Слава - мужчина лет тридцати. Постоянно носит темные очки. Род деятельности - не совсем ясен. Сбил на машине женщину с ребенком.
Карина - девушка лет девятнадцати, невысокая, темные волосы, темные глаза. Ее папа - то ли банкир, то ли нефтяник. Всем нужна не она, а папочкины миллионы. Настоящих друзей и любимых нет.
Девушка с вечными наушниками на голове (далее - ДН). Склонна к суициду. Готична, романтизирует смерть.
Гонщик Саша. Человек-болид. Ему лет двадцать. Из-за травмы его снимают с участия в гонках. Но он не представляет жизни без трассы. Он всегда готов нажать газ до отказа. Он не остановится.
Сема и Леха. Наркоманы.
Марат (или Мара) - майор милиции, следователь. Мужчина сорока с лишним лет. Амбициозный, склонен командовать. Бросила жена.
Дима (ботаник) - очкарик, студент, замкнут в себе, стеснительный. Не везет в дружбе и любви.
Мамаша с сыном (Темой) лет десяти-двенадцати. Невысокая, пухлая, напоминает рассерженную наседку, не выпускает руку мальчика. Бедность.
Девушка с букетом, в очках (Галина) - она же молодящаяся женщина, невозможно определить сколько ей лет. Она несчастна и одинока.
Серый безмолвный господин в шляпе советских времен, в сером затертом плаще ("серый"). Олицетворение Города, его истинный хозяин.
1. Сон
Название фильма: ГОРОД.
Титры. Параллельно - голос за кадром и картинка:
Мне снится один и тот же сон. Я выхожу из дома.
Некто в широкополой шляпе и плаще спускается по лестнице и выходит из подъезда.
Бреду до остановки и жду, когда придет мой автобус.
Ранним утром, когда никого еще нет, бредет по тротуару. Доходит до автобусной остановки, встает и закуривает. Камера показывает спину. Мелодичная едва заметная проигровка Аквариума, песня "Хозяин" (?).
Каждый раз один и тот же номер. Я все стараюсь его запомнить. Но не могу.
Повторяющийся несколько раз кадр с подходящим автобусом. Автобус приближается и когда номер наверху можно уже различить, камера уходит вверх, скрывая цифры.
Он подходит к остановке. Желтый с черной полосой, словно это след от ожога. Или клеймо.
Я поднимаюсь по ступенькам и сажусь на заднее сиденье.
Проходит мимо пожилого круглолицего водителя в кепке, который приветливо улыбается ему, как старому знакомому.
Никто не спрашивает у меня билет. Водитель ждет, пока весь автобус заполнится людьми - только тогда мы едем.
Человек сидит на заднем сиденье; заходят люди: дети, мужчины, женщины, девушки, рассаживаются повсюду. Только рядом с ним место остается свободным. Когда все остальные места заполняются, автобус трогается с места.
На протяжении всего пути пассажиры покидают автобус. Постепенно он пустеет, и я остаюсь один. Я знаю - моя остановка конечная.
Наконец автобус останавливается, и я выхожу.
Человек выходит из автобуса, встает спиной к дверям, потом оборачивается
Водитель смотрит на меня и что-то говорит. Я не слышу его. Я хочу переспросить, что он говорит - но двери закрывается и автобус уезжает в обратном направлении
Передо мной тропа.
Камера, которая проводила автобус, оказывается на его месте (на месте автобуса), перед лицом человека. Тот поворачивается к ней спиной. Сперва камера смотрит ему в затылок, постепенно отъезжает. Дальний план, тропа. Тропа уходит в гору.
Она уходит куда-то вверх. Я не вижу, что там наверху, но знаю - мне нужно туда. Именно за этим я сюда и приехал.
Человек трогается с места. Не спеша, поднимается в гору.
Вокруг стоят деревца. Направо и налево до горизонта - ничего, кроме деревьев.
Поднявшись, он идет вдоль рощи с низенькими деревьями, елочками (или чем-то напоминающими карликовые березы).
И вот, я у цели. Впереди арка.
Подходит к белой изветшавшей каменной арке.
Я прохожу под ней - и оказываюсь в Городе. Вернее в самом его начале.
