Борисова Наталия Петровна: другие произведения.

Наука и религия

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

НАУКА И РЕЛИГИЯ.

Введение.

        Науку и религию сравнивать трудно: наука - это познавательная, исследовательская деятельность человека, результаты которой нейтральны по отношению к личности ученого[1]; религия - это общение, причем на личностном уровне, двух живых свободных и разумных существ: человека и Бога. Такое общение потому и возможно, что Бог-Личность создал и человека как личность по образу и подобию Своему. Науки, особенно естественные, в нравственном плане нейтральны. Напротив, в религии самое главное - чувства человека и его нравственный облик, знания могут быть минимальны. Мы начнем нашу работу с вопроса о религии, затем перейдем к науке, найдем то общее, что присуще обеим, и, наконец, придерживаясь хронологического порядка, рассмотрим их взаимоотношения на протяжении последних 4-х веков. В Заключении будет дано краткое резюме и рассмотрен вопрос о допустимых границах научной деятельности.

Немного о религии и церковном вероучении.

        Почему мы начинаем именно с религии? Тому несколько причин. 1) Религия древнее науки. Уже первый человек в раю общался с Богом[2], и это общение никогда не прекращалось в человеческом роде, хотя порой принимало неправильные формы. Наука в современном понимании этого слова возникла в Европе в 17-18 веках. 2) Религия (разные ее формы) охватывает все человеческое общество, а наукой занимается лишь небольшой слой ученых. 3) Религия возводит человека к горнему, удовлетворяет его высшие, духовные потребности, тогда как наука служит только его земным интересам[3]. 4) Религия и только она определяет смысл жизни человека. 5) Религия является основой мировоззрения человека. В этом вопросе наука может помочь (расширить кругозор человека), но все же она играет подчиненную роль. 6) Только религия может привести человека к спасению. Что же такое - религия? Согласно Лактанцию[4], "религия - это союз человека с Богом" /1, с.16/ (от латинского глагола religare - связывать, соединять). Знаменитый римский оратор Цицерон[5] берет за основу другой глагол: relegere - благоговеть, отражающий отношение человека к Высшему Существу /2, с.9/. Внутреннюю сторону религии составляют интимные переживания человека, которыми он обычно не делится и которые не анализирует (анализ убивает чувства). С внешней стороны религия характеризуется несколькими конкретными признаками: 1) признание бытия Бога - Творца всего, в том числе и человека; 2) богообщение как способность человека; 3) вера в бессмертие души; 4) первичность духовных и нравственных ценностей по сравнению с материальными; 5) культ, богослужение /2, с.10-12; 3, с.32-34/. По поводу происхождения религии имеется множество "теорий" (см., например, /2, с.15-28; 3, с.34-36; 4, с.40-61/). Мы выскажем только точку зрения Православной Церкви: религия существовала изначально, как только был создан человек, причем этой религией был именно монотеизм; дальнейший процесс разветвления и размножения "религий" обусловлен грехо-падением наших прародителей (Быт.3) и "разделением языков"(Быт.11:1- 9)[6].

        Христианское вероучение (а мы будем говорить только о нем) основано на Откровении Божием, которое дано в Священном Писании и Священном Предании. Христианская догматика разрабатывалась отцами Церкви в течение многих веков, пройдя трудный путь борьбы с язычниками и еретиками разных мастей, пока не обрела четкий и законченный вид. Основные догматы Церкви были утверждены на Вселенских Соборах (4-8 века) и остаются неизменными, как и "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же"(Евр.13:8). Слово Божие[7] тем и отличается от слов человеческих, что оно, во-первых, вневременно (действенно для всех времен и народов) и, во-вторых, бесконечно глубоко по своему смыслу: Священное Писание читает огромное множество людей, многократно перечитывает его и находит в нем все новые и новые важные смысловые оттенки. "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности"(2 Тим. 3:16). Также и догматы Церкви - это не человеческие измышления, они проникнуты Духом Святым, Которого призывали на Вселенских Соборах святые отцы: "изволися Духу Святому и нам". Но если христианское вероучение неизменно и незыблемо, то что же осталось на долю богословов позднейших времен? Очень многое: исследования исторические, экзегетические, лингвистические (работа над текстами), изучение наследия святых отцов и выполнение переводов их творений, литургическая и агиографическая деятельность (составление церковных песнопений, служб новопрославленным святым, их житий), наконец, апологетика, т.е. защита христианского вероучения. Вот здесь-то особенно требуется привлечение данных современной науки. Но об этом мы скажем позже.

