Аннотация: История про волшебника-недоучку или как я себя вдруг бардом возомнила
Последняя гастроль или Расстрел горного эха.
Что бы там не говорили, но амбиции, по-моему, - штука крайне полезная и универсальный двигатель для движения наверх. И ещё вперёд. Вот некто Дмитрий (близкий знакомый моих близких родственников) ещё ребёнком написал на папке с тесёмочками: "Черновик книги". Великим прозаиком так и не стал - о чём писать не придумал. Но о том, что прославиться должен, с того времени не забывал. По ходу сделал карьеру военного. Теперь он местами известен, а кое-где и знаменит. "При чём здесь папка?" - спросите вы. Откуда же мне знать? Но как только речь заходит о честолюбии или там тщеславии, я о ней, как о примере этого самого, чаще всего вспоминаю.
Кое-какие собственные амбиции (пришло время поведать о них общественности) обнаружились никак не сразу, а только годам к 18-ти. Как сейчас помню, сидим вчетвером в своей комнате в общежитии: я - с гитарой в руках, музицирую; Светка - без гитары, в очереди томится; Лена следит за правильностью исполнения аккордов, потому что она нам здесь - педагог, а Оксана - подпевала и зритель. Раскорячив по грифу, будто каменные, пальцы левой руки, пальцами правой дёргаю струны, спотыкаясь о каждый аккорд. От усердия язык наружу высунула, а от нищеты знаний зациклилась: *Am Dm E7*. Инструмент выдаёт какие-то глухие и противные тынь-бздынь, но мне кажется, что ничего, приятнее этих звуков, в жизни не слышала. За окнами март, весна бурлит и лезет во все щели, душа поёт и-и-и... тут я попалась, т.е. влюбилась. В гитару. Для полной аналогии с любовью плотской, когда она случается у девушки в первый раз: подушечки пальцев обжигала неприятная, однако вполне терпимая боль. Это будущие мозольки рождались, ага...
Уже если рассказывать всё по порядку, начать нужно с того, что гитара в руках, в общем-то, случайно оказалась - играть учили Свету. Это потому, что она (не то, что некоторые, у которых, когда надо, всегда язык в заднице) не постеснялась и попросила Лену (соседку по комнате) о таком одолжении, да и личные отношения у них были более близкими. Она попросила - и ей не отказали, а я вроде как не при делах, молча в сторонке наблюдаю. День наблюдаю, два наблюдаю, только вижу, что дела у них идут "як мокрае гарыць". Плохо короче.
Света в прошлом, пока в высшую математику не ударилась, выдающейся пианисткой была, читай: музыкальную школу с отличием закончила. Ну, а я - скрипачкой, стало быть, средних способностей. Кхе-кхе, способности способностями, а тайна трёх аккордов мне точно раньше открылась. Набралась тогда смелости и говорю: "Подайте-ка сюды струмент на минуточку. А ну как во мне талант к науке вашей незатейливой?" И они дали. Отсюда начинается мой путь к вершине "виртуозы струны", вернее, шести струн.
Обучение шло как по маслу (или как по нотам?). В общем, хорошо. Месяца через два вполне сносно исполняла весь Ленкин репертуар, пыталась подбирать какие-то другие песни. Страшно радовалась, если шести выученных аккордов оказывалось для этого вполне достаточно. Так что летом, в стройотряде круче меня гитаристки не было. Да и хуже не было - вообще никто играть не умел, отряд чисто женский. Если кого-то удивляет сочетание таких понятий как "стройотряд" и "чисто женский", не удивляйтесь. Таким "мощным" составом строить мы, естественно, ничего не могли, а занимались собирательством ягод и фруктов на обширных плантациях одного из совхозов Минской области. Только правильная аббревиатура ЛССО мало кому известна, совсем не то, что родное и понятное массам слово стройотряд. Итак, все более-менее культурные мероприятия отряда "Ровесник" - от ночных посиделок на крыльце с местными вьюношами до выступлений агитбригады на полях перед комбайнёрами (местными дяденьками) и окулировщицами (местными тётеньками) - проходили исключительно под мой аккомпанемент, за что очень скоро и получила от всех местных своё в общем-то безобидное (если бы не лёгкий привкус иронии) прозвище "композитор".