Сразу за аркой вид меняется. Огромный город расстилается прямо перед вошедшим.
Это город времен начала прошлого века, приморский городок советских времен, Одесса или Палермо, Мариуполь или Стамбул (нечто неопределенное).
Город кажется обжитым, но ни людей, ни животных не видно. Даже ветра тут нет.
Герой продвигается вглубь.
Город - скопище высоких зданий и мелких домишек. Магазины и лавки, и киоски, и разные заведения: все они пусты.
Камера двигается вместе с человеком, изучает дома, обшарпанные стены, витрины, за которыми стоят раздетые манекены и полупустые полки с каким-то хламом вроде банок из-под пива или кока-колы.
Здесь никого нет. Я знаю это, хотя никогда не захожу в эти дома. Двери здесь не заперты - но я не захожу.
Проходит двориками, где висит давным-давно брошенное белье. Переулки сменяются все более узкими и темными улицами. Герой уже с трудом протискивается между узкими стенами. На фоне этого играет флейта (или тихий женский/детский голос мелодично напевает песенку).
Дома становятся все ближе, а проходы между ними такие узкие, что мне кажется, я задеваю их плечами. Я протискиваюсь сквозь щели города, и чувствую, что он пытается меня раздавить. Еще немного - и выхода не будет.
Он отчаянно продирается, камера идет прямо за ним. Руками карабкается за стены. Вид сверху/снизу. Кажется, что стены заваливаются на человека.
Я чувствую себя насекомым в гигантском желудке. Еще немного, и он переварит меня. Город - бесстрастная туша, равнодушно взирающая на меня...
Внезапно я попадаю на свет. Оказываюсь на площади.
Человек вырывается на залитую светом площадь с булыжной мостовой. Камера, поворачиваясь вместе с головой героя, охватывает площадь по кругу. Площадь - огромна и будто заключена в кольцо из домов. Они повсюду и кажутся одинаковыми. Человек в самом центре.
Они стоят по кругу, все эти дома. Мне кажется, они меня изучают...
В дальнем конце виднеется высокий дом. Скорее даже, это башня. Я чувствую, мне надо добраться до нее.
Вдалеке от героя, через его плечо камера наводит фокус на высотное здание. Это башня. Он начинает идти к башне. Медленная, но усиливающаяся тревожная музыка.
Оказывается расстояние больше, чем я думал. Мне казалось, я приближаюсь, но она удаляется от меня. И тогда я начинаю бежать.
Музыка становится динамичней и напоминает о погоне. Человек бежит все сильнее -камера "дышит" ему в спину, будто кто-то гонится за ним - разгоняется, но кажется, что здание от этого становится еще дальше.
Чем быстрее я бегу, тем сложнее мне приблизиться. И тогда я останавливаюсь. Я сажусь на камни и закрываю глаза. Тогда что-то начинает происходить. Что-то меняется.
Сидящий на булыжниках человек. Его глаза закрыты, темные очки - сзади, на затылке. Вокруг происходит вихрь движения. Музыка ускоряется вместе с этим движеньем. Неподвижно лишь лицо человека, но зрачки под веками бегают.
Внезапно все останавливается, и музыка замирает.
Я открываю глаза. Рядом со мной - башня, я стою у самого входа. Я касаюсь дверей.
Он протягивает руку и открывает дверь в башню. Дверь без шума, медленно и тяжело отворяется. Человек заходит внутрь.
Я взбираюсь по винтовой лестнице. Эта лестница ведет к самой вершине башни. Я вдруг понимаю, что когда окажусь наверху, то все вспомню.
Взбирается по лестнице, пока не выходит на широкую площадку. Это своего рода комната. Тут кровать, стол и стулья. Письменный стол с книгой, листами бумаги и ручкой. Стол стоит у окна.
Стол стоит у окна. За окном пробивается свет. Я подхожу к столу и беру в руки книгу. Я не могу прочитать, что в ней. Тогда я подхожу к окну.
Подходит к окну и смотрит вниз. Музыка мелодично-мрачная. И будто пульс откуда-то раздается. Удары по барабану.
