Брейтерман Хаим Менделевич : другие произведения.

Информационная Теория Эволюции

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ
(ОБЗОРНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МИРА)
  
   Теория, содержание которой и некоторые выводы из которой кратко излагаются дальше, построена на простом обобщении и анализе научных знаний, она построена на анализе, приведенной ниже, последовательности2 типов систем нашего космо-земного мира, последовательности, представляющей собой ту обобщенную схему, по которой строилось и строится наше мироздание:
   (сх. 1)
   ...  border= "элементарные" частицы (кварки, лептоны и частицы-переносчики взаимодействий)  border= барионы  border= ядра  border= атомы  border= молекулы  border= соединения молекул (химические соединения)  border= клетки  border= организмы  border= семьи  border= роды  border= племена  border= государства  border= соединения государств (сегодняшний день эволюции, длящийся уже несколько тысячелетий)  border= ...
   Многоточия в начале и в конце схемы отражают тот факт, что наука не знает из чего построены "элементарные" частицы, но ясно, что внутри них что-то есть, а с другой стороны ясно также, что Процесс эволюции систем продолжается и в настоящее время. (Забегая вперед, замечу: эти белые пятна раскрываются определенным образом анализом приведенной последовательности, которым я вкратце и займусь дальше).
   Сама по себе схема говорит о том, что Процесс эволюции не случаен, не стохастичен, как об этом говорят материалистически мыслящие ученые. Если даже признать, что все звенья приведенной цепи сформировались случайно, то 13 случайностей подряд - это уже не случайность, а закономерность. Анализ схемы говорит о том, что весь Процесс, как целое, подчиняется определенным закономерностям, в его основе лежит организующее начало, он детерминирован и целенаправлен.
   Первая и достаточно просто обнаруживаемая закономерность может быть названа матрешечной. Она формулируется так: системы каждого типа формировались из систем предыдущего (предыдущих) типа (типов), то есть из раннее созданного "строительного материала". Таким образом формировались своего рода матрешки, внутри которых слоями содержатся системы всех предыдущих типов. (Из этого вытекает ряд следствий, о которых - дальше).
   Анализ обнаруживает и ряд других закономерностей, пронизывающих всю цепь и проявляющихся в конкретных, поддающихся обсчету и схематическому отображению (см. прилагаемые рисунки), неразрывно связанных между собой изменениях всех основных компонентов и характеристик систем, представляющих приведенные типы. К ним относятся определенным образом направленные изменения: количества систем, представляющих собой указанные типы, их размера, их оболочки, их массы, их энергии, их
   внутренней структуры, их внутренних и внешних связей, времени их формирования, их ИНФОРМАЦИОННОГО компонента (слово "информационного" выделено, чтобы подчеркнуть особую роль этого компонента в Процессе эволюции, роль, благодаря которой и дано название предлагаемой теории - впредь мы будем ее именовать сокращенно: ИТЭ).
   Дальше мы кратко рассмотрим каждую из перечисленных закономерностей, но сначала заметим следующее.
   Каждый новый тип систем создавался на основе объединения систем предыдущего типа, поэтому весь Процесс эволюции происходил не только непрерывно, но и скачкообразно, скачкообразно возникали принципиально новая оболочка и принципиально новая структура систем. Следовательно, Процесс эволюции систем - это также и Лестница, каждая ступенька которой представляет собой новый, более высокий уровень организации материи. (Поэтому приведенную последовательность мы будем называть и Лестницей эволюции систем).
   Системы данного типа, распространяясь в пространстве и во времени, объединялись и без образования нового типа, происходило их простое накопление и наращивание подобно снежному кому. Так формировались различные космические объекты. Кроме того, системы данного типа усложнялись внутренне до определенного предела тоже без образования нового типа. Так создавались тяжелые ядра и тяжелые атомы (по таблице Менделеева), макромолекулы, органические химические соединения, нервные клетки и, наконец, люди и человеческие семьи. Новые же типы систем создавались на основе парования определенных систем данного типа. (А на уровне атомов и на уровне общественного развития живых организмов - также с привлечением систем раннее сформировавшихся типов. Так, "атом" - это в основе пара барионов, то есть ядро плюс электроны; "род" - это в основе пара семей плюс "организм", как глава рода ... - см. рис. 3).
   Таким образом, развитие систем шло, по-сути, в трех направлениях: распространение в пространстве, внутренние усложнения до определенного предела и переход на новый уровень системной организации. Приведенная раннее последовательность представляет собой некую равнодействующую всех трех направлений - Процесс эволюции систем шел вперед и выше. (См. рис. 1).
   Развитие систем шло, конечно, одновременно во всех направлениях, но оно шло подобно развитию дерева: формировался ствол и формировались ветви. Новые типы систем - это "ствол", а "ветви" - это, по-сути, тупиковые образования. Причем, формирование "ствола", по-существу, опережало формирование "ветвей", то есть системы "ствола" возникали до того, когда системы данного типа достигали предела своего усложнения. (Системы данного типа достигали пика своего внутреннего усложнения уже, как правило, внутри систем нового типа).
   Раздвоение Процесса эволюции на тупиковые ветви и эволюционирующий ствол означает, что "ветви", по-существу, отсекались от дальнейшего участия в эволюционном Процессе и весь Процесс пространственно ЛОКАЛИЗОВАЛСЯ и ССУЖАЛСЯ. (Если здесь вспомнить о "дереве", то это "дерево" представляет собой елку).
   Весь Процесс заходил в тупик на определенных уровнях эволюции и затем продолжался на новом макроуровне. Так произошло при сформировании Земли, и дальше эволюционный Процесс продолжился уже на Земле. (Мы здесь абстрагируемся от разного рода гипотез относительно существования жизни вне Земли и исходим только из того, что науке известно достоверно). На Земле развитие всех живых организмов зашло в тупик на уровне "семьи", "стаи" и т. п. образований и продолжилось на уровне одного, единственного вида организмов - человека (роды, племена и т. д.). Таким образом, можно говорить о трех макроэтапах эволюционного Процесса: доземном, наземном и человеческом. (К вопросу о макроэтапах мы еще вернемся). Закономерность матрешки и макроэтапы говорят о том, что существуют фундаментальные принципы паразитизма и иерархии.
   Мы можем также сделать уже вывод о том, что существуют фундаментальные, диалектические законы-принципы, по которым шел весь Процесс эволюции, такие как: парование - раздвоение, непрерывность - скачкообразность, ограничения и тупики, простое накопление и переход на новый уровень эволюции и т. д. О фундаментальных законах-принципах (в том числе и о законе-принципе случайности - предопределенности) речь будет идти и дальше, сейчас же вернемся к тем закономерностям, о которых было заявлено ранее.
   Количество систем, представляющих собой указанные в нашей схеме типы, неуклонно уменьшалось по ходу эволюционного Процесса. (Эта закономерность прямо связана с закономерностью матрешки и работала она на ссужение всего Процесса эволюции систем). Вместе с тем, размер систем (разумеется, сопоставимых) неуклонно увеличивался (см. рис. 7).
   Таким образом, по этим двум, неразрывно связанным между собой, показателям развитие систем шло по противоположно направленным векторам.
   Оболочка систем оставалась, в принципе, всегда выпуклой, но с переходом на наземный макроэтап, на уровне общественного развития живых организмов произошло раздвоение оболочки на материальную (физическую) и нематериальную (нефизическую): тело организма и его интересы. На уровне общественного развития живых организмов это раздвоение четко обозначилось: с одной стороны системы ограничены физически (территориально), а с другой - их интересами. Причем, при стремлении систем к расширенному воспроизводству и увеличению собственного размера до предела, все вместе взятые они обволакивают планету-носителя, принимая ее форму и стремясь ее поглотить. Таким образом направленно изменялась и сущностная характеристика оболочки и ее конфигурация.
