Бородкин Алексей Петрович: другие произведения.

Авангардист

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К циклу "Штрихи".

  Авангардист
  
  
  Весь октябрь прошел для Галереи в пустом ожидании нечто сверхъестественного. Вообще-то для художественной галереи ожидание - обычное времяпровождение. Когда зала пуста, она с трепетом ожидает картин, фотографий, персоналий, но вот галерея наполнилась... и снова ожидание. С прозрачным налётом бремени от собственной полноты, она ждёт теперь уже следующего автора (авторов) и следующих работ... И только минуты открытия, мгновения первой свежести, пока зритель не обошел ещё вокруг залы, не пробежал лёгким, почти мимолётным взглядом по картинам - и иже с ними - пока не зевнул у последней работы... только эти блаженные мгновения разрешают и наполняют Ожидание смыслом.
  Октябрьское ожидание случилось иным, необычным даже для Галереи. Ждали лучших работ художников Города. Насколько возможно рисовальщику выбрать, что именно у него лучшее.
  Я согласился сразу; но хозяйка Галереи Лидия Вагановна ещё долго не отпускала мою руку, и, преданно заглядывая в глаза, повторяла:
  - Это будет... нечто, я уже чувствую... знаете, уже предвкушение... грандиозно... только представьте себе: лучшие работы... я это ощущаю... вы, конечно, согласны? - В этом месте она руку решительно сжимала, будто старалась свою смутную уверенность вдавить и в меня. - А в ваших работах столько откровенного, столько неподдельной... - "искренности", хотела сказать один, но это было слишком простое слово; другое же на ум не шло. - Неподдельного... Вы примете участие?
  С каждым повтором мой скептицизм множился, и я покорно кивал:
  - Да-да, я обязательно... непременно... Вы правы: искренность важна.
  В принципе это было очень неплохо, учитывая холодную осеннюю сырость, отсутствие начатых работ, и планов, и денег, как следствие, тоже. К тому же рисунки некоторых "собратьев по цеху" мне весьма и весьма нравились - чем не повод поучаствовать?
  Открытие назначили на третье ноября. Как обычно на вечер.
  В первые дни ноября я ночевал в студии; много читал, медитировал, зачем-то пересмотрел старые фильмы - ощущение чего-то нового искрилось в воздухе. Возможно, от нервозных приготовлений к выставке. Я всячески старался уловить эти вибрации; взяться, наконец, за новую работу. Новую во всех смыслах. "Искренность... искренность... что такое эта ваша Искренность с большой буквы? - Три смятых листа друг за другом оказались в урне, лёг лист чётвёртый. - Искренность... а разве можно быть неискренним? Для лицемера неискренность может быть самое искреннее чувство. Чем талантливее лгун, тем его ложь искреннее - иначе сразу раскусят, поймут. А разве артисту мы аплодируем не за поддельную искренность? не за то, насколько ловка фальшивка? Именно за это! Не насколько он был искренен - насколько он создал у нас иллюзию своей искренности. Вот я сейчас: я искренно выдавливаю из себя наброски, без настроения, без желания, зато с твёрдой уверенностью, что получится дрянь. Что из этого выйдет - дрянь и выйдет! Но разве я при этом не искренен в своей работе? - искренен абсолютно.
  Вы скажете: искренность - это когда ни о чем ином не думаешь, когда мозг заполнен только любимой работой. Я тоже так заблуждался. Было, что на одном дыхании, забывая сон и еду, я рисовал картину и получал в награду сморщенные физиономии и бормотание "что-то не то". А было и по-другому..."
  На четвёртом что-то начало получаться, наклёвываться. Волшебное чувство, когда работа ещё львиной долей в задумке, но уже есть предубеждение, что она получится. Сложится.
  
