Болдырева Ольга Михайловна : другие произведения.

Рецензия на повесть Николая Щадрина "повенчанные на печаль"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Собственно мой "автомат" по предмету "Литература XX века".
    Выкладываю просто так;)


1 курс 105 группа. Болдырева Ольга

Рецензия на повесть Николая Щадрина

"Повенчанные на печаль"//Москва, 2008, N12

  

Николай Иванович Шадрин родился в 1947 году в Сибири. В 1972 году окончил институт искусств во Владивостоке. Работает актером. Автор семи книг. Лауреат областной премии им. А.С. Пушкина, Всероссийской премии им. В.М. Шукшина (1999)  за лучший короткий рассказ.
Живет в Курске.

  
   В повести "Повенчанные на печаль" Николай Шадрин заново рассказывает вечную историю любви. Прототипы героев - настоящие исторические персонажи, которые пользуются в последнее время особенной популярностью (после фильма "Адмиралъ") - это Анна Васильевна Тимирева и Александр Васильевич Колчак. И уже вокруг них декорациями к драме двух людей разворачиваются остальные события.
   К счастью, любовная история с известными героями не единственное достоинство произведения. Повесть Шадрина о крушении и агонии одного мира ради рождения другого, что впрочем, тоже новой темой не является.  
   Название для повести подобранно замечательно. Изящное, легкое, удивительно подходящее. При прочтении даже не возникает сомнений, что это название именно то, что нужно и никак иначе. И тем не менее, в конце произведения автор коротко и с болью объясняет его в нескольких предложениях: "Господь привел на место, где когда-то венчался Александр с Соней, клялся ей в верности на всю жизнь! На что-то повенчает теперь с Анной. Не на царство - это уж точно. И едва ли на долгую жизнь с веселыми чадами. А скорее всего, на "печаль и воздыхание да вечную память""*.
   Действие повести происходит в белогвардейском Омске, в поезде и в Иркутской тюрьме. Начинается "элементарно, с уязвленного самолюбия", а заканчивается гибелью Колчака. При этом герои болеют, страдают, мучаются угрызениями совести и сознанием вины на фоне безысходности, серым цветом которой и рисует автор приближающуюся победу красных.
   Выбрав главными персонажами людей, преданных царской России и императору, даже после его смерти, Николай Щадрин всё-таки пытается "уравнять" два лагеря фразами вроде: "в войне нет победителей" и моментами, когда повествование переходит на точку зрения Акима. Но всё равно, вместо "лучше" выходит "как всегда", подчиняясь модному сейчас мнению: СССР - империя зла, и те, кто её построили - убили Великую Россию.
   Этой мыслью пронизано в повести всё:
   1) плохо завуалированные намёки, что на стороне красных сражаются предатели, бегущие из белогвардейских рядов;
   2) грубое обращение красных с окружающими их людьми - это замечательно показала сцена в вагоне с обобранной женщиной;
   3) Сомнения. Тот же Аким напоминает листок бумаги - поднеси спичку и сразу запылает идеей: "Товарищи! - гремел он на весь вокзал... ...Чтобы остановить преступление - мы обязаны пойти на героизм! Во имя зари всего человечества!". Но несколько секунд проходят, и от листка остаётся только пепел. Почувствовав, как Аким близко был к смерти "доблестный" красногвардеец перегорает, и революция для него заканчивается, почти не начавшись.
   Остальные люди, как-то безучастно наблюдают за крушением старого мира. Что баба Нюра со своим стариком, что раненные солдаты из поезда, которые уже понимают - белым не победить, - но и делать ничего не собираются. Это равнодушие и фатализм второстепенных персонажей автор противопоставляет главным героям: Александру Васильевичу и Анне Васильевне, которые до конца остаются преданными друг другу и Родине, такой, какой они её понимают.