   На уровне общественного развития человека происходит невидимое глазу выворачивание систем наизнанку, суть которого станет ясной потом. (Ситуация аналогична той, которую мы наблюдаем в живой природе: когда в живой организм проникает паразит, то клетки организма-носителя, выворачиваясь наизнанку, обволакивают и поглощают клетки паразита. На уровне общественного развития человека происходит обратное: паразитирующие системы поглощают носителя. Здесь, кстати, кроются корни экологических проблем человечества).
   Таким образом, оболочка систем изменяется в ходе Процесса эволюции направленно, по собственной, но невидимой "траектории".
   Масса3 одной (сопоставимой) системы по ходу Процесса эволюции систем увеличивалась, а масса всех систем данного типа уменьшалась. Таким образом, создавался своеобразный, невидимый конус (см. рис. 2).
   Энергия систем, связанная с их спецификой (то есть, речь идет об энергии, которую необходимо приложить к системе, чтобы разрушить ее специфику, по-существу, - ее верхний, матрешечный слой) уменьшалась по ходу эволюционного Процесса и на уровне человека эта тенденция уменьшения достигла своего минимума (человек, как система, может быть разрушен легким уколом в определенное место). Затем тенденция перевернулась на 180 градусов: на уровне общественного развития человека энергетический компонент систем стал увеличиваться. (Так, чтобы разрушить "семью", к ней надо приложить большую энергию, чем та, которая необходима для разрушения индивида, для разрушения "рода" к нему должна быть приложена большая энергия, чем та, которую необходимо приложить к "семье" для ее разрушения и т. д. -см. рис. 7). Этот энергетический переворот прямо связан с теми коренными изменениями, которые произошли на уровне общественного развития живых организмов с их оболочкой, их структурой, их связями, к рассмотрению которых мы сейчас и перейдем, но сначала надо еще заметить, что на уровне человека и его общественного развития системы уже могут быть разрушены и без приложения к ним энергии, путем сообщения им определенной информации.
   Внутренняя структура систем изменялась в ходе эволюционного Процесса также вполне определенным образом, в определенном направлении. Но для того, чтобы обнаружить эти изменения, необходимо максимально абстрагироваться от усложнений и вскрыть "стержень" внутренней структуры, существующий у всех систем. Этот "стержень" представляет собой элементарную схему: пара функциональных элементов, связанных между собой специфической связью ? ? ?. Элементарная принципиальная схема изменялась таким образом, что в ней выделился третий элемент, который из простого носителя связи между функциональными элементами (на уровне ядра) стал самостоятельным элементом системы (на уровне атома) и затем - элементом управления функциональными элементами и всей системой (на уровне организмов с центральной нервной системой -нервная клетка, и на уровне общественного развития живых организмов - глава рода, племени, государства). (См. рис. 3). Поэтому, всю структурную закономерность я называю кибернетической.
   Разговор о внутренней структуре мы начали, по-существу, с ядер, но физики говорят, что барионы, из которых построены ядра, тоже имеют внутреннюю структуру: три пары кварков, связанные между собой специфической связью. Поэтому, спарованные кварки с кибернетической точки зрения могут рассматриваться как ступенька Лестницы эволюции систем (см. рис. 4). Это позволяет обнаружить кибернетическую лестницу, ступеньками которой являются системы "двойка" и "тройка" (см. рис. 4, 5). (Кибернетическая лестница - это лестница в Лестнице).
   "Кибернетические" структурные изменения шли витками, с повторами систем "двойка" и "тройка". Таким образом формировалась спираль, но спираль с ссуживающимися витками (см. ёлку и количественную закономерность). Ссужение витков означает, что происходило своеобразное выпадение определенных этапов при строительстве кибернетической лестницы. (Здесь напрашивается аналогия с биогенетическим законом Геккеля - Мюллера, по которому развитие организма в утробе матери повторяет кратко, с выпадением определенных этапов, весь путь развития организмов данного вида в процессе их эволюции. Поэтому, можно говорить о существовании закона, который по аналогии с биогенетическим законом может быть назван кибергенетическим законом эволюции систем).
   Хотя элементы систем в Процессе их эволюции коренным образом преобразовывались, но их количество по элементарной принципиальной схеме оставалось неизменным: 2 и 3. В этом отношении природа не балует разнообразием, в основе она проста и достаточно консервативна, свой кибернетический счет она ведет всего лишь до трех.
   С кибернетической (структурной) точки зрения, с точки зрения устойчивости системы чрезвычайно важной является проблема управления. На уровне атома управляет ядро - в силу своей массы и энергии -, а управляемым является третий элемент - электрон. Но на уровне организмов с центральной нервной системой (то есть через много миллиардов лет после появления атомов) управляющим стал третий элемент (нервная клетка), а управляемыми стали функциональные элементы. Произошел "властный" переворот. На уровне общественного развития живых организмов третий элемент управляет уже в силу своего сознания. И устойчивость системы оказалась в прямой зависимости от сознания элемента управления, от его мировоззрения и от его логического мышления.
   На уровне общественного развития живых организмов во внутренней структуре систем выстроилась иерархия элементов управления: над элементами управления, имеющимися внутри организмов, расположились элементы управления сообществами организмов (главы родов, племен, государств). Это резко усложнило управление системой и вело к расшатыванию ее устойчивости. Поэтому, промежуточные (лишние) системы (роды, племена) вместе с их элементами управления постепенно "рассасывались" внутри систем "государство". (И происходило это, конечно, не без крови).
   На уровне живых организмов элемент управления выполняет и роль посредника между функциональными элементами, и роль элемента управления. Но на уровне общественного развития живых организмов элемент управления выполняет уже в основном только роль элемента управления. На уровне общественного развития живых организмов элемент управления пространственно оторвался от функциональных элементов и управляет ими через особое поле, поле интересов-сознания. Возникла принципиально новая ситуация, которой еще никогда не было. Произошло главное раздвоение природы на материю и нематерию - сознание.
   Вместе с тем, третий элемент, как посредник между функциональными элементами, неизбежно, по закону "испорченного телефона", искажает информацию, передаваемую от одного функционального элемента другому, расшатывая тем самым устойчивость системы4. Поэтому системы органически стремятся вытолкнуть и освободиться от третьего лишнего, который, однако, стал на уровне живых организмов и особенно на уровне их общественного развития третьим-главным. На уровне общественного развития живых организмов элемент управления постепенно приобрел коллективный характер, что также усложнило управление системой.
   На уровне общественного развития живых организмов произошло еще одно чрезвычайно важное раздвоение всего Процесса эволюции систем, раздвоилась структурная основа систем. В элементарной принципиальной кибернетической схеме образовались две основополагающие пары: "она - он" и "потребитель - производитель". И общественное развитие живых организмов пошло по двум линиям: физиологической (в основе которой лежит пара "она - он") и производственно-трудовой (в основе которой лежит пара "потребитель - производитель"). По "физиологической" линии пошло развитие всех (размножающихся половым путем) живых организмов, а по "производственно-трудовой" линии пошел человек. Все другие организмы, кроме человека, зашли по "физиологической" линии в тупик на уровне "семьи", "стаи" и т. п. образований, и только человек пошел по "физиологической" линии дальше (род, племя, государство, соединение государств). Но и человек по этой линии зашел в тупик на уровне "соединений государств", о чем речь будет идти потом. С "производственно-трудовой" же линией прямо связана дальнейшая эволюция человечества и всего Процесса эволюции систем, о чем также речь будет идти дальше. На уровне "соединений государств" "производственно-трудовая" линия в свою очередь раздвоилась на эволюционную ветвь и тупиковую ветвь. Эволюционная ветвь представлена рыночной экономикой, а тупиковая - безрыночной экономикой. (См. рис. 3). Вторая стала препятствием на пути дальнейшего развития "производственно-трудовой" ветви. И это препятствие было совсем недавно устранено5.
