С помощью этих строчек я хочу проанализировать нечто странное и необъяснимое в поведении окружающих. Трудно было это заметить и выявить, еще труднее описать словами, но неизмеримо труднее таить это все внутри, не думать об этом и не говорить.
Речь идет о такой вот особенности нашего поведения, нашего уклада, нашего образа мыслей: Стыд. Стыд своего происхождения, места жительства, воспитания, образования, родителей, национальности, классовой или клановой принадлежности, области деятельности. Возможно, я и еще что-нибудь упустил.
Чтобы не впустую философствовать по этому непростому вопросу, надо взять пару объектов для изучения и непредвзято описать их ситуацию, анализ же придет сам собой.
Для выбора же объектов изучения мне пришло в голову пока вот что: первый объект будет объект Р, собственно натолкнувший на это изучение, и второй объект, естественно, я сам.
Итак, начинаем с самого простого, с описания объекта Р даже без анализа неадекватности поведения объекта.
Объект Р, она, около 18 лет пока, живет в Москве приблизительно в районе Теплого Стана, где закончила школу и пока взяла паузу в дальнейшей деятельности. Ее зовут Таня, литера же Р (замечу в скобках, именно русская Р) появилась в ее обозначении потому что системное имя, которое она себе взяла, начинается на эту букву, и это имя я здесь скрою. Красивая. Наполовину армянка. Позже постараюсь точнее описать ее личные качества.
Для того, чтобы записать ее телефон в записную книжку, хотелось получить больше информации, чем только ее системное имя. Имя Таня, она, конечно, сказала, иначе как бы ее позвали к телефону? А вот фамилию говорить отказалась наотрез, это-то и удивило, и вобще побудило писать эти строчки.
В ходе общения выяснилось, что Р или Таня, если угодно, не любит вспоминать об армянской половине своей крови. Нетрудно догадаться, что и имя Таня ее не устраивает, зашла речь, кажется, даже о его смене. Фамилию же девушке, в принципе, нетрудно сменить с помощью замужества. Ее фамилия, как вы помните, ее не устраивает ну никак, и нам она неизвестна.
Возможно, я чуть ошибусь в достроении по памяти ее образа отношений с внешним миром, но у нее так: Райончик ее так, не очень, в школе девчонки думают только о деньгах, косметике и мальчиках, кругом пьянь, наркоманы, гопники, просто грубияны и буржуи. Раза три в день ее обзовут Децлом плюс есть то, что знакомому просто не расскажешь, ну а с матерью отношения ее, а, можно не продолжать?
Виню себя, что слегка сгустил краски, не показал пока ее светлых сторон, просто приведенный выше материал заставляет сделать вывод: Объекту не нравится место рождения объекта, национальность, фамилия, имя, окружение, школа, соседи, родители. И всего этого объект стыдится. Каждый из этих пунктов приносит объекту Р некие неудобства, по меньшей мере душевные переживания.
Однако каждый, кто прочитал строчки про эту нашу Таню, невольно примерил ее шкуру на себя, сравнил с собой, и про себя тоже готов сказать, что ему не нравится место рождения объекта, то есть себя, национальность, фамилия, окружение, школа, соседи, родители.
Более того, проникая в чужие помыслы, вы и за них, за других людей или, грубо говоря, объектов, можете сказать, что им не нравятся место рождения объекта, национальность, фамилия, окружение, школа, соседи, родители.
Отсюда делаем вывод о некоем глобальном присущем нам чувстве ущербности, чувстве стыда изначального. Получается, что мы весьма стыдливые или запуганные люди.
Еще раз перечитывая список того, чего мы стыдимся, чего стыдится и объект Р, анализируя этот список, мы поймем, что список стыда объекта часто не зависит от самого объекта. Еще раз: Вещи, которых стыдится объект Р, не зависят от самого объекта Р изначально. И еще раз: Нас ущемляют и отбрасывают назад те условия, которые сложились без нашего участия и часто до формирования нас как человека.
А теперь подробнее.
Место рождения. Эх, родился бы я во Владимире, например, вот, где культура врожденная! Эх, родился бы я в Европе, был бы привилегированным членом общества. Родился бы в Москве. Родился бы за границей. Не правда ли, знакомые и понятные рассуждения?
Национальность. Хотя она у нас одна на всех, считай, а вот оттенки ее не такие всегда. То хохляцкие корни не те, то область не такая, то фенотип не устроит, то генотип. Татары комплексуют, что они не русские, и даже, полюбуйтесь, армянка не рада своей армянской крови!
Фамилия. Науку о фамилиях, антропонимику, необходимо чтить, а она говорит, что процесс образования наших фамилий был непрост и подобен взрыву, и фамилия часто рисует черты твоего давнишнего клана.
Окружение. Ну тут уж всегда что-нибудь не так.
Я остановлюсь в этом списке для того только, чтобы вы сами могли продолжить его на основе собственного анализа себя и окружающих.
Объект же Р, светлейший во многих отношениях человек, просто удивил то ли своей, то ли нашей общенациональной стыдливостью. Ой, нэнько, та шо ж ты так?
Разговор об искусстве вобще и искусстве применительно к сегодняшнему моменту плавно перетек через Нирвану, Слипкнот и Корн к Систем оф э даун, а это, поверьте, нечто новое, красивое и по меньшей мере не застоявшееся, другими словами, не отстой. Объект Р был огорчен, узнав однажды, что эти четверо армяне, барабанщик вобще из Российской, так сказать, Армении. Таня сказала, большинство знакомых ей армян ну не совсем хорошие люди. Делаем вывод, что объекту неизвестно такое общенациональное свойство: Часто лучшие и удачливые люди остаются дома, на родине, тогда как менее удачливые, асоциальные, вплоть до преступников ищут удачу в краю другом, например, в безумной Москве. Это не правило, это не бесспорно, и все-таки об этом надо помнить. И армяне могут быть гораздо лучше, когда они дома, например, в Краснодарском крае. Езжайте, убедитесь.
