Аннотация: Мистический триллер,роман, еще один взгляд в прошлое на события, о которых предпочитают помалкивать историки - слишком они порой неприглядны и безрадостны
Синопсис
Губернский городок - их тысячи, разбросанных на бескрайних российских просторах. Идет дождь - давно идет, обильно поливая и без того превратившуюся в болото окраину. Виталий Борисович Шумный - в прошлом участковый, а ныне сотрудник более серьезного органа, брошен на расследование преступлений, которые случаются и в глубинке. Обыкновенное, ничем не примечательное происшествие - пожилая женщина падает в лестничный пролет и погибает. Все достаточно очевидно - подобные дела закрываются быстро, пополняя статистические данные, написанные сухим и казенным языком. Вероятно, именно так все бы и произошло, однако к удивлению Виталия Борисовича к нему является покойная...и начинает вести странные и непонятные беседы. Ни родственников, ни близких у погибшей не имеется, единственный знакомый - проживающий рядом сосед. Замкнутый и не менее одинокий Алексей Митрофанович - последняя ниточка, возможно, в какой-то степени позволит пролить свет на трагедию, за которой стоит некая тайна. Вот только как приблизиться к этой тайне, в какую дверь войти, и где эта дверь находится? Сложно, невероятно сложно - чем больше узнает сотрудник, тем больше возникает вопросов, и потому что следы ведут в прошлое, и потому что он сам становится участником событий - но только каких? Мрачные и темные, покрытые пылью истории времена, когда в очередной раз застонала русская земля, привычно умывшись кровью и слезами, когда в одночасье дети стали взрослыми, женщины - старухами, а мужчины - стариками. Когда на смену одному испытанию приходит другое - еще более страшное, так как нет ничего ужасней войны - долгой и кровопролитной, когда люди теряют облик человеческий, и происходит пир во время чумы.
Идет дождь - он уже действует на нервы, хотя для кого-то наступает праздник - неожиданно сваливается богатство. Кузнецов Александр Николаевич - скромный обыватель оказывается баловнем судьбы, причем самым удивительным образом - что никак не может не только понять, но и объяснить. Он богат, но только за какие заслуги? Еще одна тайна, уходящая в прошлое, и поможет ее разгадать не кто иной, как старая бабка Дарья Никитична - мать супруги Кузнецова. Она уже едет, спешит поднять на ноги зятя, неожиданно заболевшего непонятной болезнью не в самый подходящий момент - когда болеть некогда.
Удача - случайное на первый взгляд стечение обстоятельств - позволяет Шумному выйти на след еще одного персонажа - не менее загадочного и таинственного Ефима Пафнутьевича. Именно к нему ведут ниточки, именно он хранитель и распорядитель одной из главных тайн наследия предков "Anenerbe"- то ли мифа, то ли легенды, в поисках которых отметились как спецподразделения третьего рейха, так и бойцы невидимого фронта товарища Ягоды.
Совершенно с другой стороны к расследованию подключается Пастушный, в прошлом обыкновенный работник приема макулатуры - его ведет по дорогам войны "черный копатель", лесной бродяга Гурий. Он много чего знает, еще больше видел, вот только найденные им клады слишком опасны и кроме неприятностей вряд ли принесут ему славы.
В республиканской библиотеке также полным ходом идет расследование - чудом сохранившиеся снимки молчаливо созерцают потомки тех, кто уже давно сгинул и пропал. Перелистывая страницы, они не представляют, что находятся в шаге от открытия, которому, впрочем, не суждено сбыться - слишком обременительна стоящая перед ними задача - собрать воедино разбросанные во вселенной фрагменты памяти.
Наследие предков - это не только героические страницы прошлого, шумные парады и торжественные речи. Наследие предков незримо сопровождает каждого из нас, хотя и предпочитает помалкивать в темных архивах пожелтевшими страницами, что случайно сохранились, терпеливо дожидаясь своего часа. Поиски "Anenerbe" - мифической легенды, таинственной и загадочной, оставили нам другое наследие, не менее волнующее - историю нашего народа.
Мистический триллер, роман, еще один взгляд в прошлое на события, о которых предпочитают помалкивать историки - слишком они порой неприглядны и безрадостны.
ANЕNERBE
Анатолий Борзов
Высоко, чертовски, высоко
Сначала появилась голова - средних размеров, обросшая непокорными, слегка вьющимися волосами. Затем сверкнула лысина - крохотное блюдечко, и только потом глаза, которые посмотрели направо, моргнули пару раз, о чем-то подумали и вновь моргнули. Дверь отползла в сторону и уже собралась вернуться в исходное положение, когда на ее пути возникла нога, вернее, стоптанный башмак. Дверь уткнулась в башмак, тот сморщился, а через секунду-другую сморщилось и лицо.
Тихо.
На лестничной площадке было и впрямь тихо. Ни души.
Однако человек не спешил. Словно пес, поводил ушами, вслушиваясь в тишину, посмотрел на противоположную дверь и только потом осторожно вышел. Также осторожно прикрыл дверь и еще раз поводил ушами.
Одет он был более чем странно: кроме стоптанных башмаков серый или скорее зеленый плащ, потерявший цвет, и синяя рубашка в красную клеточку - она выглядывала как на груди, так и на животе, где явно не хватало пуговиц. В руках мужчина держал сумку, какую - не разобрать. То ли хозяйственную, то ли спортивную, однако это была сумка. Одна ручка перевязана грязным бинтом, другая - шнурком или бечевкой. Разобрать более точно не представлялось возможным.
