Борисов Сергей Сергеевич: другие произведения.

Грегори Хаус (Сократ) - образ шамана и трикстера в современном кинематографе

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:

  Как получилось, что образ наркомана, бунтаря и мизантропа на телеэкране, в исполнении Хью Лори (доктор Грегори Хаус), привлекал и привлекает к себе внимание миллионов людей на протяжении ряда лет и при этом пользуется популярностью и любовью не только зрителей, но и кинокритиков?
  
  Что это усталость зрителей от бесконечного числа "положительных" герой на киноэкране? Или в современном мире люди обозлились настолько, что понятие добра и морали уже ничего не значат? А может быть дело на самом деле в чем-то другом? В том, что мы не всегда осознаем, но то, что присутствует рядом с нами и в каждом из нас?
  
  Каждый персонаж сериала детально разобран фанатами-зрителями и критиками, их поступки и мотивы их поступков, как и они сами, были описаны, пронумерованы и помещены на склад, из которого их периодически вынимают, для того что бы еще раз отдохнуть в их обществе. Но все же
  привлекательность данного образа, доктора Грегори Хауса в том, что в нем как в уже прочитанной и вроде бы понятой книге, можно найти, вдруг, что-то новое, на что ранее не обращал внимания, но что делает этот персонаж еще более интересным.
  
  Сериал "Доктор Хаус" напоминает чем-то матрешку. Под первым слоем скрывается второй, а под ним третий, а за третьим, еще один, четвертый. И так далее. Но для того, чтобы их разглядеть, проникнуть в них и оценить, зрителю необходимо иметь определенные знания из области философии, мифологии и психологии, но именно они, эти скрытые от большинства зрителей слои сериала, объясняют на первый взгляд такой неприятный и противоречивый персонаж, как доктор Хаус.
  
  Слой первый: Шерлок Холмс
  Сценаристы и создатели сериалы этого не скрывают, а наоборот, намекают нам в некоторых сценах, что доктор Грегори Хаус - это осовремененный вариант Шерлока Холмса (как и гениальный диагност, также являющийся выдуманный, уже литературный персонажем). Также как и Холмс, Доктор Хаус живёт в доме Љ 221 на улице Бейкер Стрит, в квартире под буквой "B". Сама фамилия "Хаус" придумана таким образом, что она похожа на фамилию "Холмс". Лучший друг Шерлока Холмса - доктор Джон Ватсон, что созвучно имени лучшего друга Хауса, Джеймса Уилсона. Хаус даже разговаривает как Холмс - глядя на пациентку, спрашивает: "Кто наши подозреваемые?" (пилотный эпизод), а поставив диагноз, гордо заявляет: "Я решил это дело" (там же). Подбираясь к болезням-злодеям, Хаус смотрит на пациентов как на притворщиков, точно так же, как Холмс смотрит на своих клиентов. Пациенты часто врут и только мешают врачу, поэтому для поиска истины Хаус использует нетрадиционные методы. Он вламывается в их дома, крадет их личные вещи, роется в шкафах и вообще идет на все, чтобы добыть улики, - опять же, как Холмс.
  Однако за этим внешним, видимым каждому, слоем детективной истории и образе Шерлока Холмса, который и выполняет роль приманки для зрителя, в сериале существует еще один, менее заметный слой, но дающий уже ответы на те вопросы, относительно персонажа Грегори Хауса, на которые первый образ, Холмса, ответить не может.
  