Что такое наука?

        Если ограничиться только естественными науками, как это делали натурфилософы 17-го века, то на поставленный вопрос можно дать такой ответ: наука - это целенаправленный поиск Богом установленных закономерностей материального мира. Но под такое определение не подпадают науки гуманитарные, например, языкознание: человеческая речь хотя и энергийна, но все же не материальна[8]. Или история. В ней нет ни эксперимента, ни математической обработки, разве что самой примитивной - сопоставления дат и построения таблиц. То же можно сказать и о таком важнейшем разделе ее как археология. Но это науки. Даже о богословии, предметом которого является Бог и мир духовный, в 19 и начале 20-го века было принято говорить как о науке /5, с.1-9/. Все сказанное заставляет нас не искать определения, а постараться найти признаки науки как определенного рода человеческой деятельности. Во-первых, это исследование окружающего мира, поэтому можно говорить об области научных изысканий. Эта область простирается не только на материальный мир (естественные науки, такие, как физика, химия, биология, космология, геология), но и на мир духовный (психология, лингвистика, то же богословие). Во-вторых, предмет изучения не обязательно находится в распоряжении ученого в момент исследования, он может быть отделен от него значительным временным интервалом (история и связанные с ней отрасли). В третьих, если речь идет об эксперименте, то он должен быть воспроизводим: при одних и тех же условиях в разное время у разных людей должны получаться одинаковые результаты. Это является очень важным признаком научности: если это условие не выполняется, в частности, если результаты зависят от личных качеств исследователя, то это уже не наука[9] . В-четвертых, математическое оформление исходных моделей, как и полученных результатов является обязательным только для естественных наук; в науках гуманитарных его заменяет логика. В-пятых, не в каждой науке возможен эксперимент; многие научные результаты основаны на наблюдении.

        Что же является общим для всех наук? Началом любой науки являются постулаты и гипотезы, т.е. положения, принятые на веру. Далее, любая наука должна иметь основанную на этих постулатах теорию, причем такую которая, была бы непротиворечива, согласовывалась бы с экспериментом и, самое главное, имела предсказательную силу. Просто накопление и систематизация результатов наблюдений и опытов еще не составляет науки. Именно поэтому мудрость древних и их обширные знания не являются наукой. Она возникла в Западной Европе после Реформации, в 17 веке в католической и главным образом в протестантской среде. В отличие от религии, догматы которой незыблемы, наука все время находится в движении: она развивается. Теоретики науки (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос) усматривают в этом развитии некоторую периодичность: 1) накопление материалов в рамках определенной научной схемы (парадигмы); 2) появление опытных данных, противоречащих господствующей парадигме ("революция" в науке); создание новых теорий, объясняющих и новые и старые данные, новая парадигма и т.д. Как соотносятся между собою новая и старая теории? Здесь возможны два варианта: 1) новая теория полностью отвергает старую (пример - модель Коперника и модель Птоломея[10]); 2) новая теория включает в себя старую как предельный случай (примеры - квантовая и классическая механика, ТО и классическая механика). Итак, мы видим, что наука растет, движется, одна научная теория сменяется другой, в самом научном мире идет "борьба за существование" между различными школами и направлениями. И мы должны, учитывая эту ее особенность, использовать ее не только в практических целях, но и в плане апологетики христианского вероучения.

Вера - основа науки и религии.