   Оба состоят в браке, у обоих дети и тяжесть греха за душами из-за оставленных семей. Но сердцу не прикажешь, - эту истину ещё раз пытается доказать читателю Николай Щадрин. В любовную драму он добавляет и светлые ноты - шутки Анны, теплоту и трогательную заботу друг о друге, которая читается в словах, жестах, и даже описаниях. Не обходится и без штампов: "знак свыше" у церкви, болезнь, такие приевшиеся моменты как: "И Колчак вдруг очень обрадовался мысли заразиться и умереть вместе с Анной! О, как бы это было хорошо! Ни позора, ни мук. Неужели Господь дает такой легкий выход из обрушившихся обстоятельств! Тихая, легкая смерть - но ведь это же замечательно!" - убрать имена да причину смерти, и можно отыскать в любом романе о любви. Возвышенная, неживая фраза, которая, скорее всего, по замыслу автора должна показать, что любой может отступить перед проблемой, подумав о побеге хоть бы и на тот свет, но вместо этого только ухудшает представления читателя об адмирале - так малодушно пожелать смерти любимой женщине.
   Повествование идёт с разных точек зрения: со стороны Анны, Колчака, или Акима - это позволяет читателю охватить картину происходящего наиболее полно и ясно, чтобы тёмных пятен и недомолвок осталось как можно меньше, лучше понять персонажей и их характеры, оценить и поступки, и их мотивы. Читатель проникается как драмой каждого отдельного человека и двух влюблённых, так и трагедией целой страны. Погрузиться в дух повести помогают жаргонные выражения, которые встречаются даже чаще, чем хотелось бы, а также стиль "под то время".
   Всю атмосферу повести можно передать одной строчкой: "И тяжкой плитою могильной слепые давят небеса". Именно тяжесть и смертная обречённость, которые пропитали каждую строчку, преследуют читателя даже после окончания чтения. Кажется, что "слепое небо" и сейчас продолжает равнодушно стелиться над головами людей, такое же, каким оно наблюдало за страданиями героев. Но есть в произведении и ясные проблески. Например, тягостное ожидание прорыва осады Омска разбавляет сцена на берегу с Борбоськой.
   В конце романа, когда приближается время расстрела, автор, словно вопреки скорому расставанию, смерти Александра и, не смотря на то, что действие происходит в тюрьме, решает "отпустить" героев. Даёт им душевный покой. Отходят на второй план тяжесть грехов, ожидание, неизвестность. Персонажи словно светлеют. Николай Щадрин смывает с них всю налипшую грязь, показывая Александра Васильевича и Анну Васильевну настоящими и живыми. Этот подъём оказывается приятной неожиданностью, которая только украшает собой до этого завязший в серости сюжет. Но в тоже время, - "смертельно раненый человек вырывается из бреда на последних секундах - успеть попрощаться" - так и в повести просветление - всего лишь небольшая передышка, чтобы дать героям время проститься друг с другом.
   Последняя короткая встреча Колчака и Тимиревой на прогулке наполнена теплом и нежностью. Она ещё раз доказывает, что их любовь истинна: "- Нет! - шепотом кричала она. - Я самая счастливая!" - вот они чувства, душа любящей женщины, которая, не смотря ни на что: ни на окружающий мир, ни на гражданскую войну, ни на грядущую вечную разлуку, счастлива одним мгновением встречи на внутреннем дворе тюрьмы.
   Несмотря на то, что автор родился и воспитывался в Советском Союзе, у него получилось передать чувства и идеи белогвардейской стороны. В повести "Повенчанные на печаль" смешались все краски. Каждый читатель сможет найти в ней что-то свое - любовную линию, драму крушения мира, сложность выбора правильной стороны и понимание невозможности чёткого деления на правых и виноватых.
   Сложное произведение о сложном времени.
  
   "...А под луной, чуть сбоку, проклюнулась звезда. И можно поклясться, что еще пять минут назад ее не было."
  
   * в скобках курсивом приведены цитаты из повести.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"