Бондаренко Александр : другие произведения.

Сакмаров Олег

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Сакмаров Олег
  
   Нет, не зря Сакмарова воспевал во все горло Андрей Горохов.
   Видимо, Андрею, как и мне, довелось увидеть Сакмарова в деле, то есть сыграть с ним вместе. Видимо, было так: Познакомились, поговорили, договорились, что Сакмаров поиграет в составе группы "Адо", собрались, чтобы порепетировать и сыграться, вот тут-то Горохова и удивило, и зацепило, и вдруг оказалось, что играть надо совсем не так, как он привык, что музыка это не совсем то, что он о ней думал.
   Пожалуй, причина такого уважения Гороховым Сакмарова в том просто, что никто из друзей Горохова не относился к музыке так. Так, как Сакмаров-старший.
   А как?
   Но неужели вы думаете, что я так вам тут и расскажу, как? Мол, я пять минут поиграл с Сакмаровым, и я теперь умный как Горохов? Не так. Я расскажу как есть, а вам самим уже делать выводы.
   На вверенном нам концерте в честь Цоя Сакмаров любезно согласился исполнить одну из самых красивых песен "Кино", общепринятое название ее "Кукушка". Давайте-ка вникнем в детали этого процесса.
   Структура этой песни, как вы, пожалуй, знаете, "три верса - три хоруса", то есть три куплета, после каждого из них припев, и еще красивая мелодия на гитаре между куплетами. Кстати, именно так Сакмаров ее и воспринял. Из соображений музыкальности и красивости песни он решил, пусть мелодия между куплетами звучит дольше. Умное решение, а уж мне как мелодисту нравится тем более. Итак, с намерением "три - три" Сакмаров подошел к песне.
   Переходим к технике. Сакмаров высок ростом, и почти любая гитара на нем висит высоко, выше, чем у Харрисона. У Олега акустическая гитара с нейлоновыми струнами и выходом. Что ж, надежный инструмент, хотя я как рокер, это не одобряю. Не одобряю я и игру на ритм-гитаре без медиатора. Однако так или иначе это позволило Сакмарову, человеку почти постороннему, войти в рок-группу, не причинив ей вреда, так сказать. И вот на проверке звука мы попробовали сыграть эту песню, достаточно простую и в то же время требующую к себе уважительного, тонкого и прочувствованного отношения.
   Возвращаемся к структуре. Даже Сакмаров с его опытом не мог предполагать, что задуманная им структура исполнения песни не лучшая. Достаточно вспомнить о том, что нам, киноманам, тандем Цой-Каспарян намертво впечатал в мозги несколько другую расстановку смыслов песни. И вы в любое время можете прослушать эту песню снова, на Черном альбоме "Кино". Мало кто помнит, сколько сил, знаний, труда, музыкальности вкладывали и Цой, и позже тот же дуэт Цой-Каспарян во всю свою музыку, и в эту песню тоже.
   Как вы легко можете предположить, само исполнение песни заставило Сакмарова изменить свое решение. Напомню отличия: мелодию между куплетами стоит играть именно как на записи, не длиннее, третий припев спеть еще раз, после этого оставить играть музыку припева. (Плюс невероятный "скрипичный" ход в конце, но это уже деталь и от Сакмарова не зависит).
   Если вы спросите об этом Сакмарова, он скажет то же самое, уверен. Вы читали описание этого около минуты. Песня длится дольше, однако решения о ее структуре принимались без слов и гораздо быстрее, мгновенно. Олег мог ощутить только дружеское давление в нужные моменты, напоминания взглядом, что мы делаем сейчас и дальше.
   А если вы спросите, чем же занимались музыканты целых три минуты песни, а то и больше за вычетом секунд на структуральный анализ, я вам отвечу. Слушали текст, ловили интонации смыслов, помогали друг другу, иногда мысленно проверяли настройку инструментов.
   Ну и теперь я просто обязан похвастаться достижениями коллеги. Прежде всего это не чувство ритма, а чуть более. Хотя нет, еще важнее сумасшедшее обострение внимания музыкантов в "пограничные моменты", так сказать. Есть это у Сакмарова? А как же! Заслуживает внимания и более легкое, а значит, более осмысленное отношение к тексту песни. И это не коверканье красивой песни, как могло показаться киноманам, а как раз просто текстовое интонирование (другого слова не знаю) смысла песни знающим человеком. По традиции песня игралась в ля-миноре. По мелодике это низковато для большинства мужских голосов. Олег справился с этим, припев же повторил потом октавой выше, поверьте, это непросто. Олегу пришлось брать без фальцета ноту фа первой октавы, это почти кричать. Зато таким образом была показана приверженность другой музыкальной традиции, а заодно и связь музыки "Кино" с другой музыкой.
   Ну что, замучил я вас описанием того, что длится доли секунды и каждый музыкант давно выучил наизусть? Так я расскажу другой анекдот.
   Бутусов с Каспаряном решили как-то поиграть на концерте песню Цоя "Звезда по имени Солнце". Да-а, действительно звучит как анекдот.