  
  Утром третьего я вложил в папку пару акварелей, в надежде разместить их во втором, "малом" зале Галереи и вышел из дому.
  Городской пейзаж, промозглый и серый не удивил - эта осень обильна дождями. "Сегодня не льёт - и то хорошо". Поджидая автобус, я стоял на тротуаре, считал трещины брусчатки. Через некоторое время пошел-таки дождик. Мелкая и противная мразь.
  От потока машин отпочковался джип, притормозил прямо передо мной.
  - Вы в центр? - Человек за рулём опустил стекло, с интересом оглядел меня. От этого взгляда я почувствовал себя артистом на сцене. Не очень приятное ощущение; по крайней мере, для меня. - Садитесь.
  Заднее сидение машины уютно приняло меня.
  - Я вас знаю. - Мужчина посматривал на меня в зеркало заднего вида. - Вы художник.
  Папку с акварелями я поставил рядом; неопределенно пожал плечами в ответ. "Неужели вспомнит фамилию?" Нет, фамилии моей он не припомнил и продолжил разговор в среднем роде.
  - Я, знаете, тоже интересуюсь... - Он забарабанил пальцами по рулю. Ухоженные розовые ногти запрыгали рояльными клавишами. - Выставки, галереи... Я директор издательства "N". Слышали, наверное?
  - Да, известная организация. - Я всё ещё не улавливал предмета разговора и его ко мне интерес; и потому отвечал осторожно.
  - Есть наработки. - Пропела нотка гордости. - А вас я на выставке, как раз и видел. В прошлом году? - здесь я кивнул уже бодрее и он продолжал. - Я любитель современного искусства... любитель поиска. Традиции, жесткие рамки реализма не для меня. Свобода... поиск, рывок в сторону, когда душа вытягивается, выпластывается из оков действительности - вот это искусство. А иначе - фотоаппарат. - В этом месте мне страстно захотелось возразить, но он говорил с таким воодушевлением-верой, что я не решился прерывать. - Модерн, сюрреализм, абстракционизм... ещё черт знает что... вот где скрывается и вскрывается сила чувств. Всплеск эмоций. Вулкан.
  "Забавный малый". Издатель жестикулировал, размахивал руками, часто оборачивался на меня. Тема его вдохновляла.
  - ...вы ведь тоже из модернистов? - спросил он полуутвердительно.
  - Некоторым образом.
  - Да бросьте скромничать. Я помню ваши холсты. - "Ого!" - Мы запускаем новую серию книг; я давно уже обдумываю оформление обложки и приглядываюсь к вашим работам. Как-то нужно встретиться, посмотреть картины.
  - Поедемте в Галерею. Сегодня как раз выставка.
  - Во сколько?
  - Поедемте сейчас. Работы уже висят, а публики ещё нет. Посмотрим-побеседуем спокойно.
  - Отлично.
  Через десять минут мы были на месте. Пока он парковал машину я вошел в Галерею, оставил в "малом" зале пальто и папку, вышел в главную залу. Картины уже разместили - мои попали куда-то в середину - настроили свет, и даже включили музыку. Всё было готово. Только вот подписи под работами не расставили. Маша как раз пристраивала эти беленькие бумажки; она шла от конца экспозиции к началу.
  Первым "висел" Женя Микеев. Мне очень нравится этот его рисунок. Океан в Небе - Небо в Океане. Женя прагматично называет его "Рыбы", а я - "Отражения". Не могу сказать как именно, не могу сказать, чем именно и почему; и почему именно он... Но он хорош; этот рисунок. И я не одинок в своём мнении. "Может быть, это и есть проявление Искренности?.."
  Мой новый знакомец нетерпеливо кашлянул за спиной; я резко обернулся - за мыслями я не услышал, как он подобрался.
  - Как-то не очень. - Он глядел задумчиво, приложил к щеке палец. - Невыразительно... нет, не понимаю таких... О чем картина? О чем вообще в ней речь? - Я молчал. Собеседник был не нужен, был нужен предмет, к которому можно обращаться, и ещё слушатель. Он ещё несколько секунд неотрывно смотрел на рисунок, потом вспомнил обо мне. - А как она вам?
  Я чуть качнул в ответ головой. Что-то мне показалось в его взгляде.
  - Вот именно. - Он расценил мой жест по-своему. - Хотя в интерьере, как цветное пятно... возможно и подойдет кому-нибудь.
  Три карандашных рисунка Севы Новикова понравились чуть больше. Полу-реалистический триптих "лёгкого" Севиного карандаша "Дама с прической". Широкий воздушный штрих, гибкая отточенная линия, слабо проработанные детали - Сева умеет сделать в рисунке настроение эфира.
  - Вот это лучше. Не скажу, что хорошо. Но лучше. Вот эти кудри сверху бы убрать, низ прописать получше. Краски поярче. - Издатель шагнул вправо, влево, наклонился. - Цвета плохо подобраны. Вот эта зелень с ультрамарином не живет. Да и вообще, говорить строго - банальщина...
  Маша прошла "зенит" залы, вставила подписи под моими работами и приближалась уже к нам.
  - ...примитив. Черты лица у женщины какие-то неправильные. - Короткий взгляд на меня. - Так, а где ваши? Хотя не говорите, я узнаю.
  Моих рисунков он не узнал. Они заслужили "мало воздуха", "мрачно" и "полная чепуха", и "вот я видел у...". Я не обиделся и даже пожурил неловкого автора за неумение донести до зрителя идею рисунка, за невнятную технику и фальшь.
  Много интереснее мне становился сам мой спутник. С каждым его мнением. В его взглядах я ясно различал уверенность; ту самую твердую уверенность, что притягательно поразила меня в машине, пока мы ехали. Ни блика сомнений. Полная искренность. Уверенность - есть Искренность в высшем проявлении.
  Зала закончилась. Пригласить его в малый зал я не решился. Мы стали в центре, у колоны и ещё раз оглядели экспозицию. Негромко вился затейливый Баховский "клавир", создавая у зрителей настроение к неспешному созерцанию.
  - Вот в конце есть несколько очень изрядных работ. - Издатель кивнул на пейзажи Черканова. Симпатичные. Сочные, детально прописанные. Как живые. - И пропорция очень хороша.
  - ???
  - Пропорция как у книжной обложки.
  - Да. Вы очень-очень правы. - А что я мог возразить?
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"