Борисов Сергей Сергеевич: другие произведения.

Мифология науки. Плоский мир христианства: кто, когда, зачем?

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Творчество как воздух: VK, Telegram
Оценка: 6.34*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Миф о плоской Земле, приписываемый христианам, учеными в XIX в. не только прижился, но распространился настолько, что стал доминирующим среди ученых и обывателей. Кто, когда, а главное зачем создал этот миф?

  Мы живем одновременно в двух мирах, в одном мире действуют законы Ньютона, теория относительности Эйнштейна и физика элементарных частиц, а в другом живут наши представления о реальности, настоящем и прошлом человеческой цивилизации и ее развитии, сформированные на основе мифов и заблуждений. Во многом именно на основе этих мифов и заблуждений мы строим ту картину мира, которую воспринимаем в данный момент и которая определяет наше отношения, к тем или иным события, фактам и явлениям нашей истории.
  К одному из таких мифов и принадлежит как раз представление о том, что в Средние века, все христиане считали, будто бы наша Земля плоская. А всех несогласных с этой концепцией осуждали, бросали в тюрьмы или сжигали на кострах.
  Согласно этому мифу, Церковь на протяжении веков проповедовала, что Земля плоская. Именно в силу богословских причин этой точки зрения придерживалось когда-то большинство христиан. А после того, как учёные эмпирически доказали, что Земля сферична, Церковь будто бы начала активно бороться с этим утверждением и преследовать смельчаков, пропагандирующих новый, небиблейский взгляд на Землю. Шадевальд даже заявил, что "утверждения о плоской форме Земли с самого начала ассоциировалось с христианством. Многие отцы Церкви были сторонниками теории плоской Земли".
  Попробуем рассмотреть этот миф более подробно и разобрать не только саму суть данного мифа, но и то: кто, когда, а главное, зачем создал его.
  Плоская Земля - устаревшая концепция, по которой Земля представляет собой плоский диск. Концепция плоской Земли присутствовала в космогонической мифологии некоторых народов древности, в частности, в раннем индуизме, буддизме и скандинавской мифологии.
  Так в индуизме и буддизме, Джамбудвипа - земля людей - рассматривается как гигантский диск, окружённый океаном. В центре мира расположена гора Меру, вершина мира, а все материки являются её склонами. Вокруг вершины Меру обращаются солнце, луна и звёзды. В буддизме, перенявшем индуистскую концепцию мира, океан ограничен кольцом непроходимых гор, благодаря чему вода не стекает с плоской Земли в пустоту.
  В скандинавской мифологии, Мидгард, созданный асами из века убитого великана Имира, представляет собой средний мир в многоярусном мироздании, расположенном на ветвях ясеня Иггдрасиль.
  Однако уже со времён Античности концепция плоской Земли не воспринимается всерьёз.
  Так греки знали и приводили убедительные доказательства того, что наша планета круглая. К примеру Пифагор, которому приписывают открытие того, что Земля - шар, но то же открытие наиболее авторитетный автор в этом вопросе, Феофраст, отдаёт Пармениду. Да и Диоген Лаэртский сообщает, что суждение о шарообразности Земли высказывал Анаксимандр Милетский, у которого учился Пифагор в юности. А это VI в. до н.э. Позднее Аристотель в 330 году до н. э. привел доказательства сферичности Земли, основанные на изменении линии горизонта и положения созвездий в различных широтах, наблюдаемые моряками.
  Известно, что Эратосфен в III веке до Р.Х. достаточно точно измерил диаметр Земли - а затем, используя геометрические методы, рассчитал окружность нашей планеты. Причём погрешность его расчётов составила 3,5 % от истинной величины.
  В I веке нашей эры Плиний Старший пишет о сферической земле как об общепринятом факте. Дополнительные аргументы в пользу сферической концепции привел Птолемей. В частности, он отмечал, что прибрежные горы видны из моря словно бы торчащими из воды, что возможно, только если они частично заслонены водной гладью.
  В Средние века христиане почему то не спешили поменять точку зрения относительно того, что Земля представляет собой сферу, так Св. Фома Аквинский (1225-1274), в комментарии к книге Аристотеля "О небе" писал:
  "Но и из наблюдений звезд ясно не только то, что она круглая, но и что она небольшой величины. Ибо при небольшом перемещении к северу или к югу заметно меняется горизонт, так что заметно меняются звезды, расположенные над нашей головой[...] Также некоторые звезды видны в Египте и на Кипре, а в наших северных областях не видны. А некоторые из звезд, которые всегда видны в наших северных областях, в тех местностях не видны. Поэтому из этого не только явствует, что форма Земли круглая, но и что Земля представляет собой сферу небольших размеров[...] Поэтому те, кои считают, что связаны сушей места, которые расположены за Геркулесовыми Столпами и Индия и, таким образом, имеется лишь одно море, говорят не такие уж невероятные вещи. Говорят же это, указывая на слонов, которые водятся и в тех и в других далеко отстоящих друг от друга местах, которые поэтому должны где-то друг с другом соединяться".
