "Арку"?
- Четырнадцать, - улыбаясь, ответила она.
- Но что может понять четырнадцатилетняя девочка в этом романе?
- Конечно ничего, кроме желания быть актрисой, как Жоан Маду! Вот с этого все и началось...
Мне казалось, мы говорим очень тихо, но, сидящий впереди нас "амплуа", повернулся и заинтересованно спросил:
- И что же там у нас началось?
Элеонора ответила ему очень резко:
- Началось то, что вам и в страшном сне не приснится, любопытный вы наш.
И тут все закричали: "Едем, едем! Ура!". Машина заурчала, подергалась, и рванула с места.
Современный человек, не выезжающий за пределы города, будет очень удивлен, попав в русскую деревню, будет неприятно удивлен. На дворе двадцать первый век, а для русского крестьянина - все средние века: убогость, теснота, непролазная грязь. Кого угодно мог удивить рассказ Элеоноры, но только не меня. Пятнадцать лет назад, впервые я попал, с гастролями в заброшенную деревню Владимирской области, и увидел то, о чем писал Чехов Антон Павлович: "кругом бедность невозможная, теснота, вырождение и пьянство". А вы говорите "большевики". Порок и зависть - враги спасения не дремлют в любые века. Были мы на гастролях в гарнизонной части, построенной на территории монастыря и после спектакля попросили настоятеля монастыря рассказать о истории церквей и создателе монастыря - коим был схимонах Зосима, и пришел он сюда в конце семнадцатого века, не без воли Божьей. А по прошествии нескольких лет праведника не стало.
Но на его могилу, на которой был построен большой памятник, всегда стекалось много народу, служились панихиды по праведному старцу. И батюшка из соседней деревни Слотино очень завидовал свяќщеннику, получавшему доход от панихид(!!!) Он уговорил владельца пустыньки, т. е. этой местности, вынести образа из часовни и перенести в его церковь, что и исполнилось. С памятника отца Зосимы была стесана топором надпись и поставлена на чужую могилку, а в его часовне была устроена птичная. Правда, после переселения туда птиц, на следующий день, утром, их обнаружили мертвыми. Священник тоже скончался вскоре. Святыня поругаема не бывает!
Чему могли научиться крестьяне у такого священника? Внуки таких вот крестьян и довершили до конца разорения в святых пустыньках, и на площадях больших городов, где золотом сияли маковки спасительќных куполов. Злость, зависть и беспробудная темнота всегда пытается вылезть вперед, выделиться своими черными делами, преуспеть. Увы, там и приживается враг Спасения.
Старец Зосима, о котором нам поведал настоятель монастыря, был одним из тех представителей крестьянства (а он был из простолюдиќнов) в которых есть искра божья. И таких мне тоже довелось увидеть в бесконечной веренице поездок по глубинке. Какой пошлой кажется наша "попсовая" жизнь, после встречи с такими людьми!
Лет пять назад, в одном из сельских клубов (есть еще такие), в жутќкий мороз, мы давали "новогоднее представление": спектакль законќчен, мы вышли на "поклон", и я увидел тех, кто был в зале: ветхая и ниќщая одежда не в счет. Волновали глаза: наивные и несчастные. Наивные от образа жизни, а несчастные от непонимания своих страданий и неуќдобств. На первой скамейке от сцены стояли две женщины: одна на культях, может от рождения, может быть от мороза ампутированных, не знаю, а вторая совершенно блаженная, в мужских ботинках и в дырявом платке, надтреснувшим от постоянных простуд голосом, повќторяла не переставая: "Спасибо мои хорошие, спасибо мои хорошие". Они аплодировали без устали, потом переглядывались, и в глазах их было счастье. Мне хотелось упасть им в ноги и просить прощение за нашу халтуру, за наше безразличие и призрение к ним, за то, что мы ничем не могли им помочь. Я подумал тогда: "Как далеки мы от них, и насколько ближе они к Богу!".
Танец с "саблями"
Автобус подъехал к маленькому зданию районного дома творчества, здесь мы должны отыграть три новогодних сказки. Актеры вывалились из автобуса, недовольные и измятые.
- А хорошо бы ехать и ехать, - сказала Галка-травестюшка, как любовно называли ее на театре, - в пути мое существование хоть как-то оправдано! В пути и на сцене.
- А в жизни? - спросила Элла.
- А в повседневной жизни моя жизнь не оправдана.