   Надо еще обратить внимание на то, что элемент управления сформировался в "физиологической" ветви, но затем (после кровавой борьбы) переместился в "производственно-трудовую" ветвь и стал единовластным элементом управления всей системой (в своей основе раздвоенной).
   Итак, в сложных изменениях, происходивших в ходе эволюции систем с их структурой, надо выделить главное. Это главное состоит, с точки зрения ИТЭ, в том, что в структурной основе систем выделился третий элемент, который из третьего-лишнего стал третьим-главным, из простого носителя связи между функциональными элементами он стал элементом управления ими и всей системой, и этот элемент управления пространственно оторвался от функциональных элементов и отдалился от них. Таким образом, с точки зрения ИТЭ, в проблеме внутренней структуры на первом месте находится характеристика пространственного расположения элементов системы по элементарной принципиальной кибернетической схеме.
   Рассматривая структурную закономерность, мы не могли не касаться компонента связей, эти компоненты так тесно переплетены, что их невозможно отделить один от другого. Но все-таки существует и закономерность изменения связей и мы сейчас остановимся и на ней.
   В ходе эволюционного Процесса связи и взаимодействия изменялись в определенной последовательности, в определенной последовательности на арену выходили новые виды связей. Сначала появились физические связи, затем они приобрели характер химических связей, которые мало отличимы от физических, затем связи стали биологическими, уже достаточно сильно отличающимися от физических и, наконец, появились связи информационные, связи интересов-сознания, коренным образом отличающиеся от физических связей. Таким образом, информационные связи, по сути дела, не "выходят", а "выплывают" на арену эволюционного Процесса.
   В проблеме связей надо, конечно, различать связи внутренние и связи внешние, но в указанной последовательности изменялись и те, и другие.
   На уровне живых организмов информационные связи проявились, как определяющие по отношению к связям физическим. В основе физических взаимодействий между живыми организмами, и в том числе между людьми, лежат их интересы. (Поэтому расхожая марксистская, материалистическая формула "общественное бытие людей определяет их общественное сознание" не является, с точки зрения ИТЭ, глубокой, она верна лишь для очень коротких отрезков эволюционного пути).
   Перейдем теперь к рассмотрению закономерности изменений информационного компонента систем, который методологически может рассматриваться и анализироваться отдельно, но в действительности он неразрывно связан со всеми другими компонентами. Следует, видимо, сказать иначе: хотя этот компонент систем и связан неразрывно со всеми другими компонентами систем, но он может и должен рассматриваться отдельно, поскольку у него есть своя специфика и своя "траектория" развития.
   Информация, как компонент систем, обнаруживается на всех без исключения уровнях организации материи - ступенях Лестницы эволюции. Информация не появилась на каком-то (каком?) уровне организации материи, как об этом говорят материалистически мыслящие ученые, она изначальна. Но информация - это принципиально особый компонент систем, это нематерия. (Сошлюсь здесь на авторитет Н. Винера, который дал следующее определение этого понятия: "Информация есть информация, а не материя и не энергия, тот материализм, который этого не признает, не может быть жизнеспособным в настоящее время". Н. Винер. "Кибернетика, или управление и связь в животном мире и машине". Москва. Сов. Радио. 1968г., стр. 237). Это определение наукой не опровергнуто и ИТЭ его подтверждает. Можно сказать так: информация - это особое, нефизическое поле.
   Информация не может быть обнаружена как нечто самостоятельное, она не может быть обнаружена каким -либо физическим прибором, созданным человеком. Она может быть обнаружена только мышлением мозга - физического прибора, созданного не человеком. Информация может быть обнаружена только анализом явлений и событий, происходивших и происходящих в природе, то есть информация, как нематерия, может быть обнаружена только сознанием, как нематерией.
   Физика отвечает, в принципе, на вопрос "как?", анализ информационного компонента систем берет на себя задачу ответить на вопрос "почему?".
   Почему, например, кварки паруются и из трех пар (а не, скажем, четырех пар) кварков образуются протоны и нейтроны? И почему это происходит лишь в определенных условиях? Физик может выстроить цепочку "физических" причин, но в конечном счете он вынужден будет сказать: "таково врожденное свойство природы", или "случайно", или и того проще: "не знаю". ИТЭ дает на эти вопросы такой ответ: в кварках есть определенная информация о числах 2 и 3 и о физических объектах, соответствующих этим числам, существует также информация об условиях, при которых кварки паруются и объединяются в три пары. Как записана эта информация? - это другой вопрос, на который ИТЭ не дает ответа. Ответ этот вообще не является предметом нашего анализа, нас интересует другой вопрос - откуда эта информация взялась? На этот вопрос ИТЭ дает свой ответ, но об этом - позже.
   Вопрос "почему?" возникает в ходе анализа всего Процесса эволюции. Например, почему атомы образуются не путем парования ядер - в этом случае получаются лишь новые ядра -, а путем соединения ядер с электронами; почему макромолекулы самовоспроизводятся; почему 400 лет назад на Земле не начался, из-за изменений в океанских течениях, новый ледниковый период? И т. д., и т. п. На все такие вопросы материалистически мыслящие ученые отвечают в конце концов "случайно", ИТЭ же говорит "нет, не случайно, где-то есть об этом информация". Где? Надо поискать и ответ на этот вопрос должен быть найден, потому, что внутри систем и вне их существует информация и о прошлом систем, и об их будущем.
   На уровне клеток информация проявилась как генетическая информация, полученная клетками данного организма от организмов родителей - это информация о прошлом родителей и о будущем данного организма. (В области изучения генетической информации наука, как известно, добилась больших успехов в решении вопроса "где и как записана эта информация?").
   На уровне организмов информация передается по нервным волокнам нервными импульсами. На уровне живых организмов внутренняя информация выводится наружу, внутренняя информация стала внешней, как по отношению к окружающей среде, так и по отношению к собственному материальному носителю. (Поэтому, при рассмотрении оболочечной закономерности и шла речь о выворачивании систем наизнанку).
   На уровне живых организмов внутренняя информация систем проявилась как их сознание. (Поэтому, согласно ИТЭ, сознание живых организмов, несмотря на его теснейшую связь с материальным носителем, не рассматривается как результат деятельности организма, а является результатом развития информационного компонента систем. И то же самое мы можем сказать и о самих нервных клетках мозга - они являются результатом развития систем типа "клетки", это пик усложнения "клеток"). Через сознание систем материальный мир начал осознавать сам себя. Сам себя начал осознавать и информационный компонент систем.
   Информация-сознание не имеет пространственных ограничений, с физической точки зрения это ничего, ноль и вместе с тем это - проявление бесконечности6. В силу привязанности информации к материальному носителю, она описывается в определенном смысле количественно и пространственно. Так, информация-сознание "семьи" количественно больше информации индивида, а сфера интересов "семьи" больше сферы интересов индивида. (См. рис. 6).