Щелкнул замок, и мужчина вздрогнул. Посмотрел на дверь, будто желал убедиться, что именно она является источником звука. Осторожно приблизился к перилам и глянул вниз.
Высоко. Так высоко, что закружилась голова.
- Черт, - сказал мужчина и плюнул.
Проследил взглядом, однако звука, что рождается при приземлении, не услышал. Еще раз плюнул и вновь ничего не услышал.
- Высоко, - сказал мужчина. Кому сказал - непонятно. То ли себе, то ли еще кому-то,... хотя, все же, наверно, сказал себе - на лестничной площадке ни души.
- Так уж и ни души, - тихо пробормотал человек и стал медленно спускаться по лестнице. Когда он достиг очередного пролета, противоположная дверь - ту, в которую смотрел мужчина, отворилась, и появилась другая голова - женская. В бигудях и платке... или нет, не так... в платке и бигудях. Осторожно ступая, женщина приблизилась к перилам и тоже глянула вниз. Кроме платка на женщине был не первой свежести халат, а под халатом, по всей вероятности, ничего не было. Об этом смелом предположении говорил тот факт, что появившаяся на свет неприлично белая нога уходила к своему основанию. Женщина хотя и смотрела вниз, однако увидеть интересующий ее объект не могла.
Мужчина тем временем продолжал осторожно спускаться вниз, погруженный в свои, только одному ему понятные мысли. Он уже приближался ко второму этажу, когда мимо него кто-то пролетел - какое-то размытое и непонятное пятно. А уж затем, вслед за пятном последовал крик.
- Женский, - произнес мужчина и спустился еще ниже.
Женщина была голой, а халат, что пару секунд назад прикрывал тело, оказался у бедняжки на голове. Предусмотрительно. В противном случае взору непременно предстала бы картина мрачная и неприглядная.
- Тьфу, - сказал мужчина и плюнул, кажется, в третий раз.
Виталий Борисович Шумный, в прошлом участковый, а нынче сотрудник одного из подразделений, занимающихся расследованием преступлений, к месту трагедии подъехал со своим напарником - подающим неплохие надежды Сережей Кулебяка. Согласны, несколько странная фамилия была у напарника, однако куда денешься, слова из песни не выбросишь. Да и Виталий Борисович уже устал от колких шуточек коллег в свой адрес, спасал возраст, над которым шутить не полагается. Разница в годах между Сережей и Виталием Борисовичем - существенная. Не отец и сын, но и не ровесники. Однако служба не выбирает, и кто тебе достанется в напарники - воля вышестоящих командиров.
- Труп, - сказал Сережа и шуганул парочку мальчуганов, с интересом разглядывающих мертвую женщину.
- Ничего не трогали? - уточнил в свою очередь Виталий Борисович и присел на корточки.
- Ничего, - ответил ему какой-то мужчина и тоже присел на корточки.
Смотреть на мертвого всегда неприятно, пусть даже покойник и голая женщина.
- Свидетелей, конечно, нет, - бросил дежурную фразу Сережа и вытащил сигареты.
- Почему нет, - подсказал мужчина, - я свидетель. Убийства, конечно, я не видел, но труп первым нашел. В магазин собрался, а тут она лежит.
- Вы ее знаете?
- А кто ее не знает? Клавдия Степановна из шестьдесят шестой.
- Это хорошо, - сказал Сережа, - в том смысле, что личность устанавливать не нужно. Бывает же как...
- А почему вы решили, что это убийство? - перебил его Виталий Борисович.
- Это вам решать, убийство или трагический случай.
- Понятно, - произнес милиционер, хотя, к слову сказать, многое как раз и было непонятно. Еще через пятнадцать минут подъехали другие сотрудники, вместе с которыми и принялись за дело - составлять протокол места происшествия. Занятие долгое, утомительное, можно сказать, рутинное, мало чем отличающееся от других. Ничего существенного, кроме тапка, принадлежащего, вероятно, пострадавшей, не нашли. Хотя Виталий Борисович обратил внимание на три плевка - свежих и удивительно похожих друг на друга.
- Ты чего, Борисыч, - сказал ему еще один коллега, - да если мы будем проверять все плевки в подъезде, нас с тобой уже завтра со службы выгонят. Стояли парни, курили и плевали.
- А окурки где? - пробовал возражать Борисыч.
- Не смеши. Упала тетка в пролет, вот тебе и все убийство.
- Может, конечно, и упала, в жизни всякое случается, - согласился младший оперуполномоченный товарищ Шумный и глянул в лицо женщины.
Где-то он читал: зрачок словно камера фиксирует на своей роговице последний уведенный образ. Специалисты утверждают: глупость несусветная, нет там ничего и ничего быть не может. Буйная фантазия не менее буйного воображения. Внимательно смотрит, тем не менее, пытаясь проникнуть в уже зеркальное отражение и ничего, кроме плевка не видит.
- Ну что, пойдем, - торопит его Сережа, который всегда заполнял протокол - почерк больно хорош, да и пишет складно. Приятно читать и начальству, и проверяющему. Читать написанный от руки документ всегда утомительно, а Сережа красиво пишет и главное - понятно.
- Пойдем, - согласился Виталий Борисович.
И оба отправились по квартирам подъезда, где произошла трагедия.
Подъезд, как и сам дом - древний, построенный во времена, когда действительно умели строить. Кирпич настоящий, плиты каменные, дерево, где ему и положено быть. В комнатах паркет, во многих уже поистрепался, как впрочем, и сами жильцы, хотя...