- Похоже клубешник-то наш закрыт! - протянула подбежавшая Леонидовна, помреж с пятидесятилетним стажем. - Я обошла его со всех сторон. Тишина и печаль.
Холод продирал до костей. Актеры стали возмущаться и спрятались от мороза в бензиновый пазик. Завязался разговор:
- А где мы жить будем? Кто знает? Молчание. Никто не знал.
- Мы никому не нужны, и спектакли наши тоже, - заметила "характерќная" героиня, измученная мужем и взрослыми детьми. Она всегда говорила: "Мой муж ест даже во сне. Спасаюсь только пирогами и картошкой. Я не представляла, что человек может так много кушать и все подряд".
Ей отвечали: "Да это от стресса, он же не актер, и ему некуда деть свою пустоту, вот он и заполняет ее пищчей". "Героиня" соглашалась.
Сейчас же она продолжила: "А вообще, Бог с ним с этим холодом, и с тем, что нас не встретили! Главное свобода! Целых 7 дней не стоять у плиты! И не носить сумки в зубах".
- Стало быть, и наши жены счастливы, что мы уехали? - спросил я у нее.
- А ты Боб, думаешь - ты особенный, и от тебя никто не устает?
- Не думал об этом. И не хотел бы этого.
- А я думаю, что от человека с хорошим чувством юмора и самоќиронии устать нельзя! - сказала Элеонора, глядя на меня.
- Если бы чувство юмора еще и деньги приносило! - усмехнулась Галка.
- Да наш Боб и без денег хорош! - утвердил "амплуа", - ведь Вы его имели в виду, Эла?
- Ну не вас же, Пауль! - ответила Элеонора.
А я почувствовал себя разменной монетой. Перед дверью "Творчества" замаячила фигура с ключами. Леонидовна побежала к нему.
Долго размахивала руками, грозилась, потом позвала нас. И мы, в очеќредной раз вывалились из автобуса и побежали в дом, чтобы, наконец, увидеть сцену и зал, где нам предстояло работать. Пока рабочие сцены заносили хлипкие декорации, я сел на самый последний ряд и поду-мал, что, этого маленького зала нам будет недостаточно, надо подставќлять стулья или скамейки. Как не крути, а театр - это живое искусство, и никогда не умрет. Люди приедут на наши спектакли из самых дальних уголков этого районного центра. Замученные сериалами, обязательно захотят увидеть живых актеров. Факт. Да, дорогие мои соќграждане, ругали, ругали мы эти бразильские сериалы в конце прошќлого столетия... а зря. Русский человек долго запрягает, но ездит очень быстро. В буквальном смысле наш уважаемый классик был прав. И пошли штамповать эти наши русские сериалы один быстрее другого. Только вот под одним названием они все, горемышные, под одним лозунгом "Богатые тоже плачут". С молоком впитался этот фильм в голоќвенки будущих киношников. Нет, есть конечно исключения. Но я не видел. А театр - он живой, можно рядом с актером постоять. Ну что вы! Аншлаг будет полнейший!
- Борис Васильевич, что это вы в одиночестве, да на галерке? - Элеонора подошла, или подлетела, (есть у меня такое чувство, что она умеет летать, и когда ее на роль ангела утвердили в нашем новом спекќтакле, я и не удивился - она ведь умеет летать!).
- Да вот ворчу себе, по-стариковски, размышляю. Взгляд девочки лезвием скользнул по моему лицу.
- Не надо называть себя стариком, и не надо это подчеркивать при мне, я вообще считаю, что не бывает разницы в возрасте, что такое 15 лет в вечности? Ее и вовсе нет между нами, этой пресловутой разницы в возрасте. Ты согласен Боб? Ничего, что я на ты?
- Валяй, - ответил я сдержанно. И поднялся с места. - Пойдем, посмотрим, какие лежанки приготовила нам администрация, и где мы будем почивать.
- Это шутка, - весело отозвалась Элеонора, - разве мы будем жить не в гостинице?
- Вот тебе и разница в возрасте! Опыт, жизненный опыт вот чем отличается человек, поживший на этом свете. Недаром я был удивлен, что вы поехали с этими спектаклями. И, повторяю, такие командировки не для "звезд" экрана. Да, мы будем спать на лежанках, всего шесть ночей! Оглянитесь вокруг, ну какая тут гостиница! А мы все "искремас-совцы" и не просим создавать тепличных условий. Зачем вам было приезжать - не пойму!
