Борисов Юрий Дмитриевич : другие произведения.

Энциклопедия государевой службы "А"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Энциклопедия государевой службы с древнейших времен до царствования Петра Первого (1721). По всем русским государствам средневековья и их соседям (вошедшим полностью или частично в Российскую империю). Эту книгу я писал 40 лет и 3 года. четыре десятилетия ушло на сбор материала по самым разнообразным источникам, остальные - на сводную запись и обработку. Пока выложена первая буква справочника "А".


   Борисов Юрий Дмитриевич (с) 2008
  
   Энциклопедия государевой службы
   с древнейших времен до царствования Петра I Алексеевича
  
  
   А
  
   АБШИДОВАНЫЙ АТАМАН - (от нем. абшид - отставка) - в Русском царстве и Российской империи: в Малороссийском казачьем войске: отставной атаман. В 1-й пол. XVIII ст. слово "абшидованый" прилагалось в Малороссии ко всем отставным казачьим чинам.
  
   АВТОКЕФАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ - в православии: административно самостоятельная церковь. До 40-х гг. XV ст. РПЦ являлась митрополией Константинопольской патриархии и Константинопольский патриарх, который обладал исключительным правом утверждать митрополитов "всея Руси". После Флорентийской унии (1439), отвергнутой РПЦ, русские митрополиты стали утверждаться собором архиереев РПЦ, что означало фактическую самостоятельность - автокефалию Русской православной церкви. Первым митрополитом, избранным собором, стал Иона (1448).
  
   АГА (букв. - старший брат) - этот термин из сферы семейных взаимоотношений, был перенесен на различных административных служащих и войсковых предводителей.
   1) в Османской империи: составная часть наименований многих должностей и званий, преимущественно воинских. Ставился после имени. Титул А. носил, в том числе, и высший предводитель янычар.
   2) в Крымском ханстве: А. - частный титул визирей хана: - калги и нурэддина;
   3) на мусульманском востоке А. - хозяин, начальник;
   4) в Молдавском княжестве: придворная должность ранга великого боярина. А. следил за охраной Ясс, командовал сегбанами де скутяла, которые несли военную службу без жалования, но зато были освобождены от налогов, судил мелкие дела ясских граждан. Если захвал кого-либо в прелюбодеянии или в пьяном виде на улице, то мог наказать его на месте, какого бы звания ни был захваченный. Выполнял те же обязанности, что ага-янычар у турок.
  
   АГА ВРАТ СЧАСТЬЯ - см.: кызлар агасы.
  
   АГА-СУЛТАН - в Российской империи: титул старшего султана Киргиз-кайсацкой (казахской) Орды. А.С. избирали султаны жузов на 3 года. Во время пребывания в должности, А.С. признавали в чине майора по всей территории империи.
  
   АГАЛАРЫ - в Османской империи: офицеры высшего ранга в султанской армии.
  
   АГАРЯНЕ - так на Руси называли турок, персов, и мусульман вообще.
  
   АДЖЕМ-И-ОГЛАН - в Османской империи: мальчики, отобранные у христианского населения балканских провинций империи для службы капыкулу. После принятия ислама, некоторые их них, пройдя специальное обучение в дворцовых школах, несли придворную службу в Стамбуле. Большинство - пополняли янычарский корпус.
  
   АЗАБЫ (от араб. - вольноотпущенный, неженатый) - они же азапы, в Османской империи: воины, набиравшиеся из мусульманского населения империи для службы во флоте, в пограничных крепостях и вспомогательных частях.
  
   АЗА?РТНЫЕ И?ГРЫ (от франц. hasard - случай, риск) - игры на деньги или другой материальный интерес, в которых выигрыш зависит не от расчета, а от случая. К А.И. относятся: рулетка, кости, орлянка, ряд карточных игр и т.п. В допетровской России А.И. неоднократно подвергались разного рода запретам и преследованиям. Так, А.И. в карты, равно как игра в карты вообще, появившиеся на Руси в нач. XVII ст., впервые были запрещены в царствование Михаила I Федоровича. В Уложении царя Алексея Михайловича (1649) А.И. отнесены к "разбойным и татинным делам" и жестоко карались тюремным заключением, конфискацией имущества, телесными наказаниями и даже смертью. То же касалось и игры в кости (зернь). С царствования Петра I запрет на А.И. был снят, и дальнейшая государственная политика России в отношении А.И. не отличалась последовательностью. Имп. Екатерина II запретила судам принимать иски по карточным долгам и с этого времени в России карточный долг стали считать "долгом чести".
  
   АЗОВСКИЕ КАЗАКИ - см: Ордынские казаки.
  
   АДМИРАЛ (нидерл. admiraal, от арабск. амир аль бахр - владыка на море) - высшее воинское звание (чин) высшего офицерского состава в военно-морских флотах.
   1) в допетровской Руси был всего один А. - корсар (капер) царя Иоанна IV Грозного на Балтике, во время Ливонской войны (1558-83) датчанин на русской службе Карстен Роде. Он получил официальное звание "царского морского атамана". В государственном архиве Копенгагена до сих пор хранится подлинник его каперского патента - грамота, выданная царем. По условиям этого договора, К.Роде должен был передавать царю каждое 3-е захваченное им судно, и по лучшей пушке с 2-х остальных. Кроме того, в государственную казну должна была поступать и "десятая деньга" от продажи всех захваченных призов.
   2) адмирал, как воинское звание, впервые в России был присвоено Ф. Лефорту (1695), хотя в потешном морском походе (1694) А. числился Ф.Ромодановский, вице-адмиралом И.Бутурлин, контр-адмиралом П.Гордон. Как воинское звание на флоте, чин А. введен по регламенту Российского парусного флота позже - в 1696.
  
   АДМИРАЛТЕЕЦ - в Русском царстве: высшее флотское интендантское звание - заведующий Адмиралтейским двором. На А. было возложено: составление росписей, отвод лесов, нужных, как материал для постройки, его доставка и наблюдение за самой постройкой кораблей Азовской флотилии. Первым звание А. в 1696 получил окольничий А.П. Протасьев, глава Владимирского судного приказа, (в составе которого был образован Адмиралтейский двор в Воронеже, ведавший делами по постройке кораблей кумпанствами), скончавшийся в 1699. В 1700 звание А. перешло к стольнику и полуполковнику Ф.М.Апраксину, который стал главой нового Адмиралтейского приказа.
  
   АДМИРАЛТЕЙСКИЙ ДВОР - в Русском царстве: корабельная верфь. 1) первый А.Д. учрежден в 1696 как структурное подразделение Владимирского судного приказа, и с ликвидацией последнего (1700) "адмиралтейские и корабельные дела", в т.ч. и А.Д. в Воронеже, были переданы в новый приказ Адмиралтейских дел. Построен А.Д. в Воронеже в 1697-98. На нем создавались корабли для Азовской флотилии. Возглавлялся А.Д. адмиралтейцем и не имел управленческих функций, которые осуществлялись через Государев шатёр на Воронеже; 2) в 1703-05 в устье р.Невы был построен А.Д. и крепость, как второй узел обороны Санкт-Петербурга после Петропавловской крепости. Впоследствии получил название Главного адмиралтейства.
  
   АДМИРАЛТЕЙСКИЙ ПРИКАЗ - см. приказ Адмиралтейских дел.
  
   АДОПЦИЯ (от лат. adoptio - усыновление) - в Речи Посполитой: получение прав потомственного шляхетства путем усыновления, когда особа не шляхетского происхождения включалась в рыцарский род. Эта форма была распространена в XV ст., но, начиная с XVI ст. подверглась ограничениям. Самым известным случаем А. был Городельский акт, когда 47 польских рыцарских родов приписало к своим гербам столько же боярских родов из Литвы, т.о. усыновив их. Злоупотребления правом шляхетской А. было таким массовым, что Сейм в 1616 окончательно запретил практику А.
  