   Развитие информационного компонента систем подчиняется, как и развитие всех физических компонентов систем, определенным законам, например, закону матрешки: из информации, содержащейся в системах предыдущих типов, формируется информация систем следующего типа. Поэтому, в системах каждого типа содержится информация, содержавшаяся в системах всех предыдущих типов. (И есть основание для утверждения: наряду с относительным законом сохранения и преобразования энергии существует и относительный закон сохранения и преобразования информации, которая в конечном итоге преобразуется в сознание).
   На уровне общественного развития живых организмов сознание раздвоилось на индивидуальное и общественное, которое отличается от индивидуального не только количественно, но и качественно. И индивидуальное, и общественное сознания раздвоились на интуитивное и логическое. Раздвоение информационного компонента систем пошло "веером" (см. рис. 6). Интуитивно-индивидуальное и интуитивно-общественное сознание проявилось в религиях, а логико-индивидуальное и логико-общественное - в науке. Все эти ветви раздвоились по мировоззренческому признаку на материалистические и идеалистические. Из чего следует, что и религии, и наука раздвоены мировоззренчески на материалистические и идеалистические7. Если в отношении науки это положение еще воспринимается с определенным пониманием, то в отношении религии этого сказать нельзя: понятие "религия" ошибочно связывается только с идеализмом, что, однако, не соответствует реальности: религии, обожествившие материю в ее различных формах, не являются идеалистическими, несмотря на их идеалистические декларации.
   Развитие общественно-интуитивного мышления прямо связано с "физиологической" линией эволюции систем, о которой говорилось при рассмотрении структурной закономерности, а развитие общественно-логического мышления прямо связано с "производственно-трудовой" линией. Осознание этой связи совершенно необходимо для ответа на вопрос: куда мы идем? (речь об этом будет идти дальше).
   Рассматривая информационный компонент систем, надо еще заметить, что сознание живых организмов приступило к созданию вторичных материальных систем из первичных (вторичный виток принципа матрешки) и к разрушению, как первичных, так и вторичных, им же, сознанием, созданных, систем; человек начал активно переделывать природу на всех ее уровнях организации, включая уровень общественного развития человека, создавая, скажем, "государства" уже не из племен, а из семей и индивидов8. Человек, сам являясь плодом первичного Процесса эволюции систем материального мира, вмешался в его ход.
   Анализ информационного компонента систем (как впрочем, и всех других компонентов) может и должен быть расширен и углублен, но сделанного краткого анализа, на мой взгляд, достаточно, чтобы сформулировать главное в
   информационной закономерности. Это главное состоит в том, что информационный компонент, являющийся нематериальным компонентом, развивался по определенным правилам и в определенном направлении, в направлении его преобразования на уровне живых организмов в сознание систем. Дальнейшая эволюция систем уже прямо связана с развитием логического мышления людей, то есть с развитием науки.
   С "выходом" на арену эволюции нефизических взаимодействий Процесс эволюции резко ускорился. Если на "доземной" этап эволюции ушло по подсчетам физиков порядка десяти миллиардов лет (считая от Большого Взрыва до образования Земли), а на "наземный" этап порядка пяти миллиардов лет, то на "человеческий" этап пришлось лишь несколько миллионов лет (заметим здесь, кстати, что история науки исчисляется всего лишь несколькими сотнями лет). При этом "доземной" этап охватывает шесть ступенек Лестницы эволюции (от "элементарных" частиц до "химических соединений" включительно), "наземный" - семь (от "клеток" до "соединений государств" включительно), а "человеческий" - шесть (от "организмов" до "соединений государств" включительно).
   Ускорением и характеризуется временная закономерность.
   Итак, мы рассмотрели кратко десять закономерностей, по которым строилось наше мироздание. Каждая из них имеет свою "траекторию" развития. Значит, единый Процесс эволюции систем подобен лучу света, состоящему из лучей, имеющих разную длину волны и свой цвет.
   Все эти "траектории" не видны нашему глазу, они обнаруживаются только анализом обобщенной схемы строительства мироздания. Наше мироздание - это не только видимое "сооружение", но и невидимое, которое строилось по особой "технологии", по особым "строительным нормам и правилам" (как говорили советские строители, по СНиПу), у этого невидимого "сооружения" особая "геометрия", геометрия, принципиально отличная от геометрий Евклида, Римана и Лобачевского, геометрия без видимых линий и без измеримых размеров. (Значит, и кроме известной нам математики, по которой 1-1=0, существует математика, по которой 1-1?0. Эта математика четко проявилась в мире сознания, где мысль минус мысль не равно нулю).
   Мы можем теперь обосновано повторить: строительство мироздания - это не стохастический (случайный) процесс, это Процесс, подчиняющийся определенным закономерностям. Случайности, являющиеся фундаментальным свойством природы9, носят, однако, подчиненный характер. События происходят случайно, а весь Процесс идет закономерно - такова диалектика Процесса эволюции. (Выпячивание и преувеличение роли случайности в эволюционном Процессе - это как раз тот случай, когда "за деревьями не видят леса").
   Строительство мироздания приближается к определенному уровню завершения, уже построено 13 этажей и в настоящее время идет строительство 14-го. К нему ведут те закономерности, которые были нами кратко рассмотрены. Все они, кроме "матрешечной", экстраполируются в будущее (почему "кроме"? - об этом чуть дальше).
   Экстраполяция количественной закономерности ведет весь Процесс эволюции систем к ЕДИНИЦЕ (? ? 1), к одной, единственной и, стало быть, ЦЕЛЕВОЙ системе. Здесь нет вариантов, на следующей после "соединений государств" ступеньке Лестницы эволюции может быть только одна система и этой системой может быть только ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, как единое целое, как единая система, каковой в настоящее время человечество еще не является. (Все закономерности говорят о том, что варианты остановки Процесса эволюции, или его обращения вспять являются нереальными).
   Экстраполяция остальных закономерностей дает описание будущей системы в ее общих чертах и позволяет определить основные условия и ориентировочный срок ее сформирования.
   Целевая система будет системой с единой структурной формулой элементарной принципиальной кибернетической схемы, системой с единой, но раздвоенной оболочкой: материальной (территориальной) и нематериальной (ноосферой, сферой разума). Единая материальная оболочка означает постепенное стирание границ между народами, а единая нематериальная оболочка - сформирование единого общечеловеческого общественного мировоззрения. (Конечно, должны сформироваться единый общечеловеческий язык общения, единое летосчисление и т. д.).
   Таким образом, главными условиями сформирования единой целевой системы являются единый рынок, стирающий границы между народами, и сформирование единого общественного мировоззрения. Единый рынок формируется на наших глазах, что же касается мировоззрения, то здесь дело обстоит, конечно, сложнее, но и эта проблема, без сомнения, будет решена.
   Что касается срока сформирования целевой системы, то здесь можно сказать лишь то, что теперь счет идет уже не на тысячелетия и даже не на столетия, счет идет на десятилетия и годы.
   Почему же не экстраполируется матрешечная закономерность, по которой миллиарды лет шаг за шагом формировался Процесс эволюции систем материального мира? Потому, говорит ИТЭ, что "соединения государств" - это ступенька "физиологической" линии эволюции, на которой перед самым "финишем" возникло непреодолимое препятствие: человечество оказалось непримиримо раздвоенным мировоззренчески на часть, мыслящую материалистически, и часть, мыслящую идеалистически. (Обе части представлены в различных религиозных и светских формах). "Соединения государств" не могут в силу идеологических противоречий соединиться и по принципу матрешки образовать единую систему. (Плюс и минус уже не притягиваются, а отталкиваются).
