Бородин Сергей Алексеевич : другие произведения.

Хищничество толпы потребителей

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Наши современники живут в единообразном глобальном обществе потребления, флюиды которого пронизывают все сферы жизнедеятельности человека наших дней. И хотя формально все мы всё еще находимся под юрисдикцией различных национальных государств, идеология потребления создала для всех жителей цивилизованного мира единый кодекс быта и жизненных устремлений, направленных на бесконечное приобретение всё новых и новых товаров и услуг. По сути же, общество потребления всего, вся и всех основывается на хищнических принципах самоутверждения продвинутых потребителей за счёт других потребителей, более слабых или менее удачливых. Правда, за всепроникающей рекламой и улыбчивым обликом вездесущих продавцов, всегда окутывающих клиента в яркие краски безудержного оптимизма, подчас трудно рассмотреть хищный оскал потребительского мировоззрения. Можно привести массу достоверных сведений, характеризующих аппетит или описывающих конкретных жертв этого всемирного хищника - глобального общества потребления, но все вопросы думающего человека о бездонной утробе этого монстра в овечьей шкуре сразу отпадут, когда он на примере, скажем, собственной семьи поймёт, как этот хищник отбирает детей у родителей, как он вносит разлад между супругами, как он уничтожает всё, что относится к понятиям нравственности и морали. Ведь, без всякого сомнения, каждый человек нашего времени господства мамоны в форме всеобщего потребления потерял кого-то из близких, безвозвратно поглощённых этим чудовищем, а то и сам, что очень вероятно, уже давно сгинул в его ненасытной утробе, даже не осознавая того, что уже активно переваривается во внутриутробной среде чудища.

  ХИЩНИЧЕСТВО ТОЛПЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
  
  
  
  Поездка явно удалась. Сидор Прокопьевич не скрывал своего удовлетворения тем повышенным вниманием здравомыслящих жителей республиканской столицы к его публичным выступлениям. Вместе с тем, такое внимание было для него тем более удивительным, что он, писатель от философии, излагающий в своих произведениях весьма неспецифические взгляды на окружающий мир, уже давно свыкся с осознанием невозможности широкого общественного распространения своих идей. В связи с этим, даже после получения приглашения на серию встреч с читателями его книг ему трудно было рассчитывать хотя бы на минимально-приличествующую аудиторию, способную заинтересованно внимать его философическим изыскам. Ан, нет! Публичный успех превзошёл даже самые смелые его ожидания.
  
  И всё же, несмотря на явный успех своей миссии, что реально подняло его скукожившийся было жизненный тонус, после первых встреч с читателями Сидор Прокопьевич ощутил нарастание с недавних пор прочно поселившегося в его душе неприятного чувства, которое, правда, вовсе не относилось к тем вдумчивым людям, которые стремились на каждой встрече как можно дольше продлить общение с ним. Природа этого чувства, омрачающего его радостные ощущения от встреч с неожиданно обретёнными единомышленниками, крылась в ощущении отчаянной потерянности, которую он в последнее время часто испытывал при мысли о полном равнодушии к его творчеству со стороны своих детей, равно как и всей той немногочисленной родни, с которой он ещё хоть как-то поддерживал родство. Это ощущение беспросветной потерянности, казалось, своими железными обручами душило в нём всё, ради чего он жил на этом свете, замутняло его сознание, ввергая его в стойкую психическую подавленность.
  
  А ведь он при любой возможности стремился посвятить детей в свой внутренний мир, рассказывая им массу интригующих вещей, постоянно обращая их внимание на интересные книги, на различные необычные события, происходящие вокруг них и с ними самими. И поначалу он видел в их глазах блеск понимания, что побуждало его заботливо пестовать пробуждающееся в них стремление не поддаваться оболванивающему психику человека влиянию различных масс-технологий. С радостью наблюдая за прорастанием в них ростков разума, он всё больше укреплялся в надежде, что они вырастут духовно крепкими людьми, не разменяв свою исконно человеческую природу на массово насаждаемую в обществе вакханалию вседозволенности плотских удовольствий и идеализацию материального потребительства без конца и края.
  
  Дети выросли. У них образовались свои семьи, и достаточно скоро Сидор Прокопьевич формально перешёл в разряд дедов, но на этом всё и закончилось. При всей своей философической одарённости ему, как ни прискорбно это было сознавать, так и не удалось вызвать у уже взрослых детей хоть какой-то благожелательный отклик на своё творчество: все его многочисленные ухищрения по пробуждению их интереса к той сфере жизни, о которой он мыслил, дискутировал, писал, где им свершались поразительные открытия, так и не принесли никакого положительного результата. Его радужные надежды на духовную близость и взаимопонимание, на ожидание от них человечески разумного поведения в социуме рухнули как стены песочного замка от накатившей волны. Более того, ни он сам, ни его взгляды на жизнь, ни, тем более, его творчество оказались абсолютно ненужными самым дорогим и родным для него людям - его детям.
  
  Блеск природной разумности в их глазах давно потух, уступив место всполохам потребительского восторга и примитивных чувственных удовольствий. С каждым годом дети вместе со своими вторыми половинками всё плотнее сливались с обезличенной толпой, испытывая при этом чувство вящего удовлетворения своей сопричастностью к окружающей их аморфной массе посредственностей и гедонистов. Естественно, Сидор Прокопьевич быстро и непринуждённо был выдавлен за рамки жизненных интересов их семей. Общение с ним дети ограничили самым низким пределом, за которым маячил окончательный разрыв всяческих отношений. И, конечно же, о его участии в воспитании внуков даже и речи не могло идти: мало ли каким маргинальностям он их обучит, от чего тем придётся туго в детском саду и в школе, поскольку там нужно быть "как все" и не высовываться?!
  
  И вот теперь в этой своей творческой командировке при каждой встрече с читателями он напряжённо вглядывался в глаза молодых людей, которых на таких встречах было никак не меньше людей зрелого возраста. Сидор Прокопьевич хотел понять, почему эти молодые папы и мамы так искренне стремятся узнать его мнение по самым злободневным вопросам жизни при том, что его собственные дети, примерно того же возраста и положения, относятся к нему как к выжившему из ума старику, которому только и осталось, что поскорее убраться с этого света, чтобы не мешаться у них под ногами.
  
  Но ему так и не далось понимание этого казуса, хотя ответ лежал, что называется, на поверхности - всем своим образом жизни он порочил репутацию своих детей как идеологически выверенных шоппингеров. И оправдать его не в силах был ни один из правоверных судов толпы остервенелых фанатов шоппинга, поскольку такие преступления перед обществом потребителей и гедонистов относятся к числу наиболее тяжких и опасных. Так что на отпадение от него детей, открыто демонстрирующих свою верность жупелу потребительства, Сидора Прокопьевича обрекла толпа духовно примитивных обывателей.
  
  Осознание этого факта потому и не далось Сидору Прокопьевичу, что он выпадал из пределов его философской компетенции, ввиду того, что все ценности жизни этого не вписывающегося в потребительскую толпу человека относятся совсем к другому миру - миру высоконравственных предков, полностью забытых их нынешними потомками - поклонников глобального потребления.
  
  
  5.06.2010
  с. Кокман,
  Удмуртия
  
  
   Сергей БОРОДИН
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"