   АККЕРМАНСКАЯ ОРДА - см. Буджакская Орда.
  
   АККЕРМАНСКИЕ КАЗАКИ - см: ордынские казаки.
  
   АЛАБОРГСКОЕ КНЯЖЕСТВО - оно же: Алаборгское ярлство, средневековое варяжское княжество XI ст. в северном Приладожье, зависимое от Ладожского княжества. Столица - Алаборг. Ныне - г.Олонец, райцентр Карельской республики РФ. А.К. примыкало с севера-востока к Ладожскому княжеству и контролировало в XI ст. северное Приладожье, водный путь по р.Свири и, возможно, что и земли Прионежья. Судя по тому, что правитель Алаборга зависел от властителя Ладоги и выплачивал ему дань, это ярлство отделилось от Л.К. на правах вассального кормления. Скандинавские саги дают понять, что Алаборг находился с Ладогой (Альдейгьюборгом, Альгейдой) в сложном отношении подчинения и соперничества, определяющемся, видимо, как географическим положением, так и амбициями правителей. По русским источникам Ладожское княжество было волостью великой княгини Ирины (до крещения - шведской принцессы Ингегерд) данное ей в опричный удел (1019) ее мужем - киевским великим князем Ярославом Мудрым. Ладожское княжество управлялось от имени великой княгини конунгом ее личной варяжской дружины. А А.К. было по отношению к Ладоге вассальным, что не противоречит и скандинавским источникам. Разгоревшаяся было, по описанию "Саги о Хальвдане сыне Эйстейна", борьба между Алаборгом и Ладогой окончилась полным подчинением Алаборга. "...отдал конунг Ингигерд в жены Ульвкеллю и дал ему титул ярла и Алаборг, и то государство, которое там простиралось <...> Ярл Скули отправился домой в Алаборг и любили они друг друга с королевой Исгерд..." . С передачей Ладоги в административное подчинение Новгороду (кон. XI ст.), и ликвидацией в Ладоге варяжской автономии (нач. XII ст.), Алаборг и терр. А.К. стали принадлежать Софийскому дому новгородского владыки. Сам Олонец впервые упоминается в русских источниках: 1) в летописи под 1228, 2) в Уставной грамоте новгородского князя Святослава Ольговича под 1327. С 1627 Олонец в Русском царстве получил статус посада.
  
   АЛАЙ-БЕЙ - в Османской империи:
   1) командир полка сипахов;
   2) предводитель сипахов в пределах одного санджака.
   А. подчинялись субаши.
  
   АЛБАЗИНЦЫ - см. казаки-албазинцы
  
   АЛГИНЧИН - в Монгольской империи: разведчик, засылаемый в сопредельные страны самим ханом.
  
   АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ДВОРЦОВАЯ ПРИКАЗНАЯ ИЗБА - в Русском царстве: дворцовый орган центрального управления в Опричнине в царствование Иоанна IV Грозного. Действовала в Александровской слободе.
  
   АЛХИМИСТ - в Русском царстве: чин Аптекарского приказа, помощник аптекаря, по существу работы химик-лаборант. А. готовили лекарства, получали и очищали различные вещества, смешивали их по указанию аптекаря. Вместе с аптекарем А. принимали участие в "надкушивании" (анализе и экспертизе) новых препаратов. В XVIII ст. название профессии А. постепенно заменилось на "химик". К примеру, 1-й частный аптекарь в России Яган Грегори с 1689 по 1692 обучался в Москве, в Нижней (Главной) аптеке Аптекарского приказа у своего отчима, аптекаря И.Г. Гутбира, и получил там звание А.
  
   АМАЗОНЫ - фантастические персонажи, которые изображались на русских лубочных картинках, обычно с тёмными как у негров лицами. Особого распространения в русских мифах и преданиях не получили. На изображениях лица их были, как правило, свирепы, в руках они держали копье или лук со стрелами. В.Татищев в Лексиконе писал: "Амазоны, народ был славенской и весьма славной у всех древних, но иногда с примножением баснословей воспоминаем. Они перво жили в Африке, потом в Сирию и Финикию перешли, где их строения многие городы славенскаго звания, яко Свята, Смирна, Лебедь и протчия, свидетельствуют. Во время Геродотово, видится, они в Пафлагони или ближе к нам подле Черного моря обитали. А Птоломей в таб. Азии II кладет их около Черного яра на правой стороне Волги с народы скимниты, мелянхлены, запотрени и ориней. Плиний же на восточной стороне моря Каспискаго описал. Оной после в Европу чрез Днепр перешед, имя оное оставили, токмо по сказанию Нестерову Мазовия оное имя испорчено сохраняет. Сие имя или их языка сама жена, зане неколико жен владетельствовали, греками за неимением Ж (испорчено), а в начале А из противности приложено, или греческое амама и жена славенское сложено, что значит беститечная жена, о чем в Древней руской гистории первой части и во второй в предъизвещении яснее показано".
  
   АНАДОЛУ АГАСЫ - в Османской империи: старший офицер корпуса янычар, ответственный за подбор христианских мальчиков для пополнения корпуса и их первоначальную подготовку на территории Анатолии - азиатской части империи.
  
   АНАФЕМА (греч. anafema - отлучение) - формула отлучения от церкви, произносимая в первый "сборный" воскресный день Великого Поста. А. произносится лицам, сомневающимся в Символе Веры: "отрицающим бытие Божие и утверждающим, что мир самобытен и всё в нем без Промысла Божия; глаголющим Бога, не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосердна, премудра, всеведуща, и подобные хуления произносящим; дерзающим глаголати, что как Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, так же и Дух Святой, и исповедывающим, что они не Бог Единый; безумие глаголющим, не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти и Его вольное страдание, смерть и воскресение; не приемлющим благодати искупления, Евангелием проповеданного, как единственного нашего к оправданию перед Богом средства; дерзающим глаголати, как Пречистая Дева Мария не бысть прежде Рождества, в Рождестве и по Рождестве дева; не верующим, что Дух Святый умудрил пророков и апостолов и через них возвестил нам истинный путь к вечному спасению и утвердил сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет на всякую истину; отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесах, а за грехи осуждение; отмещущим все таинства святая, Церковью Христовой содержимая; отвергающим Соборы святых отец и их Предания, Божественному Откровению согласная, и православно-кафолическою Церковью благочестно хранимая; промышляющим, как православные государи возводятся на престолы не по особому о них Божию благоволению и при помазании дарования Святого Духа к прохождению великого сего знания в них не изливаются и тако дерзающим против них на бунт и измену, как Гришке Отрепьеву, Ивану Мазепе Степану Разину, Емельяну Пугачеву и прочим подобным; ругающим хулящим святые иконы, их же святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оные, к благочестию и к оных подражанию приемлет, и глаголящим: оные быти идолы". Среди лиц, преданных РПЦ А.: С. Разин, И. Мазепа, Е. Пугачев, Л.Толстой.
  
   АНАХОРЕТ - схимонах.
  
   АНДОЖСКОЕ КНЯЖЕСТВО - оно же Андомское княжество, русское средневековое княжество 1385-1430. Столица неизвестна. Удел Белозерского княжества. Правители достоверно неизвестны.
  
   АНДОМСКОЕ КНЯЖЕСТВО - см. Андожское княжество.
  
   АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО ОРДЕН - в Русском царстве: 1-й и высший в российский орден, основан царем Петром I (1698) "в воздаяние и награждение одним за верность, храбрость и разные нам и отечеству оказанные услуги, а другим - для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям". Орденские знаки состояли из: 1) синий Андреевский крест (солтир) с изображением распятого апостола Андрея, 2) восьмилучевая звезда с двуглавым орлом в медальоне, 3) голубая лента через правое плечо шириной 10 см., на которой носился знак ордена; 4) цепь для ношения знака ордена в особо торжественных случаях. Орденское одеяние: зеленая бархатная епанча, белый супервест и черная шляпа с красным пером. Орденский праздник 30 ноября. В Российской империи члены императорской фамилии мужского пола награждались этим орденом при рождении. Кавалеры А.П.О. считались особами IV класса.
  