   Моя же задача описать, как Сакмаров сыграл эту песню с нами. Да так же. А конкретно - функцией сплит разделил клавиатуру так, что в левой его руке оказался примерно стрингс, это для аккордов, а в правой - не помню, что-то более отрывистое. Есть только маленькое-маленькое отличие. Оно в том, что клавиши наши настолько страшные, что даже мне страшно их трогать. Кстати, и про функцию сплит мы благополучно забыли. А самое страшное это, конечно же, абсолютное отсутствие динамики клавиатуры или чувствительности, называйте как хотите. А Сакмаров ничего, не смутился. Заодно это смачный подзатыльник мне как пианисту.
   Зато мне удалось все-таки попасть на концерт самого Сакмарова, где было ощущение, что он поет только для меня. Знали бы вы, как иногда мешает собственная голова просто послушать концерт. Нет же, все просто слушают, а я как Суворов (английский) анализирую музыку, вычисляю, просчитываю, держу в уме тональность, перепроверяю ноты, оцениваю аппаратную оснащенность, короче, веселюсь по-своему.
   Понял вдруг, почему Ангел самоотверженно бросался играть своим басом мелодию нашей "Кукушки" - просто гитарист с Сакмаровым совсем не киноман и не знал этой мелодии вобще. Ангел же решился сыграть и гитарный подклад на припеве песни. Если вы забыли, о чем я говорю, просто прослушайте еще раз песню. Так вот за это бас-гитарного Ангела с его стертыми о струны пальцами надо уже и к медали представлять.
   И вот вместо того, чтобы послушать два романса в ре-миноре, нечто почти джетро-талловское в соль-мажоре или рок си-миноре, я сидел как Некрасов и сочинял поэму о русском сексе, бессмысленном и беспощадном, а если говорить конкретно, перекладывал в уме с полки на полку амплитудно-частотные характеристики всех-всех каналов, и получалось так, что у меня ничего не получалось.
   Вот не получалось у меня понять не то, почему звук таков. Почему он таков, я знаю. Я не знаю, зачем.
   Картина такова. Из динамиков переносной акустической системы для эстрадных выступлений на выезде на слушателей льются громкие неотчетливые звуки самых низких и средних частот. Я заново перебираю АЧХ (амплитудно-частотные характеристики): У акустической гитары есть свой эквалайзер, зачем же ей выдавать так много средних? Она же заходит в область частот бас-гитары. Бас-гитара же настроена максимально низко, в пульт сразу выдается только гул, этот гул занимает самые низкие частоты и все-таки капельку наползает на средние. Настройка микрофона, я бы сказал, прямая. И опять он свой гул неизбежно подмешает к гулу ритм-гитары и баса. При этом слов не будет понятно никогда. Что и подтвердилось. Гитара Гибсон обработана без процессора. Обязана добавить хаоса в звук, хотя и по другой причине.
   Конечно, я давно не играл на такой системе. С ней сложновато, хотя есть и свои плюсы. К этой системе прилагается пульт, а уж на нем всегда можно поправить эквалайзер, почти всегда. Конечно, гитаре и даже бас-гитаре сложнее идти в линию, а не в комбик.
   Странно, я сделал бы все по-другому. У микрофона выбросил бы вон все средние частоты. Только низ. Верх до заводки. (Я утрирую.) У акустической гитары низкие и средние срезал бы если не сразу, то потом на пульте. Гитару пустил бы лучше через новый модный Дигитех: подумаешь, день потратить на настройку и еще полдня на настройку именно в линию! Бас увел бы без колебаний вверх, до скрипа струн. А лучше поставить на него такой же Дигитех, валяется ведь у Ангела без дела мощнейший универсальный РП100, это часа за три можно настроить для игры в линию. Инструментальный микрофон для меня тайна, а уж съем бочки и чего-либо другого дело эмпирическое.
   Такая настройка повела бы музыку вверх в частотном и кое-каком другом смысле. Возможно, даже громкость снизилась бы, а это-то как раз совсем не плохо. И именно в частотном спектре сначала оказались бы лакуны именно для слушателей, то есть каждый слушатель не просто считывал бы то, что ему подали в динамики, а достраивал бы слышимое в соответствии со своими музыкальными вкусами.
   А ведь это еще и не музыка, только подготовка к ней. Куда же вставлять гармонии, секвенции, каноны, например? Хоть бы мордент услышать. А как Сакмарову прикажете обозначать свои музыкальные пристрастия, ловить реминисценции, играть смыслами? А как быть с принципом фортепиано? А где неевропейское интонирование?
   Веселый человек Руслан старается как может, соблюдая частотные традиции, назначенные совсем не им. Как подсказал Сакмаров, при помощи Руслана в других условиях было отличное звучание. Значит, с аппаратурой в 50000 долларов Руслан справился, а аппарата всего в 5000 слегка не хватает.
   Ладно, товарищи, полагаю, мы еще увидимся, ибо я помирать пока не собираюсь, у меня еще здесь дела, чего и вам желаю. А буковки отсюда вы если захотите вставляйте куда угодно хоть с моего ведома, хоть без него. Можете их использовать и как аргументы в философском споре. (Распечатать на бумаге и ентой бумагой прям по носу собеседника).
   Так что увидимся. Собираюсь еще, правда, сбегать посмотреть на Сакмарова-младшего (родственник?), он неплохо устроился, играет с самой Машкой-Ёжкой, а уж она воистину одноногая флейтистка.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"