ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА. НОВЫЙ ПОДХОД
Хочу представить читателям "Времени евреев" своего собеседника. Григорий Туберт - филолог, лингвист, исследователь античности, переводчик, преподаватель, поэт. Занимался проблемами этимологии, нумерологии, фразеологии. Расшифровывал этрусские тексты, надпись на Фестском диске, некоторые древние письмена. Выступал на Берлинском конгрессе этрускологов в 1988 г., на конференции по исследованию разумной деятельности в Варне и т.д. Совершил алию в 1990 г. Живет в Иерусалиме. Исследует и пропагандирует духовные ценности еврейского народа: осмысление алфавитного порядка, имена и сюжеты Торы, первичные корни иврита, интеллектуальный потенциал языка Торы. Выпустил две книги стихов: "Холм Мегидо" (1999) и "На высоте Гило" (2004).
Григорий, твой "послужной список" достаточно велик. Чем ты занимаешься сегодня?
В центре моих нынешних исследований - еврейский разум. Я назвал эту тему: "Интеллектуальное наследие еврейского народа - исток и основа мировой цивилизации". Из множества составных частей этого наследия, таких, как еврейская словесность, еврейская мораль и право, священная география и др., я бы выделил пять важнейших источников еврейского гения. Первый : ТАНАХ - универсалии человечества. Второй: священная история - вектор развития еврейской и мировой культуры. Третий: иврит - потенциал разума, фонд корней языков мира. Четвертый: Алеф-бет (еврейский алфавит) - первое звуковое письмо в мире, созданное еврейским народом, основа цивилизации и еврейская модель мироздания. Наконец, пятый: исторические имена - символы эпох античности, модуль - измерение исторического времени.
Объясни на конкретных примерах, что ты понимаешь под универсалиями человечества?
В книге "Берешит" мы находим в рассказе о сотворении человека два слова: Эзер и Иша. Они вызывают ассоциацию с египетскими божествами Озир(ис) и Иса. Второй пример связан с убийством Каином Эвеля, после чего Каин ушел в землю Нод и построил там город Ханох. Этот рассказ у меня ассоциируется с названиями стран Мари и Эбла, которая была разгромлена. После этого отряды Мари ушли в землю Пендж-над и основали там город Хараппа. В книге "Древние цивилизации" мы видим иллюстрацию с изображением жреца из этого города с тфилином на голове и руке.
Что ты можешь сказать о зарождении еврейского алфавита Алеф-бет?
Это письмо, созданное еврейским народом за 20 веков до н.э. На Синайском полуострове найдены древние надписи, выполненные на стенах храма и на камнях рудника под землей. Один из текстов на древнем иврите читается так: "Рав Негбин" (т.е. вождь жителей Негева). Так звали Моисея (Моше Рабену). Как известно, царь Шломо (Соломон) в обмен на кедры для Первого Храма отдал царю Цора Хираму тридцать еврейских городов с грамотным населением. Таким образом, Алеф-бет распространился сначала в Финикии, а потом по всему миру.
Ты называешь древний Алеф-бет моделью мироздания? Что это значит?
Первая буква древнего еврейского алфавита "Алеф" изображала быка - вожака стада, дававшего молоко, мясо и шкуры, что составляло материальную основу жизни народа. Вторая буква "Бет" означала дом с загоном для скота. Третья буква "Гимель" изображала верблюда, на котором в пустыне передвигались люди, и перевозилось имущество рода. Четвертая буква "Далет" означала треугольную дверь шатра. В то время сначала устанавливали дверь, а затем натягивали шатер. Пятая буква "Хей" ( hей) изображала молящегося человека с поднятыми кверху руками. Вспомним, что написано в Торе: "Авраам сидел у входа в шатер" (Берешит 18,1). В целом можно сказать, что все буквы древнего еврейского алфавита показывают передвижение народа по пустыне, порядок установки шатра и его внутреннее устройство.
К сожалению, ограниченные рамки газетной статьи не позволяют более подробно осветить во всей совокупности разрабатываемую Г.Тубертом тему "Интеллектуальное наследие еврейского народа". Я желаю ему успешного завершения работы над книгой, посвященной этой актуальной для нашей страны теме, и выражаю ему глубокое соболезнование по случаю безвременной кончины его жены Мальвины.
Вячеслав Давыдов, Доктор искусствоведения
Статья с небольшими изменениями опубликована в приложении "Время евреев" к газете "Новости Недели" от 3.09.09 под названием "Еврейский разум и универсалии человечества".