   АПРОД ДЕ ДИВАН - см.: Диванные апроды.
  
   АПТЕКАРСКАЯ ПАЛАТА - в Русском царстве:
   1) в 1581 была учреждена по приказу царя Иоанна IV Грозного как дворцовое учреждение и была первой в России аптекой. В 1695 преобразована в Аптекарский приказ, став тем самым центральным правительственным учреждением;
   2) с 1672 Аптекарский приказ был снова переименован в ближнюю государеву А.П.
  
   АПТЕКАРСКИЙ БОЯРИН - в Русском царстве: судья (глава) Аптекарской палаты или Аптекарского приказа.
  
   АПТЕКАРСКИЙ ПРИКАЗ - в Русском царстве: центральное правительственное учреждение (1594-1717). Однако официальной датой возникновения аптечного дела в России считается 1581, когда при царе Иоанне IV Грозном, была открыта первая дворцовая аптека под началом англичанина Джеймса Фрэнчема. В то же год была основана Аптекарская палата, преобразованная в 1694/95 в А.П. уже как центральное правительственное учреждение, которое погибло в Смуту. В 1620 А.П. по свидетельству Берха был восстановлен, но в документах официально появляется с 1632. Его возглавляли бояре из особо приближенных к царю, кстати, те же, что заведовали и Стрелецким приказом, а непосредственное заведывание было поручено особому дьяку. А.П. действовал именем царя, и жалобы на его решения рассматривались непосредственно в Боярской думе. К числу функций А.П. принадлежало: 1)"бережение" Москвы от заразы, 2) приглашение на службу иноземных врачей и аптекарей, проведение экзаменационных испытаний приглашаемых, проверка их дипломов; 3) выдача им годового содержания; 4) производство судебно-медицинской и иной врачебной экспертизы, 5) забота о сборе лекарственных растений, 6) забота об "отвращении всяких чар и злой порчи", 7) определение лекарей в полки, 8) учреждение новых полевых аптек, 9) забота о создании книг-травников, 10) осуществление трудовой экспертизы служилых людей а также выполнял ряд других функций. Помимо этого, в ведении А.П. находились все вино-водочные изделия. При А.П. имелось книгохранилище не только медицинской, но и общей литературы. В состав специалистов А.П. входили 1) "дохтура" (терапевты), 2) лекаря (хирурги), 3) аптекари, заведовавшие аптеками, 4) алхимисты, 6) ученики аптекарей, 7) окулисты, они же и оптики, 8) "цирульники, рудометы-кровопускатели, костоправы и подлекаря", составлявшие низший медицинский персонал. В А.П.нем также заседало советом несколько медиков под председательством архиатера. Медики А.П. пользовались большим почетом и богатым от казны содержанием. Видя это, чиновники Посольского приказа, Посников и Волков, с разрешения царя отправили своих сыновей в Падую, где те получили докторскую степень по медицине, и в 1655 вернулись в Россию. А.П. ведал аптеками и аптекарскими огородами, сбором и разведением лекарственных растений, закупкой их в других странах, кроме того, лекарственные материалы собирались в виде податей: солодковый корень из Астрахани и приволжских местностей, бадьян из Сибири, ревень из Болгарии Камской, селитра, поташ, яр из других мест России. Лекарство готовилось в присутствии дьяка и лекаря. Затем его пробовали все трое: царский дьяк, придворный лекарь и сам фармацевт, и только потом оно попадало к царю. В 1654 при А.П. была создана первая в России лекарская школа. При А.П. работал стекольный завод аптечной посуды. Существовал А.П. на средства казны, доходы от аптек и продаж "лечебных водок". А.П. имел судебную власть в исковых делах между аптекарями, лекарями, докторами, как русскими, так и иностранными, пребывавшими в России, как между собою, так и с людьми посторонних ведомств. В 1630-х А.П. из дворцового приказа становится общегосударственным. В 1672 А.П. был снова переименован в "ближнюю государеву Аптекарскую палату", а возглавляющий ее боярин стал ближним боярином. Последним аптекарским боярином был князь Я.Н.Одоевский. При царе Петре I возглавил А.П. архиатр Р.Арескин, занимающий одновременно должность лейб-медика царя. Параллельно А.П. Петр создал Походную аптекарскую канцелярию (1707), которая преобразованная в канцелярию Главной аптеки (1716), заступила место А.П., а с 1721 стала именоваться Медицинской канцелярией, которая по своим функциям уже соответствовала министерству здравоохранения, а с 1763 -Медицинской коллегией.
  
   АПТЕКАРЬ - в Русском царстве: фармацевт, чин Аптекарского приказа, заведующий аптекой. Были вхожи ко двору царскому. В штате Аптекарского приказа было 2 аптекаря (по количеству аптек в Москве). В.Татищев в Лексиконе писал: "Аптекарь, фармакопеус, тот, которой собственную или вверенную аптеку управляет. Оному должно быть в языке латинском совершенну, якоже в приуготовлении по временам припасов, в хранении оных, устроении лекарств по диспенсатории и рецептам искусну и весьма в том осторожну. Они за первых у докторов медицины, а лекари за вторых помощников почитаются"См. также: Аптекарский приказ.
  
   АПТЕ?КИ - в Русском царстве: Первое упоминание об аптеке на Руси найдено на надгробном памятнике в Даниловом монастыре: "Здесь покоится Николас Браун, лекарь и аптекарь Его Величества, 1518 год". 1-я придворная А. учреждена на Руси при царе Иване IV Грозном (1581). В ней, помимо собственно лекарств, были и другие лечебные в то время средства: амулеты, цветные камни, перстни, олений рог и проч. Первую европейскую аптеку привез в Россию английский аптекарь Фрэншам в 1602. В ее состав входили опий, шпанские мушки, морской лук, сабур, александрийский лист, манна, серный цвет, корица и т.п. модная в то время фармакопея. При царе Алексее Михайловиче устроены аптекарские огороды вдоль западной стороны Кремля, в селе Измайловском, и учреждена войсковая А. Придворная Старая А. находилась в Кремле, Новая А. - для всех чинов - на Ильинке. В царствование Петра I, только в Москве, было открыто 11 А., в т.ч. 8 частных. В Жалованной грамоте Ягану Грегори на открытие 1-й частной аптеки 27.11.1701 было сказано: "Наше Царское Величество иноземца аптекаря пожаловали, велели по Именному Нашему Великого Государя указу и по его челобитью построить ему в Ново-Немецкой слободе вновь аптеку своим иждивением, в котором месте пристойно, и где б от того никому утеснения не было, и держать ему к той аптеке потребные всякие лекарства, а для скорбящих и в болезнях сущих, целительные спирты и водки и иные лекарственные напитки, и то все продавать ему в новой аптеке, всяких чинов людям ценою мерною без прибавки". Однако "ренское и иное виноградное вино", необходимое для приготовления лекарств, Грегори воспрещалось продавать "чарками, кружками, ведрами и бочками". Велено ему было покупать "то питье в лекарства у города Архангельского или в Азове, с платежом пошлин по Торговому Уставу". В СПб. Был заложен аптекарский огород на Аптекарском о-ве (1714), отданный в распоряжение медицинского ведомства.
  
   АПТЕКАРСКИЙ ГЕЗЕЛЬ - см. Гезель.
  