Внизу расстилается город. Во много раз больше этого, до самого горизонта. Камера несколько раз наезжает на раскинувшийся внизу вид.
Сначала я вижу только свет. Но потом внизу что-то проступает, я пытаюсь различить, что там.
Там внизу...
2. Экскурсия
Образ Города исчез, растворившись в белом свете.
Медленно сквозь свет проступают некие очертания. Как будто кто-то просыпается в комнате. Затем вид из окна этой комнаты - за окном виден человек, шагающий по улице. Человек одет в широкополую шляпу.
Клавиатура компьютера. Монитор. Руки, стучащие по клаве. На экране появляется текст: "В последнее время мне кажется, я должна уехать".
Человек в шляпе (и плаще - как Казанова из "Ментов") идет по мосту. Спускается к набережной. Мелодия на пианино. Заходит в кафе, заказывает себе чашку кофе. Лицо худощавое. На лице очки с темными стеклами.
Рынок. Люди стоят в очереди. Девушка неопределенного возраста в очках (Галина) разговаривает по мобильнику: "Ты обещал позвонить, ты помнишь?...Ах, вот как. Хорошо, значит, я проведу эти выходные одна".
Текст на мобиле (уже другой): "Не могу уже видеть это пиво. Может, оттянемся?"
Снова монитор, ответный текст (поверх "В последнее время мне кажется, я должна уехать"): "Например?" - "Например, куда-нибудь в тундру, гы".
Снова SMS на мобиле: "Ты шутишь? По косячку?"
Девушка в очереди: "Нет, я не шучу. Если у тебя есть дела поважнее меня, то можешь распоряжаться своим временем по своему усмотрению. Что ты сказал?! (Ах, так?)"
Человек в шляпе (Слава) - в кафе, зажигает сигарету. Очки не снимает. Перед ним пустая чашка кофе, официантка приносит бокал коньяка. Он ей мило улыбается. Девушка уходит. Он делает глоток и закуривает. Потирает переносицу под очками. "Мне часто снится один и тот же сон". К человеку подсаживается некто с бородкой, в костюме и показывает в сторону. Там сидят девочки. Человек в очках едва заметно кивает. Они с бородачом поднимаются.
Парень лет восемнадцати-двадцати катается на велосипедном слаломе. На спине у него рюкзак. На голове шлем. Спустя пару минут сидит с такими же, как он, пацанами под навесом, пьет кока-колу. Невдалеке сидит парень в очках (Дима, ботаник) и читает книгу Ника Перумова или что-то похожее.
Играет музыка "Prodigy". Ребята смотрят на очкарика, он бросает взгляд на них. Они отворачиваются и говорят о чем-то своем. Очкарик смотрит на них, кажется, с завистью.
Человек в машине (Марат), дремлет. Его напарник наблюдает за рестораном. По радио та же музыка ("Prodigy"), песня заканчивается, и ди-джей начинает щебетать.
Напарник наблюдает за каким-то хряком, который обедает.
Затем спрашивает:
-У тебя отпуск когда?... Мара! (от имени Марат)
-Мм?
-У тебя отпуск когда?
-Через десять дней, - достает сигареты.
-Дни уже считаешь?
-Угу...
-Счастливчик.
-Да я вот думаю, может отказаться...
-А чо так?
-Все равно, не знаю, чем заняться. Раньше, когда женат был, знал.
Напарник усмехается.
-Отоспишься хоть.
-Да ну... Не, откажусь, наверное.
-Съезди куда-нибудь.
-Куда?
-Ну, вот скажи мне, в каких городах ты был?
-Да ну, это не по мне.
-Зря, кстати. У меня дочь недавно интересный тур нашла. Вот, думаем, может быть, съездить...
-Поезжайте.
-А ты не хочешь? Давай, я тебе ссылку на их сайт сброшу.
-Сбрось...
"Мне часто снится один и тот же сон..."
Человек, который был в кафе на набережной (Слава), лежит в постели. Смотрит перед собой, потом поворачивает голову, смотрит на спящую рядом девушку. Во сне ее рот слегка приоткрыт. Человек дотягивается до тумбочки и берет свои темные очки. Надевает. Затемнение.