Да что мы все про армян? Перед вами гарный хлопец, долгие годы смертельно стыдившийся и украинского окончания фамилии Бондаренко, и места рождения Баскунчак, и фенотипа, в смысле не красавец, и генотипа, в смысле мороза боюсь, и крайней неаристократичности происхождения.
А ведь если сделать антропонимический анализ имеющихся сведений о моем происхождении, получается, представьте себе, очень неслабая картина!
Начнем с того, что эта фамилия обозначает принадлежность или родство тому, кто имеет дело с бочками, другими словами, плотник с дополнительными функциями и девайсами. Скорее, русский, в смысле не гуцул, не малоросс. Почему? Да профессия. Выходит, жажда свободы, возможно, казацкая служба, возможно, что-то еще, забросили сначала в Малороссию, где профессия оказалась редкой, дала обозначение сначала имени, потом дала малороссийское окончание. А когда москали добрались и туда, пришлось искать свободу на новой Украине, пойме Волги и Ахтубы, куда москали конкретно добрались уже только при Ленине, а то и позже.
Кстати, фамилия здесь не означает профессии, иногда даже наоборот. Бочаров равен Бондаренко? Профессия-то одна. Нет. Бочаров почти всегда сын бочара, притяжательное окончание. А у бондаря сын точно, для простоты он бондарев, так вот у сына бондаря кто-то, скорее всего сын, кто же еще? Но окончание будущей фамилии получается дважды притяжательным или притяжательным в две ступени: бондаренка кто-то, причем, вероятность, что он унаследовал ту же профессию, стремится к нулю, ибо бондарев, и тот уже вряд ли бондарь, а уж третье поколение и подавно, иначе их бы так и звали. Причем, двухступенчатое притяжательное окончание норма как раз русского языка, а не малороссийского, будущего украинского или бендеровского или гуцульского или львивского, которые уже позже стали доставать и москалей, и нормальных русских своими "першингами". Кстати, чисто хохлацкие фамилии чаще без окончаний вобще. А кому интересно вникнуть в это все и проверить, отсылаю внимательно прочитать Гоголя про Тараса Бульбу.
Другие известные мне родственные связи уводят опять же к каким-то серьезным людям, настолько серьезным, что красным пришлось их раскулачивать два раза или больше. Фамилия Савченко может поведать только о русском, казацком происхождении и о той же жажде свободы, которая гнала людей то на Украину, то на окраину.
Еще один предок, Синяевский, прибыл откуда-то из Воронежских краев, и это не еврейская фамилия. К примеру, известна некая Тамара Синявская, деятель серьезного искусства, по ее словам, происходящая оттуда же, а значит, они выходцы из одного клана, так скажем. А уж лишняя буква в фамилии и терялась, и находилась даже в советское время и в Астраханской области, своими глазами видел документ.
А уж Леша Синяевский, скажу я вам, нехилый был человек, это в том смысле хотя бы, что играть он мог на всех музыкальных инструментах, видимых ему. Ну как, параллели с Тамарой Синявской и со мной не наблюдаются? Думаю, наблюдаются.
А вот еще раз вспомним об объекте Р. Еще раз напомним себе, что она русская, родной язык русский, место обитания русское, образ жизни и окружение максимально русское. Каким же удивительным в этом случае окажется вдруг ее желание петь не на русском языке! Попробуйте перечитать этот абзац сначала, и вы согласитесь со мной. Давайте и это явление включим в приведенный выше список того, чего мы с вами стыдимся. Объект Р, она же Таня, стыдится петь по-русски. Катастрофа. Ну, я тут же накатал поэму о русском языке, в которой легко развенчал достоинства любых языков в сравнении с нашим. А наш объект, кстати, желал бы спеть не на армянском, ни в коем случае, а как вы и догадались, на английском. При этом мы опустим подробности, что ее любимые Слипкнот, скажем, только матюкаются да прячут лица, Корн сознательно угнетает человека, давит на него, а Систем оф э даун, бывает, шумит что-то про сосиски в холодильнике.
Итак, на примере двух объектиков мы легко вскрыли тему нашей общенациональной стыдливости, кстати, для того лишь, чтобы вы в наши списки и наши ситуации примерили собственные наблюдения и ощущения в этом скрытном вопросе.
Налицо явление. Явление не может существовать само по себе, значит, это явление следствие других явлений. Другими словами, происходило что-то или работал кто-то для того, чтобы вдруг масса народу перепугалась смертельно и стала уничижительно относиться к себе, стране, окружению, языку, продолжение списка за вами.
В масштабах страны это преступление.
Позволю себе повториться: В масштабах самой большой страны мира давать ложную информацию о якобы ущербности нашего культурного контента есть страшное преступление.
Сильно я завернул в предыдущем абзаце, мне даже понравилось, тем более, что все это правда, а преступление так и останется преступлением.
Последствия этих преступлений мы-то с вами как можем исправляем, а вот виновных, пожалуй, еще не вычислили. Давайте уж совсем по-ментовски: Если совершено преступление, ищи сначала, кому это выгодно. Вопрос остается открытым.
На вас, господа присяжные заседатели, я и так возложил задачу продолжать и дополнять списки и ситуации, о которых говорил выше, а теперь вам еще одна задача, задача определить преступников. Плюс в этих вопросах я обязательно что-то упустил, о чем-то недоговорил.