   Что же получается, весь Процесс эволюции зашел в тупик (если исключить вариант распада и обращения вспять)? Но это противоречит всему ходу эволюции систем и всем остальным закономерностям, по которым строилось мироздание. Есть ли выход из этого, кажущегося безвыходным, положения? Есть! Он, оказывается, предусмотрен заранее и заключается он в том, что "человеческий" этап эволюции с самого начала раздвоился на "физиологическую" и "производственно-трудовую" ветви, о которых говорилось раннее. В тупик заходит "физиологическая" ветвь, а на финишную прямую выходит "производственно-трудовая" ветвь, которая и представляет собой продолжение "ствола" эволюции. Здесь, как уже говорилось, нет непреодолимых препятствий (то, которое было в лице безрыночной экономики совсем недавно, как мы об этом говорили при рассмотрении структурной закономерности, устранено - остаточные явления постепенно исчезнут). "Производственно-трудовая" ветвь эволюции ведет Процесс к цели, но сама по себе и она к цели не приведет, идеологические противоречия все равно должны быть устранены. Здесь надо напомнить, что "производственно-трудовая" ветвь прямо связана с развитием логического мышления людей. (Аппендиксовая "физиологическая" ветвь, по-видимому, обречена на "отсыхание"; дольше других типов систем продержится, конечно, "семья" - в силу ее роли в воспроизводстве людей -, но и "семья" будет терять свое значение. Здесь, конечно, возникают нравственные проблемы, но они, согласно ИТЭ, являются в эволюционном Процессе функцией общественного мировоззрения).
   Процесс формирования целевой системы идет в настоящее время, идет ускоренными темпами, целевая система формируется людьми, их сознанием, их логическим мышлением. (Здесь необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. Существует стремление людей опередить время и воздействовать на первичный Процесс эволюции, то есть существует стремление создать единую систему в то время, когда для этого еще не созрели условия, когда еще не разрешены идеологические, мировоззренческие противоречия. Носителями этого стремления являются люди, материалистически мыслящие, считающие, что сначала надо создать единую систему, а затем сформируется единое мировоззрение. ИТЭ говорит, что такой подход нереален. Стремление опередить время проявилось и в Израиле, где его носителями являются израильские "левые" с их планом "нового Ближнего Востока", который не может сформироваться при существующей мировоззренческой раздвоенности народов Ближнего Востока. Надо еще заметить, что различные имперские тенденции тоже должны быть отнесены к проявлениям стремления опередить время и воздействовать на первичный Процесс эволюции систем).
   Итак, многоточие в конце нашей схемы единого Процесса эволюции систем ИТЭ раскрывает вполне определенным образом. Процесс эволюции не просто не случаен, он ЦЕЛЕНАПРАВЛЕН. Целенаправленность эволюции это, стало быть, не "ретроспективная иллюзия", о которой толкуют материалистически мыслящие ученые (см., например, публикацию "Обобщенная теория эволюции" Ю. Неэмана в приложении "Окна" к газете "Вести" за 28.11 и 15.12.96г.), а реальность, но реальность, обнаруживаемая анализом обобщенной схемы эволюции, составленной на основе классификации всех (конечно, первичных) материальных систем нашего мира. Целенаправленность обнаруживается, когда мы рассматриваем материальный мир как бы со стороны, обозревая весь пройденный им путь - это позволяет нам сделать наше сознание. Таким образом мы можем заглянуть вперед и увидеть цель. (Проблема целенаправленности эволюции снова стучится в дверь и, судя по всему, ее не удастся ни материалистически мыслящим ученым, ни определенным представителям религии "замести под ковер".
   Цель указана конкретно, ею является не "человек", а "человечество" - это надо подчеркнуть, поскольку ошибка в определении цели сводит на нет саму задачу решения проблемы целенаправленности эволюции. Здесь я хотел бы сделать еще одно замечание. Поскольку целевая система находится на Земле, постольку геоцентризм, о котором говорит иудаизм, получает научное подтверждение).
   Итак, формирование "ствола" эволюционного Процесса имеет материальное (подчеркиваю - материальное) ограничение, на целевой системе ЗАКАНЧИВАЕТСЯ многомиллиарднолетний этап в развитии материального мира. Это событие, несомненно, космического масштаба и оно не может остаться незамеченным.
   Сколько времени продлится жизнь целевой системы? На этот вопрос ИТЭ не дает ответа, но ясно, что целевая система не будет абсолютно устойчива, в ее основе будет достаточно противоречий, расшатывающих эту устойчивость (например, раздвоенность структурной основы: "она - он" и "потребитель - производитель", иерархия элементов управления, о которой говорилось ранее, экологические проблемы, вытекающие из особенности оболочки, окутывающей Землю, проблемы демографические и т. д.). Но эти противоречия осознаваемы и в этом - залог долгожительства целевой системы.
   Что же лежит в основе целенаправленности Процесса эволюции, чем эта целенаправленность определяется? На этот вопрос ИТЭ отвечает так: ни одно из известных науке физических взаимодействий не может быть признано ответственным за весь Процесс эволюции, поскольку в этот Процесс включено общественное развитие людей, подчиняющееся не физическим взаимодействиям, а взаимодействиям интересов-сознания, то есть информационным взаимодействиям, которые пронизывают весь эволюционный Процесс. Поэтому они, и только они являются определяющими, ведущими весь Процесс к цели и объединяющими воедино все физические взаимодействия. Из сказанного следует, что информация о мире ПРЕДШЕСТВОВАЛА самому миру, иначе говоря, существовал ЗАМЫСЕЛ, существовала информационная ПРОГРАММА строительства мироздания. (И теперь мы можем повторить: на все "почему?", о которых говорилось раньше, есть один ответ: потому, что внутри систем и вне их существует определенная информация о будущем).
   Таким образом, ИТЭ решает главную философскую, мировоззренческую проблему в пользу идеализма, в пользу НАУЧНОГО ИДЕАЛИЗМА10, который и должен стать единым общечеловеческим общественным мировоззрением. Материалистическое мировоззрение, с точки зрения ИТЭ, это извращенное мировоззрение, это результат переворота в мышлении людей, своего рода шизофрения человечества, это препятствие на пути эволюционного Процесса.
   Рассмотренные нами закономерности не только экстраполируются в будущее, но и ретрополируются в прошлое, в сторону исходного состояния мира, в сторону его НАЧАЛА. Следовательно, ИТЭ предлагает принципиально новый подход к решению проблемы "начала". Вместо углубления в микромир, вместо физических исследований (которые свою задачу для решения проблемы "начала" уже, собственно говоря, выполнили), предлагается чисто аналитический подход. Причем, сначала аналитически решается проблема цели эволюции, а затем, на основе решения проблемы цели, решается и проблема начала, ибо, если есть цель, то эта "цель" была уже в "начале". Физика, построенная на экспериментах, обнаружить в "начале" существование цели принципиально не может, никакое разложение материи сделать это не в состоянии, ибо цель - это не материя, это информация. Обнаружить исходную информацию может только анализ пути, пройденного материальным миром в Процессе его развития, то есть анализ обобщенной схемы эволюции, нарисованной нами в начале данного текста, ретрополяция сквозных закономерностей эволюции мира.
   Ретрополяция количественной закономерности ведет к бесконечному количеству систем в "начале". В то же время ретрополяция размерной закономерности ведет к нулевому размеру этих систем. Ретрополяция остальных закономерностей тоже ведет к нулевым и бесконечным показателям физических характеристик материальных систем. Иначе говоря, исходное состояние материального мира характеризуется как НИЧЕГО - это согласуется с выводами физиков -, но это во первых, не абсолютное ничего (из абсолютного ничего ничего не может возникнуть, а возник весь мир), это ничего, в котором, в потенции, содержалось все, и, во вторых, в этом ничего содержалась информация о будущем мире.
