"Алиса" освобождает меня от ржавчины повседневности. От привычного, самоуспокоенности. Когда хочется сесть и уподобится всеобщему равнодушию. "Алиса" будит мысль, заставляет верить в себя. Верить в народ, страну. Хочется творить. Откликаясь душою на это творчество.
У кого-то ассоциации при слове "Алиса" возникнут со сказкою. Льюис Кэрролл, Кир Булычев. У кого-то - с просто приятным женским именем. Таковым и не следует читать дальше. Если вся их жизнь была вне "Алисы", то и не догнать этот поезд, не вскочить на ходу в мир чувств, образов, идей. Если все внутреннее развитие было раньше в стороне, не вело к Алисе, не побудило в душе волнение, интерес, то спасибо скажите ТВ, с его кастрирующим душу, усреднённым наполнением.
Музыка энергетически раскачивает душу. Наполняя пустоту смыслом существования. Несущая частота. Но что записано на ней? В душе человека отображается жизнь. Рождая разные эмоции. От счастливой, успешной жизни, или тоской неудовлетворённости. Музыка - великий заменитель жизни. Сама, нередко, становясь, смыслом жизни вместо самой жизни. Пусть плохо мне, но, включу музыку, и она, энергетически наполнив меня, даст ощущение полноты жизни, по которому я страшно, катастрофически, долго страдаю - так живут многие. Кто-то пьёт, кто наркотики принимает. Музыка - самый безвредный из наркотиков "псевдожизни"
Тонкие всплески фортепьянных аккордов классических произведений, и до мощнейшего драйва металла - каждой душе своё. Каждая душа подготовлена по-своему. Классика вызывает не меньшую бурю восторга, экстаза, благоговения, потрясения, у душ настроенных на неё, чем у любителей мощно, экспрессивно звучащей рок-музыки.
Но есть редкие моменты сочетаний. Когда душа не просто качается в ритме, гармонии, плывёт куда-то, живя чисто бессознательным. Что при постоянной практике ослабляет разумное, аналитическое, рассуждающее начало в человеке. Бывает, стихи также несут высокий смысл. Кстати, говорить "Тексты" о стихах, положенных на музыку, значит унижать труд поэта, автора. Надеюсь, эта практика исчезнет. Слово "текст" применимо ко многим моментам. Прозе многостраничных романов, сообщениям газет, учебникам и т.д. Стихи - сконцентрированная душа поэта. Взрыв, выплеск, протуберанец из души огненной, солнечной поэта. Называть стихи текстом - глушить, принижать, работу души поэта. Ещё ужаснее говорить - "слова". Почему бы тогда не "Буквы"?! Ведь это тоже будет правильно. Ведь стихи, "тексты" состоят из букв. Я вижу в этом одно из тысяч направлений дезорганизующего цивилизацию влияния. Направлений, которые стараюсь разоблачать в своих работах. Композитор пишет почему-то музыку! Указывают на дисках. Не мотив песни, не мелодию. Что также правильно, если подходить буквально. Не пишут - автор нот к песне. А поэт почему-то у нас пишет "слова", тексты. То есть, принижают разумное начало. Возвышают бессознательную часть произведения - вклад композитора.
Жизнь должна быть гармоничной. Именно тоскуя по гармонии мы слушаем музыку. Наполняя тоскующую пустоту извне принесённым счастьем. Нет у нас, у многих, гармоничных отношений с миром. Включающих в себя гармоничные семейные, гармоничные служебные и прочие отношения. Нет у нас ощущения гармоничных соотношений с природой, с миром. Ищем забвенья, или хотя бы кратких минут отдыха от этого постоянного ощущение не гармоничности своего существования. И зачем бороться с причиной - злом в мире? Дайте лучше привычно музыку включим. Да погромче. Чтоб забить в душе всё это недовольство собой и миром.
Итак, случается редко, когда стихи гармоничны с музыкой, и тогда они полнее востребованы душой. Душой народа, и потому становятся "народными". Ибо отвечают представлением о счастье. Например, вся советская песенная лирика 50-60-х годов. Не бравурные марши, лживые нередко, а "Услышь меня, хорошая....".
Отвечают и бессознательному желанию расслабиться и дают разумному началу пищу для размышлений. Современное желание власти обессмыслить жизнь людей привело к царству на ТВ и, соответственно, в умах молодёжи, прилипчивых мотивчиков с гладкими, пустыми текстами. Вот их можно назвать - "тексты". Ибо сработаны коммерчески, не душою, созданы выгодой.
Океан отравы льётся в души молодых, но есть и творчество "Алисы". Ритм не только раскачивает мощной эмоциональной волной. Но и одновременно душе даются правильные установки "Небо славян".