   АРАБЧЕИ - в Русском царстве: служащие Посольского приказа. Эта категория чиновников вызывает много вопросов у историков. Доподлинно известно только то, что А. направлялись с послами в Крым, а пребывая в Москве, получали корм - 3 копейки в день. В Словаре русского языка XI-XVII ст. слово А. объясняется только, как погонщик арбы. По всей вероятности, А., также как и станичники, судя по окладу, выполняли функции, близкие к приставам. Позже 1647 А. не упоминаются.
  
   АРАПЫ - в Русском царстве и Российской империи: купленные за большие деньги рабы с кожей темного цвета (негры и т.п.). А. знать обзаводились "для забавы" и престижа. Поставкой А. в Россию занимались, как правило, турецкие и персидские купцы. Юридически были на положении холопов и крепостной дворни.
  
   АРКЕБУЗИРЫ - в Русском царстве: стрелки из аркебуза, были среди европейских наемников царя Бориса Годунова.
  
   АРМАШИ - в Русском царстве и Российской империи: в Малороссийском казачьем войске: казаки - артиллеристы главной и полковой арматы (артиллерии). Пушкари.
  
   АРСКОЕ КНЯЖЕСТВО - удельное княжество в составе Казанского ханства в бассене рр.Вятки и Чепцы. (север терр. совр. республики Удмуртия, РФ). Столица - Арский городок, впервые упоминаемый в 1496. Население - удмурты (ары) и марийцы (вогулы), правящая династия татарская - Каринские или Арские князья, возводящая свой род к Кара-беку. Взаимоотношения арских князей и удмуртов не были мирными и дружественными. Первое упоминание об Арских князьях в русских источниках относятся к 1489. В 1490 А.К. ьыло завоевано русскими, а Арские князья, после взятия у них шерти великому князю были отпущены "в свою землю". Но через полвека отложились снова к Казанскому ханству. В сент. 1552, параллельно с осадой Казани войском Ивана Грозного, три полка русских войск "пошли воюючи и сёла жгучи" к Арскому городку. Крепость защищали 15 тыс. воинов. Русские применили пушки и пищали, Через 2 дня ожесточённых боёв Арская крепость пала: 5000 оставшихся в живых, в т.ч. 12 арских князей, были уведены в плен в Москву, для принятия присяги на подданство царю. Потомки Кара-бека, в зависимости которых находилось удмуртское население, сохраняли свои права на него до 1588, когда в результате проведенной реформы удмурты были окончательно освобождены от зависимости арских князей. Употреблять сам термин А.К. научно некорректно, т.к. он неизвестен в источниках, а изобретен позднейшими исследователями, исходя из соображения, что раз были арские князья, то, стало быть, было и А.К. См. также Арские князья.
  
   АРСКИЕ КНЯЗЬЯ - они же ка?ринские князья, в Казанском ханстве, великом княжестве Московском и Русском царстве: татарские княжеские (мурзинские) роды, происходящие от князя Карачуры Рамаданова (Кара бек), выходца из улуса Нукус Мангытского юрта, появились в пределах великого княжества Московского, в Вятской земле, и в 1462 основали село Карино, от которого идет параллельное название титула. Первое же - от подвластных им аров, арян (удмуртов). В 1489, согласно летописной традиции, великий князь Иван III, не желая более терпеть неповиновение Вятской республики, отправил в поход на Вятку своих воевод "с многою силою". Приведя православное население Вятской земли к "целованию", а иноверцев-арян к "роте", княжеские воеводы вывели в Москву "вятчан болших людей <...> да арьских князей". Зачинщики "неисправления" были казнены, многие вятские земские и торговые люди были расселены в пределах Московского уезда, и лишь "арских князей пожаловал князь великый отпустил в свою землю". В дальнейшем, до кон. XVI ст., А.К. "со всякою ревностью" служили русским государям, неоднократно участвуя в организуемых Москвой походах на Югру и Казанское ханство. В 1505 князю Сейяку Алисуфу великий князь Московский пожаловал "ведати и судить по старине" вотяков и чувашей "и пошлину с них имать". В 1509 князю Девлетьяру Мухаметказыеву были пожалованы земли по р.Чепце. С исчезновением после 1552 военной угрозы со стороны Казанского ханства, необходимость военной службе А.К. отпала и царь Иван IV Грозный (1583) запретил им собирать с подвластного удмуртского населения какие-либо доходы "до его, великого государя, указу". В 1588 царь Федор Иоаннович "пожаловал каринских и верхочепецких отяков от каринских мурз судом и всяким доходом <...> отвел", закрепив т.о. процесс утраты А.К. своего феодального статуса. А.К. со временем выбыли из служилого сословия и превратились в крестьян. Неоднократные попытки потомков А.К. восстановления княжеского достоинства, активизировавшиеся при имп. Екатерины II, в связи с созывом ею Уложенной комиссии (1767), и указом (1784), согласно которому лица, принадлежащие к категории татарских князей и мурз и поверстанные в разное время в число податного сословия, вправе были, в случае документального подтверждения благородства своих предков, рассчитывать на восстановление "состояния им свойственного", не увенчались успехом. Наследники бывших А.К. были оставлены в числе "подать личную платящих". Принадлежность А.К. к роду Кыпчак некоторыми учеными ставится под сомнение, возможна принадлежность их к роду Мангыт.
  
   АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ПРИКАЗ - в Русском царстве: после поражения под Нарвой (1700), где не только были потеряны почти все пушки русской полевой армии, но попал в плен к шведам и глава Пушкарского приказа генерал-фельдцехмейстер царевич А.Имеритинский (который учился артиллерии за границей вместе с Петром I), царь переименовал Пушкарский приказ в А.П. и поставил "надзирателем артиллерии" А.Виниуса, главу Сибирского приказа. В 1704 А.П. возглавил граф Я.Брюс, который стал генерал-фельдцехмейстером и провел реформу русской артиллерии. Под его началом при А.П. были открыты "навигацкая", пушкарская и инженерная школы. В 1719 А.П. оперативно был подчинен Артиллерийскому повытью Военной коллегии, которое возглавлял секретарь по артиллерии и фортификации. В 1720 А.П. был переименован в Артиллерийскую канцелярию.
  
   АРХАНГЕЛЬСКИЕ КРЕЧАТЬИ ПОМЫТЧИКИ - см. помытчик.
  
   АРХИ (греч. archi - сверх) - приставка, обозначающая: 1) старшинство, высшее положение в том или ином церковном звании, к примеру: архимандрит, архидиакон, архиепископ; 2) вообще высшую степень признака, заключающегося во 2-й части сложного термина.
  
   АРХИАТЕР - встречающиеся в документах написание должности архиатр.
  
   АРХИАТР - в Русском царстве: впервые этот термин был упомянут в сер. XVI ст., когда врач Аптекарского приказа Марк Ридли, делая надпись на книге, назвал себя "архиатрусом Русского царя". О фициально должность А. была введена в России в 1716 указом царя Петра I. для главы Аптекарского приказа лейб-медика Р.Арескина и просуществовала до 1730. Повторно вводилась в 1732-62.
  
   АРХИДИАКОН - в РПЦ: старший епархиальный диакон. В.Татищев в Лексиконе так описывал обязанности А.: "начальный слуга, чин церковный есть, старший диакон. Прежде у нас при митрополитах были, как в Греции доднесь при всех архиепископах имеются, потом у нас был един токмо при патриархе, а ныне за отрешением патриарха архидиаконов нет. Они священнической службы отправлять не могут. В римской церкви при всех епископах и архиепископах яко товарищи в правлении епархии, а паче они должны церкви и училища в порядках надзирать, а в небытии епископа епархию управляют и в службе яко священники отправляют".
  