Дверь первой квартиры открыла девочка. Лет семь, если не шесть. Виталий Борисович в возрасте плохо разбирался, утвердительно мог только сказать: молодой перед ним человек или старый, а вот насколько молодой или насколько старый - проблема.
- Дома кто есть? - уточнил он, глядя сверху вниз.
- Никого нет, - ответил ребенок.
- А дверь тогда зачем открываешь?
- Как зачем? Думала, мама пришла.
Виталий Борисович кашлянул, подсказывая коллеге, мол, тут им делать нечего.
Дверь следующей квартиры напротив долго не открывали, и хотя молчание можно было истолковать не иначе как знак, что жильцы отсутствуют, Виталий Борисович был твердо уверен, что там действительно кто-то есть. Только этот кто-то по неизвестной причине не желает с ними встречаться. Ничего удивительного, - нынче представителей правопорядка не слишком жалуют, одни боятся, другие не хотят лишних неприятностей, а третьи...
Дверь все же отворилась.
- Милиция, - представился Сережа и правильно сделал. Вид у него более представительный, нежели у коллеги. И улыбается красиво, и сам он красивый - внушает доверие, чего не скажешь о товарище Шумном. Кто угодно, но только не милиционер. Выправки или взгляда - никакого, форма - что она есть, что ее нет. В форме Виталий Борисович, вероятно, смотрелся еще хуже. Парадоксально, но факт. Возможно, тот самый один процент из тысячи, когда форма человеку не идет.
- Я ничего не знаю, спал я, - сказал мужчина в пижаме.
- И крика не слышали? - подсказал Сережа.
- Какой крик? Никакого крика - говорю же вам, спал. Я всегда крепко сплю.
- В одиннадцать часов утра? - явно с иронией в голосе уточнил Сережа.
- Простите, ничем помочь не могу.
Спасибо, иди спать дальше, - вероятно, хотел сказать Кулебяка, однако воздержался и только мотнул головой.
Дверь затворилась, лязгнул засов.
- Не понимает, дурак, если его завтра из окна выбросят, никто на помощь не придет.
Виталий Борисович уже поднимался на следующий этаж. Похоже, ничего они здесь не найдут. На каждой лестничной площадке по две квартиры, сколько еще осталось? Вскоре добрались и до шестого этажа, а показаний свидетелей - кот наплакал. Дверь уже покойной Клавдии Степановны коллеги опечатали - прилепили кусок бумаги. Остались соседи - те, кто жил напротив. И вновь неудача. На звонок - потерявший голос скрежет - никто не ответил. Сережа вновь достал сигарету, Виталий Борисович глянул вниз.
Высоко, чертовски высоко, подумал он и едва не плюнул вниз.
Мужчина шел по улице, по возможности обходя лужи. Сумка в одной руке, другая в кармане плаща. Накрапывал мелкий дождик, однако мужчине он не мешал, или мужчина его не замечал или еще бог знает что, но только со стороны выглядел он вполне удовлетворенным собой. Как правило, именно такие люди не обращают внимания на непогоду. Дождь их не раздражает, ветер тоже, хотя ветра не было - длинные лохматые кудри покоились там, где они и лежали - на плечах. А еще со стороны мужчина производил какое-то непонятное впечатление, вроде, как был погружен в себя, поэтому и лужи он обходил не все. Лужи в отличие от человека, которые он иногда не замечал, напротив привлекали к себе внимание радужной пленкой какой-то грязи, скорее всего, бензина. В некоторых плавали желтые листья, в некоторых окурки сигарет. Иногда на пути мужчины попадались прохожие, большей частью встречные. Они обходили как лужи, так и мужчину, прикрываясь от дождя зонтами.
Спустившись в переход, мужчина ненадолго задержался - послушал какого-то дядьку. Тот сидел на красном пластмассовом ящике и играл на баяне. Недурно, кстати говоря, попадал в ноты, но не пел. Возможно, дядька пел до того, как мужчина спустился в переход, а может, и вовсе не пел - не знаем. Итак, пару минут мужчина постоял, переложил сумку из одной руки в другую и пошел дальше.
- А деньги? - спросил дядька и высморкался - приложил большой палец правой руки к носу и сильно дунул. Однако мужчина уже был далеко - поднимался по лестнице, чтобы вновь нырнуть в пелену дождя.
В магазине, куда он зашел через пять минут, сдал сумку и получил металлический жетон с номером. Внимательно посмотрел и что-то произнес. Что именно - непонятно. Женщина, выдавшая номерок, поморщилась, вероятно, покупатель ей не понравился. Может, своим непривлекательным внешним видом, может, запахом, что от него исходил - но не понравился точно, хотя мужчина об этом не знал. В отделе, куда он проследовал, продавали выпечку, пироженное, конфеты и чай.
- Вкусное? - спросил он у молоденькой девушки в нарядном фартучке и такой же голубой шапочке.
- У нас все вкусное, - ответила девушка и улыбнулась. Вероятно, мужчина ей понравился. Понравился не как мужчина, а как странный мужчина, задавший странный вопрос.
- Смотрите, если не вкусное, обратно принесу.
Девушка еще раз улыбнулась - скорей всего, не знала, что ответить.
- Я пошутил, - сказал мужчина, - очень вкусное печенье. Я его покупаю вот уже третий год. Вы не пробовали? Как так можно! Хотя три года назад вы не работали здесь. Я прав? Не работали?