Королева схватила меня за рукав и дернула так, что он мог бы и оторваться. Но не оторвался.
- Так вам, поживший человек, так и не понятно, зачем я сюда приехала? И почему мотаюсь за вами как иголка за ниткой?
Я улыбнулся: "Может быть нитка за иголкой?".
- Может быть. Ты знаешь, суть одна - я хочу быть вместе с тобою!
- Эля, успокойтесь, - я взял ее руки в свои, - не надо так. Вы надумали. Все пройдет. Ты все выдумываешь девочка! Ну, посмотри на меня. Мне сорок два года. Я старик. Ну что во мне? Что? Я не герой романа.
Я выпустил ее руки и пошел на сцену.
Элка вслед очень тихо сказала: "Я сама ничего пока не могу понять, но меня тянет к тебе так, словно я маленькая железка, а ты магнит, большой и сильный. И я не могу справиться с притяжением".
Я уходил от нее быстрым шагом, и в голове моей была полная путаница. Господи, только не это, ничего не хочу! Ничего! Эта женщина не давала мне покоя, я думал о ней всегда, но... не хотел встречаться с ней, чтобы пошлыми отношениями не трогать чувство радости, охватившее меня при ее появление. Но отчетливо понимал, что неиз-бежность нашей любви уже стояла рядом и требовала отречений.
А после спектакля состоялся "товарищеский ужин". Никакой пользы не было от этих ужинов, мой брат актер обычно напивался в зюзю и нахаляву наедался, за счет местной администрации, говорились речи, благодарения, что в такой мороз, в такую даль и т. п. Я уже испил свою бочку, и возвращаться к этому не хотелось, но чтобы не быть белой вороной - я всегда оставался на "фуршэт". Потихоньку народ хмелел, и требовал музыки и танцев. Зав. клубом, попросивши прощения за магнитофон "каменного века", еще с бобинами, поставил первую попавшуюся ему пленку. И вдруг в наш эфир ворвался Хачатуряновский "Танец с саблями". Все замахали руками, мол, только не это, что-нибудь медленное лучше танго, или вальс, и т. д. Но в это самое время в центр зала выбежала Элеонора. И начала танцевать. Что это было? Танец-полет? Шаманское заклинание? В ее движениях было все: и русская удаль, и еврейский надрыв, и утонченность востока... и все, все, что заставляло, не отрывая глаз следить за каждым ее движением. Потанцевав вволю, королева, под бурные аплодисменты, начала комично раскланиваться, и посылать всем воздушные поцелуи. Бродяги актеры были ошарашены, и каждый приглашал присесть рядом. Но она подсела ко мне. И испросила шампанского! Наливая искристый напиток, я осведомился тогда, не балерина ли она?
- Ну, вот вам и разница в возрасте, - насмешливо сказала Элка, напомнив наш утренний разговор, - вы действительно, человек уже пожилой, и забыли, что я актриса, и закончила "Щуку", эх вы, бродяга! - расхохоталась Эл.
- Я ничего не забыл, королева! Можно я так буду тебя называть?
- Валяй, - так, кажется, ты ответил мне?
- Именно, и все-таки такого танца не может танцевать человек неподготовленный!
- Может, - сказала Элеонора, - если есть для кого. Я танцевала для тебя!
- Ну что ж, тогда салют! - и я поднял бокал с шампанским.
- Салют! - ответила королева.
И ушли все страхи. Пусть жизнь моя изменится. Да и зачем она нужна мне, эта жизнь, если Элеоноры не будет рядом со мной.
Возвращение
И вот я подхожу к дому. Гастроли закончены, пролетело 7 дней. А для меня, будто семь веков. Та же улица, тот же подъезд, а время течет по другому и я другой. Что делать!? Играть, притворяться? Больше всего на свете ненавижу вранье. Н е н а в и ж у ! А если во спасение? Во спасение покоя семьи? Двуликий Янус! Вот кто ты ! Какой такой толк в том, что ты ходишь в Храм, падаешь на колени перед святынями, и делаешь других людей несчастными?
Не помню сколько часов я поднимался домой, мне казалось времеќни для меня вообще не было тогда. В маленькой прихожей собралось мое любимое семейство. Какие родные лица! Благодушная жена, с пультом в руке, скороговоркой выпалила: