Аннотация: Обзор нескольких рассказов. Может быть продолжен
Луцкий С. Свежие Мураши
Сюжет сильно напомнил начало девяностых с их разбалансированной экономикой, поисками возможностей заработать и нетрадиционным решением простых задач. Единственный и центральный образ прописан в общих чертах, сама ситуация прописана в очень общих чертах. Таким образом, видится схематичный набросок, хорошая заготовка, но, к сожалению, не более того. Прослеживается призрачная преемственность с произведениями на подобную тематику О.Генри и Ильфа и Петрова. Из положительных сторон: неплохая авантюрная идея, вставки из СМИ. Отрицательные стороны: недостаточная проработка сюжета и образа ГГ (он получился довольно блеклым, картонным), вследствие чего безжизненность описанного персонажа и событий, ненужное акцентирование на второстепенных, несущественных вещах, которые не способствуют созданию атмосферы (чересчур пространная статья в "Вечерке", уточнения относительно томика фантастики). К сожалению, не была раскрыта наметившаяся идея межвидового сотрудничества разумных существ (человека и муравьёв). Тем не менее, после тщательной проработки мог бы получиться блестящий юмористический рассказ.
Наиболее понравившийся момент: "Разговаривая по телефону Шанин автоматически черкал на лежащем перед ним листе бумаги - "Кураташи: Ку - кузнечики, Ра - саранча, Та - тараканы, Ш - Шанина"..."
Наиболее непонравившийся момент: длинная статья в "Вечерке"
Платонов А.Н. У всех есть слабое место
Преимущество данного рассказа - динамичность повествования. Можно выделить несколько мотивов, красной нитью проходящих через произведение: усталость от супергеройства и разочарование в нём. Именно эти мотивы, как мне кажется, явились почвой для рождения истребителя супергероев - обыкновенного человека, не обладающего сверхспособностями. Хорошо прописаны образы главных героев; ГГ, он же, по сути, антигерой, предстаёт умным расчётливым убийцей, его противник Неуязвимый - бесхитростным добряком, годящимся разве что для ловли "швали подзаборной". Отстаивание позиции неуязвимости борцов со злом показывает ограниченность и самоуверенность супергероя. Главная идея произведения заключается не в том, что у каждого есть слабое место, а в неизбежном торжестве зла над добром. Здесь мы имеем дело с идеализацией зла. Мир в рассказе представляется тёмным в силу отсутствия чего-то светлого, добрых сил, способных противостоять бандитизму. Что говорить о спасении людей от преступности, олицетворяющей зло, если даже полицейские, законные защитники порядка, продажны и способствуют уничтожению добра! Логичность сюжета выступает положительной стороной текста.
Понравившийся момент: "У супергероев обычно две жизни и одна маска. У меня суперспособностей нет, поэтому у меня множество масок, и у каждой из них своя жизнь, и своя история".
Непонравившийся момент: "- Да, ужасная участь, - с грустью кивнул Сэм. - Какой-то мерзавец, говорят, облил его водой из шланга пожарной машины, а потом просто перерезал бритвой горло".
Ширманова Г.П. Продукты из литературного сырья
Мистическая сатира - так бы я охарактеризовал данный рассказ. Образ ГГ неплохо выписан: писатель-неудачник, закосневший в собственных представлениях о литературе, непризнанный гений. Типичный герой сатиры, в котором нет ничего героического. Он - лишь капля в океане ему подобных. В сатирическую концепцию рассказа хорошо ложатся и персонажи, и издательство, и странное "Здание" с чертовщиной, напоминающее булгаковскую "нехорошую квартиру". Продумана деятельность нечистой силы. Скупка литературных "полуфабрикатов" и продажа модифицированных произведений преследует две основные цели: зависимость писателей от модификаторов/нечистой силы, незаметно порабощающей писательские души, и популяризация просатанистской литературы. Очень заметен элемент абсурда. Из явных недостатков: ошибки в тексте (корректорская работа).
Понравившийся фрагмент: "Поэт, разумеется, отравится, а романист - застрелится".
Непонравившийся фрагмент: "Не забудь о коррекции творческих предпочтений, и внуши им, " кроткие наследуют землю и насладятся множеством миров". Надеюсь, ты помнишь псалом Давида и следуешь ему?!"