- Не работала, - ответила девушка и отвернулась - предстояло разложить товар. Много товара - полная тележка. Весь товар - печенье.
Когда мужчина получал обратно свою сумку, женщина вновь поморщилась - определенно, покупатель ей не нравился, хотя и видела она его не один раз и не два. Он приходил в магазин каждую неделю и всегда покупал печенье. Однажды она решила, что печенье мужчина покупает для детей - для дочери, например, или для сына. Спросила, мол, для ребятишек? А мужчина ничего не ответил, взял сумку и ушел.
В переходе он вновь остановился - дядька играл уже другую песню и вновь без ошибок.
- Дождь идет? - спросил дядька.
- Какой дождь? - уточнил мужчина и переложил сумку из одной руки в другую.
- Осенний, - подсказал дядька и ловко высморкался, не прикладывая пальца к носу. Как это у него получилось - загадка, разгадать которую на практике не рекомендуется - нужен опыт и, вероятно, умение играть на баяне.
- Здравствуйте, - пару минут спустя сказал мужчина.
- Здравствуйте, - ответили ему, - вам как всегда?
- Да, мне как всегда, - и взял газету. Однако читать не стал, сунул в карман плаща и отправился дальше по знакомому маршруту с той лишь разницей, что брел уже по другой, противоположной стороне улицы. В тот момент, когда нужно было свернуть и пройти в арку, на мгновение сбросил шаг, возможно, задумался, после чего решительно прошел прямо.
Математик или вынужденное знакомство
Тот же самый звонок хрипло проскрипел, жалуясь то ли на свой возраст, то ли на причиненное беспокойство, но все же звякнул. Виталий Борисович еще раз покрутил, и звонок еще раз пожаловался. Он уже занес кулак, чтобы треснуть по двери, когда она вдруг отворилась. Так, с поднятым кулаком он и предстал перед хозяином квартиры, а хозяин перед ним.
- Извините, - сказал Виталий Борисович и опустил кулак, - милиция.
- Проходите, - ответил мужчина и куда-то пропал.
Планировка такая же, что и этажом ниже - большая прихожая и длинный коридор. Налево, вероятно, туалет, а здесь - ванная. Виталий Борисович прикрыл входную дверь и услышал, как щелкнул замок. Стало и вовсе темно. Где же выключатель? Кажется, нашел. Не горит, зараза, или он не тот выключатель нашел? Ну и ситуация!
- Эй, - крикнул он в темноту, - вы где?
- Проходите, я сейчас, - последовал ответ. Откуда - не понять. Пошел на голос и тут же едва не стукнулся. То есть стукнуться - стукнулся, но не больно и не головой, а рукой, которую, как слепой, выставил впереди себя.
В следующий раз обязательно захвачу с собой фонарь, подумал Виталий Борисович и зажмурил глаза. Свет вспыхнул ярко, возможно, излишне ярко, причинив явное неудобство.
Штаны - какие-то мятые портки - сидели на мужчине отвратительно, и если и выполняли какую-то функцию, так только прикрывали срам.
- Где мы можем поговорить? - произнес Виталий Борисович и глянул на ушибленную руку.
- На кухне удобно?
- Вполне.
- Тогда прошу за мной, - и мужчина вновь погрузился в темноту.
- Тьфу, - выругался Виталий Борисович и отправился за ним и тоже в темноту.
Бережливый, вероятно. Штаны не носит, свет не включает...
- Сюда.
Сюда - это направо, догадался товарищ Шумный и, наконец, оказался на кухне.
Кухня, как и мужчина - оба мало привлекательные и оба нуждались в хорошей уборке. Более внимательно разглядывать помещение опер не стал, опустился на стул, а папку положил на стол.
- Шумный Виталий Борисович, - представился он и поправил волосы - привычка. Два щелчка и распахнулась папка. Однако прежде, чем достать чистый бланк, вопросительно глянул на хозяина квартиры. Тот оказался на удивление сообразительным - поднялся и убрал со стола чайник, затем ладошкой сгреб какую-то грязь со стола и бросил ответный взгляд, словно спрашивая, так годится? Виталий Борисович также молча ответил.
- Вы по поводу Клавдии Степановны? - первым спросил мужчина, наблюдая за тем, как на бумаге что-то выводит милиционер.
- То есть как это все-таки? - не понял Виталий Борисович и оторвался от листа - поднял глаза и более внимательно посмотрел на мужчину.
- Не совсем удачно выразился, со мной подобное случается.
- Вы ее хорошо знали?
- Последние десять лет, я бы сказал, недостаточно хорошо, - ответил мужчина, характер стал вредным, а сама Клавдия Степановна излишне подозрительной и ворчливой. Мы же соседи. Она и я, как вы могли заметить, проживаем,... то есть, прежде проживали... то есть, покойная проживала на одной со мной лестничной клетке. Квартиры у нас напротив. У меня номер шестьдесят пять, а у Клавдии Степановны шестьдесят шесть.
- Я знаю, - продолжая изучать мужчину, ответил Виталий Борисович.
- Первый раз она мне предложила поменяться лет десять назад...
- Это как?
- Квартирами поменяться. Говорит мне, Алеша... Алексей Митрофанович, - представился мужчина, а фамилия Горелик. Через "о". Го-ре-лик, - произнес он по слогам.
- Горелик, - повторил Виталий Борисович и записал в протокол.
- Давайте, говорит, меняться, я с вас ничего не возьму, вы только вещи мои перенесите и все.
Алексей Митрофанович хихикнул.
