Рецензия на роман "Янмэйская охота" Романа Суржикова
http://samlib.ru/s/surzhikow_r_e/za1.shtml
"Янмэйская охота" - 4-й роман из эпопеи Романа Суржикова о мире Полари.
Какое он место в ней занимает? Кульминационное.
Если 'Стрела, Монета, Искра' (1) - это экспозиция и завязка эпопейного мета-сюжета;
если 'Лишь одна звезда' (2) и 'Кукла на троне' (3) обеспечивали его развитие в диалектически дополнительных состояниях Войны и Мира (ага, тех же, что и у Толстого),
то Охота стала лидером по плотности и эмоциональности действия, ориентированного не на тот или иной этап, а на главный сюжет эпопеи.
(Для сравнения, в Звезде действия было много, но это действие - сплошь контакт с миром, подбрасывающим преграды, чтобы до главных сюжетных тайн не скоро добраться).
Идея Охоты.
Думаю, что главная идея - Честность имеет смысл.
Потому кульминационный пункт главной линии романа - это суд. И хоть судьи к особой беспристрастности не тяготеют, всё равно судебная схватка становится испытанием сравнения с совестным эталоном для всех и каждого.
В плане честности работают и частные эталонные испытатели - Леди-во-Тьме и пророк. Сама местность Дарквортер - где-то и по контрасту (можно травить любого, концов не найдут) становится её (честности) оплотом.
Есть и оплот античестности. Место, где властитель труслив, обидчив и мелочен, и в позорной своей слабости черпает силу, эта сила - любовь и преданность подданных. Где воплощено этакое чудо? В Уэймаре.
Ценность честности - прежде всего самоценность, поддерживаемая посвящёнными героями, но присутствует не только лишь в ней самой. Честное отношение к делу - ещё и основание для обретения полноты власти.
Дефицит честности - приводит к её потере.
Из героев романа полностью сообразуется с эталоном честности - Эрвин (испытания в поезде, в суде и в гробнице, ни одно не провалено); через унижение и кровь прибивается к её берегу и Иона (её главная проблема - честность перед собой); через опыт потерь навещает её и Хармон; наконец, и Дороти также приходит к ней из мира наведенной патологии.
А вот наёмный меч Джоакин вопреки мечтаниям о высоком, находит себя воистину где попало. Был почти рыцарем? Героем-любовником? Спасителем несчастных в одиноком бегстве? Защитником угнетённых крестьян? - не сложилось. Так теперь он торгаш - это раз, и обидчивый головорез, преданный новому хозяину, сказавшемуся добрым.
Пара героев эпопеи к эталону честности где-то и близи, но срезаются на высших ступенях. Это Минерва и Адриан, равно предавшиеся суете в некий неосознанный для себя момент.
Мир Охоты.
Корона - столичная земля, где нашёл себя Эрвин.
Фаунтера в ней. Здесь максимум его силы. Главная локация здесь - Палата. Оплот честной законности (в силу качества, приданого лорд-канцлером).
Плюс Маренго - её горизонтальное преддверие, встречающее послов.
Плюс Арден - её историческая глубина, встречающая расхитителя.
И в Маренго, и в Ардене власть Эрвина съёживается, защищать её приходится с риском. Характерно, что там и сям испытания ему устраивает Минерва. Оба раза исход испытаний она пытается предрешить, чем невыгодно отличается от болотников/пророка. Те - 'не доводят до конца', провоцируют посвящаемых на новый выбор.
В Ардене Минерва становится эквивалентна Аланис. Обе, опережая Эрвина, распоряжаются секретом похоже - в своекорыстии сепаратного договора. Но Минерва - лайт-версия Аланис. Последняя пала глубже и приглашает более разрушительные силы. Если ловушки Минервы Эрвин обходит без потерь, то ловушки Аланис традиционно кровавы - и почти что смертельны для властителей.
Шиммери - летний край, раздираемый конфликтом отцов и детей. Его войско - наёмники, златые мечи обоюдоострые.
В нём - Лаэм, город сибаритствующей лживой персоны. Оплот гедонизма, отринутого пророком. Дутая сила, скрывающая слабость.
Мелисон - провинциальное прибежище Хармона, святость обиженной простоты. Верной защиты не даст, но утешит словом.
Пентаго - обитель манипуляций над бездонной пропастью.
Собственно пропасть - место, развязывающее язык Предметам.
Остров Фарадея-Райли. Закрытое место. Тюрьма тела и разума для медведицы Дороти. Возможность покинуть её даруют верные числа.
Кстати, из косвенных данных:
Первая Зима - тоже закрытое место. Почта туда не летит, раз сообщения нет, то убийство Джейн, компаньонки Ионы - меньшее, что может случиться.
Графство Шейланд - благостный альтернативный мирок. Добрых олигархов видали? Вот и воплощенье их доброты.
Уэймар - преданный властителю город и замок в нём, исполненный истинно мещанского достоинства и самую малость жлобский.
Ложе Дара - зона священных раскопок Пикника на обочине.
(*кстати, прогноз на 5-й роман: Закатный берег и Мельницы - не задействованные ранее, должны бы там проявиться!)
Сюжет Охоты.
Формально:
- Две больших линии (Стрела и Монета)
- И три малых (Свидетель, Меч, Северная птица).
По сути:
- Три больших линии (Стрела, Монета и Меч + Северная птица).