        Наука и религия - такие сферы человеческой деятельности, которые принято противопоставлять друг другу. Главный аргумент: религия основана на вере, а наука - на точном знании, полученном путем доказательств. Но это неверно. Именно вера есть то общее, что "роднит" науку и религию. Основанием науки тоже является вера. Что такое гипотеза? - Недоказанное предположение. Что такое постулат? Положение, принятое на веру. А ведь в основе любой научной теории лежат постулаты и гипотезы. Можно возразить: научная теория проверяется экспериментом, и их согласие есть подтверждение ее работоспособности. Но что такое эксперимент? Любой экспериментатор знает, что прямых экспериментов в современной науке нет; а косвенные эксперименты построены опять-таки по некоторой логической схеме, в основе которой лежат постулаты. Относительно доказательств. Строгие доказательства существуют только в логике и математике[11]. В других науках их нет и быть не может, т.к. все эти науки имеют дело с конкретными явлениями, с конечным числом наблюдений и опытов, на основе которых делаются обобщающие выводы (метод индукции). Если же берутся некоторые общие положения и из них делаются частные выводы (дедуктивный метод), то сии общие положения основаны на постулатах. Потому-то наука и движется, потому-то она и изменчива, что на каждом отрезке времени она конечна. Научное исследование - это процесс, который математически можно описать потенциальной бесконечностью, а таковая не есть бесконечность в истинном смысле слова (Декарт). Но это только одна сторона научной веры. Другая ее сторона - доверие авторитетам. Наука, как и любой вид познания, обладает преемственностью. Такие науки, например, как история, география основаны на рукописях, архивных делах, картах и описаниях природы. Составители этих документов давно умерли, и проверить здесь зачастую ничего не возможно. Приходится брать на веру. А многочисленная научная литература, учебники: мы изучаем по ним предмет, многое беря на веру - по доверию к их авторам. Итак, наука основана на вере. Но не только наука: без веры немыслима сознательная и разумная жизнь человека /5, с.20/. Если же обратиться к святым отцам с вопросом: "что прежде - знание или вера", то получаем такой ответ святителя Василия Великого: "в науках вера предшествует знанию; должно прежде поверить,.. а потом уже получить точное разумение" /9, с.284/. И у святителя Тихона Задонского замечательно сказано об этом: "Не потому мы веруем, что познаем, но потому познаем, что веруем" /10, с.133/.

Взаимоотношения науки и религии.

        Пока наука еще не появилась на свет, ее в некотором смысле заменяла натурфилософия. Разумеется, религия и богословие занимали господствующее положение; но и философия не отвергалась: ей в Средние века отводилась роль "служанки богословия". Это надо понимать почти буквально: ум, отточенный философскими рассуждениями, легче мог рационально осмыслить многие положения христианского вероучения. Именно рациональное осмысление догматов веры было основным направлением западноевропейского богословия (Фома Аквинский, 12 век)[12]. С появлением науки в собственном смысле (17 век) философия стала склоняться к исследованию мира материального. Почти все величайшие умы того времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, И. Ньютон) были и философами и учеными естествоиспытателями. В это время особенно популярной была "теория двух книг", которая в устах Ф. Бэкона звучит так: "Спаситель дал нам две книги: книгу Писания, в которой раскрывается воля Божия, а затем - книгу природы, раскрывающую Его могущество. Из этих двух книг вторая является как бы ключом к первой,.. заставляя нас обратиться к серьезному размышлению о Божественном всемогуществе, знаки которого четко запечатлены на камне Его творений"[13] /11, с.122/. Из этих слов видно, во-первых, что богословие и наука имеют разные объекты изучения и, во-вторых, что изучение природы открывает путь к Богу, т.к. творения указывают на Творца (Рим.1:20). И все же уже в 17 и особенно в 18 веках заметно стремление ученых "отделиться" от теологии и заняться собственно наукой. Тот же Бэкон предупреждает ученых, чтобы они не "смешивали теологию и философию (имеется в виду естествознание) и их источники" /11, с.89/. И хотя Источник один - Бог, сотворивший весь мир и человека, наделивший его способностью познавать этот мир и давший ему Свое Откровение как руководство к жизни; но на внешнем уровне познание мира и Бога выглядит отдельными и независимыми сферами деятельности. Человек имеет естественный разум, и этого ему кажется достаточным для занятий наукой. Действительно, дальнейшее ее развитие показало, что ученые атеисты могут делать крупные открытия (П.Лаплас[14], И.М. Сеченов, А.М.Ляпунов). Не следует, однако, забывать о Промысле Божием, который действует и на атеистов. В 18 веке наука окончательно оформляется в самостоятельную область деятельности; и хотя ученые в большинстве своем остаются людьми верующими, но и среди них появляются дерзкие умы, исповедующие атеизм. Победное шествие науки по Европе в 18-19 веках перевернуло мировоззрение интеллигенции: наука стала претендовать на роль госпожи, отодвинув религию на второй план. Слова Священного Писания, догматы Церкви любопытные рационалисты, глотнувшие немного из чаши познания /11, с.89/, стали "проверять" научными достижениями своего времени и узрели здесь "противоречия". Ну как можно поверить в то, что мир был сотворен Богом за шесть дней, когда "наука доказала", что он возник эволюционным путем за миллиарды лет вследствие случайных столкновений молекул? Также и человечество не от Адама произошло, а от обезьяны. Появилось, недоверчивое, скептическое отношение к религии. Пошатнулась вера, и начались смуты - прежде всего там, где эта вера была неискаженной, в Православной России. А на протестантском Западе [15] вера умирала тихо и безболезненно, подавляемая стремлением к комфорту и земным радостям.