- Ничего себе все! Да у нее один шкаф весит триста килограмм! Вы не видели у нее шкаф? Монстр! Чудовище! А потом к чему мне меняться? У нее трехкомнатная, и у меня трехкомнатная. У меня балкон, и у нее балкон - смысл в чем? То, что у нее окна на восток? Так на восток, а не на юг! Вот кабы на юг... говорю, вы с кем-то другим переговорите. Да и кто захочет лезть на шестой этаж? Про этаж, я, конечно, говорить не стал. Само собой подразумевается. Если вы желаете совершить обмен, что первым делом спрашивают? Верно! Этаж спрашивают.
- Место работы, - спросил Виталий Борисович.
- На пенсии. Вы о Клавдии Степановне спрашиваете?
- Я вас спрашиваю.
Алексей Митрофанович вновь хихикнул.
- Простите, в фарватер не попал.
- Какой еще фарватер?
- В фарватер вашей мысли... спрашиваете, кто я?
- Да, место вашей работы.
- Этот... как его,... - Алексей Митрофанович пустил морщинку, - забыл, черт побери... математик! Так и запишите - математик.
- Ученый что ли? - уточнил Виталий Борисович.
- А уж это не мне решать. Если решат, что ученый, тогда получается, ученый. А если решат, что математик, тогда - математик. Пишите на всякий случай математик, а уж потом разберутся.
- В институте или еще где?
- А как же! И в институте работал, и на кафедре преподавал, что было, то было.
- А сейчас?
- И сейчас математик. Математик, Виталий Борисович, он всегда математик, а иначе нельзя.
- Институт-то какой, тут у меня графа - следует заполнить.
- Вам новое название или старым обойдемся? Потому как прежде название было одно, а сейчас, вроде как и другое - ветры перемен.
Виталий Борисович задумался лишь на мгновение.
- Оба давайте.
Записали оба и прежнее и настоящее.
- И что, предлагала обмен? - вернулся к исходной позиции товарищ Шумный.
- Именно! Раз пять предлагала, и все пять раз я отказывался. Ну, ни к чему мне обмен! Говорю, дайте объявление в газету или в контору обратитесь. Квартирки-то у нас ничего, пользуются повышенным спросом. Шестой этаж, правда, и без лифта. Вот если бы лифт плохонький, а так, короче, поссорились. То есть я не ссорился, всегда здравствуйте, как самочувствие, услуги предлагал, кефира там или иных продуктов. Я же раз в неделю в магазин хожу, а какая разница купил один пакет молока или два? Тем более что я давно молоко не пью. И кефира не пью, только чай, а когда и чая нет, ничего не пью. Некогда. Порой подумаешь, а когда ты, Алексей, в последний раз ужинал? На календарь посмотришь, а там уже четырнадцатое число! А в тот день, - Алексей Митрофанович стал серьезным, - как раз отправился в магазин, печенья захотелось. Сижу, работаю и вдруг мысль, а как давно ты печенье ел? Я, естественно, данную мысль прогоняю, а она вновь вперед... это как в очереди. Никогда не видели, как некоторые женщины лезут вперед? Видели? Замечательно, потому как вы в полной мере можете себе представить! Представили? Сдался, говорю себе: работы не будет, пока я в себя печенье не затолкаю. Только обязательно с орехами, подсказывает мне мысль. Вы понимаете! Ужас какой-то! Одеваюсь на скорую руку, плащ накинул, сумочку прихватил, думаю: попробую себя обмануть - поработать попробую на ходу. Получилось! Как вышел, как спустился - не помню, помню только мимо кто-то пронесся. Словно ураган! Гляжу - а это Клавдия Степановна пронеслась. В тот момент я, конечно, не понял, что это она - не до того было, не до Клавдии Степановны. А как понял - вижу, лежит, но не Клавдия Степановна, а какая-то совершенно незнакомая и к тому же голая женщина! Я же, Виталий Борисович, мужчина взрослый и в браке когда-то состоял. С самой настоящей женщиной, и любили мы друг друга по-разному, и в театры ходили. Одним словом, все у нас было как у людей. Поэтому и гляжу я на Клавдию Степановну, как мужчина, хотя я и не знал, что это Клавдия Степановна. Она же передо мной никогда голой не представала, а тут совершенно, можно сказать, без ничего. Я ее только по халату и узнал. Что же, думаю, происходит? Чего она тут лежит? И пошел дальше по своим делам, в магазин пошел. И все напрочь забыл, как газету-то купил, и на лавочку присел, так все и забыл.
Виталий Борисович крякнул, что могло означать все что угодно, но означало лишь то, что был он поставлен некоторым образом в своеобразное замешательство.
- Получается, вы видели, как произошла трагедия?
- Я? Не видел! И не слышал, - заверил Алексей Митрофанович, - не мог я видеть и тем более слышать! Занят я был, понимаете, занят! А когда я занят, я физически не вижу и не слышу ничего.
- Ничего? - с сомнением в голосе произнес Виталий Борисович.