   К выводу о существовании информации в исходном ничего приводит ретрополяция информационного компонента систем, ибо информация не возникла на каком-то этапе развития материи, она берет свое начало в исходном состоянии мира. В исходном состоянии существовала информация и о развитии самой информации, о ее преобразовании в сознание людей, и о развитии человеческого сознания. (Здесь, мне кажется, уместно следующее замечание: если в генах живого организма содержится информация о будущем развитии организма, то почему в исходном состоянии мира не могла быть информация о будущем развитии всего мира? Гены получили информацию от родителей данного организма, а откуда взялась информация исходного состояния мира? Это - другой вопрос и о нем идет речь дальше).
   Согласно принципу матрешки, исходная информация передавалась от одних систем другим в ходе эволюционного Процесса. Поэтому все материальные системы и в том числе, разумеется, люди являются носителями определенной исходной информации. На уровне человека и его общественного развития мир информационно спирально ЗАКОЛЬЦЕВАЛСЯ. Совпадение формул человеческого сознания и исходного "ничего" (0 - ?) говорит именно об этом.
   Из "закольцевания" следует, что "целевая система" - это цель развития материальной составляющей материальных систем, а целью развития нематериальной (информационной) составляющей является ее закольцевание с исходным "ничего". Иначе говоря, цель всего Процесса эволюции оказывается двойственна, она распадается на материальную и нематериальную (информация-сознание) цели. Все раннее сказанное может быть обобщено еще одной схемой ( 2 ).
  
   Сх. 2
 []
  
   Таким образом, Процесс эволюции систем материального мира шел как по двужильному "кабелю": одна "жила" - материальная, другая - нематериальная (информационная). Развитие первой отражено в приведенной выше схеме, развитие второй отразить отдельно на данной схеме невозможно - у нее другие этапы.
   Обе "жилы" родом из исходного "ничего", обе развивались неразрывно, по определенным законам.
   Материальная "жила" раздвоилась на уровне сформирования Земли, когда доземной этап перешел в наземный. Доземной - состоял из двух этапов: доатомного и атомного. Доатомный зашел в тупик на уровне ядер. (Объединение ядер не создавало нового типа систем; для перехода к новому типу систем понадобилось сделать два шага назад - к "элементарным" частицам, понадобилось задействовать электроны, которые, стало быть, для того и были заранее созданы). Переход на новый, атомный уровень произошел путем соединения ядер с электронами. Атомный этап шел до "химических соединений" - на этом уровне сформировалась Земля. Дальше Процесс эволюции продолжился на Земле, на которой сформировались условия для образования "клеток", а доземной этап на уровне "химических соединений" зашел в тупик. Наземный этап начался, однако, не непосредственно с "клеток" - понадобился новый возврат, теперь уже - к "молекулам" (макромолекулам) и "химическим соединениям" (органике).
   Наземный этап в свою очередь раздвоился на дочеловеческий и человеческий. Дочеловеческий зашел в тупик на уровне "семей" живых организмов (размножающихся половым путем), кроме человека. ("Тупиковые" организмы системно развивались еще некоторое время до уровня "стаи", "стада" и т. п. образований).
   Процесс эволюции продолжился на уровне одного, единственного вида живых организмов - человека. Человеческий этап тоже раздвоился на "физиологическую" ветвь и "производственно-трудовую" ветвь. "Физиологическая" ветвь заходит в тупик на уровне "соединений государств". ("Соединения государств" не могут объединиться и образовать новый тип систем, из-за их мировоззренческой несовместимости). Процесс эволюции может продолжиться лишь на уровне "производственно-трудовой" ветви.
   "Производственно-трудовая" ветвь и ведет весь Процесс эволюции к целевой системе "человечество".
   Но и система "человечество" - это, по-существу, тупик развития всей материальной "жилы" - системе "человечество" больше не с чем объединяться. Развитие материальной "жилы", то есть "ствола" эволюции, таким образом, ограничено. Эволюционный Процесс может продолжаться лишь по нематериальной "жиле".
   Нематериальная (информационная) "жила" начинается, как и материальная, в исходном "ничего". Ее развитие раздвоилось на этап, связанный с неживой природой, и этап, связанный с живой природой (на схеме 2 это до "клеток" и от "клеток"). Этап, связанный с живой природой, раздвоился на дочеловеческий и человеческий. И тот, и другой раздвоились на интуитивное сознание и логическое сознание. На дочеловеческом уровне и интуитивное и логическое сознания заходят в тупик вместе со своими материальными носителями. Дальнейшее развитие нематериальной "жилы" продолжилось на человеческом уровне. На этом уровне и интуитивное и логическое сознания раздвоились также на "индивидуальную" и "общественную" ветви. "Интуитивно-общественная" ветвь прямо связана с "физиологической" материальной ветвью, а "логико-общественная" - с "производственно-трудовой" ветвью. Обе материальные ветви, как сказано было ранее, заходят в тупик, а Процесс эволюции может продолжаться лишь по нематериальной "жиле", которая не заходит в тупик, а закольцовывается с исходным информационным "полем". Развитие нематериальной "жилы" может продолжаться по линии логического мышления людей и их нравственности, которая освободится от звериного прошлого. На уровне "целевой системы" оборвется, наконец, пуповина, соединяющая человека с зверем. Из "закольцевания" нематериальной "жилы" следует также, что у всего Процесса эволюции нет нужды в объединении с внеземной цивилизацией, которой, согласно ИТЭ, скорее всего и не существует. Итак, единый Процес эволюции складывается из шести макроэтапов, причем шестой этап - нематериальный. Пять материальных заходят в тупик. У нас есть основание говорить о том, что существует закон ТУПИКОВ и ЕДИНСТВЕННОГО ВЫХОДА из каждого тупика.
   Теперь мы можем нарисовать еще одну, еще более укрупненную, обобщенную схему ( 3 ) эволюционного Процесса, схему соотношения и взаимосвязи между двумя основными составляющими материального мира - сознанием (информацией) и материей:
  
   (сх. 3)
C1  border= M1 border= C2 border= M2 border= C3...
   , где
   С1 -это информация исходного состояния мира, первичное "сознание"; М1 - это первичные материальные системы (по сх. 1); С2 - это вторичное сознание, то есть сознание живых организмов; М2 - это вторичные материальные системы, создаваемые сознанием живых организмов из первичных материальных систем (вторичный виток принципа матрешки); С3 - это третичное "сознание", то есть "сознание" компьютеров, создаваемых людьми по человеческим программам.
   Подведем итог. О случайности (стохастичности) Процесса эволюции, как целого, не может быть и речи, Процесс закономерен и целенаправлен и в основе его закономерности и целенаправленности лежит информация, существовавшая в исходном "ничего".
   Теперь вернемся к вопросу: "откуда же взялась исходная информация?" На этот вопрос ИТЭ отвечает так: информация не может возникнуть сама по себе из ничего, у нее должен быть источник - так говорит человеческая логика и так говорит принцип матрешки. Поэтому, мы приходим к логической необходимости постулировать существование этого Источника, как высшего Разума-Абсолюта, "Автора-Исполнителя" Замысла-Программы строительства мироздания, или, говоря общепринятым языком, Бога. К Богу нас приводит следующая логическая цепочка: обобщенная схема эволюции систем материального мира - закономерности, пронизывающие весь путь эволюции систем - информация, как нематериальная составляющая систем материального мира - цель эволюции - Замысел-Программа строительства мироздания - Абсолют-Бог.