Lotsp. Восемь клонов профессора Монро
Произведение лишь немного не дотягивает до притчи. Центральный образ профессора Монро, не смотря на скупые слова автора о персонаже, органично вписывается в атмосферу, что делает образ отчётливым, полным. Образ вызывает ассоциации прежде всего с доктором Моро ('Остров доктора Моро' Герберта Уэллса). Главный персонаж ('героем' его язык не поворачивается назвать) безумен, одержим подобно большинству учёных, претендующих на звание 'злого гения'. Он - типичный маньяк от науки, в контексте произведения представляющий собой комичного персонажа. Повествование насыщено чёрным юмором, концепция произведения юмористична и содержит морализаторскую идею неосознанного самонаказания злого человека, при более общем рассмотрении - идею самоуничтожения зла (страдают от сотворённых клонов лишь начальник лаборатории да сам профессор). Неоспоримым достоинством данного рассказа является создание великолепной атмосферы, которая в соединении с морализаторской идеей роднит 'Восемь клонов профессора Монро' с творчеством классиков фантастики.
Понравившийся фрагмент: 'Сердце профессора наполнилось радостью - сомнения в близости успеха рассеялись. Монро представил себе картину - выверенным красивым движением Счастливый Клевер ломает ему шейные позвонки, тихий хруст, никакой крови. Конечно, клона после этого схватят, чтобы он не убил еще кого-нибудь из ученых. Но хитрец найдет способ для побега, он будет свободен, прекрасен и любим - таким должно быть настоящее зло'.
Непонравившийся фрагмент: 'Первый клон по кличке Дверная Ручка обладал тяжелой бульдожьей челюстью, низким лбом и пудовыми кулаками'.
Ерошин А. Хиж-7: Вещий Олежка
Основная идея рассказа хорошо понятна. Она лежит на поверхности, не завуалирована и заключается в ответственности человека за полученное знание. Если конкретизировать, то за знание будущих событий. Вторая, менее глобальная идея, содержащаяся в произведении - возможность предотвращения известных человеку катастроф. Эта идея далеко не нова, она встречается ещё в античности. Безуспешное сопротивление судьбе является одной из любимых тем в литературном искусстве Эллады. Речь идёт не только о катастрофах, забирающих большое количество жизней, но и о бедах личного характера. Вспомним хотя бы трагедию Софокла 'Царь Эдип', в которой правитель Лай, узнав о собственной смерти от рук сына, пытается избавиться от ребёнка, то есть изменить будущее. Ему, как и главному герою рассказа, это не удаётся. Само название 'Вещий Олежка', перекликающееся с 'Песнью о вещем Олеге' Пушкина, подчёркивает презрительное, неуважительное отношение к ГГ автора и коллег. Да, журналист Олежка описывается низким субъектом, полной противоположностью великого князя. Он себялюбец, зарабатывающий на горе других людей. У него не возникало мысли предупредить катастрофу. Он с нетерпением ждал её, ждал как праздника, приносящего ему славу и деньги. Олег ничуть не комплексует по поводу возможности спасения потенциальных 'трупов'. Безучастное наблюдение ставит его на одну ступень с террористами и убийцами. Он мог предотвратить, но не хотел. Он хотел, чтобы произошло то, что должно произойти, поскольку имел свой интерес. И вдруг, получив предупреждение о скорой смерти, он совершает поступок, совершенно не свойственный его низкой натуре. Почему? Решил, и всё. Здесь открывается следующая идея, заложенная в произведении: идея превращения чудовища в человека путём самопожертвования. Она не подкрепляется причинами, приведшими к такой нравственной эволюции персонажа, и в этом наибольший недостаток данного рассказа. Негативный образ Олежки хорошо прописан, однако, последнее деяние главного героя без указания факторов, обусловивших его непростое решение, приводит к логическому диссонансу.
Понравившийся фрагмент: 'Так почему же один Олег должен страдать от несправедливости мироустройства? Не его дело спасать человечество. Его дело - красиво констатировать факты'.
Непонравившийся фрагмент: 'Все произошло внезапно. И так же внезапно Олег решился. Вероятно, решился он раньше. Пять минут назад, или даже ночью. Но понял это только сейчас'.
Даймар С. Черный Пьеро
Автор использовал при написании хрестоматийный приём постмодернизма - создал текст по мотивам известного произведения и наполнил его новым смыслом. Рассказ постмодернистский, весьма эклектичный и потому труден для восприятия неподготовленным читателем. Интерпретационное поле его довольно широко; прежде всего бросаются в глаза отождествление людей с куклами (или кукол с людьми), идея инфернальности власти, идея одиночества. Образ Пьеро очень противоречив, однако, противоречивость также укладывается в рамки постмодернистского направления. В целом произведение не относится к фантастике.
Понравившийся фрагмент: 'Иногда, только оглянувшись назад, человек понимает, насколько он одинок'.
Непонравившийся фрагмент: 'Пьеро пил водку и плакал. Воспаленные от бессонницы веки, синие полумесяцы под сухими глазами, которые с ледяным отчаянием, не мигая смотрят в пустоту. За много лет он лишился слез и эмоций, и только безысходная тоска Орфея по дороге к берегам Стикса оставалась его постоянным спутником'.