- Не только ничего, но и никого! Я сам себя не замечаю! Прошлой осенью забыл надеть штаны,... представляете, так в трусах за газетой и отправился. Если бы не Клавдия Степановна... говорит мне: Леша! Леша! Леша! Стой! - Стою. Что с тобой, родной? Ничего, отвечаю, а в чем дело? А на ней лица нет - бледная, как покойник. Глаза беспокойные и абсолютно круглые! Не бывает в природе абсолютно круглых глаз, а тут, пожалуйста, круглые, словно по циркулю нарисовали. И я испугался, не волнуйтесь, говорю, все образумится, нельзя так близко к сердцу принимать. Сердце, оно и в самом деле страшно уязвимое. Думаете, когда говорят, сердце болит, это лишь слова? Пошли к ней, я ее успокаиваю, она - меня, а как домой собрался - вижу без штанов! И вновь ничего не понимаю, то ли я их где-то обронил, то ли забыл надеть, а затем новая, еще более дерзкая мысль - а вдруг я штаны уже здесь снял? Я же мужчина, а Клавдия Степановна - женщина. Логично? Вполне! Как очередная версия имеет достаточно серьезное право на существование. Версии, Виталий Борисович, исключать нельзя. Никогда! Даже самая плохонькая на первый взгляд версия имеет право. Поверьте мне. Уж кому- кому, а не мне этого не знать.
- Минуточку!
Виталий Борисович перевел дыхание.
- Вы видели женщину, когда спускались вниз по лестнице?
- Клавдию Степановну?
- Не перебивайте. Отвечайте на поставленный мной вопрос. Вы видели женщину, когда отправились в магазин?
- За печеньем?
- Я же сказал: не перебивайте!
- Я не перебиваю, а уточняю, потому что за печеньем означает одно, а не за печеньем совсем другое! Это же две совершенно разные вещи!
- Вы видели женщину?
- Когда спускался, не видел, - последовал ответ.
- А когда видели?
- Когда домой вернулся. Сел чай пить, вот тут и увидел, но не Клавдию Степановну, а ее халат и какую-то голую женщину. Думаю: пойду у нее самой спрошу, а там ваша печать.
Проверить по учетам, - мысленно дал себе установку Виталий Борисович, вдруг он псих законченный этот математик, а он тут с ним как с человеком беседу ведет. Хотя с другой стороны, он чего-то там говорил про ученых. Живых ученых товарищу Шумному видеть близко не приходилось, да и на расстоянии тоже, если только на экране телевизора. Медали президент вручает, или какой конгресс. А вот с идиотами повезло больше, пришлось, что говорится, столкнуться и не раз. Сергей Митрофанович на идиота похож был мало, скорей, на опустившегося антисоциального элемента. Однако спиртным от него не пахло, глаза в норме, зрачки обыкновенные - не наркоман.
- Газету пошли почитать, вместо того, чтобы сообщить куда следует, - с укором в голосе произнес товарищ Шумный.
- Вы меня не поняли, - возразил Горелик, - я же не знал, что это Клавдия Степановна, а как узнал - огорчился. Человек она сложный, можно сказать замкнутый, и дела, стало быть, до нее нет никому. Как никому нет до меня. Думаете, самоубийство?
- Разберемся, - уверенно произнес милиционер. Он всегда говорил подобным образом, то есть уверенно. Даже в тех случаях, когда и вовсе был неуверен. Установка, а иначе никак нельзя. Если ты сомневаешься и не веришь в свои силы, кто же в тебя поверит?
- А сами как считаете?
- Самоубийство или убийство?
- Да вы все же сосед, самый близкий для нее человек. У нее родня есть, ну там дети какие, брат или сестра?
Алексей Митрофанович сменил позу - откинулся на спинку стула и вроде как задумался - впрочем, ненадолго, на минутку или на две.
- В какой последовательности? - спросил он. - Сначала о моих соображениях относительно трагедии или о родственниках?
- Как вам будет угодно.
- О родственниках получится недолго, поэтому я начну со второго вопроса, хотя, знаете, случаются ошибки. Недолго превращается в долго и наоборот.
Он кашлянул.
- По всей вероятности, Клавдия Степановна, была когда-то замужем. Почему по всей вероятности? Снимок я видел - он и она. Она - это Клавдия Степановна, а кто мужчина - сказать не могу, не думал. Просто предположил, что мужчина является... или был близким ей человеком. Сейчас попробую привести свои аргументы. Снимок или фотографию, как вам будет угодно, я видел у Клавдии Степановны на комоде - случайно бросил взгляд . Расспрашивать, как вы понимаете, неудобно, фотография - это такая же составная интимной жизни, как и сама интимная жизнь. Однако поразил меня совсем другой факт. Снимок получился, как художественное фото. Понимаете, о чем я говорю? На выставках случалось присутствовать? Так вот, чудесный получился снимок, а Клавдия Степановна на себя не похожа. Узнать очень сложно, если возможно вообще. Я узнал. Клавдия Степановна в жизни никогда не улыбалась, по крайней мере, я не видел, а тут,... как бы вам сказать, - Алексей Митрофанович задумался.
- Как бы вам сказать, - повторил он, - вся ее душевная красота на устах, а сама Клавдия Степановна от счастья светится, полыхает как огонек в ночи. Насколько я человек невнимательный и все равно обратил внимания. Поразил меня и другой факт. Мужчина как бы присутствует, а как бы его и нет. Какой ни есть образ, конечно, имеется, но составляет он фон, хотя прижались голубки друг к другу, особенно Клавдия Степановна. Брата так любить невозможно и родственника тоже. Кто остается? Либо потенциальный супруг, либо, простите, любовник. Почему потенциальный? Да потому что и супруга так не любят! Супруг для женщины, как имущество, которое заверили у нотариуса - можно не волноваться. Повторяю, задавать интимные вопросы я не могу - не в моих правилах, да если и расскажут, все равно не могу. Интимная сторона взаимоотношений двух существ - тайна великая! И третьему в эту тайну путь заказан. Люди с интеллектом, с чувством понимают и никогда никому слова не скажут. Хранят свою тайну бережно, от посторонних скрывают - слишком дороги для них пережитые чувства. Других родственников - не знаю. Батюшка их умерли давно. Вовремя умерли.