- И малая (Свидетель).
Всякая линия локализована в пространстве мира и освещает свой круг волпросов.
Главное в Монете: мечта о счастье, поиск безопасности, поиск смысла, поиск в себе человека, разочарование в суетном. Эта линия славно начинает роман, даёт ему энергию старта. Проводит героя через испытание неминуемости погибели. Что касается финала, то, на мой взгляд, он наиболее суетный из всего, что происходит а романе. Эпицентр суеты - не то чтобы сам Хармон, однако вокруг него кучкуются люди с суетными помыслами. Ведут себя просто-таки кинематографично: просто какие-то Большие гонки, Блеф с Челентано, Этот безумнгый-безумный мир и Итальянцы в России. Шаваны, внезапно самозародившийся козий народ, Охотник инкогнито, Второй из Пяти, Золотые Мечи, Страусы, Лабелины - все промелькнули перед нами, все побывали тут. В этой связи знаменательный Миг - Оживший Предмет, изучение тайны Бездонного провала - тут же забалтывается, обесценивается. Знаменательно, что Охотник - именно здесь, среди искателей лёгкой наживы.
Главное в Стреле: поиски Кукловода, дезактивация его действий, постижение сути Абсолюта, судебные действия, управление империей, интриги по налаживанию мира. Суть линии - строгость, ответственность, импровизации в опасные моменты, познавательное проникновение в глубины. Эрвин начинает правителем по сути в искусственном статусе, а заканчивает обретением статуса, соответственного функциям.
Главное в Птице: загадка побега узника, рациональное постижение сути любви в семейных отношениях лордов, любовь к брату и стремление помочь, мониторинг справедливости, поиск места Севера в мире и в себе. Финал линии - самый сильный эмоционально, лупит наотмашь. В нём Иона играет скрытыми прежде красками, направляя природный ресурс впервые не против себя.
Главное в Мече: найти себе угол и хозяина, устроиться, отомстить. Ненависть к графьям и северянам неожиданно для героя трансформируется в участие в конфликте на стороне графа против северян.
Главное в Свидетеле: освободиться. Героиня изживает суетное в себе, отправляется от архетипической сути, от числа семь. Исцеляется вопреки исцелительной программе лечебницы, наблюдает впервые ночной её мир, исполненный умалишённой похоти. Она сама запускает спасение, организуя компетентных персонажей вокруг себя - Карен сильна исторической памятью, Нави - теорией вероятности.
Связи между линиями:
Линии Птицы и Меча связаны наиболее тесно, отчего можно говорить о единой линии. Многие события можно давать в обоих фокалах, да и смена фокалов Птица-Меч не есть явным признаком разнолинейности (так, в Монете фокальным персонажем становится то Хармон, то Бакли, то ваще Лабелины).
Линии Стрелы и Птицы связана почтовым сообщением, а также мыслями героев - Эрвин и Иона помнят друг о друге.
Линии Стрелы и Монеты соединяет Светлая Сфера, хотя это далёкая связь, отнюдь не оперативная. Хармон в Шиммери от Эрвина в Фаунтере в своих действиях абсолютно автономен.
Самая далёкая от всех линия - Свидетель. Но и здесь есть связующие предметы. Роман 'Роза и Смерть', переписываемый душевнобольными, затем попадает на стол Нексии и участвует а) в попытке покушения на Эрвина средствами Ульяниной пыли; б) в прозрении Ионы на тему 'второй стрелы', объясняющей поведение шута.
Герои.
Эрвин опять на коне. Всю Тронную куклу пробаловался - вот и навёрстывает. Верен Агате. Стратегически прямолинеен, тактически гибок. Чтобы стреле пролететь, надо ведь поле расчистить. Этот герой мне традиционно близок - вышел умом и благородством, а также смелостью, очищенной в горниле тревоги.
Хармон - в этом романе вызывает симпатию. Борьба с самим собой против пошлого идеала должна быть вознаграждена.
Джо - ненаучаемый перс. Как бы судьба ни била, а он всё такой же. Верное сырьё для цветных переворотов. Симпатии к нему особенной нет, одно сожаление.
Сибил - упала и поднимается. Свои прегрешения, на мой взгляд, сполна искупила. Достойна свободно добиться счастливой участи.
Иона - главное открытие романа. Главы её линии меня прежде не сильно радовали. Здесь - не то. Сжатая пружина наконец распрямилась.
Главная загадка романа - кто Кукловод.
Получила разгадку? Да!
И мы заем теперь Кукловода? Ага! Даже двоих!
Дело в том, что назван Кукловодом один, а действует, как кукловод - второй. И до кучи, есть ещё третий. На него не думают, но он с ними, и кто из них главный - это ещё вопрос!
Может, названный Кукловод оставлен для 5-й книги, ну а здесь шла попытка зачистки верного его сателлита. Да, похоже.
Но похоже ведь и на то, что недобитый антагонист сможет развернуться сильней, чем тот, кто был назван.
А уж третий - похоже, силён уже тем, что слаб, и на него не подумаешь...
В общем, вангую: в последней книге любителям детективных историй всяко будет чем занять свой ум!
Язык.
Тут много оригинального не скажу. Очень живо, очень эмоционально и ярко, при этом логично. Прекрасно передана динамика, оттенки чувств, типы мировоззрений.