  Слой второй: Сократ.
  Сократ (469-399 гг. до н. э.) - один из самых оригинальных, влиятельных и значительных философов всех времен. Мы знаем о философии Сократа только из свидетельств его современников; и самое достоверное, по мнению исследователей, ее изложение содержится в диалогах его знаменитого ученика Платона (427-347 до н. э.). Первый из таких диалогов, "Апология Сократа", предположительно основан на записи его выступления в афинском суде в 399 г. до н. э. Сократа обвинили в нечестивости и развращении юношества: "объявляя "благословенную богами" мужскую любовь "свинством" и приговорили к смерти. Он мог бы попросить о замене смертного приговора изгнанием, но отказался. Нам в "наследство" от него достался - сократический метод, который основывается на идее, что знание нельзя получить от кого-то - к нему нужно прийти самому. Поэтому единственный способ помочь человеку чему-то научиться - это задавать вопросы, которые позволят ему добраться до истины. Учители, практикующие сократический метод, не читают лекций. Вместо этого они подвергают учеников "сократическому вопрошанию", помогая им понять слабость их позиций. Такой метод, считает Хаус, - "лучший способ обучения всему... кроме жонглирования бензопилами".
  Хороший пример сократического вопрошания, чем-то напоминающего перекрестный допрос, мы видим в эпизоде "Три истории". Хаус, вынужденный подменять заболевшего преподавателя, спрашивает у студентов, почему моча наркомана, мучающегося от невыносимой боли в ноге, была цвета чайной заварки.
  Студентка. Камень в почке.
  Хаус. Камень в почке вызвал что?
  Студентка. Кровь в моче.
  Хаус. Какого цвета твоя моча?
  Студентка. Желтого.
  Хаус. Какого цвета твоя кровь?
  Студентка. Красного.
  Хаус. Какие цвета я использовал? (Показывает круг на листе бумаги, закрашенный разноцветными фломастерами.)
  Студентка. Красный, желтый и коричневый.
  Хаус...и коричневый. Что дает коричневый цвет?
  Студентка. Продукты распада тканей.
  Студентка прошла путь от мысли, что у пациента две разные проблемы - камни в почках и боль в ноге, - к убеждению, что необычный цвет мочи объясняется не камнями в почках, а их отказом, который может быть как-то связан с болью в ноге. Сначала Хаус предлагает студентке понять, "почему моча была цвета чайной заварки". Первый ответ - "Из-за камней в почках" - только предположение, и оба они, Хаус и студентка, это знают. Поэтому нужно его проверить. Сначала Хаус задает невинные вопросы, ответы на которые, казалось бы, подтверждают умозаключение студентки: "камень в почке вызвал кровь в моче", "кровь красная", "моча желтая". Затем Хаус поступает так, как поступил бы Сократ, - подводит студентку к следующему заключению, которое показывает, что первый ответ был неверным: если бы проблема заключалась в камне, в моче не было бы продуктов распада тканей.
  Сократический метод парадоксален. С одной стороны, чтобы его практиковать, мы должны признать, что не знаем истины. С другой стороны, мы должны действовать так, словно уверены, что знаем ее. Что неоднократно говорит своим коллегам и подчиненным Хаус.
  Но для того, чтобы не ошибиться в своей гипотезе, нам нужно, чтобы другие оспорили ее, устроили перекрестный допрос: не сделали ли мы каких-то некорректных допущений, достаточно ли доказательств собрали в поддержку наших умозаключений или же выбрали гипотезу, основываясь на личных предубеждениях и стереотипах, не отдавая себе в этом отчет. В эпизоде "Метод Сократа" Хаус с командой исследуют загадочные симптомы - кровотечение на фоне тромбоза глубоких вен у женщины, больной шизофренией.
  Несмотря на заключение множества специалистов, Хаус сомневается, действительно ли у Люси шизофрения. Когда он ночью вызывает свою команду в больницу, чтобы обсудить свои сомнения, Форман возмущается:
  Форман. Если бы кто-нибудь из нас так рассуждал, вы бы уволили нас.
  Хаус. Забавно - я думал, что поощрял вас подвергать все сомнению.
  Форман. Вы не сомневаетесь. Вы надеетесь. Вам хочется, чтобы это была болезнь Уилсона. Ура, дадим ей пару таблеток, она выздоровеет.
  Хаус отдает себе отчет в том, что может ошибаться. Он пришел к выводу, что у Люси нет шизофрении, основываясь на том, что ему показалось самым убедительным доказательством. Другие же должны найти слабые места в его аргументации.
  Возвращаясь же к личности самого Сократа надо отметить, что современники сравнивали его с силеном, трикстером и именно это сравнение помогает увидеть третий слой личности Хауса, - трикстера.
  В диалоге Платона "Пир" Алкивиад (афинский государственный деятель и полководец) сравнивает Сократа с силеном: "Если раскрыть такого силена, то внутри у него оказываются изваяния богов. Так вот, Сократ похож, по-моему, на сатира Марсия. Что ты сходен с силенами внешне, Сократ, этого ты, пожалуй, и сам не станешь оспаривать. А что ты похож на них и в остальном, об этом послушай. Скажи, ты дерзкий человек или нет? Если ты не ответишь утвердительно, у меня найдутся свидетели... Ты же ничем не отличаешься от Марсия, только достигаешь того же самого без всяких инструментов, одними речами..."
  Сократ напоминает силена и своей мудростью, и своей безобразной внешностью. Именно таким его, вероятно, и воспринимали афиняне - как одного из Терситов, носителей древней (по Платону - "женской") мудрости. У Платона же "дерзость" Сократа, направленная на Алкивиада, должна служить благородной цели обращения государственного деятеля на путь философии, на путь самопознания.
  