  Практически все христианские богословы признавали шарообразность Земли. Исключение составляли ритор Лактанций (IV век н.э.) и малоизвестный египетский монах Козьма Индикоплевст (VI век н.э.) - два христианских писателя, защищавших представление о плоской Земле. Позже именно произведения этих двух малоизвестных и не имевших большого влияния авторов использовались в качестве основного свидетельства при обвинении всей Церкви (или, по крайне мере, большей её части) в отрицании шарообразность Земли.
  К этому стоит добавить, что как-то странно считать христиан темными и отсталыми, если -
  большинство карт мира, публиковавшихся в Средние века, изображали Землю круглой, хотя и с сильно искажёнными пропорциями. В позднем средневековье также были распространены глобусы, астролябии и армиллярная сфера.
  Христофор Колумб, на основе данных о сферичности Земли, совершил своё путешествие в Америку, намереваясь попасть в Индию.
  А Магеллан в 1522 и Дрейк в 1580 гг. совершили кругосветные путешествия, эмпирически доказав сферичность Земли. Так, когда появилось утверждение, что христиане считали Землю плоской? Если они на протяжении более чем полутора тысяч лет придерживались концепции сферичности Земли.
  Существует мнение, что, скорее всего только в XIX веке появилось утверждение о том, что до великих географических открытий люди считали Землю плоской. Однако позже оно, данное мнение, было пересмотрено, и появились утверждения о том, что сведения о вере в плоскую землю в средневековье было лишь "мифом", который использовался просто для иллюстрации низкого уровня науки в средневековье и излишнего преувеличения противоречий между наукой и религией.
  Но на самом деле не существует большого секрета в том, чтобы узнать, кто, когда и главное для чего внедрил в сознание людей миф о том, что христиане считают Землю плоской.
  Данный миф о том, что Церковь "объявляла еретиками всех, кто провозглашал Землю круглой", был придуман двумя авторами независимо друг от друга. Это были Жан-Антуан Летронн (Antoine-Jean Letronne), француз-антиклерикал, живший в XIX веке, и Вашингтон Ирвинг (Washington Irving)".
  Американский писатель XIX века Вашингтон Ирвинг, действительно, стал первым крупным пропагандистом данного мифа. В своём весьма вольном описании жизни Колумба ("History of the Life and Voyages of Christopher Columbus", 1828 г.) Ирвинг рассказывал, что священнослужители, веровавшие в плоскую Землю, яростно сопротивлялись планам Колумба отправиться в Индию. Они обосновывали свой протест тем, что пересекая Атлантический океан, корабль Колумба мог упасть с края Земли.
  С. Моррисон совершенно верно прокомментировал эту книгу Ирвинга: "Приносящая вред выдумка... Сферичность Земли не вызывала сомнений. Вопрос касался лишь размеров океана" - и в этом вопросе противники Колумба были правы.
  Также такие ученые, как Дрейпер и Уайт в своих работах, чтобы доказать, что Церковь широко признавала космологию плоской Земли, практически во всём полагались на Козьму Индикоплевста. Сначала Уайт подробно разъясняет космологию Козьмы о "плоской четырёхугольной Земле, омываемой четырьмя морями". А затем делает ошибочный вывод: идея плоской Земли, представленная Козьмой, фактически родилась в Церкви "...и вскоре стала восприниматься как твердыня библейской истины. Некоторые выдающиеся мужи Церкви посвятили всю свою жизнь на подкрепление этой идеи своими трудами, строя вокруг неё новые укрепления в виде теологических трактатов. Огромное число христиан считали её прямым откровением, полученным от Всевышнего".
  Джеффри Бартон Рассел (Jeffrey Burton Russell), профессор истории Калифорнийского университета Санта-Барбары, в своей ставшей уже классической работе наглядно показал, что утверждения Дрейпера и Уайта не имеют абсолютно никаких оснований. Рассел с использованием источников показывает, что вся Церковь отрицала представление о плоской форме Земли и практически полностью игнорировала труды Козьмы. Он изучил также различные учебные материалы и обнаружил, что до 1870 года учебники содержали правильную информацию, а после этого, в большинстве своём, стали бездумно перепечатывать ошибочные мнения Ирвинга, Дрейпера и Уайта. Таким образом, Рассел пришёл к выводу, что именно эти трое являются авторами мифа о средневековых "плоскоземельных" воззрениях - мифа, который жив до сих пор. А профессор Гарвардского университета Стивен Джей Гулд (Stephen Jay Gould) который также исследовал труды Дрейпера и Уайта высказывал мнению, что главной целью этих авторов было дискредитировать христиан, которые не принимали дарвинистское учение.
