2. Структура СРНС как инф. Систем. Состав и назначение аппаратуры сигментов СРНС.
Наземный управляющий сегмент включает в себя центр управления космическим сег- ментом, станции слежения за навигационными спутниками (радиолокационные и оптиче- ские), аппаратуру контроля состояния навигационных спутников.
Управляющий сегмент решает задачи определения, прогнозирования и уточнения па- раметров движения навигационных спутников, формирования и передачи в бортовую аппаратуру спутников цифровой информации, а также ряд контрольных и профилактических функций.
Космический сегмент представляет собой систему навигационных спутников, вра- щающихся по эллиптическим орбитам вокруг Земли. На каждой орбите находятся несколько спутников. Навигационный спутник имеет на борту радиоэлектронную аппаратуру, излу- чающую в направлении Земли шумоподобные непрерывные радиосигналы, содержащие ин- формацию необходимую для проведения навигационных определений с помощью аппарату- ры потребителя.
Благодаря достаточному количеству навигационных спутников и специальным пара- метрам радиосигналов аппаратура потребителя может в любое время, при любых погодных условиях принимать излученные спутниками сигналы и определять местоположение, ско- рость и время.
Сегмент пользователей потенциально может состоять из неограниченного количества спутниковых навигационных приемников, которые принимают сигналы навигационных спутников и производят расчеты текущего местоположения, скорости и времени с погреш- ностями, определяемыми спутниковой навигационной системой и аппаратурой потребителя.
Сегменты наземных и космических функциональных дополнений представляет собой аппаратурно-программные комплексы предназначенные для обеспечения точности навига- ционных определений, целостности, непрерывности, доступности и эксплутационной готов- ности системы. Назначение и функции этих дополнений рассматриваются в последующих разделах.
3. Системы координат используемые для определеняместоположения объекта.
Сферические+декартовые
Обратное преобразование
Эллиптические и декартовы
11. Погрешности навигационных определений.
Эфемеридные погрешности. Этот вид погрешностей связан с неточностью определения параметров орбит навигационных спутников, а также непредсказуемым смещением положе- ния спутников на орбите из-за различных случайных факторов. По различным оценкам вели- чина эфемеридной погрешности достигнет 0,6 Я 10 м.
Эфемеридные погрешности зависят от времени, прошедшего с момента их закладки на- земным центром управления.
Так, если рассчитывать местоположение пользователя по данным альманаха, то можно привести такие цифры: погрешность (одна ?) Я 900 м при возрасте данных альманаха сутки, 1200 м Я 7 суток; 3600 м - 2 недели.
Тропосферные и ионосферные погрешности. Этот вид погрешностей связан с прохож- дением электромагнитного сигнала по трассе "навигационный спутник - потребитель"
Известно, что земной шар окружен атмосферой. Атмосфера преимущественно заполне- на заряженными частицами, захваченными магнитным полем Земли. Если магнитное поле невозмущенное, то верхняя граница атмосферы находится на высоте 2 - 3 земных радиусов (радиус Земли = 6 370 км.). При возмущеном магнитном поле верхняя граница атмосферы смещается до 20 радиусов Земли.
При оценке погрешностей из-за распространения электромагнитных волн в атмосфере, последнюю разделяют на 2 области: тропосферу до высот 10 км в средних широтах, до 20 км в экваториальных, до 7 км в полярных и ионосферу Я та часть которая находится за тропо- сферой
Ионосфера характеризуется наличием большого количества свободных зарядов элек- тронов и ионов.
Естественно, что при прохождении электромагнитных волн, через атмосферу их ско- рость вдоль трассы Єнавигационный спутник Япотребитель? отличается от скорости света в свободном пространстве. Это различие в скорости и приводит к ошибкам при проведении навигационных определений. Изменение скорости распространения электромагнитных волн 215 при прохождении их через атмосферу обусловлены изменением и неоднородностью диэлек- трической проницаемости атмосферы и поглощением энергии.
Однако, характер тропосферных и ионосферных погрешностей различен. Поэтому в спутниковых навигационных системах используют две модели: тропосферную и ионосфер- ную.
Применение тропосферной модели позволяет оценивать задержку сигнала с погрешно- стями несколько наносекунд (без модели десятки наносекунд).