Нельзя сказать, что моё исполнительское искусство ранило хоть кого-то до глубины души, но и той редкой похвалы, которая всё-таки случалась, было вполне достаточно, чтобы я крепко себя зауважала, а заодно собою возгордилась и собою же залюбовалась. Как приятно быть звездой, чёрт возьми! Эххх... Если взглянуть на эту "звезду" через годы, через расстоянья (типа объективно), то получается примерно следующая картина: в меру чувственная, но достаточно эмоциональная девушка с отличным музыкальным слухом, но откровенно скромными вокальными данными на ужасном инструменте весьма и весьма посредственно исполняет довольно странный репертуар - от Высоцкого до розовых соплей в жанре "это пели инвалиды в поездах после войны". Если кто не знает, о чём пели в поездах инвалиды ВОВ, привожу живописный пример:
Здравствуй, папочка! Пишет Аллочка.
Мама стала тебя забывать.
Стала модничать и кокетничать,
С капитанами стала гулять.
В светлые годы строительства коммунизма пионеры в пионерских лагерях вносили свой вклад в развитие бессмертного жанра:
Вот на кладбище открыты ворота.
Вносят гроб, а в нём девчонка та.
На груди девчонки той лежит листочек небольшой:
"Милый, я всегда с тобой!"
Поскольку наша "гавань" была ничем не хуже других, то и в неё заходили похожие "корабли". То есть я хочу сказать, что пусть про папочку, Аллочку и мёртвую девочку я не пела, но дурацкие слезливые песенки в репертуаре всегда были. Например, "Звени, бубенчик мой, звени":
Раз коралева говорит
Исполни шут мне серенаду
А коль затрониш сердце мне
Дам поцелуй тебе в награду.
И шут гитару в руки взял
И полелись его напевы
Hастала ночь и шут узнал
Как страстно тело коралевы.
Милая, милая песТня - всего 4 аккорда, зато какой сюжет! Очень девочки её любили. Да, а ещё достаточно популярными в женском коллективе оказались: "Сгорая, плачут свечи" М.Звездинского, "День рождения твой" М.Пушкиной и А.Максимова, "Зайка" Ю.Визбора и, как ни странно, "Расстрел горного эха" В.Высоцкого. Вот такая гремучая смесь. А в арсенале, между прочим, на всё про всё 6-7 аккордов, 1 или 2 вида боя, да один единственный перебор. От такой я мощщный кампазитар! Была. К тому же не умела играть стоя и во время выступлений агитбригады всё время сидела на стульчике. Только представьте: рабочий полдень - солнце в зените, в чистом поле комбайны, грузовики с зерном и без него, из совхозной столовой привезли обед, мужики едят стоя, им студентки концерт показывают, читают, танцуют, поют - всё стоя. Одна я сижу на стуле аки инвалид! Комичность ситуации осознавала, только поделать с этим ничего не могла. Шнурок к гитаре отыскали, привязали, уж я с ней и так, и сяк - а только играть не могу никак. Руки что корчи - аккорды ставить не успеваю, ничего не звучит, т.е. всё звучит так отвратительно, что просто жуть какая-то. Потом научилась, конечно, хоть стоя, хоть лёжа, хоть в гамаке, только здесь об этом рано писать.
Об этом рано, а вот о фестивале стройотрядов Минской области, который проходил тем летом в славном городе Клецк, пожалуй, самое время рассказать.
Всякому выступлению, вполне логично, предшествует какая-никакая подготовка. У нас подготовка была как раз что никакая. Началось с того, что группа девочек, которая до этого момента в достаточно бурной жизни отряда никакого участия не принимала, вдруг заявила, что на этот раз они намерены участвовать. А девочки, которые до этого момента были настолько активными, что не мешало бы им вести себя гораздо скромнее, хотя и усомнились в самодеятельных талантах своих "подруг", перечить не стали. Уж и не знаю, из вежливости ли, или из чувства собственного достоинства превосходства. Когда до означенной даты осталось времени всего ничего, самовыдвиженок спросили:
- Ну, и как у нас, т.е. у вас дела? Всё ли готово к выступлению?
- О, да! У нас всё готово, - бодро ответили бывшие пассивистки.
- Тогда не будете ли вы так любезны, продемонстрировать лично мне и ещё моему худсовету что-то вроде генеральной репетиции? - вмешалась в диалог командир отряда Ольга.
- Лехко! - согласились новоявленные артистки и тут же стали демонстрировать. Не помню, что именно они там представляли, только худсовет в моём лице практически всё забраковал. Оставила, по-моему, романс "А напоследок я скажу..." и какую-то весьма сомнительную юмореску. Последнюю только для того, чтобы хоть как-то разнообразить программу будущего выступления, а то всё песни, да песни.