  Слой третий: Трикстер
   Трикстер - англ. trick - "хитрость, обман; шутка, шалость; глупый поступок; фокус, трюк; умение, сноровка"; trickster - "обманщик, хитрец, ловкач".
  Как правило, трикстер совершает действо не по "злому умыслу" противления, а ставит задачей суть игрового процесса ситуации и жизни. Не сама игра жизни, но процесс важен для трикстера.
   Сама фигура трикстера, его тело - чаще всего уродливое, "сломанное", его поведение, речь, одежда, также "сломанные" - загадочные, вызывающие, - все это указывает на Тайну, есть сама Тайна и ее вызов. Трикстер - другой, он не может быть похож на обычного человека, человека нормы и закона.
  Наиболее известные современные трикстеры в кинематографе - это Барт Симпсон из "Симпсонов", капитан Джек Воробей из серии фильмов "Пираты Карибского моря", капитан Малколм Рейнолдс из "Firefly" и "Serenity", Эрик Картман, громкоголосый обитатель Саут-Парка, Джокер в фильме "Темный рыцарь". И наконец "Доктор Хаус".
  Вот как описывают Хауса в сериале: Доктор Хаус - блестящий диагност со специализацией в двух основных областях: заболевания почек (нефрология) и инфекционные болезни, он замкнут, резок и циничен, склонен к бунтарству (черты трикстера). Он не обременяет себя соблюдением правил хорошего тона, и временами кажется, что он полностью лишён чувства сострадания (что, однако, неверно). Лучше всего говорят о жизненной позиции Хауса слова доктора Формана: "Он не нарушает правила, он их игнорирует", его любимое утверждение - "Все лгут". Причины такого поведения доктора заключаются в том, что когда-то Хаус перенёс инфаркт четырёхглавой мышцы правого бедра, и теперь испытывает постоянные сильные боли в ноге, от которых спасается, принимая викодин.
  Таким образом, даже внешне, Хаус, определенно похож на трикстера, а "невыносимые" черты его характера только усиливают это сходство. Но, как и положено трикстеру, Хаус, своим поведением, лишь проверяет людей, наблюдая за ними в определенных ситуациях, насколько сильны они морально не только на словах, подтвердят ли собственные слова поступками, или окажутся лишь на словах добрыми и порядочными людьми, а при первой же угрозе забудут о пациенте и его здоровье, ради сохранения собственной карьеры и лицензии.
  Тем самым Хаус, показывает каждому, кто он есть на самом деле, а не то, кем себя данный человек считает, насколько бы неприятно для самого человека эта правда не оказалась. От человека зависит остаться тем, кем он является в данный момент или измениться.
  И наконец, за маской трикстера, прячется еще одна ипостась Грегори Хауса - Шаман.
  