Аналогичные результаты получают и при использовании ионосферной модели.
Снижение ионосферных погрешностей осуществляется несколькими методами: моде- лирование трассы Є спутник- потребитель?, двухчастотные измерения, избыточные одночас- тотные измерения.
Погрешности за счет шумов. Погрешности за счет шумов определяются качественными решениями, заложенными в аппаратуру потребителя, методами обработки сигналов. Эти по- грешности зависят от характеристик антенно-фидерного тракта, приемника, корреляторов и других составляющих. В высококачественной аппаратуре потребителя порядок этих величин определяется единицами метров.
Погрешности обусловленные помехами. Это один из наиболее серьезный вид погреш- ностей. Помехи могут быть естественные и специально организованные.
Естественные помехи связанны с определенной электромагнитной обстановкой в зоне приема сигналов навигационных спутников. Снижение этого вида помех до приемлемых размеров регламентируется правилами стандартов по электромагнитной совместимости.
Специально организованные помехи Я это радиосигналы, которые умышленно созда- ются в области приема полезных сигналов для их искажения.
Одним из действенных методов борьбы со специально- организованными помехами яв- ляется их пространственная фильтрация. Для пространственной фильтрации применяется специальная антенна (адаптивная антенная решетка), которая подавляет сигнал помехи и не воздействует на полезные сигналы навигационных спутников
Погрешности из-за многолучевого распространения. Поскольку антенна аппаратуры потребителя может быть окружена различными предметами, то в ее апертуру помимо сигна- ла непосредственно приходящего с навигационного спутника могут поступать и переотра- женные сигналы от окружающих предметов. В результате на вход приемника поступают не- сколько сигналов, что и создают дополнительные погрешности при обнаружении, а в после- дующем и при проведении навигационных вычислений.
Можно выделить три метода уменьшения погрешностей из-за многолучевого распро- странения: 1. Установка антенны в тщательно изученном месте в точках, где прием многолу- чевых сигналов невозможен или их интенсивность мала. 2. Формирование специальных диаграмм направленности приемных антенн. 3. Программные методы.
Погрешности частотно-временного обеспечения. Погрешности частотно-временного обеспечения сводятся к минимуму благодаря применению высокоточных бортовых элемен- тов времени и частоты. Тем не менее, в аппаратуре потребителя производится учет уходов частоты и времени навигационных спутников.
Псевдодальностьотличается от истинной дальности на величину, пропорциональную расхождению шкал времени на спутнике и в приемнике. Если отсчеты по всем каналам приемника, принимающим сигналы от разных спутников, проводятся одновременно, то отличия псевдодальностей от дальностей до любого спутника будут одинаковыми. Это отличие может быть исключено введением его в качестве дополнительного неизвестного в уравнения местоопределения.
hтау - погрешность измерения псевдодальности из-за расхождения шкал времени навига- ционного спутника и аппаратуры потребителя. Для одномоментных измерений эта погреш- ность одинакова для всех спутников.
?i - погрешности определения псевдодальности до i-го спутника из-за погрешностей предсказания эфемерид, погрешностей частотно-временного обеспечения, погрешностей скорости распространения радиоволн в тропосфере и иносфере на трассах Єi-тый навигационный спутник- потребитель?, погрешностей из-за многолучевого распространения сигналов навигационных спутников в месте приема, шумов приемного канала аппаратуры потребите- ля и погрешностей из-за естественных и преднамеренных помех.
9. Тимы данных используемые для расчета координат НКА.
Эфемериды бортовые (навигационных спутников) - сведения о местоположении НС на орбите, передаваемые в составе измерительной информации.(board ephemeris). Примечание. Бортовые эфемериды являются результатом обработки измерений, выполняемых сегментом управления, и загружаемые им на спутники несколько раз в сутки.
Эфемериды точные (положения НС на орбите) - сведения о местоположении НС на орбите, получаемые после проведения траекторных измерений, описывающие реальное движение НС (precise ephemeris)
Альманах- набор приближенных спутниковых данных, используемый для вычисления приблизительного местоположения спутника, времени появления его над горизонтом, возвышения и азимута. Альманах используется приемником для захвата спутников, а также в процессе планирования сеансов наблюдений. Альманах содержит следующие основные данные: данные о состоянии всех спутников системы (альманах состояния), сдвиг шкалы времени каждого спутника относительно шкалы времени системы (альманах фаз), приближенные параметры орбит всех спутников системы (альманах орбит) и другие.