   АРХИЕПИСКОП - в РПЦ: старший епископ, третий чин по старшинству после патриарха в иерархии черного духовенства РПЦ. Титулование: "Ваше высокопреосвященство". В. Татищев в Лексиконе пишет, что А. "главный надзиратель или начальник епископов. Прежде в церкви христианской были токмо епископы по градом, но при Константине Великом 1-й римской Сильвестр, по нем антиохинский, константинопольский и александрийский на первом никейском соборе учинены, а последний и пятый иерусалимский. Но как сим тем титулом стали быть недовольны, некоторые начали писаться папа, что значит отец. Другие, хотя паче в титуле возвыситься, назвались папы и патриархи, тогда каждой под собою разных архиепископов учинил и оным по нескольку епископов подчинили, что в западной церкви доднесь, а у греков не у всех архиепископов подвластны. У нас же первой в духовенстве назывался митрополит, который под собою разных епископов имел. Архиепископов же первый учинен в Великой России новгородской, потом в Червоной Руси галицкой. И оной по разорении от татар Галича переведен во Львов и по некоем времени принял закон римской. 3-й в Белой Руси ростовской. И хотя новгородской тогда сильно о подчинении ему епископов домогался, но князи удельные, опасаясь, не допустили, потом, почитай, все руские епископы зделались архиепископами. Петр Великий, видя колико от великой власти духовных вреда государству приключается, по отвержении патриаршества определил всем митрополитом титул иметь архиепископов и оным токмо пяти быть, яко: 1 в Великой, 2 в Малой, 3 в Белой Россиях, 4 в Казани, 5 в Сибири. А протчим всем быть епископам, как то со многими и учинено было."
  
   АРХИЕПИСКОП НОВГОРОДСКИЙ -- глава новгородской и псковской церквей, избираемый на вече. Первый архиепископ в РПЦ. Был крупнейшим землевладельцем. Фактически возглавлял совет господ - новгородское правительство. Играл большую роль в управлении Новгородской республики не только в церковных, но и в светских делах. В его ведении был не только церковный суд, но и многие дела, подсудные ранее князю. Имел своих бояр, служилых людей и собственные вооруженные силы - владычный полк. Первым А. на Руси был Нифонт в Новгородской республике XII ст. Во времена подчиненной Константинополю Русской митрополии А. имел право обращаться непосредственно к Константинопольскому патриарху, через голову митрополита, что давало новгородской епархии определенную независимость от власти общерусского митрополита.
  
   АРХИЕРЕЙ (греч. Archierius - старший священник) - общее наименование высших чинов черного духовенства РПЦ от епископа до патриарха.
  
   АРХИЕРЕЙСКИЕ БОЯРЕ - см: владычные бояре.
  
   АРХИЕРЕЙСКИЕ ДВОРЫ - см. архиерейские дома.
  
   АРХИЕРЕЙСКИЕ ДЕТИ БОЯРСКИЕ - см. домовые дети боярские.
  
   АРХИЕРЕЙСКИЕ ДОМА - они же архиерейские дворы, в Русском царстве: церковно-административное учреждение, через которое архиерей упарвлял епархией, осуществлял свою власть над подведомственным ему духовенством, вершил ним суд над клириками и населением, принадлежащим А.Д. вотчин.
   На Руси, с изначального создания РПЦ, епископские кафедры владели многочисленным недвижимым имуществам и населенными землями, управление и суд над населением в которых принадлежал епископу. Кроме лиц духовных, епископскому суду подлежали и все светские лица по делам церковным и семейным. При А.Д. имел собственные чины разных наименований для хозяйственных, административных и судебных обязанностей. Были свои - епископские бояре, дворяне, дети боярские и низшие слуги, волостели - для управления вотчинами, десятильники - для суда церковных людей по делам гражданским и для сбора податей с духовенства и т.п. Количество должностных лиц А.Д. зависело от обширности и богатства епархии. Богатый и влиятельный в делах гражданских новгородский архиепископ, обладал обширными вотчинами. К Софийскому дому причислялись многие бояре, стольники, казначеи, волостели, был владычный полк под начальством своего воеводы. Еще разнообразнее штат должностных лиц был при митрополите московском. Двор его был устроен наподобие двора удельного князя. При нем были: бояре, стольники, конюшие, свой митрополичий полк с воеводой и проч. Кроме управления своей епархией, он управлял всей РПЦ и, кроме обычных для всех архиереев доходов с церквей и вотчин, имел доходы и с других епархий. Двор патриарха, особенно при Филарете и Никоне, был устроен по образцу царского двора. Здесь были: свечники, чашники, скатертники, хлебопеки, повара и проч.; иконописцы, переписчики книг, резчики, позолотчики, певчие дьяки разных статей и проч.; бояре, окольничие, тиуны, боярские дети, дворяне, дьяки и проч. По образцу царских приказов явились патриаршие приказы для дел хозяйственных, административных и судебных; в каждом приказе сидел патриарший боярин с дьяком и подьячими. Подобные же приказы появляются в XVII ст. и при А.Д. других епархиальных архиереев. А.Д. в XVII ст. были не только резиденцией церковного иерарха, но и средоточием управления всей епархией с архиерейскими вотчинами. На высших ступенях "домовой" иерархии стояли казначей, приказной и дворецкий, подчинявшиеся непосредственно возглавлявшему епархию иерарху. Однако назначали их светские власти. По свидетельству Котошихина (1666), церкви принадлежало 118 тыс. дворов, а иностранцы считали, что в церковном владении 1/3 всей территории царства. Государство, с великого князя Ивана III, стремилось ограничить как вотчинное владение церкви, так и судебные ее права, но окончательное вытеснение церкви из государственных функций было сделано лишь при царе Петре I, который ограничил пользование доходами с церковных имений и многие дела, подлежавшие прежде церковному суду, перешли в ведение светской власти. Многие служилые люди А.Д. оказались лишними. С 1701 начался их разбор: дворян поверстали в военную службу, других записали в податные сословия. При А.Д. остались лишь необходимые домовые служители и небольшое количество дворян, которых подчинили общим законам о дворянах. При имп. Анне Иоанновне А.Д. обложили особой податью на содержание конских заводов, устроенных тогда герцогом Бироном. За XVIII ст. А.Д. быстро беднели, но окончательно вопрос о церковных вотчинах и других владениях А.Д. решила имп. Екатерина II. В 1764 все церковные вотчины (910866 крепостных душ) были изъяты из церковного ведомства, а А.Д. установлен был штат служителей за счет казны. А.Д. были разделены на 3 класса. На кафедры 1-го класса с соборами было ассигновано 39410 руб. На восемь кафедр 2-го класса - по 5000 руб.; лично архиерею - 2600 руб. На 15 кафедр 3-го класса - по 4232 руб.; лично архиерею - 1800 руб. На 2 викариатства - 8061 руб. Получая доходов с церковных земель ежегодного оброка - 3,370 млн руб., государство с 1780 на все церковные учреждения (А.Д., монастыри, соборы, школы и проч.) тратило 403712 руб., остальное - шло в казну.
  