  Слой четвертый: шаман.
  Согласно религиозным верованиям, шаман это человек, наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами, входя в экстатическое состояние, а также излечивать болезни. Но он, шаман, к тому же является проводником душ, а нередко также жрецом, мистиком и поэтом.
  У якутов хороший шаман "должен быть рассудительным, тактичным, должен уметь убеждать окружающих; прежде всего, он не может быть заносчивым, тщеславным, резким. В нем должна чувствоваться внутренняя сила, которая не поражает, но осознает свое могущество".
  Согласно Каю Доннеру, "можно считать, что у самоедов, остяков и некоторых других племен шаман обычно здоров (прежде всего психически), а в интеллектуальном отношении часто превосходит свою среду".
  А в исследованных Нэйделем суданских племенах "нет шамана, который был бы в нормальной жизни личностью "ненормальной", неврастеником или параноиком: если бы таковой появился, его признали бы сумасшедшим и не чтили бы как шамана. Так что шаманизм ни в коем случае нельзя связывать с зарождающейся или скрытой ненормальностью; я не припоминаю ни одного шамана, у которого профессиональная истерия переродилась бы в умственное помешательство".
  Стоит напомнить, что "ненормальность" Хауса, это черты трикстера, который играет с окружающим его миром людей и принятыми в нем нормами поведения, испытывает их, шокируя окружающих своим поведением, но при этом сам является психически здоровой личностью.
  Увечье, нервная болезнь, спонтанное или наследственное призвание - все это только внешние признаки "выбора", "избрания". Иногда это признаки физические (врожденное или приобретенное увечье), а иногда речь идет о несчастном случае, даже самом простом (например, падение с дерева, укус змеи и т. п).
  Любые экстатические переживания, которые определяют призвание будущего шамана, несут в себе традиционную схему церемонии посвящения: страдание, смерть и воскрешение. С этой точки зрения всякая "болезнь-призвание" играет роль инициации, поскольку страдания, вызванные ею, соответствуют испытаниям посвящения, психическая изоляция "больного избранника" эквивалентна изоляции и одиночеству во время церемонии посвящения, а приближение смерти, ощущаемое больным (агония, потеря сознания и т. п.), напоминает символическую смерть, которая входит в большинство инициаций.
  Шаманское призвание, как и всякое другое религиозное призвание, проявляется через кризис, временное нарушение психического равновесия будущего шамана. Так авария, в которую попал Хаус, и вследствие которой он стал инвалидом, стала тем кризисом, который во многом определил его последующую жизнь, оставив работу, единственным способом выразить себя.
  Что-то от Трикстера, несомненно, присутствует в характере Шамана или знахаря а, шаманские обряды сами по себе бывают связаны со значительным риском для исполнителей, если не с настоящей болью или даже смертью. Во всем мире во всех событиях "становления шамана" так часто фигурируют страдания и тела и души, что нетрудно предположить, какую психическую травму они могут повлечь за собой. Отсюда вытекает его "близость к спасителю", и это только подтверждает мифологическую истину о том, что исцелять может лишь тот, кто и наносит раны, и сам ранен, и что только страдающий может отвести страдание. ( Боль, а также принятие викодина, помогающего только приглушать ее, но не убрать полностью, то, что помогает доктору Хаусу находить разгадку в своих медицинских делах, сближают его с шаманом, человеком умеющим находиться в том мире, доступ к которому обычному человеку закрыт).
  Вспомним, что на протяжении сериала Хаус неоднократно был близок к смерти, а несколько раз, хоть и ненадолго, умирал. При этом он общался в своем подсознании (?) с умершими людьми, хотел остаться с ними, но получал отказ и возвращался в мир живых. В финале Хаус наконец-то "умирает" для мира живых ради единственного друга, которому суждено в скором времени уйти из жизни, и для которого, Хаус, станет проводником в мир мертвых. Но потеряв окончательно единственную связующую нить с этим миром, будет ли Хаус держаться за жизнь? Не известно. Финал истории сделали открытым, но ровно в той мере, в которой зритель не знаком с многоликим доктором Хаусом. Так как все его предыдущие поступки и черты характера подводят к тому, что вслед за Уилсоном ( верящим что после смерти, что то обязательно есть ), в свой путь, в мир пустоты или мир духов, отправится и Грегори Хаус - доктор, шаман, трикстер.
  Поэтому и не удивительно, что образ трикстера и шамана, так популярен на протяжении тысячелетий человеческой цивилизации. Ведь каждый из них живет не только как часть коллективного бессознательного, но и как часть личного бессознательного, каждого из нас. Та часть, которая может проявить себя в любой из моментов нашей жизни. Быть ребенком, с его непосредственным восприятием жизни, в мире людей, подчиненному, каждую секунду своей сознательной жизни, жестким правилам и нормам поведения и одновременно быть творцом этого мира, шаманом, тем, кто знает об этом и потустороннем мире больше чем кто-нибудь еще, способным найти причину проблемы, устранять ее, и тем самым изменять мир, вот что привлекает нас, прежде всего.
  Но, именно поэтому, мы понимаем, что лучше наблюдать за трикстером и шаманом со стороны, восхищаться их поступками на экране телевизора или на страницах книг, чем стать кем-то из них. И именно из-за той высокой цены, которую придется заплатить за подобную трансформацию. В первом случае (трикстер)- это приведет к неприятию и отчуждению нас со стороны социума, а во втором случае (шаман), к необходимости инициации через боль и возможную смерть. Что и удерживает нас в "нормальном" состоянии. Делая, тем самым нас, всего лишь зрителями в вечной и завораживающей игре трикстера и шамана.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Д.Сугралинов "Дисгардиум 4. Священная война"(Боевое фэнтези) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) К.Федоров "Имперское наследство. Сержант Десанта."(Боевая фантастика) Е.Кариди "Черный король"(Любовное фэнтези) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) А.Робский "Охотник: Новый мир"(Боевое фэнтези) K.Sveshnikov "Oммо. Начало"(Киберпанк) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) Е.Азарова "Его снежная ведьма"(Любовное фэнтези) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"