- Это еще как? - удивился Виталий Борисович. Оказывается, нужно не только вовремя родиться, но и умереть нужно вовремя.
- Степана Николаевича я близко не знал, молод еще был. Да и не до того, молодость слишком эгоистична по сути своей. Занят только собой - своими чувствами, учебой, прекрасной половиной, всем, чем угодно, но только не посторонним человеком. А кто для меня Степан Николаевич? Самый что ни есть посторонний человек. Одним словом сосед. Здравствуйте и до свидания. Это в лучшем случае, в худшем мимо проскользнешь, с лестницы сбежишь и все знакомство. А умер Степан Николаевич и в самом деле вовремя. Вместе с эпохой. Неделя не прошла - начались перемены в обществе. Перестройка, демократия и прочая ерунда. Клавдия Степановна за ним, как за каменной стеной, а папенька их дочь соблюдал - нынче так не соблюдают. Заботился и принимал непосредственное участие в становлении личности. У нас же как думают? Паспорт получил, расписался, и ты уже личность. Откуда знаю, если знаком не был? Говорю еще раз: молодость. Слепа она и легкомысленна. А для проницательного наблюдателя достаточно взгляда, чтобы сделать правильные выводы. Воспитание Клавдии Степановне досталось в высшей степени похвальное. Сейчас так и воспитывать не умеют, поверьте мне - я же на кафедре работал и с молодежью общался. Ничего плохого сказать не могу - работал-то я не воспитателем, а преподавателем. Мне знания донести, а кто ты в душе - мерзавец законченный, либо порядочный человек - разницы никакой. Да и высшее образование не гарантирует становление черт характера. Кто у нее еще был?
Алексей Митрофанович задумался.
- В деревню они ездили, если не ошибаюсь, во Владимирскую область - как-то словом обмолвились, а я запомнил. К кому ездили - разговора не было. Говорили, как хорошо отдохнули, какая прекрасная погода. Клавдия Степановна тогда была в сарафане с коротким рукавом и вовсе не загорелая. Шейка только слегка и плечики, а на лицо бледная. Вы знаете, прежде дамам загорать не рекомендовали - дурной тон, а Клавдия Степановна, как я уже отметил, воспитание получила превосходное. Думаю, и языками владела, и стихами увлекалась. Книжки видел, может, в библиотеку ходила, а может, к подруге - не сказывала, а мне спросить неудобно. Вижу, что книга, а какая - неизвестно.
- Понятно, - подвел промежуточный итог Виталий Борисович, - а в последнее время вы с ней общались?
- Крайне редко. Мне показалось, подозрительной она стала какой-то и недоверчивой. Хотя, чему тут удивляться? Я, например, тоже крайне подозрительный. Дверь лишний раз не открою. Подойду, послушаю и не открою. А зачем, спрашивается, открывать? Мне же нет никакого дела, а зачем тогда меня беспокоить по пустякам? Нынче, я вам скажу, психология человечества изменилась до неузнаваемости. Кампания предвыборная - звонят в дверь! Вы за кого собираетесь голосовать и почему? Разве так можно! Мы что, читать не умеем? Газеты не покупаем?
- Мы отвлеклись, - подсказал Виталий Борисович, - подозрительной стала.
- Верно, - согласился Горелик. - Может, чая? Правда, не помню, есть у меня чай или нет. Печенье точно есть. Вчера покупал. Сказали - вкусное, с орехами.
Виталий Борисович обвел помещение взглядом, мысленно поморщился и ... согласился. Только в интересах дела он готов хлебать темную жижу из подозрительной посуды. Однако каким было его изумление, когда на столе появились две изумительные по своей красоте чашечки - в позолоченных юбочках и таких же нарядных фартучках!
- Вы с сахаром? Я обычно кладу один кусочек. Глюкоза мне необходима только для работы головного мозга. Прежде, - Алексей Митрофанович улыбнулся, - я съедал за раз целую банку сгущенного молока. Как вам? А съедал, знаете, когда? - Он вновь улыбнулся, - ночью! Умора! Утром встаю, а на столе пустая банка! И не помню ничего! А кто еще может ночью съесть целую банку сгущенного молока, если я живу один? Как лунатик - ничего не помню. Так,... а вот и чай, я в пакетах не люблю, в качестве эксперимента купил - не понравилось. До чего умны восточные люди! Слыхали, вероятно, о чайной церемонии?
Виталий Борисович мотнул головой.
- Вот и вы слыхали, приятно. А прежде, я вам скажу, кого не спросишь, вопрос в глазах и неуверенность. Какая еще церемония? Чайная?
Алексей Митрофанович рассмеялся и поставил чайник.
- Мне сегодня был сон. Обычно я сны игнорирую - некогда. Я, Виталий Борисович, как уже сказал, математик. Да, да и продолжаю работать всегда. Сон - не помеха, напротив, никто не мешает. Хотя телефон я отключаю и дверь не открываю. Звонок-то у меня видели какой? Этому звонку без малого лет пятьдесят - как дом построили. Стучать нужно, кто не знает. Звонок, бедняга, и сам себя не слышит - глухой! Так вот, был сон. А как вы думаете, кто мне приснился?
Виталий Борисович глянул на Горелика, а тот в свою очередь на опера.