   АРХИЕРЕЙСКИЕ ДЬЯКИ - в РПЦ: певчие дьяки и подьяки - профессиональные певцы в допетровской Руси, из которых состояли хоры при архиерейских домах и кафедральных соборах. Хоры А.Д. были устроены по образцу хора митрополита (Патриарха) всея Руси и делились на станицы. Численность станиц определялась положением епархии и возглавлявшего ее архиерея в церковной иерархии. Обычно хор А.Д. состоял из 5-6 станиц, (в 90-х гг. XVII ст.- до 9). Как правило, станица состояла из 5 певчих. В сер. XVI ст. в хоре архиепископа Новгородского, занимавшего среди епархиальных иерархов 1-е место после митрополита Московского, в каждой станице было по 6-7 певцов. Певцы, входившие в 1-ю и 2-ю большие станицы, относились к высшей категории мастеров и назывались певчими дьяками, рядовые певчие именовались подьяками. Отбирались А.Д. из музыкально одаренных местных жителей, гл. обр. из городского населения: посадских людей, ремесленников, детей духовенства. Новый певчий зачислялся в подьяки, проходил обучение и по мере совершенствования мастерства продвигался по служебной лестнице до получения звания дьяка. Иногда в А.Д. попадали отставные или провинившиеся государевы и Патриаршие певчие дьяки. Главной обязанностью А.Д. было пение во время архиерейского богослужения в кафедральном соборе. В документах А.Д. записывались, как правило, вместе с "владычными" служилыми людьми. В списках они помещались либо перед, либо сразу за архиерейскими детьми боярскими и приказными чинами. Социальный статус А.Д., т. о., соответствовал положению служилых людей архиерейских дворов, по профессиональным обязанностям они были близки церковному клиру (особенно подьяки), но по положению и месту в обществе - к служилому сословию. Их могли пожаловать в архиерейские дети боярские или дворянским чином. Права А.Д. как служилых людей охранялись законом. По Соборному уложению (1649) "за бесчестье" дьяков полагалось платить 3 руб., подьяков - 2 руб. К нач. XVI ст. выплата годового жалованья А.Д. осуществлялась из денег, поступавших от поставления во диаконы и священники. После Московского Собора (1503) была установлена и хлебная руга, котораярая первоначально выдавалась из великокняжеской казны, затем - из епархиальных средств. В каждом хоре складывалась своя величина окладов. К кон. XVI ст. новгородские А.Д., получали по 5 руб. денежного и по 15 четей ржи и овса хлебного жалованья в год. В хоре Сибирского архиепископа в 1-й пол. XVII ст. дьякам устанавливался денежный оклад в 6-7 руб., хлебный - по 8-10 четей ржи и овса; подьякам - в 3-5 руб., хлебный - по 4-5 четей ржи и овса. Кроме основных видов жалованья А.Д. получали сукно, "кормовые" и "понахидные" (панихидные) деньги. За счет епархиальной казны им поставлялось платье. Певцам также предоставлялись дворы на землях архиерейской домовой вотчины, не облагавшиеся налогом.
  
   АРХИЕРЕЙСКИЕ ПОДЬЯКИ - см. архиерейские дьяки.
  
   АРХИЕРЕЙСКИЙ ДВОР - в X-XVII ст. орган церковно-административного управления епархий РПЦ. Правящий архиерей с помощью А.Д. осуществлял свою власть над подведомственным ему духовенством, вершил суд над клириками и населением архиерейских вотчин, собирал подати. Сведений о деятельности А.Д. в домонгольской Руси почти нет: всего несколько упоминаний о владычных наместниках, вершивших суд, и о владычных тиунах, управлявших хозяйством. В XIV-XV ст. А.Д. возглавляет дворецкий, под рукой которого ходили владычные бояре, стольники, чашники, кравчие, конюшие, ясельничие, а также слуги и холопы. На местах управление от имени архиерея осуществляли наместники, волостели, и десятильники - представители архиерея на территории десятинных округов, на которые делилась территория епархии. Десятильники ведали сбором налогов с приходского духовенства в архиерейскую казну и вершили суд над белым духовенством по гражданским делам. Судьями апелляционной инстанции были владычные бояре, которые судили вместе с дьяками, и их решения утверждались архиереем. Казной А.Д. ведал казначей, хозяйством - ключник с большим штатом слуг. И казначей, и ключник, как правило, были из монахов. Дворецкий руководил всей деятельностью А.Д., надзирал за распределением службы детей боярских, за наделением их поместьями, давал им смотр и отправлял в военные походы, назначал приказчиками в вотчины А.Д. или в десятильниками. Казначею помогали казенные дьяки. Архиерейская казна проводила податные описания земель А.Д., отдачей земель на оброк, распределением крестьян на хозяйство, сбором и распределением доходов, часть из которых шла на личные расходы архиерея - "в келью". Приказчики за сбор податей были ответственны перед казной. Казначей и дьяки вершили суд по делам, входившим в их компетенцию. В казне хранился архив. Канцелярией А.Д. заведовал владычный дьяк, в штат которого входило несколько подьячих. Они оформляли грамоты, исходившие от архиерея, а печатью архиерея их скреплял печатник - ближний владычный старец. Непосредственно заведовали хозяйством самого А.Д. старцы. Сушильный старец - сушилом (сухими продуктовыми кладовками), погребной старец, он же чашник - винными погребами, житный старец - хлебными запасами и т.п. Они ходили под дворецким и казначеем. Со 2-й пол. XVI ст. каждый архиерей имел в Москве подворье, которым ведал стряпчий из владычных детей боярских, обязанностью которого было представлять интересы А.Д. в государевых приказах и патриаршем дворе. С появлением патриарших приказов, не все А.Д. последовали этому начинанию. В некоторых А.Д. ничего не изменилось, а, к примеру, в новгородском А.Д. появилось два приказа - 1) Казенный, как преемник Казны. В нем заседали старец-казначей и дьяк, и 2) Судный приказ - он же Разряд, где заседали дворецкий и два дьяка. Во 2-й пол. XVII ст. решениями Соборов (1667 и 1675), суд над духовными лицами стал исключительной прерогативой духовенства. В состав Судного приказа А.Д. был введен духовный судья, назначаемый из игуменов. Но самым важным последствием решений Соборов стало разрешение архиереям назначать в административные округа епархий наместников из числа духовных лиц. С этого момента значение владычных светских феодалов в епархиальном управлении сильно снизилось. К тому же цари в XVI-XVII ст. регулярно отписывали у А.Д. детей боярских вместе с их поместьями в государеву службу. А.Д. являлись центром духовного просвещения епархии. В них писцы переписывали книги, работали мастерские ювелиров и иконописцев.
  
   АРХИЕРЕЙСКИЙ РАЗРЯД - см. Патриарший судный приказ, домовой Судный приказ..
  
   АРХИЕРЕЙСКИЙ ЧАШНИК - см. погребной старец.
  
   АРХИМАНДРИТ (греч. букв. начальник овчарни)- в РПЦ: высший сан для монашествующих пресвитеров. Впервые в РПЦ применительно к игумену монастыря А. упоминается в XII ст. Первоначально сан А. мог иметь один игумен в Киевской метрополии - настоятель Киево-Печерского монастыря (с 1171), но эта монополия продержалась не долго. Особые отношения Новгорода с Константинопольской патриархией привели не только к появлению в этом городе первого русского архиепископа (1165) но не позже 1226 А. появляется в новгородском Юрьевом монастыре и играет значительную роль в жизни республики. Второй православный А. был в Речи Посполитой. Третьим А. РПЦ стал настоятель Свято-Данилова монастыря (1303), четвертым - Спасского монастыря на Бору (1330) в Москве. Князь Иван Калита, пишет летопись из Данилова монастыря в Спасский: "приведе отътуду архимандритию ту и близь себе учини ю, хотя всегда в дозоре видети ю". Позже А. возглавлял монашество всего города и имел определенные права вне своего монастыря, обладая авторитетом в глазах князя и городских властей. Титул А. носили также настоятели старших монастырей др. городов: в Ростове - Авраамиевого во Владимире - Рождественского, в Ярославле - Преображенского, но у нас нет сведений о каких-либо административных функциях настоятелей этих монастырей, лишь известно, что из числа монахов Рождественского монастыря ставились игумены др. монастырях Владимирской земли. В Речи Посполитой в XVI-XVII ст. в Киево-Печерском монастыре А. избирался братией, при участии "панов и земян" Киевского воеводства. С введением патриаршества на Руси, А. - 4-й по старшинству частный титул черного духовенства в РПЦ, как правило, настоятель (игумен) монастыря имеющего ранг Лавры или монастыря непосредственно подчиненного патриарху. Титулование: "Ваше высокопреподобие". Неофициально их всех именовали "батюшками", а сами себя они - "отцами". Кроме того, в русской традиции есть отличие от греческой. В РПЦ А. боле значимая фигура, чем игумен, А. у нас первый из игуменов. В Греции А. могли находиться в подчинении у игуменов. В Синайском же монастыре, к примеру, А. после избрания принимали звание игумена.
  