3. Работа
Слава выходит из подъезда, за ним девушка. Они прощаются, она целует его в щеку. Он все в тех же темных очках, идет по улице.
"Один и тот же сон"...
Заходит в продуктовый магазин. Через минуту выходит в бутылкой "Спрайта" в руке (0,3 л). Идёт по людному бульвару, заглядывает в витрины. В летнем баре выпивает кружку пива, разглядывая, как мимо снуют люди и проезжают машины.
Затем находит Интернет-кафе. Там играет музыка группы "Ва-Банк" (например, "Склиф"). Он заходит в Интернет. Сперва на Яндекс, проверяет почту. Читает письма.
Экран. Письмо от девушки: "Привет, это Лера. Мы встречались на вечеринке у Витьки, помнишь? Ты дал мне свой e-mail. Как ты относишься к тому, чтобы встретиться? Мой телефон ..."
Заходит на Рамблер. Выбирает в поиске слово "Город". Затем стирает. Набирает слова "сон, сонник". Просматривает выскочившие ссылки. Затем снова набирает "город". Потом добавляет "-призрак". Подумав, стирает "город". Остается "призрак". Он нажимает Enter. Просматривает. При этом, что написано на экране, не показано.
Выходит на улицу.
Город. Ночь. Слава сидит в баре-ресторане, в самом дальнем углу, явно не желая внимания людей. Курит.
К нему подходит тощий человек в темном костюме. Лысый (?). Скулы впалые, глаза выпирают, будто это бывший узник ГУЛАГа.
-Привет, Слава. Отдыхаешь?
-Какими судьбами, Константин?
Пожимают друг другу руки. Константин присаживается на край соседнего стула.
-Да я тоже... отдыхаю... Кстати. Тебе работа не нужна?
-Какого плана?
-А-а, по твоему профилю... Вон мужик, видишь? У него там какие-то с дочкой проблемы. Несчастная любовь, вены, все дела. Мужик богатый. Если поможешь ему, думаю, он тебе прилично отвалит.
-Тебе - десять процентов...
-Как всегда.
-Что, правда, проблемы у девчонки?
-Да по-моему, ее просто не трахает никто. Ей "засадить" - она и успокоится... Ты-то у нас знаток тонкостей человеческой психики. Легко справишься.
-Чо ж ты сам не возьмешься - если легко?
-Специалист не я. Да и потом, у меня с этим чуваком другие расклады... Не волнуйся, подставы нет, я отвечаю... пообщаешься с девочкой, не понравится что-то - отвалишь. (А может, она еще с тобой разговаривать не захочет)... Ну, так что? Я поговорю с мужиком?
Слава думает, не спеша докуривая сигарету.
-Ну, поговори.
Мужчина громоздкой наружности в костюме:
-Моя дочь - очень независимая личность... Это я говорю к тому, чтобы Вы были готовы. Скорее всего, она сразу уйдет... Если просидит с Вами десять минут - получите сто баксов.
-Что ж, справедливо.
-Наш общий друг отзывался о Вас, как о человеке талантливом, умеющем решать подобные проблемы. Надеюсь, он прав.
-Я тоже надеюсь.
4. Карина
Слава с девушкой играют в американский бильярд. Девушка невысокая, темненькая, глаза темные, миндалевидные; в джинсовом костюме.
-Вы, наверное, думаете, что понравились мне?
-Может, перейдем сразу на ты?... Если ТЫ, конечно, не против.
-Давай.
Слава склоняется над столом, стараясь оказаться как можно ближе к девушке, которая стоит с другой стороны стола.
-Послушай, красотка. Я не питаю ни малейших иллюзий на твой счет. Твой папаша обещал заплатить мне приличные деньги, если я смогу вернуть тебя к жизни.
Девушка начинает смеяться, но довольно скоро перестает. При этом говорит:
-Папа, уверен, что знает все о моих проблемах. Ему кажется, что меня надо возвращать к жизни... Ну, и как вы думаете... извини - ты - как ТЫ думаешь, тебе удастся?
-Пока все идет хорошо, по-моему.
Девушка смотрит на него, как он прицеливается и бьет по шару. Слава поднимает на нее глаза.