        Следующий этап развития науки - конец 19-го века и весь 20 век. Это время грандиозных открытий. 1) Физика расширила свои горизонты: появились квантовая механика, квантовая теория поля, ТО. Природа открылась человеку по-новому. Понятие вакуума, "рождающего" и поглощающего фотоны, невольно обращает мысль ученых к Богу, сотворившему мир из ничего (2Макк. 7:28). Фотонное поле - не тот ли это "свет", который был создан в первый день творения (Быт.1:3) [16]? Петроградский математик А.А. Фридман (1922 г.), решив уравнения ОТО для замкнутой, нестационарной модели вселенной, получил, что в некоторый начальный момент она представляла собой сингулярную точку. Он предсказал расширение вселенной, которое затем было подтверждено наблюдениями Э. Хаббла (1929 г.), обнаружившего удаление от Земли далеких галактик. Эта, хотя и несовершенная, модель "Большого взрыва" отражает главное - указывает на Творца[17]. Фундаментальным открытием второй половины 20-го века стал "Антропный принцип": все мировые константы (гравитационная постоянная, заряд, масса электрона, скорость света, постоянная Планка) таковы, что обеспечивают существование устойчивых материальных структур (ядер, атомов, планет, звезд, галактик) - самого первого условия для существования жизни. Если незначительно изменить хотя бы одну константу, то разрушится все мироустройство. Это показывает, насколько все взаимосвязано и тонко сбалансировано в материальном мире - случайными такие закономерности быть не могут, здесь видна цель Мироустроителя. 2) В математике идеи Н. Винера (40-е годы) легли в основу кибернетики, положившей начало современной компьютерной технике. Некоторые ученые технического направления видят в работе компьютера аналог с мыслительным аппаратом человека /15, с.160-161/[18].3) Создание квантовой механики и квантовой химии, расчеты электронной структуры атомов (20-е годы) подвели под Периодическую систему Д.И. Менделеева мощный теоретический фундамент. Химия из науки феноменологической превратилась в науку точную, вышла на совершенно другой уровень[19]. 4) Расшифровка ДНК (Ф. Крик и Д. Уотсон, 1955 г.) /16, с.101/ положила начало новой биологии, в которой классификация и установление родственности особей основывается не на внешнем сходстве, а на той информации, которая заложена в генах. Знание законов генетики и механизмов наследственности и изменчивости позволило подтвердить слова Священного Писания о том, что весь мир живых существ создан Творцом "по роду их" (Быт.1:11,12,21,24,25), а человек особо - по образу и подобию Божию (Быт.1:26-27). В 1995 г. благодаря генетическим исследованиям было установлено, что весь человеческий род произошел от одного мужчины и от одной женщины /17, с.40-41/, что блестяще подтвердило слова Священного Писания (Быт.1:27; 2:7,22; Деян.17:26) и опровергло дарвиновское "учение" о происхождении человека от обезьяны. 5) Археологические изыскания подтвердили исторические факты, описанные в Библии /18-19/. Так, Ноев ковчег, вещественное доказательство Всемирного Потопа, до сих пор лежит на горе Арарат; его видно с самолета, к нему делалось несколько экспедиций, есть снимки, исследованы образцы древесины - все подтверждает библейский рассказ (Быт.6:14-22) /18, с.96; 19, с.17-28/, но в советской литературе упорно твердили, что это миф. Другой пример - построенный при царе Езекии водопровод, подающий воду в Иерусалим (4Цар.20:20) /18, с.201-205; 19, с.218-219/. И таких примеров множество. 6) Разительные изменения произошли и в истории более поздних времен. В 90-е годы прошлого века в нашей стране открылись архивы. Полученные факты позволили посмотреть на историю с новой точки зрения, подобно тому, как это представлено в книге Судей, как освещали ее святые и подвижники Православной Церкви /20, с.186/. Итак, мы видим, что великие научные открытия 20-го века прекрасно подтверждают слова Божественного Откровения. Теперь никто из серьезных ученых уже не сомневается в том, что наука не только не противоречит Библии, но и является ее хорошей служанкой.