Тем временем наступил день Х. Оказалось, что мы многое успели. Нарисованы аж две стенгазеты дивной красоты. Форма бойцов ЛССО расписана художественными масляными красками не хуже пасхальных яиц (это мода была такая). Пользуясь случаем, не могу не передать привет в далёкие Соединённые Штаты Америки нашему крепостному живописцу Шойхет Маргарите. Рита, ты - лучшая! Программа выступления утверждена в том виде, в котором мы её на местном населении "обкатали", плюс два номера от наших тихих скромниц, которые высокого доверия коллектива в целом таки не оправдали. Так как было совершенно очевидно, что с песней "Звени, бубенчик мой, звени" победить в конкурсе агитбригад ЛССО будет достаточно сложно, решила сольно исполнить "Друзья уходят как-то невзначай" В.Егорова и "Расстрел горного эха" В.Высоцкого. Здесь надо бы сообщить моему дорогому читателю, что на тот момент времени песни Высоцкого в исполнении самого автора я ни разу не слышала и, ничего такого не подозревая, преспокойненько исполняла её именно так, как это делала (кто?) Лена. Кстати, слышала ли сама Лена песню в исполнении автора, я и по сей день не знаю. Это вам пока так, к сведению...
Для поездки в город Клецк директор совхоза выделил нам маленький автобус ПАЗ, куда, помимо всех бойчих отряда "Ровесник", втиснулись наши эээ... ммм... поклонники! В общем, пару штук местных просочилось. Пользуясь случаем, не могу не передать привет всему мужскому населению д.Зубки ДМБ-1988. Вы были лучшими! Всю недолгую дорогу до города мы абсолютно серьёзно строили планы, как разделить премию за победу на фестивале по справедливости, т.е. чтобы никому из девочек не было обидно. В 18 лет часто кажется, будто в жизни абсолютно всё может случиться и, если вдруг сильно чего-то захотеть, то нет ничего невозможного. Вот и нам казалось, что мы - лучшие! От приветов кому бы то ни было воздержусь. По прибытии к месту проведения мероприятия, а именно в парк культуры и отдыха, наши "фэны" настойчиво предлагали поскорее начинать праздновать или хотя бы пригубить для храбрости, потому что на отдельных командирах и комиссарах, равно как и на отдельных певицах и композиторах просто лица не было. Ещё бы! Народа собралось столько, что в "зрительном зале" агитплощадки Клецкого парка (довольно вместительном) сидячих мест совсем не осталось.
Когда объявили наш выход, по неопытности или от страха очень долго строились на сцене. Девчонки толкались совсем как футболисты, которые ставят "стенку" перед своими воротами. Наконец я уселась, и вокальная группа, получив таким образом нужный ориентир, застыла у меня за спиной. Микрофон всего один - опустила его к гитаре, наивно полагая, что "хор" из 4 человек, скорее всего, услышат и без него. В результате публика прослушала подряд два "Концерта для арфы с глухонемыми девочками". Партию арфы исполняла гитара, потому что я с какой-то радости, играя перебором, с утроенной силой дёргала струны. А девочки, оставшись без микрофона, молча шевелили ротиками совсем как рыбки. Вот такой эффект единственного микрофона в руках дикарей. Потом была юмореска... в гробовой тишине. Но это меня мало волновало - чужой позор иногда приятнее собственного успеха. Особенно, когда ты о нём заранее предупреждала, но тебя не хотели слушать. Юмор для избранных нашёл своего зрителя только в стане наших тихих скромниц. Они хихикали, а публика, по большей части мужская, проводила номер со свистом. Потом на высокой ноте (слово "высокой" надо понимать буквально) прозвучал жестокий романс. А всё потому, что я была таким аккомпаниатором, который играет не в той тональности, в которой удобно петь исполнителю, а в той, в которой смогла подобрать аккорды. Так что малыш Витас ещё под стол пешком ходил, когда наши девочки уже выли со сцены как пожарные сирены. Надеюсь, вы уже догадались, никакой "элегантной победы" в конкурсе не получилось. Т.е. ни о какой победе речь там вообще не шла.