   В этой цепочке роль аксиомы выполняет обобщенная схема (1) эволюции, все остальное - выводы из анализа этой схемы. (Поэтому, я говорю моим оппонентам: опровергните схему, тогда рухнет все остальное. Но схему еще никто не опроверг и, я думаю, не опровергнет).
   Итак, о Боге можно и нужно говорить не только языком религии, но и языком науки, языком рациональной логики. Понятию "Бог" дается достаточно четкое определение11: бесконечный, высший Разум-Абсолют.
   Бог вводится в картину мира осознанно, логическим мышлением - в этом отличие и, я бы сказал, преимущество такого Бога по сравнению с Богом, введенным в картину мира интуитивным мышлением, то есть религией. "Научный" Бог не нуждается в, разделяющих людей, ведущих людей к идолопоклонству материалистических ритуалах. "Научный" Бог способен объединить всех людей, ибо Он один для всех.
   Введение в картину мира информации, как нематериальной составляющей всех материальных систем (а по сути дела - простое признание реальности существования сознания, как нематерии) и Абсолюта-Бога делает эту картину мировоззренчески завершенной. В основе мира лежат две взаимосвязанные, развивающиеся по определенным законам, субстанции: информация и материя. Вторая превращается в людей, первая - в сознание людей. И та, и другая относительны, абсолютен только Абсолют. Но информация создана по "образу и подобию" Бога-Абсолюта, а материя - как Его антипод. Противоречие между основополагающими субстанциями является главным противоречием природы, оно пронизывает весь путь эволюции мира и во всей "красе" обнаруживается на человеческом этапе эволюции.
   С точки зрения элементарной принципиальной кибернетической схемы информация и материя - это пара функциональных элементов системы "мироздание", а Абсолют-Бог - это Элемент Управления, расположенный "над" функциональными элементами, "вне" мира. (Поэтому, в материальных системах и существует стремление к отрыву элемента управления от функциональных элементов систем и отдалению от них).
   Введение в картину мира информации, как нематерии и Абсолюта-Бога позволяет объяснить те явления природы, которые не могут быть объяснены с материалистических позиций (такие, как, скажем, явления телепатии и т. д.). Создается основа для решения мировоззренческого конфликта между "секулярным" и "религиозным" населением, а также мировоззренческих конфликтов внутри этих групп населения.
   Один из главных выводов, вытекающих из предлагаемой теории, состоит в том, что все исторические события и процессы должны рассматриваться в контексте обобщенных схем эволюции, как единого Процесса. Это особенно важно осознать теперь, когда весь Процесс приближается к цели, которая достигается ОСОЗНАННО. Будущая система должна быть построена сначала в головах людей. То есть, как и в начале пути, сознание идет впереди материи. Логика Абсолюта проявляется уже не только через человеческую интуицию (религию), но и через человеческую логику (науку).
   В заключение я должен сказать еще следующее. Бог-Абсолют - это Бог иудаизма, Бог, не имеющий изображения. Еврейский народ является единственным на Земле народом, исповедующим иудаизм. Поэтому, еврейский народ является единственным на Земле народом - носителем информации о Боге-Абсолюте, едином для всех людей, носителем информации о сути мира и о цели эволюции. В этом и заключается "избранность" еврейского народа. Его миссия состоит в том, чтобы донести эту информацию до всего человечества. Внутреннюю информацию еврейского народа остальное человечество должно получить извне, от евреев. В информационной избранности еврейского народа и таятся корни его, кажущейся мистической, исторической судьбы, а также корни "иррационального", звериного антисемитизма.
   К "научному" Богу человечество идет через развитие логики, поэтому иудаизм всегда делал ставку не на мистику, а на разум, логику, науку. Поэтому, Третий Храм будет Храмом Разума, то есть Храмом нематериальным и потому - неразрушимым.
   Стремительно приближается время, когда будет покончено с материалистическим мировоззрением и идолопоклонством во всех его проявлениях и ипостасях.
   Когда научный идеализм станет достоянием всего человечества, тогда настанет пора высокой человеческой общественной НРАВСТВЕННОСТИ и сбудется пророчество иудаизма: " ... и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться войне." (Книга Пророка Исайи, гл. 2, стих 4.
   И, наконец, вместо послесловия. Научный идеализм, видимо, и будет той "Теорией всего", о необходимости создания которой говорят теперь ученые. "Теория всего" должна, согласно ИТЭ, объединить не только физические взаимодействия, но и физические взаимодействия с нефизическими, с взаимодействиями интересов-сознания, то есть взаимодействиями информационными, которые объединяют собой все физические взаимодействия и ведут к логическому признанию реальности существования Бога-Абсолюта. Таким образом, "Теория всего" должна быть теорией мировоззренческой, философской. (Пришла пора философского обобщения знаний, добытых натурфилософией за последние 400 лет).
   Физика и другие разделы натурфилософии не нуждались и не нуждаются в понятии Бог-Абсолют. Выдающиеся физики обоснованно заявляли, что в их картине мира нет места для Бога. Но наука об обществе (приближающемся к целевой системе) обойтись без единого Бога-Абсолюта не может, ибо без единого, "научного" Бога-Абсолюта не могут быть разрешены общечеловеческие общественные противоречия и не могут быть удовлетворены общечеловеческие жизненные интересы.
   Материальный фактор - общечеловеческий рынок - является необходимым, но недостаточным условием для решения общечеловеческих задач, необходим также фактор мировоззренческий, фактор сознания.
   Материализм неизбежно приводил к тому, что на месте Бога-Абсолюта оказывался человек с неизбежными культами личности, идолопоклонством, диктатурами и массовыми кровопролитиями . . . Научный идеализм поставит Бога на место Бога.
   Религиозный (интуитивный) идеализм самостоятельно, без науки справиться с общечеловеческими задачами, как показывает практика, не в состоянии. Религиозный идеализм без научного идеализма ведет к таким же, если не еще большим, кровопролитиям, к каким приводил материализм.
   Развитие человеческого общества, как части мироздания, вплотную подошло к тому моменту, когда научный идеализм и введение в научную картину мира Бога-Абсолюта стали насущной необходимостью.
   Хаим Брейтерман
   Беэр-Шева Израиль
   E-mail: breiterman@narod.ru
   Адрес в интернете: www.breiterman.narod.ru
  
  
   Примечания
  
   1. Название "информационная" подсказано мне Яковом Винокуровым - моим собеседником и оппонентом, с которым я обсуждал в Израиле проблемы предлагаемой мною теории. (Я занимаюсь ею с большими перерывами где-то с начала 80-х годов. Тогда я был еще в бывшем Советском Союзе, из которого я уехал в Израиль в октябре 90-го года).
   2. С приведенной последовательностью типов систем в том виде, в каком она приведена у меня, я в научной (и в научно-обзорной) литературе не встречался ни в бывшем Союзе, ни в Израиле. Встречались части, фрагменты, но целиком, повторяю, - нигде. У Виктора Вайскопфа в его книге "Физика в двадцатом столетии" приведена часть этой последовательности, названная им "квантовой лестницей": нейтроны, протоны - ядра - атомы - молекулы - макромолекулы (жизнь) - кристаллы. (В. Вайскопф. "Физика в двадцатом столетии". Москва, Атомиздат. Перевод с английского. 1977г., стр. 48, 49).
   Свою "квантовую лестницу" В. Вайскопф нарисовал, конечно, как физик.