Заключение.

        В отношениях науки с богословием видны три направления: 1) наука - ненужное и даже вредное занятие, отводящее человека от Бога; 2) наука и богословие не связаны друг с другом; у них разные области изучения: наука исследует мир материальный, богословие - мир духовный; 3) наука помогает лучше понять Божественное Откровение и тем укрепляет веру. Это последнее направление, возникшее в результате научной революции 20-го века, называется научной апологетикой. Но возникает вопрос: как связана наука с религией, именно с религией, а не с вероучением? Ведь главное в религии - это личное живое общение с Богом, молитва, таинства, обряды. И здесь наука должна смиренно отойти в сторону. Мы категорически против применения научных методов "исследования святости": структуры святой воды, энергетики священных предметов, "измерения" благодати Божией в храме и во время индивидуальной молитвы и т.п. /16, с.339-356/. Такого рода деятельность кощунственна: к Богу, к святости должно быть благоговение, а подобные опыты убивают его, сводя святое к профанному. Мистика - это область религиозной веры, область сердца, а не ума. И в эту область вход науке запрещен.

Литература.

1) И.М. Андреев. Православно-христианская апологетика. Джорданвилль. 1965.

2) А.И. Осипов. Основное богословие. М. 1994.

3) Протоиерей Михаил Чельцов. Христианское миросозерцание. М. 1997.

4) Архиепископ Михаил (Мудьюгин). Введение в основное богословие. М. 1995.

5) Протоиерей Михаил Чельцов. О вере и неверии. Лекции, читанные студен-там Института Гражданских Инженеров императора Николая I. СПб. 1910.

6) В.П. Лега. Лекции по истории философии. Часть II. М. 1999.

7) А. Эйнштейн и Л. Инфельд. Эволюция физики.// А. Эйнштейн. Собрание научных трудов. Т. 4. М. 1967.

8) В.А. Фок. Система Коперника и система Птоломея в свете общей теории относительности.// В сборнике: Николай Коперник - к 400-летию со дня смерти. М. 1947.

9) Св. Василий Великий. Творения. Т.III. СПб. 1911.

10) Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М. 2003.

11) Ф. Бэкон. О достоинстве и приумножении наук.// Ф. Бэкон. Сочинения в двух томах. Т.I. М. 1977.

12) А. Морозов. Михаил Васильевич Ломоносов. Л. 1952.

