Блокада советских товаров и грузов после "грузинской" войны вызывала широко известный ажиотаж в узких военно-морских кругах. Причины были банальны. Крейсера 26 проекта всё никак не могли сойти с кульманов на стапеля, проект Х давно уж пришлось похерить, как не представляющийся возможным к постройке. Старушки "Светланы" в их первозданном виде были просто слабы и тихоходны для действий против британского флота. Даже долгожданный "Красный Кавказ" не годился для использования в роли полноценного рейдера. В срочном порядке купить итальянский, или, тем паче, французский крейсер, а потом ещё и освоить его как действенную угрозу английскому торговому флоту и шире - коммуникациям, тоже просто не представлялось возможным.
Безусловно, нет таких крепостей, кои не взяли бы большевики, тем более, что можно было вооружиться гружёным царским золотишком ослом, но пока что даже уже, как казалось, решённая сделка с покупкой чертежей и одного комплекта энергетической установки лёгкого крейсера типа "Раймондо Монтекуколли" - и та оказалась фуфлом, золото итальяшки взяли в полном объёме, а "моральное эмбарго", как его обозвали в буржуйской Лиге Наций, соблюли - из чертежей приехали только боковые виды да пара планов палуб и интрюма.
И тогда на совещании прозвучал сакраментальный вопрос:
- Хорошо. Что же мы можем сделать?
Начальник главного управления судпрома Муклевич, не отрывая головы от листка, по которому он сосредоточенно что-то чёркал, не особо прислушиваясьр к докладчикам, буркнул:
- Что-что. Пиратскую лайбу. Корабль-бандит, короче. О! И шифр сам собой нарисовался, "Коба". Товарищи, я тут, кажется, придумал...
Топтавшие персидский ковёр мягкие кавказские сапоги остановились. Их хозяин, недавно перечитывавший словарь иностранных слов, хмыкнул под нос "Сатори, вах!" и ткнув чубуком незажженной трубки в автора идеи, заявил:
- А ведь дело говорит товарищ Муклевич. Вы тут спорите, а он кое-что удачно позаимствовал из мелкобуржуазного индивидуализма и прагматического коллективизма, и вот, пожалуйста, уже даже что-то набросал. Попросим автора подробнее разъяснить другим товарищам, а то вижу, не все вполне готовы понять, в чём состоит суть его предложения.
- Товарищ Сталин, краткая выжимка всего тут сказанного...
- Ну, абстракт, изложение, - вождь щегольнул ещё одним полезным словечком, - продолжайте.
- Да, как вы говорите, изложение, по-английски дайджест - угрожают нашим морским перевозкам, но и мы можем угрожать чужим перевозкам морем. Есть два выхода - в решительном сражении завоевать господство на море или крейсерскими операциями поколебать чужой тыл. Первое нам не по карману... ну, по крайней мере, пока. Второе же... я хотел бы сказать о нём. Вспомним русско-японскую. Царский флот, как все мы знаем, показал себя отвратительно в военном плане. Но крейсерские операции ему всё же удались и это сильно затруднило снабжение японских войск в Корее.
- Да, но это их не спасло.
- Верно, товарищ Сталин, но однако же затянуло агонию царского режима на добрую дюжину лет и целую войну, уже мирового масштаба. В Империалистическую уже германский, Хох... как там его... зеефлотте - а ведь это были десятки линейных кораблей, они так и не смогли прервать ввоз сырья в Англию. Зато его затруднить смогли германские крейсера.
- И подводные лодки.
- Безусловно, товарищи, они тоже сыграли немалую роль. Но нам прежде всего нужен пропагандистский эффект. С самой Англией мы тягаться не можем, да и им не нужен такой невыгодный вариант. Чтобы воевать, у них есть "Малая Антанта", в общем, поляки, румыны, те же японцы, в конце концов. А нам нужен корабль, который сгодится против перевозки грузов полякам и финнам, румынам и, не дай бог, опять инсургентам на Кавказе или, скажем, на Дальнем Востоке.
- На Севере тоже не всё так просто.
- Ну да, но там опять же будет действовать британский флот, а у них скороходов хватает. Так вот, о чём это я. У нас нету заморских баз, и нам, пожалуй, значительно сложней, чем германцу в прошлую войну. Выходом здесь могла бы стать маскировка крейсеров под гражданские суда - вот как раз в ту же самую японскую подобную операцию проделывал царский флот. Из двух больших пароходов, из "Москвы" и "Смоленска" сделали вспомогательные крейсера. Они орудия провезли через черноморские проливы и Суэц лежащими в трюмах, а в открытом море установили их на заранее подкреплённые места. Но для вооружённого, да ещё и довольно тихоходного, транспорта встреча с любым боевым кораблём смертельно опасна. Нам нужны быстрые крейсера, а под руками только корпус крейсера типа "Светлана".