10. Структура кадра передаваемой информации в радионавигационном сигнале.
Z-отсчет Каждый навигационный спутник формирует 1.5- секундную эпоху (момент времени) для точного отсчета и привязки времени. Отсчет времени, установленный таким образом, называется Z- отсчетом. Z- отсчет предоставляется потребителю в виде 29-разрядного двоичного числа. Десять старших разрядов (MSB) Z- отсчета являются двоичным представлением последовательного номера текущей недели. Отсчет недель лежит в пределах от 0 до 1023. Нулевое состояние соответствует той неделе, которая начинается с 1.5-секундной эпохи в нулевой (приблизительно) временной точке всемирного времени (UTC). По окончании GPS- недели с номером 1023 номер недели сбрасывается в ноль (0). При этом потребитель при переходе от системного времени GPS к календарной дате предыдущие 1024 недели учитывает (прибавляет).
Нулевой отсчет времени GPS определен в полночь с 5 на 6 января 1980 года.
Девятнадцать следующих разрядов Z-отсчета, расположенных в слове 2 (HOW), определяются как количество 1.5-секундных интервалов отсчитанных от момента перехода Єконец/начало? любой недели. Отсчет лежит в пределах от 0 до 403199. Число 403199 есть количество 1.5- секундных интервалов в неделе (в 604800 секундах).
В течение недели передаваемая в 17 старших разрядах слова 2 информация в десятичном эквиваленте изменяется в диапазоне от 0 до 100799 с шагом 1, что соответствует 6 секундам т. е. продолжительности передачи информации 1 подкадра.
Можно отметить, что за неделю каждый навигационный спутник транслирует потребителям 100800 подкадров (строк).
12. Дифференциальный режим.
Дифференциальный режим реализуется с помощью контрольного навигационного при?мника, называемого базовой станцией. Базовая станция устанавливается в точке с известными географическими координатами. Сравнивая известные координаты (полученные в результате прецизионной геодезической съ?мки) с измеренными координатами, базовый навигационный при?мник формирует поправки, которые передаются потребителям по каналам связи.
Различают два метода вычисления поправок:
--
метод коррекции координат, когда в качестве дифференциальных поправок с базовой станции передают добавки к измеренным в определяемом пункте координатам. Недостатком этого метода является то, что при?мники базового и определяемого пунктов должны работать по одному рабочему созвездию. Это неудобно, поскольку все потребители, использующие дифференциальные поправки, должны работать по одним и тем же ИСЗ;
--
метод коррекции навигационных параметров, при использовании которого на базовой станции определяются поправки к измеряемым параметрам (например, псевдодальностям) для всех спутников, которые потенциально могут быть использованы потребителями. Эти поправки передаются потребителям и учитываются при решении навигационной задачи. Недостатком этого метода является повышение сложности аппаратуры потребителей.
Классификация: Системы дифференциальной навигации по кодовым и псевдофазовым измерениям. Системы дифференциальной навигации по кодовым измерениям строятся на основе измерения и обработки псевдодальностей, в общем случае, имеют неограниченную область действия и характеризуются ошибками местоопределения от долей метра до нескольких метров. Системы дифференциальной навигации по псевдофазовым измерениям характеризуются очень высокой точностью местоопределения (до долей сантиметра). Однако область их действия ограничена дальностью ~10-12 км в одночастотном режиме и ~100 км в двухчастотном режиме. Специфической особенностью дифференциальных систем по псевдофазовым измерениям является неоднозначность этих измерений, затрудняющая их использование. Системы дифференциальной навигации по псевдофазовым измерениям иногда называют системами относительных определений
Геометрический фактор. При проведении навигационных вычислений по выражениям одним из оп- ределяющих параметров являются вычисленные псевдодальности, через которые, по сути и производятся все дальнейшие вычисления. Очевидно, что псевдодальности до навигационных спутников определяется с погреш- ностями. При определенных допущениях, в частности, при допущении, что все псевдодальности определены при равноточных измерениях имеет место следующая формула.