13) В.М. Васильев. Лаплас и его вклад в развитие астрономии.// В книге: П.С. Лаплас. Изложение системы мира. Л. 1982.

14) В.Н. Катасонов. Интеллектуальный волюнтаризм и религиозно-философский горизонт науки Нового времени.// В сборнике: Философско-религиозные истоки науки. М. 1997.

15) В. Вейник. Почему я верю в Бога? Минск. 2000.

16) Доказательства существования Бога. Аргументы науки в пользу сотворе-ния мира. М. 2005.

17) Епископ Василий (Родзянко). Теория распада вселенной и вера отцов. М. 1996.

18) Р.Т. Бойд. Курганы, гробницы, сокровища. 1991.

19) Н. Василиадис. Библия и археология. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2003.

20) Св. Феофан Затворник. Краткие мысли на каждый день года по церковному чтению из Слова Божия. Псков. 1991.

Н.П. Борисова.     Санкт- Петербург.     Май 2006 г.
Опубликовано: Все указывает на Творца. Взаимоотношения науки и религии.//
Журнал "Духовно-нравственное воспитание". 2007. N 4, с. 28-35.


[1] Там, где это условие не выполняется, исследование не может быть названо наукой.

[2] Правда, прообразом науки было выполненное Адамом по воле Божией наречение животных именами.

[3] Сам процесс исследования затрагивает душевную сторону человека.

[4] Лактанций - западный христианский писатель, живший в начале 4-го века.

[5] Цицерон жил в 1-ом веке до Р.Х.

[6] Будучи оторванным от Бога, человек деградирует очень быстро.

[7] Не в ипостасном смысле.

[8] Впрочем, об этом еще можно спорить: есть и другая точка зрения, тем более, что теория относительности устанавливает связь между массой и энергией (тварной).

[9] В качестве примеров можно привести опыты академиков Н.А. Козырева и В .Вейника. Оба они были людьми глубоко верующими и высоконравственными. Но другие ученые не могли воспроизвести их опытов.

[10] В философской литературе /6, с.156/ можно найти утверждение, что в рамках ОТО (общей теории относительности) доказана физическая эквивалентность обеих моделей. Такой вывод следует из слов самого Эйнштейна, представившего СТО (специальную теорию относительности) как частный случай ОТО /7, с.492/. Однако, академик В.А. Фок придерживается другой точки зрения: ОТО есть теория пространства, времени и тяготения, не являющаяся обобщением на движение с ускорением /8/.

[11] Логику и математику скорее можно отнести к языку, чем к науке.

[12] Начиная с 5-го века (блаженный Августин), на протяжении многих веков христианские философы упражнялись в "доказательствах" бытия Божия. А еще раньше об этом думали античные философы.

[13] Эти мысли почти дословно повторяются М.В. Ломоносовым /12, с.44/.

[14] На предположение об атеизме Лапласа историков науки натолкнул следующий факт. Лаплас подарил Наполеону свою книгу ."Изложение системы мира" и на его вопрос: "Почему в ней нет ни одного упоминания имени Бога?" ответил: "Гражданин первый консул, в этой гипотезе я не нуждался" /13, с.366/.

[15] В научных кругах подавляющее большинство составляли протестанты /14, с.35/.

[16] Этот свет (реликтовое излучение) обнаружено астрономами в наше время.

[17] Православный ученый А.А. Фридман не побоялся высказать эту мысль в своей работе.

[18] Нам эта аналогия представляется приемлемой лишь отчасти.

[19] Можно говорить об "антропном принципе" в химии: в земной атмосфере идут только такие реакции, при которых возможна жизнь.


Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia)) Е.Амеличева "Лунная волчица, или Ты попал, оборотень!"(Любовное фэнтези) LitaWolf "Избранница принца Ночи"(Любовное фэнтези) М.Боталова "Темный отбор 2. Невеста дракона"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Юрий "Небесный Трон 3"(Уся (Wuxia)) В.Коновалов "Чернокнижник-4. Харон "(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ) Б.Стриж "Невеста из пророчества"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"