- "Светлана"?
- Товарищ Муклевич, наверно, имеет в виду "Профинтерн"? - уточнил ...
- Так она ж и так на Чёрном море, - Сталин сел в своё кресло, - и румынам поперёк... как у вас, моряков, говорят, поперёк фарватера.
- Я, товарищи, говорю о корпусе недостроенного крейсера "Бутако...", извините, Климент Ефремович, "Ворошилов". Мы его уже десять лет держим в консервации на Балтийском заводе.
- А! Ну да. Вы же то хотели из него учебный корабль построить, то защищённый лидер, а теперь уже снова крейсер... Вас, товарищи, не понять. То вы хотите останавливать ремонт, то хотите продолжать, то полностью перестраивать.
- Да, товарищ Сталин, крейсер. Обстановка меняется, вот и приходится примерять желания к возможностям. У нас есть ещё два танкера - "Азнефть" и "Грознефть", перестроенные из таких же крейсеров.
- Так себе танкеры.
- Так точно, товарищ Сталин. Единственное их достоинство - возможность ходить во льду.
- Как ходить? - Сталин полистал свою папку, - вот же она, сводка. "Грознефть" поставили в Мариуполе на прикол.
- Его, товарищ Сталин, пришлось поставить на прикол, потому что у него двигатели от эксплоатации недостаточно умелыми моряками совершенно износились. А заменять нам их пока совершенно нечем.
- А что за двигатели? Германские? И почему не поставлено обучение моряков?
- Совершенно верно, германские дизели фирмы МАН. С обучением плохо, потому что наш торговый флот, товарищ Сталин, поначалу пользовался теми кадрами, какие были. То есть в первую очередь - военными моряками. А дизеля для военных, в основном, редкая экзотика. Боевые корабли почти все паровые. Была попытка нанимать отставников с Дальнего Востока, но не увенчалась успехом.
- Это экипажи с... - Сталин опять полистал бумаги - амурских "Шквалов", что ли, почему не удалось?
- Да. Старые кадры в основном уже кто в глубоком запасе, кто сбежал в Китай, а кого и просто не нашли. А новые молодые ещё сами только-только воспитываются, и на переезд в европейскую часть согласных тоже не было.
- Ц-ц-ц... И почему меня это не удивляет? А что скажут нам другие товарищи, товарищ Кожинов, например? Где ваш любимый Любимов? Он же специалист по дизелю?
- Работает, товарищ Сталин.
Сталин встал, прошёлся, разминая ноги, подошёл к окну. Набивая табак в трубку, он заодно приоткрыл створку и вновь повернулся к столу.
- Мы тут тоже не баклуши бьём. Хорошо. Пусть работает, - прикурил и затянулся, - но птичку себе в блокнот поставьте, а вы, товарищ Муклевич, продолжайте.
- Есть поставить птичку! - Кожинов черканул пару слов в том самом блокноте.
Муклевич откашлялся и продолжил:
- В общем, товарищи, есть такое предложение. Замаскировать крейсер "Ворошилов" под танкер. Мы это сможем. А делать должны только тогда, когда понадобится скрытое выдвижение корабля на пути морского подвоза вражеских припасов. Или даже против боевых кораблей противника. А вот после этого мы сможем совершенно открыто воевать. Я тут набросал... как это... планчик.
Сталин, невозмутимо попыхивая трубкой, подошёл ближе к столу, поглядел на исписанный лист, лежащий перед главным судостроителем страны.
- Концепция это, товарищ Муклевич. План требует работы над деталями.
На листе было написано:
"Корабль приблизить к силуэту танкеров "Гроз-" и "Азнефть" или придать вид грузопассажирского парохода. Его таким числить официально.
Упор - на дальность плавания, а также возможность быстро развить скорость не менее тридцати двух узлов, чтобы избежать столкновения с крупными кораблями противника.
Должна быть возможность пополнения запасов воды, продовольствия и топлива с захваченных кораблей. Нефть?
-""- размещены самолеты-разведчики - для поиска кораблей и судов противника. Один самолёт - слишком мало, не меньше двух и ещё два в разобранном виде. Бомбы?
Основное вооружение - по имеющемуся опыту, должно быть орудиями калибра не менее 130 мм, торпедными аппаратами. Место для установки зенитных орудий.
При столкновении с крупными боевыми кораблями противника в корму тяжелые орудия калибра от 203 мм.
Необходимо предусмотреть место для курсантов и морской пехоты. Дальномеры! Радиостанции! Мины!
"
- Хорошо. Мы рассмотрим этот ваш корабль-бандит. Но впредь в шифрах, гэнацвале Ромуальд, попрошу вас без фамильярности. А то я вам тут танкер фановых вод организую, "Рому".
Присутствующие на совещании облегчённо выдохнули и заулыбались.