- Клавдия Степановна?
- А вот и нет! Не угадали, вы приснились.
- Я?
- Представьте, - вы! Только образ другой. Я и думать забыл - некогда, а как пришли, у меня мысль - а где я прежде мог вас видеть? Конечно, нигде! Да и как я вас мог видеть, если никогда не видел! Логично? А сейчас прямо тут и вспомнил - во сне! Забавно, правда? Между нами говоря, многие открытия свершаются во сне, только умные люди предпочитают о данном факте молчать. И знаете почему?
- Почему? - эхом повторил товарищ Шумный.
- Сами-то подумайте, а в качестве подсказки скажу - природа человечества, тщеславие.
- То есть?
Алексей Митрофанович достал бумажный пакетик с печеньем и бережно надрезал край.
- Если открытие приснилось во сне, получается, что это и вовсе не ваше открытие, а случайное совпадение. Вы полагаете сны - индивидуальны?
- А как же еще?
- Вопрос спорный, противоречивый, желаете эксперимент?
Эксперимента мне еще не хватало, - подумал Виталий Борисович, хотя мысль показалась интересной.
- Желаете, чтобы вам приснился я?
- Вы?
- Только в качестве эксперимента, - успокоил Алексей Митрофанович, - ненадолго, только появлюсь и тут же исчезну, никаких разговоров, просьб, только появление. Два или один?
- Один, - не раздумывая, произнес Виталий Борисович и проследил, как в чашку опустился кусочек сахара.
- Настаивать не буду, ваше право, и ответ немедленный мне не нужен. Мы сейчас продолжим беседу на интересующую вас тему, а вы тем временем поразмышляйте над моим предложением. Задайте себе вопрос и забудьте, а потом вспомните. Будем считать, что родственников Клавдии Степановны мы обсудили. Теперь относительно самой трагедии.
Чай оказался вкусным. Виталий Борисович пил небольшими глотками, чувствуя тепло и еще что-то, некое умиротворение, приятную расслабленность.
- Смерть, - понизив голос, сказал Алексей Митрофанович, - всегда тайна. Но тайна только для тех, кто остался здесь, а для других и вовсе не тайна, а возможное перевоплощение, продолжение пути, только в ином измерении и с учетом допущенных ошибок. Вы можете относиться к данному заявлению по-разному, однако вас интересует совсем другая сторона вопроса, а именно: что же на самом деле произошло? Что случилось и почему погибла Клавдия Степановна? Если откровенно - не знаю, мне ближе третья версия, не самоубийство или убийство, а нелепая случайность - человек упал в пролет и разбился. В качестве аргументов могу привести следующие соображения.
Алексей Митрофанович еще разок глотнул и поставил на стол чашку.
- Во-первых, я ее не почувствовал, когда проходил мимо. Не было во мне чувства, что обнаженная женщина - Клавдия Степановна. При всем своем равнодушии к ней, я равнодушным не был. Парадокс? Ничего удивительного - вся жизнь сплошной парадокс. Конечно, я испытывал некое чувство симпатии, просто я постоянно занят собой, каждый час, минутку - всегда. Да и выражать симпатию я не умею, в школе не научили, а потом мне неинтересно выражать свою симпатию. Чувствовать - да, интересно, но выражать? Скажете, поделиться душевной теплотой? А как я могу ей поделиться, когда сам постоянно зябну? Во-вторых, чтобы убить человека, нужен мотив. Какой мотив в нашем случае? Кроме попытки завладеть квартирой - никакого. Однако проверка данной версии - процесс длинный и утомительный. Только шесть месяцев нужно ждать, пока объявятся родственники. А докладывать начальству нужно уже через неделю. Самоубийство? Неплохая версия. Одинокая женщина решила свести счеты с жизнью, особенно в наши времена, когда старики предоставлены сами себе, когда о них забыло не только государство, но и ближайшие родственники. И в-третьих, что бы я вам не говорил и что бы вы не думали, решение будут принимать за вас. Вы - статист, необходимый, чтобы оформить нужные бумаги, чтобы соблюсти видимость закона. Обычно о таких вещах вслух не говорят, но ими руководствуются. Еще?
- Спасибо, чай вкусный.
- А печенье? Вы даже не попробовали.
- Простите, - неожиданно для себя произнес Виталий Борисович, - задумался над тем, что вы сказали.
На улице вновь шел противный мелкий дождь, кажется, третий день подряд, от чего устали не только люди, но и мостовая, грязные тротуары, понурые деревья с еще не отлетевшей листвой. Устали машины, заляпанные серой коркой грязи. Устал и Виталий Борисович - он шел, понурив голову, изредка уклоняясь от зонтов, попадавшихся ему на встречу. В переходе, сидя на красном пластмассовом ящике, какой-то дядька играл на баяне. Недурно, кстати говоря, попадал в ноты, но не пел. Возможно, дядька пел до того, как Виталий Борисович спустился в переход, а может, и вовсе не пел. Минуту- другую товарищ Шумный постоял, затем достал денежку и бросил ее в коробку, вероятно, из-под торта. Дядька одобрительно кивнул головой и неожиданно затянул красивым голосом.
Богатство, честь и слава -
Превкусная отрава,
А тот довольно слеп,
Кто верит, что в них хлеб.
Копейка, копейка!
Ты многим злодейка,
Вошла ты в великую честь...
Что еще собирался сообщить миру дядька, о чем поведать или рассказать, Виталий Борисович не услышал - поднялся по лестнице и нырнул в дождь.