27 и 28 ноября 2023 года в Москве состоялся юбилейный XXV Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС), посвященный теме "Настоящее и будущее Русского мира". В работе Собора приняли участие учёные, политики, представители традиционных религий России и общественные деятели. Больше двух тысяч человек на 10 научных секциях обсуждали пути будущего Русского мира. Пленарное заседание Собора прошло в Государственном Кремлёвском Дворце, в нём принял участие Президент России В. В. Путин. На Соборе прозвучали выступления Владимира Путина и главы ВРНС Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Собор подтвердил свой статус главной общественной организации России и всего Русского мира и определил константы будущего.
За прошедшие годы он поднял и озвучил самые существенные для страны проблемные тематики, которые овладели общественным сознанием: его участниками сформулирована и отточена идея Русского мира, здесь впервые прозвучал тезис о том, что "Россия - это страна-цивилизация" и что она поддерживает "традиционные ценности". Лейтмотивом прошедшего Собора стали основополагающие русские принципы: народосбережение невозможно без возрождения многодетности, изменения миграционной политики и профилактика абортов.
Ректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова Александр Щипков, спикер идеологической сессии собора, высказал убеждение, что после развала Советского Союза Россию пытались погрузить в либерально-рыночные ценности, однако они не прижились. По его мнению, лишь последние месяцы стали для страны победой новой идеологии. "Вот уже год мы живем при новой идеологии, но проблема в том, что она не прописана на бумаге. Однако, если бы не было идеологии, мы не смогли бы начать СВО, - считает Щипков. - Идеология, таким образом, есть, но нам необходимо описать идеологическое пространство".
По словам начальника Управления президента РФ по обеспечению деятельности Госсовета Александра Харичева, прямо сейчас против России ведутся три войны. "Это боевые действия на территории бывшей Украинской Республики, экономическая война, санкции со стороны Запада и информационная война против нашей страны, - объяснил он. - В целом же мы проходим через борьбу России за собственное "я", за свой суверенитет и собственный путь развития. Страна находится в состоянии мобилизации против давления, которое на нее оказывается. Мы боремся за политический, экономический, технологический суверенитет. Подавляющее большинство граждан понимают эту ситуацию". Чиновник также отметил, что социологи фиксируют в обществе "оптимистические тренды", например, рост числа патриотов, тех, кто "не собирается уезжать и тратят свои силы на то, чтобы страна развивалась и процветала".
На идеологической секции Всемирного русского народного собора также выступил философ, политолог, социолог Александр Дугин, заявив, что патриотизм, справедливость и свобода должны стать тремя основами созидательной идеологии, объединяющими российское общество По мнению Александра Дугина, понятие патриотизма делится на три "фундаментальные колонны" - вера, держава, народ. При этом надо помнить, что во время властвования императора Николая I граф Уваров сформулировал идеологию Российской империи - "Православие - Самодержавие - Народность".
В порядке дискуссии интересно отметить и особое мнение иерея Алексия Шляпина о патриотизме в православии. По его мнению, в церковном сознании РПЦ имеет место навязанный со стороны государства и нации ложный стереотип, будто патриотизм является составляющей христианства. На самом деле патриотизм - это мировоззрение языческое. Это одна из болезней церковного сознания. В отличие от своего более радикального проявления, национализма, патриотизм - вещь более опасная. Именно в силу своей меньшей радикальности и поддержки со стороны государства. Как медленный и менее заметный яд, отравляющий церковное сознание. Вообще, на почве государства и нации в церковное сознание проникло много ложных идей и стереотипов, которые паразитируют на православии. Однако, ключевым, объединяющим началом, которое лежит в фундаменте всех этих искажений является патриотизм. Это и есть корень и начало преткновения и "православных монархистов", и "православных коммунистов". Все они являются "православными патриотами".