Рок всегда был музыкой протеста. Так эмоционально пытались совместить, оправдать, социальный протес стихов с резким, непривычно громким звучанием. Перестроечная пена 80-х спала, и весь шлак, что пришёл в рок на волне моды к року 80-х давно обнажил свою несостоятельность как личностей, всю пустоту своей души. Кто ушёл в пьянство, наркоманию, коммерцию - тем, пустым душам, вечная память. Не их вина, что они таковы, а общества, что их взрастило. Вечная память всем несостоявшимся, оборванным талантам. Но кто-то сумел быть выше системы, что их взрастила. Не согнулся под общий невысокий уровень, чтоб быть доступным для коммерции, молодёжи, уровня хит-парадов. Не живёт за счёт прошлых заслуг.
И на таком вот общем низком уровне музыкантов, как личностей (а в музыке, как и в любой сфере науки, творчества, производства - главное - личность, а не соответствие какому-то придуманному среднему уровню требований внешнего компромиссного, читай продажного тем, мира), особняком стоит скала "Алисы". Волны гниющей сиюминутной моды бьются о подножие и бессильно расплёскиваются. Не в силах ни добраться до вершины и заполонить своим плесенным содержимым, ни скрыть, затопить эту скалу, чтоб не видно было её. Ибо каждый некурящий уже вызывает раздражение. Каждый непьющий уже вызывает ненависть. Глухую злобу. Ибо пьющие и курящие в глубине души понимают, что они творят с собою. Но думать об этом не хотят. Больно ощущать себя ублюдком. А когда рядом с ними чистый, не подвластный пагубам, то это чувствуют сильнее. А злобиться на себя не принято у людей, куда легче и проще злобиться на другого человека. Виновного уже своей чистотой. Поэтому нет на ТВ разумных людей и настоящих музыкантов. Чтоб не обнажилась гнилость душ людей власти и порочность мод, на которые завлекают молодёжь.
Душа наша уже привыкла к эмоциональной раскачке - музыке. Но чтобы не ослаблять разум нужно слушать такие песни, что несут и пищу уму. "Сейчас позднее, чем ты думаешь" Алисы, "Надо было" - Калинового моста. Переходя от простых гармоний трёх аккордных песен к сложным многочастным произведениям. Ибо мир сложно устроен. Не на трёх аккордах. И чтоб миру соответствовать, разбираться в сложности и многообразии своего существования, нужна всегда усиленная работа мысли. От простого к сложному. От низшего к высшему. Можно временно переходить на путь примитивного энергичного отрицания (панк музыка) существующих сложных развёрнутых порядков, когда увидишь их гнилость и не перспективность. Но каждое отрицание это созидание. И должно превращаться в созидание.
В связи с этим вопрос "Алисе" - "А что дальше?". Каждый художник должен уловить дух времени, понять насущное требование времени, но не для того, чтобы идти коммерчески на поводу публики. Выдаивая людей, как скот, тиражами своих коммерческих произведений. Тем, превращая людей в скот, закрепляя в сознании людей скотские привычки поведения - идти на поводу моды, быть как все. Художнику много дано, он дальше, глубже видит, чтоб прокладывать, намечать курс к новым вершинам. Вершинам человеческого духа и созидания. Было "Мы вместе", потом "Небо славян", важнейшие вехи мироосмысления людей, в поиске себя и своего места в мире. А сейчас что? Где новые главные лозунги? Или начался бег по кругу? 20 лет такому-то альбому. Прокрутим эти юбилеи. Каждый альбом. Потом пойдёт 25 лет такому-то альбому. Что, "была бы водочка, а повод мы всегда найдём"? Где расширение границы мысли?
МИР ВЕДЬ БЕСКОНЕЧЕН!!! Он не замкнут. Не конечен. Не образован когда-то. А был всегда. И будет всегда. Так, где же ваша бесконечная работа мысли, бесконечное расширение границ сознания, отображение бесконечного познания бесконечного мира в ваших песнях? Что хорошо ложатся на душу благодаря мощной гармонии музыкальной составляющей. Не со злобы спрашиваю. Прицепился. А спросить больше не у кого. Кто-то ушёл в чистое искусство, в башне из слоновой кости заперся, в метафоричности, подчёркнутой иносказательности. Кто-то в плакатную, примитивную агитацию подался. Где вы, властители умов молодёжи 80-х? Где ваш, возвышавшийся за все эти годы, как должно было быть, разум? И более сильное, в силу вашего могучего духа, влияние на молодёжь.
Спасибо на том, что есть. Этого уже не мало. И может дело теперь за нами, каждым, продолжить, как кто сможет. Поднять выше задрожавшее знамя духовного освобождения из пут ограниченного приземлённого мироосмысления.
Спасибо "Алиса Тверь". Только из-за этого доброго, отзывчивого человека обратился сегодня к этой теме и написал эту заметку.