Кое-как отстрелявшись, решили посмотреть выступления остальных отрядов, уселись на скамейках прямо перед сценой. После нашего и ещё парочки таких же светопреставлений, зрителей на трибунах заметно поубавилось, так что свободных мест теперь хватало всем желающим. А все нежелающие давно разгуливали по парку с пивом в руках и чихали на всю эту самодеятельность. Лично у меня настроение безо всякого пива было просто замечательное. Все страхи и волнения остались позади, груз ответственности сброшен с плеч долой - самое время расслабиться. И вот я сижу, вся такая возбуждённая и счастливая, отпускаю шуточки в сторону тех, кто ещё пыхтит на сцене, злорадствую по поводу полного провала отдельных (понятно каких) наших номеров, и тут... откуда ни возьмись, прямиком ко мне подруливают целых три или даже четыре мальчика: "все стройны как на подбор с ними дядька Черномор". В общем, симпатичные. Тогда я их внимательно и разглядела, и сосчитала, просто сейчас точнее ничего не вспомню. Но это были совсем не те мальчики, которые вместе с нами из совхоза приехали, а те, которые были такими же студентами университета, как и мы, и приехали на фестиваль стройотрядов. Мне даже показалось, что это были именно те мальчики, которые выступали первыми и в пример некоторым отлично играли на гитарах. Тем более, что и сейчас в руках у них были гитары. "Уау! Неужто идут мне своё восхищение высказать? Или, что тоже неплохо, познакомиться хотят?" - думала я, а сама уже приготовилась говорить всякие там... глупости, которые молоденькие девушки только и умеют говорить в таких случаях.
- Добрый день! - вежливо поздоровался со мной юноша, который шёл первым.
- Угу. И вам здрасьте! - счастливо улыбаясь, поздоровалась я.
- Извините, это ведь вы недавно исполняли "Расстрел горного эха"?
- Да, это была я.
- Скажите, а вы знаете, кто является автором этой песни?
- Да, конечно.
- И кто же это, по-вашему?
- По-моему, это Владимир Семёнович Высоцкий.
- И вы что же, слышали, чтобы он вот так когда-нибудь пел эту песню?!
- Да, слышала! - зачем-то соврала я, перестав однако улыбаться.
- Я вас очень прошу, если это конечно возможно, не пойте, пожалуйста, этот ваш ужас больше никогда. Спасибо, что вы меня поняли.
И они молча ушли.
Не знаю, надо ли описывать, что творилось у меня внутри после этого диалога, но было ужасно стыдно и вообще белый свет не мил. Именно тот случай, когда хочется сквозь землю провалиться. Весь оставшийся день прошёл как в тумане. Помню, что на обратном пути, в автобусе меня чуть ли не насильно заставляли выпить, щёлкали пальцами перед глазами, надеясь вернуть обратно к жизни. Тщетно. Несколько дней горевала, ходила сама не своя, гитару в руки не брала, в ежедневных ночных посиделках на крыльце не участвовала. Чисто траур. Местные расспрашивали девчонок о том, что случилось, кто и что мог сделать со мной в этом злополучном Клецке? В отряде стало непривычно тихо, скучно и как-то совсем не так, как раньше. Тогда мне и принесли магнитофон с записями Высоцкого, включили злополучную песню. Послушала. Ну и никакого особого кощунства в своих действиях не усмотрела: всё было нормально с мотивом и с текстом. Короче, злые они, эти радиофизики. Так им и передайте.
На деньги, заработанные в стройотряде, сразу же купила свою собственную гитару. С красивым кожаным ремешком в придачу. Уже через неделю легко играла на ней стоя, лёжа и даже в гамаке, но об этом я уже писала. Про горное эхо пела ещё много раз и с удовольствием. Правда, больше никогда со сцены. После второго курса опять поехала в стройотряд. Опять был фестиваль стройотрядов, но от участия в самодеятельности почему-то отказались. Благодаря своим способностям вокалистки-гитаристки, "подцепила" будущего мужа. По иронии судьбы, он мою гитару любимую и сломал. Нечаянно, но откупать почему-то не спешит. На третьем курсе выскочила замуж, сразу же случились дети, в стройотряды больше не ездила. Несколько раз порывалась купить хороший инструмент, ударить по струнам - вспомнить молодость, но как-то не сложилось. Душу отвожу на корпоративных турслётах: спою 2-3 песенки себе под нос, вот мне уже и счастье. А всякие там амбициииии Ха! Давно похоронены, и вряд ли теперь сбудутся, хотя... Никогда не говори никогда ;)