   АРХИМАНДРИТ ВСЕЯ НОВГОРОДА - см. архимандрит новгородский.
  
   АРХИМАНДРИТ НОВГОРОДСКИЙ - в РПЦ: особое развитие институт архимандрита получил в феодальной Новгородской республике, где глава Юрьева монастыря между 1194 и 1226 получил титул А.Н. и выбирался на вече. Должность А.Н. вопреки церковной традиции не была пожизненной, и через несколько лет он переизбирался вечем. Однако А.Н. был 2-м по значению - после архиепископа - представителем новгородской церковной власти и один из важнейших сановников в социально-государственной структуре республики. . В его ведении было все черное монашество Новгородской земли. При этом он, как выборный чиновник, слабо зависел от архиепископа, на деле так был просто независим. А.Н. мог быть избран любой игумен Новгородской земли, при этом, становясь архимандритом Юрьева монастыря (кстати, бывшего княжеского монастыря), сохраняли за собой настоятельство в своем прежнем монастыре.
  
   АРХИМАНДРИТИЯ - в РПЦ: монастырь, в котором настоятель имеет сан архимандрита. Старший и важнейших монастырь в некоторых экономически и политически развитых епархиях Киевской метрополии XII-XIV ст.
  
   АРХИПАСТЫРЬ - неофициальное титулование архиереев.
  
   АРХИЯТЕР - встречающиеся в документах написание должности архиатр.
  
   АРЦЫ-КНЯЗЬ - так на Руси титуловали австрийских эрцгерцогов.
  
   АССЕС-БАШИ - в Османской империи: полицейский чин, начальник городской ночной стражи.
  
   АСКО?ЛЬД И ДИР - легендарные киевские князья 60-80-х гг. IX ст. Сведения об их деятельности туманны и противоречивы. Согласно летописному сказанию, А. и Д. - варяги, бояре князя Рюрика, в 862 отпросились у него для похода на Царьград (Константинополь), но, достигнув Киева, захватили город и стали его правителями. Совершили набег на Царьград. В 882 Олег Вещий, прибывший в Киев с малолетним князем Игорем Рюриковичем и войском варягов, хитростью выманил А. и Д. из города, обвинил их в самозванстве и казнил. А. и Д. похоронены за пределами тогдашнего Киева: А. - на Угорской горе, Д. - вблизи построенного позже Софийского собора. По другим источникам, А. и Д. не были соправителями. Во время своего княжения Аскольда (не ранее 860, но точно до 882) ходил походами на полочан, печенегов, Болгарию и Византию. После заключения мирного договора с Царьградом "Аскольдова Русь" (его дружина) была крещена. Христианское имя самого Аскальда, вероятно, Николай, т.к. именно этому святому посвящена церковь, построенная позднее на могиле А. У А. был сын, убитый болгарами в 872. О князе Дире известно только, что он, вел торговлю с мусульманским Востоком.
  
   АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО - возникло в результате развала Золотой Орды в 1480 в степных районах правобережья Нижней Волги и Северного Прикаспия. Столица - г. Хаджитархан (Астрахань). Восточная граница А.Х. - р.Бузань, южная по рр. Симура, Терек и Кубань, западная по рр. Егорлык, Маныч и Дон. Северная - по рр. Медведица или Камышинка. Основное население автохтонное, жившее тут еще при Хазарском каганате. Основное занятие - скотоводство и рыболовство. Региональный центр работорговли для циркумкаспийских стран. А.Х. было слабым государственным образованием и ориентировалось на союз с более сильными соседями. Хан Касым I был зависим от Большой Орды и вместе с ней ходил походом на Русь в 1480. А его брат и наследник - хан Абд ал-Карим вместе с Большой Ордой воевали Крым. После разгрома Большой Орды А.Х. игрушка в руках соседей: Крыма и Ногайской Орды. Кто брал верх - того и был хан в Астрахани. Русские войска дважды без боя входили оставленную ханами Астрахань (1554 и 1556). С 1554 А.Х - вассальное Москве государство. В 1556, после измены хана Дервиш-Али, А.Х. было присоединено к Русскому царству. Основатель династии астраханских ханов Махмуд, который вплоть до 1465 был ханом Золотой Орды. Изгнанный с трона своим братом Ахматом он укрепился в Астрахани, и сделал ее столицей независимого ханства. Дата его смерти неизвестна. В 1476 правил уже его сын Касым I; затем Абд ал-Карим, брат Касыма; Хусайн, племянник Абд ал-Карима, хан (до 1523); Касым II, хан (1523-32), Анубег, хан (1532-34); Абд ал-Рахман, сын Касыма I, хан (1534-37); Дервиш-Али, хан (1537-38), князь Звенигородский (1538-54); Абд ал-Рахман. хан (1538-48); Йамгурчи, хан (1548-54); Дервиш-Али, хан (1554-56)
  
   АТАЛЫК - в Крымском ханстве: придворный чин - опекун, воспитатель молодых султанов. То же что и атабек на Ближнем Востоке, Иране и Азербайджане.
  