  Книги этих трёх авторов "закрепили в образованных умах идею о том, что "наука" несёт с собой свободу и прогресс, а "религия" - суеверие и тоталитаризм".
  . Нобль (D. Noble) попытался более точно локализовать миф о плоской Земле "...стал общепринятой точкой зрения в период с 1870 по 1920 гг. Причиной тому послужила "война между наукой и религией", в результате которой для многих мыслителей Европы и Америки все религии стали синонимом суеверия, а наука - единственным допустимым источником истины. Именно в конце XIX - начале XX столетий путешествие Колумба превратилось в широко распространённый символ освобождающей силы позитивизма, противостоящей поверхностному религиозному представления о мире".
  Джерри Бергман (Jerry Bergman) ученый, имеющий две докторские степени: "Необходимо, наконец, опровергнуть утверждение, что когда-то христиане, исходя из богословских оснований, якобы почти все верили, что Земля плоская. На самом же деле, это - активно насаждаемый миф, целью которого является обвинение христиан в том, что они будто бы противились научному прогрессу из доктринальных соображений. Данный аргумент использовался, главным образом, чтобы укрепить дарвинистскую точку зрения, вытеснив ею библейское мировоззрение. Однако ставший популярным тезис о преследованиях учёных за несогласие с тем, что Земля плоская, или за утверждения о её шарообразной форме - этот тезис остаётся бездоказательным."
  Вот так и рождается мифология, не в умах "религиозных мракобесов" или "религиозных фанатиков", а в умах людей, считающих себя "учеными" и "просветителями", борцами за правду и научную истину. Но, при этом нельзя утверждать и обратное, что все поголовно в средние века были просвещенными гуманистами или блестящими учеными. Конечно, были люди, считавшие по разному, в том числе и то, что наша Земля не шар, а конус или, к примеру, четырехугольник. Но главное ведь в том, что их воззрения так и остались с ними, а не стали господствующими в умах всех верующих.
  И кто, в таком случае, приложил больше усилий к созданию мифов и мифологии, в целом, подменяя историю прошлого своими собственными домыслами и измышлениями - христиане, среди которых никогда не доминировало мнение, что наша Земля плоская или ученые мужи, которые приписывают христианам это утверждение? Кто в таком случае выступает "мракобесом" и "фанатиком"? Но, самое главное, что именно из таких мифов и формируется наше представление об истории, событиях прошлого и людях, которые жили до нас. И, чаще всего бывает так, что такие мифы заменяют собой реальную истории, уже навсегда.
  Выводы:
  1. Мнение о том, что в Средние века христиане считали Землю плоской - миф.
  2. Христиане, включая крупнейших богословов и мыслителей Средних веков не опровергали шарообразность Земли и не утверждали, за исключением нескольких малоизвестных представителей христианства, что наша планета плоская.
  3. Эти знания христиане унаследовали от древних греков и римлян и не отрицали их.
  4. Сам миф, о плоской Земле, возник только в XIX в. когда надо было доказать, что дарвинизм и наука это "светоч знаний", а христианство, наследие "темных веков" и "мракобесие" всегда выступавшее, как против науки, так и против ученых.
  5. Наибольшая честь в создании и распространении мифа о плоской Земле, как о господствующей концепции среди христиан принадлежит Ирвингу, Дрейперу и Уайту, которые старались показать, что религия была всегда против науки и ее представителей, выступая в роли безграмотного и дремучего деспота, и в частности, против дарвинистов, что в общем-то не соответствует действительности.
  6. Именно противостояние креационистов и эволюционистов породило миф о войне религии с наукой и именно эволюционистам в большей степени принадлежит миф о плоской Земле. Они его и создатели, и популяризаторы, а не христиане. Именно ученые мужи выступили в роли "религиозных мракобесов", а не христиане, которые не отрицали шарообразность Земли. Таким образом, этот миф стал частью гораздо более крупной конструкции: надуманной войны между наукой и религией.
  7. Также стоит добавить, что утверждение о том, что Земля плоская, противоречит христианской логике, потому что, если мы утверждаем, что Бог всемогущ, то, что мешает ему создать планету как шарообразной, так и плоской или конусообразной формы. Если же мы выступаем с аргументом, что иначе люди бы падали на обратной стороне Земли, то тем самым мы подвергаем сомнению волю и силу Бога. Может ли верующий человек сомневаться в силе Бога? Нет.
  8. Вполне возможно, что и наше мировоззрение и представления об окружающем нас мире и его истории, во многом составлено из таких вот мифов. Не пора ли примириться "непримиримым врагам" - науке и религии? Не пора ли им осознать, что каждая по своему дает человеку веру в его поступки и наделяет жизнь, как индивида, так и человечества в целом смыслом.
Оценка: 6.34*7  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"