Само же слово "патриотизм" переводится с греческого как "отечество" (греческое слово "патрис" означает "отечество, родина"). Патриотизм - это нравственный и политический принцип, содержанием которого является любовь к родине, привязанность к своей стране и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Патриотизм предполагает прославление достижений и культурного развития своей родины. Патриот - это личность, которая гордится успехами и культурой своей державы, стремится сохранить особенности родного языка и традиций. Многие при этом путают понятия "национализм" и "патриотизм". Патриотизм основывается на любви к родине, то есть на чувстве сердечной привязанности к земле, природе, родному языку и государству. Суть патриотизма состоит в расширенном понятии любви человека к своему дому. Национализм же зиждется на любви к народу, то есть на широком понятии любви к родным людям, которая возникает у человека раньше патриотических убеждений. Другими словами, национализм - это осознанная приверженность к нации, что человеку прививается обществом с раннего детского возраста.
Надо отметить, что в Священном Писании слово "родина" означает: "рождение, происхождение, потомки, дети, родство, родные"; а в (Руф. 2, 11) также: "земля, страна", употребляемое исключительно в смысле - земля (страна) рождения, место происхождения, родство, родные. Слово "отечество" употребляется как синоним слова "родина", а также: место, где человек рос и воспитывался. Также словом "отечество" переведён греческий термин "патриа", который имеет значение: "племенная ветвь, род, семейство, племя". Надо подчеркнуть, что, во-первых, здесь имеется в виду не патриотический смысл, который вкладывают в слово "отечество" патриоты, и даже не территориальный, а исключительно генеалогический. Точнее это слово можно было бы перевести словом "отцовство". Это же слово переведено как "племя" - ("Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные" (Деян. 3, 25); и как "род" - "Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова" (Лк. 2, 4).
По толкованию блж. Феофилакта Болгарского: "племена называет отечествами, получившие такое название от имени отцов...то есть и горние, и дольние чины Он сотворил, и от Него произошли те, которые именуются отцами". Свт. Феофан Затворник возвещал: "Можно полагать, что святой Павел имел при сем в мысли отношения отчества и сыновства, которые угодно было Богу установить между тварями... в отношении к отеческой промыслительности Он есть существенно Отец, но благоволил и среди тварей учредить такие отношения, по коим одни именуются и на деле суть отцы в отношении к другим (мысль блаженного Иеронима). А блаженный Феодорит пишет: "Бог есть в собственном и подлинном смысле Отец. Ибо не был прежде сыном, а потом стал отцом, но всегда Он Отец, и Отец по естеству. Другие отцы, как плотские, так и духовные, свыше заимствовали сие наименование. Называет же Апостол отцами на земли отцов по естеству и отцами на небесах нарицает отцов духовных"". Согласно прп. Иоанну Дамаскину: "Должно знать и то, что наименования отечества, сыновства и исхождения не от нас перенесены на блаженное Божество, но, напротив, нам переданы оттуда, как говорит божественный Апостол: сего ради преклоняю колена моя ко Отцу, из Него же всяко отечество на небесах и на земли (Еф. 3, 14-15)".
Короче говоря, святые угодники не ведут речи ни о патриотизме, ни об "отечестве" в патриотическом смысле, но говорится о том, что отношения отечества и сыновства в том числе на земле происходят от Единого Отца. Надо сказать, что идеологическую ценность в данном случае имеет не факт существования отдельных племён ("отечеств"), а возведение этого порядка к Единому Отцу, то есть Писание в данном случае подчёркивает аспект единства, происхождения от единого источника, а не тот аспект, который вкладывают в понятие "отечество" патриоты, - разобщённость, местечковость, выделение одного отечества из всех.
Итак, библейское употребление понятий "родина" и "отечество" включает только два аспекта - территориальный и генеалогический (место происхождения и родственники), по существу - гораздо уже патриотического их употребления. Патриоты оперируют понятиями "родина" и "отечество" в гораздо более широком плане по отношению к библейскому их употреблению. И в этом - большая проблема патриотизма. Дело в том, что у патриотов нет единого определения, ни даже единого понимания предмета своей любви и своего служения, то есть понятий "родина" и "отечество".