   АТАМАН - происхождение термина туманно и исследователи до сих пор не пришли к единому мнению.
   1) на Руси и у соседних народов: А. - предводитель независимого от государственной власти военного отряда или самоорганизованной группы людей: промысловой или рыболовецкой ватаги, разбойничьей шайки и т.п. К примеру, выборный временный начальник рыболовной или промысловой артели, назывался А. или ватаман;
   2) В Новгородской республике начальники городской стражи назывались "Ватман". Однако, исследователи считают, что этот термин переняли у купцов с о-ва Готланда от Wachtmann - страж. Ватамана или ватагамана выбирали в промысловых и рыболовных артелях, а также в ватагах ушкуйников; в новгородских грамотах они упоминается с XIII ст.;
   3) в Золотой Орде и Великом княжестве Литовском: А. - чиновники из местного населения, ведавшие раскладкой и сбором ордынского выхода с русского населения Подолии, Киевщины и Северских земель в XIII-XVI ст., поставленные от хана, назывались А., "которые вси доходы заведали, а к ним приезджали баскаки татарские, и в тых атаманов беручи дани, к Орде воживали". В битве при Синих водах (1362) литовское войско разбило войска ордынских правителей этих земель - трех братьев Хачибея, Кутлубугу и Дмитрия, о которых в летописи сказано, только что они "в Орде правили и были отчичами и дедичами Подольской земли" т.е. владели ею минимум в 3-х поколениях. Хан Тохтамыш пошел на компромисс: земли эти отдал Великому князю Литвы, но дань ордынскую с населения оставил за ханом. Ольгерд отдал эти земли в удел сыновьям князя Кориата, о которых летописи говорят, что они "вошли в приязнь со атаманы", и А. стали связующим звеном между литовскими князьями и сельскими общинами, а также между ними и Ордой. Ордынскую дань с русского населения, и после вхождения этих земель в Великое княжество Литовское, никто не снимал. И кому же, как не А. было собирать её. Только при кориатовичах А. стали выборными от волости. После перехода малороссийских земель от Литвы к Польше должность А. больше в документах не встречается, скорее, потому, что сбор ордынского выхода заменила "ордынщина" - дань крымскому хану, которая в Речи Посполитой собиралась централизованно со всего населения. Это, не считая, "упоминков" крымскому хану от польского короля;
   4) в Галицкой Земле в XIII ст., а на Волыни еще в XVI ст. села на "русском праве" имеют своих, избираемой общиной, тиунов или А. В XV-XVI ст. А. имел участок земли больший, чем остальные общинники-кметы, но и платил на нее в 2 раза больше податей. Если бы тиун или А. был княжьим слугой, то никакой дани с него бы не брали. В Киевской Земле XV ст. А. дани не платили, но обязаны были военной службой, как слуги: "На Рси село Тернсеев, а в том селе с оттоманом 5 слуг, а служба их только на войну ходить. А подымщину - деи давали за великого князя Витовта на третий год. А коли на войну ходят, тогды подымщины не дают". В Киевской люстрации (1471): "Село Гуляльники, а в том селе 11 человека отаман, а все слуги и на войну хаживали...". Корчинский привилей (1456), который еще имеет латинское название Privilegium terries Russiae, указывает на то, что тиун (cywan) или А. (wattaman) должны присягать, что преступник не относится к их общине. В XV-XVI ст. слуги зависимые от королевских замков, хотя и не могли без потери прав, переходить в другую местность, однако дорожат своим положением и начинают протестовать, когда им грозит переход от королевской домениальной власти под власть частных владельцев. Возглавляли эти протесты по документам тиуны или А., которые присягали по русскому обряду в церкви, носят русские имена и прозвища. Так что малороссийские термины отаман или оттоман древнее казачьего термина А. на Днепре;
   5) звание "царского морского атамана" носил датчанин на русской службе Карстен Роде - капер царя Иоанна IV Грозного на Балтике во время Ливонской войны (1558-1583);
   6) у казаков А. - выборный старшина, голова казачьей общины, затем - начальник казачьего войска-республики (кошевой А., войсковой А.) или войска в составе империи (войсковой, наказной, походный А.), казачьей административно-территориальной единицы (окружной, отдела, станичный, хуторской А.) или командир подразделения (куренной, станичный А.): а) в республике Запорожского Коша (войске Запорожском Низовом), кроме обычных походных и отрядных А. были приняты звания кошевых А., куренных А., школьных А., крамных А. (заведовавших торговлей), лисицких А. (заведовавших охотами), выбираемых казачьим Коло (Радой) на год; б) в левобережной Гетманщине для руководства общинами белорусских и малороссийских поселян (поспольства) существовали войты, и в тех же местечках для казаков-черкас - выборные куренные А. и громадские А. - для казачьих мещанских общин. А в военной области: А. - назначаемый заместитель командира сотни (сотника), в) в Донской казачьей республике: войсковой А., А. главной войски, А. зимовой станицы выбирались на год войсковым кругом; на время отдельного похода выбирались походные А.; г) в Российской империи: после подавления Булавинского восстания (1708), когда Донская казачья республика потеряла независимость, войсковые А. Донского казачьего войска назначались из СПб. С 1723 он именовался войсковым наказным А, который следил за исполнением законов империи на территории войска, сбором налогов, своевременным снабжением населения продовольствием и его медицинским обслуживанием, ведал составом казачьих полков и артиллерийской батарей. Выдвигал кандидатуры презуса и асессоров, которые, после утверждения императором, составляли военный суд для высших чинов казачьего войска. Отчеты по гражданским вопросам войсковой наказной А. представлял в Сенат, по военным - Военному министерству, некоторые вопросы непосредственно докладывал императору. Войсковой наказной А. соответствовал VIII кл. Табели о рангах, в 1884 переведен в VII кл. С 1866 получил права генерал-губернатора и командующего военным округом; д) в других казачьих войсках звание наказного А. носили генерал-губернаторы, на чьей территории эти войска были расположены, или командующие военными округами; е) административно-территориальные единицы казачьих войск (в Кубанском, Амурском и Уссурийском - отделы, в др. войсках - округа и входящие в них станицы, хутора и т.п.) возглавлялись выборными А. (окружными, станичными, поселковыми и хуторскими); ж) звание наказного А. всех казачьих войск с 1827 носил наследник российского престола. Звание А. в РСФСР отменено вместе с ликвидацией казачьих войск 25.03.1920;
   6) в Российской империи XVIII-XIX ст.: в Малороссии и в Новороссийском крае отаманом или оттоманом звали также сельского выборного старосту, а также старшего чабана.
  
   АТАМАН ГЕНЕРАЛЬНОЙ АРМАТЫ - в Русском царстве: в Малороссийском казачьем войске командовал всей войсковой арматой (артиллерией).
  
   АТАМАН ГЛАВНОЙ ВОЙСКИ - см: атаман, главная войска.
  
   АТАМАН ГОРОДОВОЙ - см. городовой атаман.
  
   АТАМАН ГРОМАДСКИЙ - см. громадские атаманы.
  
   АТАМАН ЖОЛДАЦКИЙ - в Русском царстве и Российской империи: в Малороссийском казачьем войске при Генеральной Войсковой Канцелярии и других главных присутственных местах несла караул пехотная рота, известная под названием Жолдатской, набираемая из двух казацких селений Кролевецкого повета - Жолдаки и Спаское. Командовал ими А.Ж. (называемый, иногда, в документах жолдацким хорунжим). Все они получали жалование от войсковой казны. При генерал-губернаторе графе Румянцеве-Задунайском эта рота обращена в регулярную пехотную, и названа фузелерною. Затем была переведена штатную Новгород - Северскую губернскую роту.
  
   АТАМАН ЗИМОВОЙ СТАНИЦЫ - посол Донской казачьей республики до XVIII ст. См: зимовая станица.
  
   АТАМАН КОШЕВОЙ - см: кошевой атаман.
  
   АТАМАН КРАМНЫЙ - см. крамный атаман.
  
   АТАМАН КУРЕННОЙ - см: куренной атаман.
  
   АТАМАН ЛИСИЦКИЙ - см. лисицкий атаман.
  
   АТАМАН ОКРУГА - см: окружной атаман.
  
   АТАМАН ОТРЯДА - в Донской казачьей республике любой самостоятельный отряд казаков (станица), каким бы малым он не был, возглавлялся выборным казаками атаманом.
  
   АТАМАН ПОЛКОВОЙ АРМАТЫ - в Русском царстве: в Малороссийском казачьем войске начальствовал над арматой (артиллерией) в полку.
  
   АТАМАН ПОЛЬСКИЙ - в Русском царстве так называли казачьих атаманов, которые с "поля" - Дикого поля, а не из Польши.
  
   АТАМАН ПОСЕЛКА - см: поселковый атаман.
  
   АТАМАН СТАНИЧНЫЙ - см: станичный атаман.
  
   АТАМАН ХУТОРА - см: хуторской атаман.
  
   АТАМАН ШКОЛЬНЫЙ - см. школьные атаманы.
  
   АТТАЛЫК - в Золотой Орде: придворный чин, означающий воспитателя царевича, соответствует русскому придворному чину боярина-дядьки. Татищев в Лексиконе утверждает, что А. это "канцлер или первый министр при хане, которой все письменные дела отправляет, а при малолетнем, как регент. Токмо редко которой в благополучии жизнь свою, властно как великие везири, кончали".
  
   АЧЕМИ ОГЛАН (тур. - чужеземные мальчики) - они же аджеми огланы, в Османской империи: учебный отряд янычарского корпуса. Мальчики, отнятые из христианских семей, после обрезания отдавались в обучение на 6-8 лет. Обучение под надзором евнухов султана состояло из военной подготовки, владения многими видами оружия и тяжелых физических работ для государственных нужд. А.О. жили в казармах подразделениями по двадцать-тридцать человек, подчинялись суровой дисциплине и получали небольшое денежное жалование. Они не покидали Стамбула и не участвовали в военных действиях. В них воспитывались исламский фанатизм, абсолютная преданность султану, слепое повиновение командирам. Всякие проявления свободы и индивидуальности строго наказывались. Выход молодой энергии они давали во время религиозных праздников, когда совершали насилия против стамбульских христиан и евреев, на что их командиры смотрели сквозь пальцы. По окончании обучения наиболее физически крепкие А.О., доказавшие свое умение в совершенстве обращаться с оружием, становились янычарами. Кто экзамена не прошел - становились чикме.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"