|
|
||
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МИФОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
(контуры проектной социологии)
Клуб содействия интеллектуальной интеграции "Прогноз-парк"
Россия, 117810, г. Москва, ул. Профсоюзная 84/32, ИКИ РАН
E-mail: ppark@copris.com Internet: http://ppark2.narod.ru
Как преодолеть несовместимость/парадоксальность сочетания в одном человеке/социуме чурания проблем и одновременно декларируемой воли к Жизни?!
Аксиоматическая база исследования:
ј феномен Социума (Жизни) невозможно понять изнутри его самого, нужен выход на мета-уровень - Вселенную, т.е. рассмотрение системной Триады "Человек - Социум - Космос",
ј Триада как сфера частного проявления действия антропного космологического принципа,
ј информация имеет вселенскую/космическую природу и всеохватна...
Метафора "река Жизни" - и ее асимптоты ("берега") как табу; русло как ритуал Жизни; ширина русла /"мощность вод"/ мифы. При этом в "поперечном разрезе" мы можем рассматривать "дно реки Жизни" как результат многовековых отложений продуктов жизнедеятельности предыдущих поколений, а это и есть т.н. культурный пласт общества. В потоке жизни, "в толще вод" и разворачивается самобытная жизнь социума - с радостями скольжения в искрящихся от солнца и звезд верхних слоях, сосредоточенным поиском корма и обустройством быта у дна, и переходными процессами в среднем пласте. А поверх той реки плывет "лодка жизни" отдельного человека и успех того плавания зависит от учета норова и особенностей (феномена) самой реки Жизни.
Расширенное толкование "инвестиции" (включающие ЭнергоИнформМатер-ресурсы и время)
Интегрирование/суммирование индивидуальных судеб Ø история Жизни Социума.
Жизнь как взаимный шанс для всех участников Триады.
Применительно к интересам постижения феномена инновационной деятельности проводится расширение действия антропного принципа:
- слабый принцип: возникновение и существование Человека не противоречит интересам Вселенной (Триады в целом);
- сильный принцип: Триада (динамично) устойчива[1] лишь при условии инновационной деятельности активности в ней Человека.
Промежуточный вывод: поскольку Жизнь как процесс/преобразование еще продолжается/существует, значит - может быть констатирован факт действия/наличия квазиустойчивого равновесия ("устойчивого развития") в Триаде. Это феноменологическое состояние и именуем АЛЬЯНСом.
Т.е. в состоянии Альянса может быть в принципе применен аппарат/средства линейной логики (формальной), в т.ч. кибернетики и классической термодинамики, обеспечивая базу для последующего выхода на нелинейно-динамическое описание данной реальной системы. Потому: допустима интерпретация Альянса как контура обратной связи, где "функция желательности" - устойчивое развитие, "параметр порядка (по Хакену)", обратной связи - проблемы.
Отсутствие проблематизации как признак потери критической целостности/гармонии мировой культуры, ее упущенный шанс. Обнищание духа менеджмента/управления , способствующих поддержанию мифа о постыдности/угрозе проблем.
В целом проступает грустный диагноз: социальный мир болен КОГНИТО-, КСЕНО- и ФУТУРОФОБИЕЙ. Вместо того, чтобы адекватно "лечиться", мир прячется за АЛАРМИЗМ (и Римский клуб служит тому как его апологет[2]).
Тем временем, наши исследования тонкой морфологии проблем показывают, что именно в проблемах скрыты самые интимные/сокровенные идеалы, ценности и хотения (обобщенно и являющиеся потребностями) Человека.
Глобальная проблема - отсутствие культуры хотений: маемся сами, морочим головы и не даем самореализоваться другим, прикрываясь суетой, скукой, транжиря время и др. инвестиционные ресурсы. И стоит ли тогда удивляться разгулу цинизма, "разговоров ни-о-чём", дефициту диалоговости, ханжества, граничащих с хамством, за которым скрывается по сути страх перед будущим, а в целом - страх перед самой Жизнью. И это в то время, когда, по самым мажорным оценкам, численность интеллигенции в России не превышает десятка тысяч человек (ж. "НЗ", Љ1, 1998).
Морфология проблем в виде "звезды Авесты" ¯[3]. Проблемы как "врата страха", разделяющие событийно-символическую реальность и коммуникативно-инновационное поле. А "золотым ключиком" к тем вратам и служат прогнотипы.