-Я не хочу больше играть... Поедешь со мной?
-Куда?
Девушка начинает ходить вокруг стола:
-Знаете, в Вас есть что-то таинственное... У тебя ведь есть какая-то тайна? Наверняка должна быть. Вон ты даже очков не снимаешь.
Он снова склоняется над столом, чтобы ударить по шару.
-Очки я ношу не поэтому. А тайна - есть.
-Да-а? (девушка крутится рядом с ним, едва не мешая бить по шарам; игра ее не интересует, и Слава играет сам с собой) А Вы... - ты мне расскажешь? Хотя не надо (вдруг мрачнеет). Пусть каждый хранит свои секреты... Знаете, может быть я в Вас еще влюблюсь. (Она умничает, то начиная говорить ему вы, то снова тыкая. Берет кружку пива со столика, отпивает) Представляешь, сколько папа тебе отвалит? Девочка радуется, девочка влюблена!
Слава кладет кий на стол. На столе осталось лишь три шара.
-Ну, так что, ты согласен? Поедешь со мной?
-Сперва пусть твой папа отдаст мне сто баксов, которые обещал.
-Фу, как пошло, - говорит девушка, но без особой обиды и смотрит через плечо.
-Кажется, Вы благотворно влияете на мою дочь. Я, признаться, даже удивлен. (Дочка сидит тут же, рядом с папой, поглядывает то на отца, то на Славу)... Здесь пятьсот. Карина сказала, что хочет пригласить Вас в путешествие. Пожалуй, я не буду возражать. Но учтите (медоточивым голосом) - она моя дочь. Так что никаких вольностей.
С улыбкой сытого людоеда, как бы в шутку, машет перед Славой указательным пальцем.
Выражение лица Славы не меняется. Он будто бы окаменел. Лишь отражение толстого пальца на стеклах очков.
5. Гонщик Саша
Русские гонки (типа тех, в которых участвует Николай Фоменко).
Машина выходит на очередной вираж. Грязь летит из-под колес. Следующий вираж. Машину обходят. Она пытается нагнать удачливого соперника - и ее выносит на обочину. Стоящие вдоль трассы люди едва успевают отбежать.
После гонок. К сидящему на лавочке гонщику (Саше), растирающему колено подходит тренер, садится рядом.
Смотрит, как тот массирует ногу, затем говорит очень тихо и спокойно:
-Тебе нужно отдохнуть.
-Мне не нужен отдых! - резко, на грани крика отвечает Саша.
-Тебе нужно сделать перерыв. Ты истощен морально и физически...
-Я в отличной форме!!
Тренер все также тихо:
-Саша, сегодня чуть не погибли люди - благодаря твоей "отличной" форме. Ты чуть не угробил машину, ты чуть не угробил себя. Неустойку кто, твои родственники будут выплачивать?... Если ты вдруг сорвешься?
-Все понятно - Вас волнует неустойка.
-Да, меня волнует неустойка. Меня волнуешь ты. Меня волнует, как пройдут соревнования. Кого я поставлю, если ты сейчас получишь травму - настоящую?!... Бери отпуск, Саша. Сейчас я тебя выпускать не могу. Все. У тебя - два месяца.
Гонщик со спортивной сумкой идет от трассы. Сзади по трассе носятся машины - очередная группа спортсменов.
Машин на трассе все больше, и в какой-то момент становится видно - это уже не спортивная трасса, а поток автомобилей, которые бегут по автостраде. Мост над автострадой, и стоящий на нем гонщик Саша, наблюдающий за автомобильным током. Музыка (типа Чичерины(?)).
Ванная комната. Слава лежит в наполненной ванной. Рядом на раковине мобильник, сигареты, зажигалка. Мобильник начинает звонить (мелодия вроде "Пионерской зорьки"). Слава лежит с закрытыми глазами (очки на глазах?).
Взял телефон и слушает. Женский голос:
-Ты не спишь?
-Кто это?
-Вы уже забыли про меня, сударь?
В одной руке он держит трубку, другой дотягивается до пачки с сигаретами и зажигалкой. Ртом достает сигарету, кладет пачку, прикуривает.