   В советской литературе о развитии общества говорится об определенной последовательности в развитии человеческого общества, но в предложенном мною виде она мне не встречалась. (Здесь надо пояснить. Советская наука об обществе опиралась на работу Ф, Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" ("Всемирная история". Москва. Госполитиздат. 1955г.), в которой "род" поставлен впереди "семьи". Кроме того, в советской марксистской литературе развитие человеческого общества, по-существу, вообще оторвано от развития неживой природы, и развивается оно по собственным, имманентным законам).
   В Израиле упомянутый Я. Винокуров дал мне книгу Ёитиро Намбу "Кварки", в которой сказано следующее: "Окружающее нас вещество в конечном счете построено из кварков и лептонов по следующей схеме: из кварков образуются барионы, из барионов - атомные ядра, из ядер и электронов - атомы, из атомов - молекулы, а из молекул строятся, например, живые организмы и т. п. ...". (Ёитиро Намбу "Кварки". Москва. Изд. "Мир". Перевод с японского. 1984г.Стр. 22). Как видим, у Ё. Намбу четко обозначен принцип матрешки, но, как и другие физики, он, по-существу, остановился на молекулах. Из молекул, однако, строятся не "живые организмы", а химические соединения. Из химических соединений строятся клетки, а уже из клеток - живые организмы. Я продолжил принцип матрешки и на общественное развитие живых организмов, ибо из живых организмов строятся семьи (новый тип систем), из семей - роды, и т. д.
   В Израиле, в статье Р. Нудельмана "Вселенная и жизнь" (Приложение "Окна" к газете "Вести" за 4 - 10.01.96г.) приведена "основная прямая", "метагалактическая эволюционная линия", нарисованная М. Нусиновым в его работе "Нанобиология", о которой и рассказывает Р. Нудельман в указанной статье,: кварки - протоны - нейтроны - атомы - молекулы - ... .
   Вот, собственно, все, что я встречал в научной литературе. Но, я не могу не сказать здесь несколько слов о Торе, которая, как известно, не относится наукой к научной литературе. В Книге Бырейшит, гл. 1 приведена картина сотворения мира в определенной последовательности, которая, конечно, отличается от приведенной мною. (С Торой - в переводе на русский - я познакомился в 1983г.).
   3. На уровне общественного развития живых организмов речь идет, конечно, о биомассе эволюционирующих систем.
   4. Норберт Винер охарактеризовал роль посредника между функциональными элементами систем следующей формулой: "traduttore - traditore" . ("Кибернетика, или управление и связь в животном мире и машине". Москва. Сов. Радио. 1968г. Стр. 237), что в переводе с итальянского значит "переводчик-предатель", но с кибернетической точки зрения может быть переведено как "посредник-предатель".
   5. Советская безрыночная экономика - это, с точки зрения ИТЭ, результат стремления систем к сохранению на уровне общественного развития живых организмов той устойчивости, какая была на уровне "организма" (с центральной нервной системой). Однако, на уровне общественного развития живых организмов принципиальная элементарная кибернетическая формула уже не может оставаться такой, какой она была на уровне "организмов" (с центральной нервной системой). Элемент управления, пространственно оторвавшийся от функциональных элементов, представляющих собой уже автономные системы со своим "я", может быть связан с функциональными элементами только через поле их интересов, которое в "производственно-трудовой" линии представлено рынком. Ликвидация (к слову, - насильственная) частной собственности на орудия и средства производства и замена ее единой государственной собственностью неизбежно вели и привели к упразднению рынка, как автоматического регулятора связей между функциональными элементами, и замене этого автоматического регулятора государственным планом, который, по-существу, представляет собой раздвоившийся элемент управления. Этот "двойник" элемента управления разместился между функциональными элементами. Связь между функциональными элементами системы ("потребителем" и "производителем") оказалась полностью разорванной, элемент управления уже не способен ни при каких обстоятельствах обеспечить синхронную (в пространстве и во времени) связь между функциональными элементами. Информация функциональных элементов не только непрерывно искажается, но и просто не доходит до адресата. В системе непрерывно накапливаются ошибки, что приводит к сбоям в работе всей системы и, наконец, к ее развалу, что, как известно, и произошло. (В этой связи я хотел бы здесь добавить, что марксизм, согласно ИТЭ, вообще ошибочен во всех трех его составных частях: и в его экономической доктрине, и в его политической доктрине, и в его мировоззренческой доктрине, причем главная его ошибка именно в его мировоззренческой, материалистической доктрине).

6. Интересно высказывание Л. Н. Толстого о человеческом сознании: "Вот я стою, говорю с Булгаковым, все это сознаю, а что то, что это сознает? Это что сознает, что оно сознает, что сознает, что сознает и т. д . - до

   бесконечности". (В. Булгаков. "Л.Н.Толстой в последний год его жизни". М. Гос. Издательство художественной литературы. 1957г. Стр. 188).
   7. Религии, обожествившие человека (буддизм, христианство), поставившие человека на место Бога, не представляют собой идеалистическое мировоззрение, несмотря на их идеалистические декларации, с мировоззренческой точки зрения это религии материалистические. Это простое положение долго и старательно искажалось. Что касается мусульманства, не признающего изображения Бога и потому являющегося действительно идеалистическим мировоззрением, то эта религия представляет собой особо изощренное искажение иудаизма. Мусульмане не заменили Бога человеком (хотя и возвели Мусу на уровень Бога), они отвергли иудеев, как носителей идеи нематериального Бога, поставив мусульман на место иудеев.
   8. Такие государства, как США, Канада, Австралия и т. п. являются вторичными системами типа "государство", они созданы людьми из "индивидов" и "семей", это не первичный Процесс перехода от племен к государству. (Надо заметить, что Израиль, в отличие от таких государств, восстановлен как первичное государство. В этом, между прочим, его отличие от того государства, которое стремятся создать арабы с помощью своих друзей на земле иудеев).
   9. В физике проблема случайности - это проблема неопределенности, о которой Ганс Бете писал в предисловии к книге В. Вайскопфа "Физика в двадцатом столетии": "Принцип неопределенности, на который обычно ссылаются как на основу квантовой механики и который, казалось, погружает атомную механику в туман вероятности, совершенно не является основным, хотя его, конечно, необходимо учитывать, чтобы избежать парадоксов. Вместо того, чтобы делать мир более неопределенным, квантовая механика делает его более определенным, что является залогом надежности мира, в котором мы живем. Эта тема проходит красной нитью через всю статью "Качество и количество в квантовой физике" (написанную В. Вайскопфом - Х. Б.). (В. Вайскопф. "Физика в двадцатом столетии". М. Атомиздат. 1977г. Стр. 17).
   10. Спор идеалистов с материалистами, начатый во времена Авраама, по-существу, продолженный "объективными идеалистами" (Платоном, Плотиным, Проклом, Г.В. Лейбницем, Ф.В. Шеллингом, Г. Гегелем и др.) с новой силой разгорается в наши дни и, согласно ИТЭ, он неизбежно должен завершиться победой научного идеализма.
   11. А. Эйнштейн в беседе с ирландским писателем Мэрфи на замечание последнего: "некоторые ученые полагают, что пришла пора, когда наука должна дать определение понятия Бог" ответил: "Абсолютно нелепая мысль". (А. Эйнштейн "Собрание научных трудов". Том IV. Стр. 163. Москва. Изд. "Наука" 1967г).
   По прошествии более 60-ти лет с тех пор, когда А. Эйнштейн сделал это замечание, научное определение понятия Бог стало, согласно ИТЭ, необходимым условием сформирования единой системы "человечество" .

 []
 []
 []
 []
 []
 []
 []

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"