МИФ - когда/где "идеальное живет по законам реального, а реальное - по законам идеального", ПРОЕКТ - "создание общности идеального и реального, выраженной в символьной/знаковой форме" (Крючков Ю.А.).
Обнищание рацио-мышления следует компенсировать/восполнять через тотализацию инновационной деятельности как порождение качественно Иного во всем его многообразии. Для этого - синтезировать Экософию как новый образ миропонимания и миромышления.
Дуализм инноваций (корпускулярно-волновая природа) + "Человек что струна" (мантра).
Построение Дерева проблем как социокультурная технология. В идеале - выход на прогнотипы. Инновация как итог/результат/"функция ожидания" идеалов, ценностей и хотений и их реализации в режиме толерантности.
ВЫВОДЫ:
1. Нет важнее задачи для современного этапа развития культуры, как (то) развивать уже не столь мифо-поэтическое (художественно-творческое), сколько мифо-образно-проектное творчество.
2. Синтез всего многообразия культур, встречное движение гуманитарных и естественных наук возможен через придание общественным/гуманитарным наукам проектно-мотивационных функций (способных вдохновлять на прорыв и предоставляющих для того Человеку соответствующие образцы/модели поведения, т.е. мифообразы). Первым шагом (в контексте Экософии) на этом пути и является запуск проектной социологии.
3. Заложены контуры новой доктрины - альянсологии (Мирологии)
4. ПРОГНОЗ-ПАРК как феномен социокультурной проектной деятельности, полигон, в т.ч. для операционализации толерантности.
Публикации, адекватные представленной теме:
1. Сайфуллин Н.Ф. К культу инноваций// Дистанционное образование, Љ5, 2000, с. 48-58.
2. Сайфуллин Н.Ф., Воронин М.А. К проектному прогнозированию феномена "жизнь - бессмертие"// Информационные аспекты жизни, смерти и бессмертия. Труды конференции. - М.: МГИЭТ, 1995. - с. 138-143.
3. Сайфуллин Н.Ф. Гипотеза антропокосмического феномена качества жизни (к вопросу о природе инноваций)// Качество жизни: Россия XXI века. Тезисы Всероссийской конференции. - М.: ВНИИТЭ, 2000. - с. 58-59.
4. Сайфуллин Н.Ф. Эвристика. Учебный видеофильм, ч.1 - М.: Современный гуманитарный университет, 1999.
5. Сайфуллин Н.Ф. Коэволюция инноваций и качество жизни.// Качество жизни: Россия XXI века. Труды Всероссийской конференции. - М.: ВНИИТЭ, 2002 (в печати).
6. Сайфуллин Н.Ф. (Tono Bolevi) Феномен инноваций (на подступах к расколдовыванию Будущего). - М.: Прогноз-парк, 2002.
7. Сайфуллин Н.Ф. Язык инноваций: на пути к глобальному альянсу.// Сб. трудов IV Международной Кондратьевской конференции "Диалог и взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: альтернативы на XXI век"- М., 2001
8. Статьи в интернет-форумах и на сайтах Прогноз-парка http://ppark2.narod.ru, www.a-z.ru/assoc/ppark.
[1] Удержаться в струе "реки Жизни" - м.б. это и есть сокровенный смысл "устойчивого развития"?!
[2] Римский клуб на самом деле лишь только способствовал(ет) приросту культа/мифа управления (через цели), внушая возможность чуда - исцеления от экофобии, - через поиск и введение "разумных" целей (глобального) развития и самосохранения в существующем виде цивилизации. Но это - мера лишь одной с самим менеджментом парадигмальной сути, тем более неадекватная современной и грядущей ситуации. Причина такого вывода - в том, что их алармизм порожден изнутри и средствами самой же ортодоксальной/формально-логической западнической мировоззренческой (аристотелевской) логики.
[3] Здесь напрашивается сходство графической модели (морфологии) проблем с видом плесени под электронным микроскопом. Вспомним также, что изначально брезгливо-равнодушное отношение к микрогрибкам сменилось вниманием к ним уже хотя бы в связи с открытием пенициллина, сыгравшего известную критически важную для оздоровления общества роль. Не ждет ли та же судьба и "оклеветанные замалчиванием" ныне проблемы?!
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"