Используя термины "родина" и "отечество" каждый патриот вкладывает в них разные составляющие, свою собственную фактологию. Это может быть: государство, нация, национальная идея, какая-нибудь идеология, народ, национальная культура, история, территория этой страны, природа этой страны, конкретные люди, нехристианские "святыни", христианские святыни. И многое другое. Для одного это берёзки, русская деревня и разрушенное капище, для другого - двуглавый орёл, Иван Грозный с нимбом и Малюта Скуратов, а для третьего - родной фольклор с его языческими обрядами. И у каждого - свой собственный состав и своё индивидуальное сочетание таких предметных наборов. И каждый будет называть это "родиной" или "отечеством". Другими словами, понятия "родина" и "отечество" в патриотическом их употреблении за рамками библейского их употребления - полнейшая абстракция, за которой не стоит единой для всех патриотов онтологической реальности.
Более того, составляющие понятий "родина" и "отечество" могут быть несовместимыми, взаимоисключающими. Например, один под словом "родина" может иметь в виду, к примеру, православные храмы, а другой под этим же словом - тот же мавзолей Ленина или языческое капище. И оба будут считать своей родиной "Россию", а себя - "патриотами России". В этом состоит неразрешимая проблема патриотов, которые не могут достигнуть меж собой консенсуса, не способны прийти к единому определению предмета своей любви и служения. В частности, они не только не могут дать единого определения "родины", но, как правило, и своё индивидуальное определение каждый отдельный патриот сформулировать не способен. Поэтому, как бы ни казался снаружи патриотизм единой идеологией, на самом же деле за его единой внешней монолитной оболочкой скрывается полный хаос субъективной демагогии по данному вопросу.
В качестве подтверждения реальной обоснованности правоты приведённых рассуждений полезно рассмотреть особенности подхода к специфике патриотизма в российском и американском аспектах.
Начиная с XIX века, патриотизм в России усиленно насаждался народу "сверху", что было необходимо для воспитания качественной лояльности населения в условиях нарастающего противостояния России и Европы. Формула "Православие - Самодержавие - Народность" стала исчерпывающим выражением сущности русского патриотизма, в приоритете которого была верность государственности. Однако наибольшего расцвета чувство патриотизма достигло в советское время, поскольку тогда каждый конкретный гражданин чётко осознавал, что советское государство было создано именно для таких же, как и он сам, простолюдинов.
В Америке же с самого ее основания царило радикально другое понимание патриотизма. Американский патриот - это человек, преданный тем принципам Конституции (к примеру, "Моя родина - там, где есть свобода"), на которых создавались США. Более того, не просто самим идеалам, а еще и их буквальной, нелицемерной и жесткой трактовке. При этом к современному правительству и политическому строю он может относиться настороженно или даже прямо враждебно. Фактически, патриоты верны не "актуальной Америке", а "идеальной" - той, которая описана в Конституции.
Для российского патриота главный враг всегда находится где-то за границей, а внутренние враги опасны именно тем, что играют на руку внешним. Для американского патриота главный враг - то правительство США, которое предает идеалы Конституции и свободы: если территория страны контролируется тираническим правительством, то она перестает быть для него родиной, а с таким правительством не грех и бороться, при этом оставаясь горячим патриотом той своей свободной страны, которая теперь утрачена. В основе российского патриотизма лежит инфантильное холопство, которое перекладывает всю тяжесть моральных решений на государство, а в основе американского - свободолюбивый индивидуализм. Можно даже констатировать, что в Российском государстве с 1992 года традиционный патриотизм, как таковой, вообще отсутствует. Продолжающаяся уже четвёртое десятилетие после развала СССР социальная селекция сначала на волне разрухи и испытаний, а потом - потока нефтедолларов и борьбы за внешний престиж, закономерно вынесла наверх огромную армию управленцев, которая ныне превратилась в престижное замкнутое сословие властителей страны, объединённых единой целью. И эта цель - далеко не любовь к родине и сохранение её для потомков, как могли бы подумать наивные россияне. Это - деньги, личное благосостояние, как можно больше и любой ценой. Деньги - наше нынешнее мерило, только не труда и патриотизма, а лжи, подлости и уровня казнокрадства.
Американцы стремятся везде, где только есть возможность, вывешивать флаг США - дома, в государственных учреждениях, в магазинах или кафе, на транспорте и т.д., ибо для них флаг - это не просто символ страны - это символ свободы, порождающей у них чувство патриотизма.